– Читаем дневниковую запись Алексея от 31 декабря и отвечаем на 1-й, 2-й, 3-й вопросы учебника (с. 127). – Что такое «высшее счастье» по словам Алексея? (Это общение с близкими, понимающими тебя людьми, доброта и забота.) Формулируем тему урока: – Что было высшим счастьем для героев О. Генри? – В 6-м классе (учебник «Год после детства») вы уже встречались с известным американским писателем О. Генри. Расскажите, что вам известно о его жизни и творчестве. – Прочитайте статью о писателе на с. 128 учебника «Путь к станции “Я”». Что нового вы узнали о нём? Помогло ли вам знакомство с биографией О. Генри лучше понять его рассказ? – Какими вы представляете себе героев рассказа – молодых супругов Деллу и Джима? – Составьте литературные портреты Деллы и Джима. – Расскажите о жизни героев, опираясь на детали, встречающиеся в тексте рассказа. – Помогают ли вам воссоздать их облик иллюстрации на с. 129, 133 (рисунки к журналам «Парижская мода» и «Театральная жизнь» конца XIX в.)? – Что скрашивало «красноречиво молчащую бедность», в которой жили молодые супруги? – Чем для Деллы и Джима было Рождество? – Почему именно на Рождество нужно было подарить друг другу «что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное»? – Делла и Джим пожертвовали друг для друга своим единственным достоянием. Только ли это доказывает, что они по-настоящему любили друг друга? – Радостным или грустным представляется вам рассказ «Дары волхвов»? – В задании III. 1 (с. 49) «Тетради по литературе» говорится: «Известно, что волхвы (мудрецы) принесли в дар младенцу Иисусу подарки с особым смыслом: золото – как Царю царей, ладан (ароматическую смолу для курения благовоний при богослужении) – как Богу и смирну (мазь, предохраняющую тело умершего от тления) – как смертному человеку. Подчеркните слова, отражающие суть подарков «мудрых отцов» и «глупых детей» (разным цветом). (Забота, уважение, любовь, выгода, расчёт, жертвенность, бескорыстие, преклонение, великодушие, доброта.) – Что имел в виду О. Генри, говоря: «Волхвы принесли драгоценные дары, но среди них не было одного»? О каком даре идёт речь? – По какой причине писатель назвал свой рассказ «Дары волхвов»? – Почему он считает волхвами людей, подобных герою и героине рассказа? – Как вы понимаете смысл фразы: «… из всех дарителей эти двое были мудрейшими»? – В прошлом году вы читали рассказ О. Генри «Последний лист». Есть ли что-то общее в этих двух рассказах писателя? Зачитываем окончание рассказа: «А я тут рассказал вам ничем не примечательную историю про двух глупых детей из восьмидолларовой квартирки, которые самым немудрым образом пожертвовали друг для друга своими величайшими сокровищами. Но да будет сказано в назидание мудрецам наших дней, что из всех дарителей эти двое были мудрейшими. Из всех, кто подносит и принимает дары, истинно мудры лишь подобные им. Везде и всюду. Они и есть волхвы». Информация для учителя. Каждый из них даритель, и каждый из них принимающий дары. Они оба волхвы, и оба они – младенцы, любящие, чистые, абсолютно нерасчётливые и бескорыстные, готовые жертвовать друг для друга самым дорогим, жить почти впроголодь в дешёвой квартирке и, живя в бедности, оставаться счастливыми, лишь бы рядом был любимый человек. Рассказ дышит любовью к людям и к жизни. Автор и радуется за своих героев, и гордится ими, любуясь их душевной красотой, молодостью, любовью, и негодует на тот мир, где эти двое должны биться за каждый цент, чтобы жить, где Делла, чтобы сделать подарок мужу, должна продать свои роскошные волосы (вероятно, ей автор сочувствует больше, чем Джиму, недаром поступок Деллы описан более подробно). Рассказ вызывает и грусть, и радость в одно и то же время, как большинство рассказов О. Генри, в том числе рассказ «Последний лист». Герои О. Генри чаще всего бедны, они с трудом зарабатывают себе на жизнь, но они красивы душой, добры и самоотверженны. Говоря о Делле, особое внимание следует уделить иллюстрации на с. 133, удивительно точно воссоздающей облик прелестной героини О. Генри. Вот она, юная, худенькая, шаловливая и в то же время печальная, сидит и размышляет, как воспримет муж её короткую стрижку. – Понаблюдайте за языком рассказа и определите, каковы средства создания юмористического эффекта в творчестве О. Генри. Для этого выполните в «Тетради по литературе» задания I, II (с. 47–49). – Возможно ли другое окончание рассказа? Предположите его (работа по группам: Делла (Джим) нашли клад; кому-то из них предложили престижную работу; подарки были другими). Как изменяется смысл рассказа? Почему рассказ заканчивается именно так? Что такое притча? – Что есть высшее счастье для героев рассказа? (Раскрываем тему урока.) – Читаем стихотворения А.С. Пушкина («Если жизнь тебя обманет…») и Б.Ш. Окуджавы («Прощание с новогодней ёлкой»). Желательно, чтобы учащиеся уловили внутреннюю связь между этими стихотворениями и произведениями, включёнными в раздел «Я и другие». Особенно ощущается связь стихотворений Пушкина и Окуджавы с последней частью раздела, вселяющей веру в торжество добра и любви. И грустное, даже несколько трагическое стихотворение Окуджавы заключает в себе таинственную прелесть и романтику Нового года и будит в душе светлые и нежные чувства к кому-то очень дорогому и близкому. |