СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Театральная педагогика как наиболее эффективный путь изучения драмы.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит материалы выступления по теме "Театральная педагогика..." на примере изучения трагедии У. Шекспира "Ромео и Джульетта"

Просмотр содержимого документа
«Театральная педагогика МОЯ»




Работу подготовила

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 п. Новый

Гиагинского района

Нагибина Екатерина Владимировна











«Театр – это школа, в которой учатся с удовольствием,

не замечая того, что учатся.»

И. Ф. Шиллер


Вероятно, каждый, кто пришел к мысли, что в школе существует особая система театральной педагогики, начинал путешествие к этой мысли одинаково. Примерно так, как начинали этот путь гимназические учителя А.С.Пушкина и М.С.Щепкина. Посмотрев в один прекрасный день на школьников, которые никак не могут увлечься рассказами школьного учебника о великих литературных произведениях или великих театральных открытиях, потенциальный школьный театральный педагог однажды предложил детям поставить спектакль...

Именно таким путем приходят многие педагоги к принципу театральной педагогики.


Почему же из многих методик мы останавливаемся именно на этой методике? Что она дает?

  • театральная педагогика – это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве;

  • театральная педагогика развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фантазию, устную речь, творческие способности;

  • театральная педагогика даёт опыт творческо-созидательной деятельности, сотрудничества, публичного выступления, коллективного социального творчества;

  • театральная педагогика снимает «зажимы» и комплексы у обучающихся;

  • театральная педагогика обогащает образовательный процесс;

  • театральная педагогика – это игровая технология, позволяющая работать в зоне ближайшего развития ребёнка;

  • театральная педагогика позволяет создать условия для развития универсальных учебных действий у детей.

Интерпретирование драматического произведения становится наиболее эффективным и продуктивным тогда, когда оно возникает в результате художественно-эстетической деятельности учащихся на уроке литературы и, в частности, сценическо-игровой.

Опыт показывает, что учащихся привлекают творческие формы работы. Причина тому - яркий эмоциональный отклик, который вызвал урок.

Наиболее эффективными являются следующие приемы:

  1. Лекции учителя с элементами беседы.

  2. Различные виды пересказов.

  3. Чтение мастеров художественного слова.

  4. Прослушивание отдельных сцен из пьес в исполнении актеров.

  5. Комментированное чтение учителя.

  6. Заучивание наизусть.

  7. Составление развивающих вопросов.

  8. Ответы на вопросы, воспроизводящего характера.

  9. Устное словесное рисование.

  10. Самостоятельная работа учащихся с пьесой.

  11. Составление сценария к спектаклю.

  12. Инсценирование.

В рамках урока литературы есть возможность наиболее целесообразно использовать элементы театрализации.

Театрализация – один из важнейших принципов реализации идеи драматического контекста. Ее используют многие учителя-словесники, стремящиеся сделать свой урок интересным и разнообразным.

Урок литературы – всегда маленький спектакль, в котором «играют все», даже самые «тихие» актеры, втянутые в действие как будто поневоле, но их мимика и выражение глаз выдадут их внимание и интерес к происходящему. Это особый театр, где импровизация – душа всего. Кажется, учитель-режиссер готов к любому изменению в «сценарии», предвидит реакцию учащихся-актеров на некоторые вопросы, но даже он не всегда знает все варианты разворачивающегося учебного (театрального) действия.

В целом, методическая реализация театрального проекта осуществляется по следующим видам работы учащихся:

1. Самостоятельное прочтение текста пьесы и формирование первого личностного впечатления.

2. Коллективный обмен мнениями.

3. Ролевое чтение текста пьесы.

4. Обсуждение чтения и произведения (сначала учащиеся отвечают на вопросы, подготовленные учителем, а затем, исходя из своего образно-аналитического и идейно-эстетического восприятия текста, сами готовят вопросы для его анализа).

5. Аналитическая работа с текстом по выработке режиссёрской концепции (учащиеся выбирают форму работы – индивидуальную, парную или групповую, формируют по своему желанию составы команд).

6. Обмен результатами работы и их обсуждение.

7. Создание творческих групп по интересам с учетом склонностей и предпочтений учащихся (актеры, режиссеры, сценаристы, оформители, костюмеры и т. д.).

