Автор УМК: А.В. Перышкин. Физика 7 класс. М - Дрофа
Как минимум ученик научится: - понимать принцип работы поршневого жидкостного насоса, гидравлического пресса и способов обеспечения безопасности при их использовании;
- приводить примеры применения поршневого жидкостного насоса и гидравлического пресса;
Как максимум получит возможность: - использовать полученные знания в повседневной жизни (экология, быт, охрана окружающей среды)
- использовать формулу гидравлической машины при решении задач, осуществлять выбор различных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.
Этапы урока. | Задачи | Деятельность учителя | Планируемая деятельность учащихся | Формирование универсальных учебных действий |
Организационный этап | 1. Приветствие класса 2. Проверить готовность обучающихся к уроку 3. Создать условия для благоприятного психологического климата и плодотворной рабочей обстановки | Добрый день! Я рада нашей встрече. Надеюсь, что наш урок пройдет интересно и увлекательно, с большой пользой для вас. Контролирует наличие учебных принадлежностей Посмотри в глаза своему соседу по парте, мысленно пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю. Всем желаю успешно и плодотворно потрудиться! |
Ученики слушают учителя и настраиваются на изучение и восприятие нового материала | Личностные: позитивное отношение получению знаний, к познавательной деятельности Коммуникативные: сотрудничество с учителем и одноклассниками. |
Актуализация знаний | Определить важность изучаемой темы | Мини тест Фронтальная беседа с учащимися по минитесту | Отвечая на вопросы учителя, приводят примеры Высказывают свои предположения | Познавательные: уметь слушать в соответствии с целевой установкой, осознать познавательную задачу, принимать и сохранять учебную цель
Коммуникативные: вступать в учебный диалог
|
| Способствовать формированию понятия «насосы».
Создание условий для формирования умения делать умозаключения через установление причинно-следственной связи | ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ 1). Втянуть воду шприцем. Вопрос: почему вода поднимается вслед за поршнем? (атмосферное давление, которое действует на поверхность воды, заталкивает ее в образовавшееся пустое пространство). Наблюдение за бусинками. Вопрос: почему бусинки поднимаются вверх? (давление внутри шприца меньше чем атмосферное давление) 2). Выпустить воду из шприца. Наблюдение за бусинками. Вопрос: почему бусинки лежат внизу? (давление внутри шприца больше чем атмосферное давление). 3). Наблюдение за тем, есть ли между поршнем и водой промежуток? Вопрос: Что в нём находится? (безвоздушное пространство) Вывод: Шприц – простейший насос. - Посмотрите на слайде механизм (похож на наш шприц с бусинками?) Предложите ваши варианты названия этого устройства? Чем данное устройство отличается от нашего в опыте? Попытайтесь сформулировать тему сегодняшнего урока. | Выполняют исследование и отвечают на поставленные учителем вопросы. Делают выводы
Рассказывают об устройстве, предлагают варианты названия. Ученики делают выводы об усовершенствовании
Определяют тему урока. |
| Сформулировать цели и задачи урока. | План изучения приборов (механизмов): 1. Назначение прибора. 2.Принцип действия прибора (какое явление или закон положен в основу работы прибора). 3.Схема устройства прибора (его основные части, их назначение). 4.Правила пользования прибором. 5. Область применения прибора. | Высказывают предположения, используя «мнемический план» изучения приборов(механизмов), свои знания о развитии техники Формулируют цели и задачи урока |
Изучение новых знаний и способов деятельности
| Обеспечить понимание принципов работы «поршневого жидкостного насоса». | Работа с учебником. Прочитайте §46 учебника и объясните принцип действия, схему устройства поршневого жидкостного насоса, изображенного на слайде | Работают с текстом учебника §46
Пытаются объяснить принцип действия устройства, схему устройства |
Коммуникативные: участвовать в общей беседе вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать мысли
Личностные: внутренняя позиция, мотивация
Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию, слушать.
Коммуникативные: участвовать в общей беседе, вступать в учебный диалог, умение с достаточной полнотой выражать мысли
|
| О каких видах насосов вы еще узнали? Область применения. | Называют другие виды насосов и где они применяются |
Способствовать формированию понятие «гидравлические машины».