8. Репетиции творческих групп.

9. Презентация спектакля.

10. Анализ творческого труда коллектива и личности учащегося.

11. Редактирование рабочих материалов.

12. Написание рецензии на просмотренный спектакль.

13. Написание сочинения.

Фрагменты уроков, построенных на принципе театральной педагогики.







Цикл уроков по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Комментарий

Опережающее домашнее задание: Прочитать трагедию В. Шекспира «Ромео и Джульетта», подготовить вопросы по произведению.

Вступительный этап

Род людской один, и он делим Не на Монтекки и Капулетти, Не тех, кто был убит и кто убил, А лишь на тех, кто любит и любил… Любовь есть гений и спасенье сердца. И нет тому счастливее примера, Чем повесть о Джульетте и Ромео.

Б.Ахмадулина

Учащиеся слушают учителя и составляют  предполагаемый план урока.

Вступительное занятие по изучению драматических произведений – важный двигатель будущего разговора о театре и драме. Исходными событиями процесса обучения может послужить вопрос-интрига, жизненная ситуация самого учителя (она бывает крайне интересна для учащихся), история, прочитанная в книге, статья из газеты, письмо кого-либо писателя - факты-раздражители, используемые учителем с целью завоевать внимание аудитории и концентрировать мысли обучаемых на предмете будущего спора

Ролевое чтение текста пьесы и ее анализ.

1. К какому жанру относится пьеса Шекспира? Что характерно для данного жанра?




"Ромео и Джульетта” — это трагедия. Трагедия — это драматическое произведение, в котором изображается столкновение героя с миром, его гибель и крушение идеала.

Вторая часть урока – основное его событие. Драматическое произведение анализируется следующим образом: рассматриваются проблемы, сюжет, композиция, детали, реплики героев и их монологи. На этом этапе урока, для постижения характеров героев и концепции пьесы, учителю необходимо организовать вдумчивое «вчитывание» в сюжет пьесы.



Поскольку уровень литературных знаний, речевых умений и навыков учащихся разный, важным становится следующий шаг урока, на котором обучаемые обмениваются своими вопросами, составленными самостоятельно: они выбирают самые интересные вопросы и корректируют свои ответы. 

Здесь важна смена видов деятельности: если вначале классу предлагались вопросы, предварительно подготовленные учителем, то позднее, учащиеся составляют их сами (индивидуально или в группах), опираясь при этом на личное восприятие текста. При таком подходе к анализу учащиеся выполняют не только разноуровневые задания, но и участвуют в оценке своего результата.


С чего начинается пьеса? Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным?

В древности, в античных трагедиях был такой персонаж — хор, состоявший из группы актеров. Он выражал мнение автора, высказывал отношение к происходящему, комментировал события. Шекспир использовал этот прием древних авторов, чтобы сразу настроить зрителей на трагедию, только в его пьесе роль хора выполнял один актер.

В прологе на сцену выходит хор и в своей речи кратко сообщает сюжет всей пьесы.
















С какой сцены начинается действие? Что мы узнаем о жизни Вероны в самом начале произведения? 




Первая сцена — столкновение слуг, в которое вмешивается Тибальт, а потом Бенволио пытается предотвратить сражение. В этом городе многие годы длится вражда двух семейств, причина ее давно забыта, правителю Вероны и жителям это противостояние уже давно надоело, так как оно приносит много бед, но по-прежнему льется кровь.

В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?




В произведении изображается, как влюбляются друг в друга члены враждующих семейств, самые юные представителя фамилий Монтекки и Капулетти. Их чувство преодолело вражду и способствовало примирению семей после трагической смерти героев.

Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.




Сюжет — система событий в произведении. 
Экспозиция — изображение столкновения Монтекки и Капулетти, беседа Бенволио и Ромео, подготовка к балу в доме Капулетти. 
Завязка — встреча Ромео и Джульетты на балу у Капулетти и рождение любви. 
Кульминация — сцена в склепе, когда каждый герой, считая своего возлюбленного умершим, принимает решение уйти из жизни.
Развязка — рассказ брата Лоренцо и примирение семей

Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?


Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.

(Акт I Сцена I).

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнем, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слез,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.

(Акт I Сцена I).

Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.

(Акт I Сцена I).

Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

Ромео признается, что влюблен в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать. В начале пьесы герой много говорит о своей любви, предается грусти.

Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?




Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульеттта отвечает:

Еще не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для Вас. (Акт IСцена III)

Юная героиня еще не думала о любви, о браке, она спокойно воспринимает слова матери.

Вспомните, сколько лет Джульетте?

О возрасте героини мы узнаем из речи ее кормилицы: “Ей нет еще четырнадцати лет”.

Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку?

Может быть, драматург желал подчеркнуть, что любовь может прийти в любом возрасте, главное, чтобы человек был готов любить. Он выбирает юную героиню, чтобы показать силу чувства: Джульетта ведет себя смело и решительно.

Как и где вспыхивает чувство юных героев?


Любовь возникает внезапно во время случайной встречи Ромео и Джульетты на балу у Капулетти, куда герой явился в надежде встретиться с Розалиной. Важно, что герои влюбляются, не зная имен друг друга. Когда они узнают правду, это не останавливает их.

Зачитайте отрывки из текста, в которых герои говорят о своих впечатлениях друг от друга.








Ромео:

Ее сиянье факелы затмило.
Она, подобно яркому бериллу
В ушах арапки, чересчур светла
Для мира безобразия и зла.
Как голубя среди вороньей стаи,
Ее в толпе я сразу отличаю.
Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.
Любил ли я хоть раз до этих пор?
О, нет, то были ложные богини.

О чем свидетельствуют сравнения в этом монологе Ромео?


Я истинной красы не знал доныне.

Герой подчеркивает отличие Джульетты от окружающего мира, ее чистоту и хрупкость.












Какая тема звучит в высказывании героини?

Джульетта:

Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?

(Акт II Сцена 5)

Джульетта понимает, что любовь к врагу семьи связана со сложностями, в ее словах звучит тревога.

Что мешает их любви?

Любви героев мешает вражда их семейств.

Как любовь воздействует на героев: как ведут себя

Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине.

Ромео и Джульетта до и после знакомства?


Когда он встречает дочь Капулеттти, то начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки. Он сразу же договаривается с отцом Лоренцо о венчании, не желает сражаться с Тибальтом, провоцирующим столкновение.
Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется еще сильнее: сначала она была покорной дочерью, но, полюбив, обретает решимость и борется за своё чувство.
Любовь в трагедии предстает как великий воспитатель, она меняет Ромео и Джульетту: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.

Прочтите, на что готова Джульетта, чтобы сохранить верность Ромео?










Чтоб замуж за Париса не идти,
Я лучше брошусь с башни, присосежусь
К разбойникам, я к змеям заберусь
И дам себя сковать вдвоем с медведем.
Я вместо свадьбы лучше соглашусь
Заночевать в мертвецкой или лягу
В разрытую могилу. Все, о чем
Я прежде слышать не могла без дрожи,
Теперь я, не колеблясь, совершу,
Чтоб не нарушить верности Ромео.

Как ее характеризуют эти слова?

.

Признание героини свидетельствует о том, что она повзрослела, у нее есть мужество и готовность к серьезным поступкам, она готова бороться за свою любовь

Моя режиссерская концепция

.Ролевая игра «Съёмка кинофильма»

-распределяет роли, объясняет задание:


  • сценарист (индивидуальное задание): предложить свой вариант названия, определить тему, идею произведения, схематично определить фабулу;

*режиссёр и его ассистент (работа в паре): определить жанр фильма, композицию трагедии;

*группа психологов (работа в группе- 4 человека): составить схему «Действующие лица, главные и второстепенные, их группировка». Ромео и Джульетта - изменились ли они со времени их первой встречи (доказать словами из текста)

  • консультанты (работа в паре): дать речевую характеристику героев, распределить роли между одноклассниками, объяснить свой выбор;

*детективы (работа в группе - 4 человека): собрать доказательства преступления, выявить причину конфликта и виновных в смерти главных героев; подумать: можно ли было избежать смерти героев, найти доказательства в тексте произведения.

  • художник (индивидуальная работа): нарисовать афишу нового кинофильма, использовать символику.

Естественно, используемый на уроках литературы дополнительный материал, вызывает интерес и потребность у учащихся поговорить подробно о великих режиссерах, актерах, музыке, характеризующую эпоху.

После эвристического диалога в классе организуется работа в творческих подгруппах. Одна подгруппа работает в качестве сценаристов, которая создает общую канву всей программы (подбирает информацию об авторе, о пьесах, анализирует рецензии критиков, выделяет, наиболее важные для интерпретации идеи автора, сцены).

Другая подгруппа – художники по декорациям и костюмам изучает специальную литературу, в которой воссоздается время действия – эпоха, события (где? когда? как?), и на основе нее разрабатывает эскизы декораций и костюмов, эскизы афиши, программы и даже билеты.

Третья подгруппа занимается музыкальным оформлением спектакля – подбирает и записывает мелодию, которая характеризует художественное время пьесы и помогает понять настроение автора и его героев.

Четвертая подгруппа (в составе 7-8 человек) – «труппа актеров» работает над сценическим воплощением образов героев. Иногда на уроке готовятся два-три состава, потому что желающих играть больше, чем ролей.

Во время подготовки к спектаклю

каждый учащийся-исполнитель рассказывает о своем герое: как он понимает его, в чем его назначение, комментирует взаимоотношения главного героя с другими. Затем в классе еще раз обсуждаются ключевые сцены пьесы, их взаимосвязь, но уже в контексте написанного сценария. Учащиеся высказывают мысли по поводу того, как меняются (или не меняются) герои от эпизода к эпизоду. Выстроив линию поведения каждого персонажа, после совместного обсуждения ролей и сценария, участники спектакля начинают репетиции.

С этого момента появляется новая задача у сценаристов, художников, музыкальных оформителей, костюмеров. Они становятся аналитиками (учащиеся сами решают: работать индивидуально или в группах) и комментируют каждое действие пьесы по разработанной памятке «Анализ эпизода»

Итогом таких уроков является инсценирование фрагментов пьесы, Написание рецензии на просмотренные фрагменты.

Ценность творческого проекта состоит в том, что буквально перед каждым обучаемым стоит своя задача, выполняя которую он тем самым вносит свой вклад в результат, именуемый, как спектакль. Участвуя в подобных литературно-театральных проектах, учащиеся учатся интерпретировать художественную идею на основе авторской позиции и не только выражать отношение к прочитанному произведению, но и развивать свои мыслительные способности и утверждать себя как творческую личность.

И еще один немаловажный методический аспект. Если серьезно отнестись к такой форме урока, то должен получиться заинтересованный, неформальный разговор о произведении, который поможет каждому взглянуть на эту книгу по-другому, отвлечься от стереотипов и, в конце концов, даже снова перечитать ее.



Используемая литература

 

Активные формы преподавания литературы под ред. Р.И.Альбетковой, М,1991.

Берковский Н.Я. Литература и театр. - М., 1969.

Богданова О.Ю., Леонов С.А., Чертов В.Ф. Методика преподавания литературы – М., 2000.

Зепалова Т.С. Восьмиклассники читают драму – В сб: Из опыта преподавания литературы. Сост. Д.Л.Устюжанин. - М, 1975.

Зепалова Т.С. Уроки литературы и театр. - М., 1982.

Ильев В. А., Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока. – М., АО «Аспект Пресс», 1993.

Никитина А. Школьная театральная педагогика в контексте современного российского образования«УГ Москва», №50 от 11 декабря 2012


Интернет-ресурсы

http://www.superinf.ru/

http://festival.1september.ru/



Источник шаблона:

Олифирова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

СОШ № 14 г. Северодонецка


Просмотр содержимого презентации
«Выступление ТЕАТРАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА»

Театральная педагогика как наиболее эффективный путь изучения драмы  Работу подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №7 п.Новый Гиагинского района Нагибина Екатерина Владимировна

Театральная

педагогика

как наиболее

эффективный

путь изучения драмы

Работу подготовила

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №7 п.Новый

Гиагинского района

Нагибина Екатерина Владимировна

«Театр – это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся.»  И. Ф. Шиллер

«Театр – это школа, в которой учатся с удовольствием, не замечая того, что учатся.»

И. Ф. Шиллер

Театральная педагогика Это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве Развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фантазию, устную речь, творческие способности Даёт опыт творческо-созидательной деятельности, сотрудничества, публичного выступления, коллективного социального творчества Снимает «зажимы» и комплексы у обучающихся Обогащает образовательный процесс Это игровая технология, позволяющая работать в зоне ближайшего развития ребёнка Позволяет создать условия для развития универсальных учебных действий у детей

Театральная педагогика

Это «живое» образование, основанное на мышлении и творчестве

Развивает память, внимание, образное мышление, воображение, фантазию, устную речь, творческие способности

Даёт опыт творческо-созидательной деятельности, сотрудничества, публичного выступления, коллективного социального творчества

Снимает «зажимы» и комплексы у обучающихся

Обогащает образовательный процесс

Это игровая технология, позволяющая работать в зоне ближайшего развития ребёнка

Позволяет создать условия для развития универсальных учебных действий у детей

Эффективные приемы

Эффективные приемы

Виды работы Написание  рецензии на просмот- ренный спектакль. Презента- ция спектакля

Виды работы

Написание

рецензии

на просмот-

ренный

спектакль.

Презента-

ция

спектакля

Цикл уроков по трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта».

Цикл уроков по трагедии

В. Шекспира

«Ромео и Джульетта».

Вступительный этап Род людской один, и он делим Не на Монтекки и Капулетти, Не тех, кто был убит и кто убил, А лишь на тех, кто любит и любил… Любовь есть гений и спасенье сердца. И нет тому счастливее примера, Чем повесть о Джульетте и Ромео. Б.Ахмадулина

Вступительный этап

Род людской один, и он делим

Не на Монтекки и Капулетти,

Не тех, кто был убит и кто убил,

А лишь на тех, кто любит и любил… Любовь есть гений и спасенье сердца. И нет тому счастливее примера,

Чем повесть о Джульетте и Ромео.

Б.Ахмадулина

Анализ произведения С чего начинается пьеса?   Какой персонаж появляется на сцене? Не показалось ли вам это удивительным? К какому жанру относится пьеса Шекспира?  Что характерно для данного жанра?  С какой сцены начинается действие?   В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе? Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой? Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

Анализ произведения

С чего начинается пьеса?

Какой персонаж появляется на сцене?

Не показалось ли вам это удивительным?

К какому жанру относится пьеса Шекспира?

Что характерно для данного жанра?

С какой сцены начинается действие? 

В чем необычность ситуации, которая предстает перед нами в пьесе?

Давайте проследим, как создаются образы главных героев, которые изменяются под влиянием своей любви. Что говорит Ромео о любви в начале трагедии, до знакомства с Джульеттой?

Вспомните, что такое сюжет, и выделите его элементы в трагедии У. Шекспира.

Анализ произведения Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь? Вспомните, сколько лет Джульетте? Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку? Почему герой так отзывается о любви? В чем дело? Как ее характеризуют эти слова? Как и где вспыхивает чувство юных героев? О чем свидетельствуют сравнения в монологе Ромео? Прочтите, на что готова Джульетта, чтобы сохранить верность Ромео? Что мешает любви героев? Какая тема звучит в высказывании героини?

Анализ произведения

Когда мы впервые встречаем Джульетту? О чем идет речь?

Вспомните, сколько лет Джульетте?

Как вы думаете, почему автор героиней делает такую молодую девушку?

Почему герой так отзывается о любви? В чем дело?

Как ее характеризуют эти слова?

Как и где вспыхивает чувство юных героев?

О чем свидетельствуют сравнения в монологе Ромео?

Прочтите, на что готова Джульетта, чтобы сохранить верность Ромео?

Что мешает любви героев?

Какая тема звучит в высказывании героини?

Моя режиссерская концепция Сценаристы Художники Музыканты Актеры Психологи Лингвисты Детективы

Моя режиссерская концепция

Сценаристы

Художники

Музыканты

Актеры

Психологи

Лингвисты

Детективы

Театральная педагогика

Театральная педагогика

Источник шаблона:  Олифирова Татьяна Ивановна, учитель русского языка и литературы СОШ № 14 г. Северодонецка

Источник шаблона:

Олифирова Татьяна Ивановна,

учитель русского языка и литературы

СОШ № 14 г. Северодонецка