Решить задачу, с помощью которой можно отработать условие выигрыша в силе
Обеспечить понимание принципа работы «гидравлического пресса». | Опыт (рабочая тетрадь урок 40, стр 96, работа в классе п.1)
Объяснение учителем действия гидравлической машины по презентации в виде беседы. Обратить внимание на: - что жидкость передает давление по всем направлениям одинаково; - под действием давления передаваемого жидкостью приходят в движение поршни; - оказывая небольшое давление на малый поршень можно с помощью большего поршня поднять большой груз. Делаем вывод о выигрыше в силе. Решение задачи с комментированием (раб тетрадь: стр 97 п 2 решите задачу ; учебник : стр 113 упр 23, задача 2;) Решение задач - расчётные (слайды в презентации), (устно)
Мы рассмотрели принцип действия устройства «гидравлические машины» , рассмотрим применение данного устройства в механизме Работа с текстом. Найдите в тексте §47 описание устройства «гидравлического пресса», изображенного на слайде, правила пользования данным устройством, область применения. | Обучающиеся изучают наглядно принцип действия гидравлической машины и отвечают на вопросы к опыту. Обучающиеся работают вместе с учителем, записывая в рабочих тетрадях
Решение задач по слайдам
Учащиеся высказывают свои предложения |
Проверка понимания изученного материала
| Проверка уровня усвоения учащимися материала. Коррекция знаний. | 1.Какой закон используется в устройстве поршневого жидкостного насоса Ответ. Вода поднимается за поршнем под действием атмосферного давления. 2.Что является основной частью поршневого жидкостного насоса? Ответ. Цилиндр и поршень 3.За счет чего поднимается новая порция воды? Ответ. За счет клапанов 1.Какой закон используется в устройстве гидравлических машин? Ответ. Закон Паскаля. 2.Что является основной частью гидравлической машины? Ответ. Два цилиндра различного диаметра, соединенные трубкой. 3.От чего зависит выигрыш в силе гидравлической машины? Ответ. От отношения площадей большого и малого поршня. 4. Для чего используют гидравлический пресс? Ответ. Для прессования. 5.Область применения гидравлических прессов. Ответ. Применяют в промышленности, сельском хозяйстве, в виде гидравлических приборов и тормозов. | Учащиеся отвечают на вопросы(фронтально),с опоставляют свои знания со знаниями других учащихся | Познавательные: осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, структурировать знания Коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; умение оценивать правильность выполнения действий Формируют оценку и самооценку |
| | Гидравлические прессы применяются там, где требуется большая сила. Например, для выжимания масла из семян на маслобойных заводах, для прессования фанеры, картона, сена. На металлургических заводах гидравлические прессы используют при изготовлении стальных валов машин, железнодорожных колес и многих других изделий. Современные гидравлические прессы могут развивать силу в сотни миллионов ньютон. Миллионы автомобилей оборудованы гидравлическими тормозами. Десятки и сотни тысяч экскаваторов, бульдозеров, кранов, погрузчиков, подъемников оборудованы гидравлическим приводом. В огромных количествах используются гидравлические домкраты и гидропрессы в самых различных целях – от напрессовки на вагонные колесные пары бандажей до подъема ферм разводных мостов для пропуска судов на реках. | | |
Подведение итогов урока | Подвести итоги урока. | Фронтальная беседа по вопросам: Какая цель стояла перед нами на этом уроке? Достигнута ли наша цель? Что нового Вы узнали на уроке? Какова практическая значимость изучаемого вопроса?
В заключении учитель обобщает ответы учащихся, оценивает работу на уроке и делает вывод о достижении цели урока всем классом. | Объективно оценивают свое пребывание на уроке | Личностные: Формировать границы собственных знаний; развивать адекватную оценку и позитивную самооценку; Познавательные: структурировать знания; Регулятивные: на основе учета характера сделанных ошибок и самооценки вносить необходимые коррективы Коммуникативные: уметь использовать речь для регуляции своего действия, умение слушать и слышать друг друга |
Информация о домашнем задании | При выполнении домашнего задания проверить степень усвоения изученного материала | Комментирует домашнее задание: Обязательное домашнее задание §46-47 учебника; раб тетрадь стр. 95(2); стр. 97 Дополнительное домашнее задание найти материал по использованию гидравлического пресса в быту и технике (можно презентацию) | Обучающиеся записывают домашнее задание | Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу |
Рефлексия | | Наш урок подходит к концу и я хочу, чтобы вы ответили на следующие вопросы: -За что ты можешь похвалить себя сегодня на уроке? -За что ты можешь похвалить своих одноклассников? -За что ты можешь похвалить своего учителя? Спасибо за работу на уроке. Всем удачного дня. | Фиксируют свое настроение и отношение к проведенному уроку | Формируют умения рефлексивности, оценки и самооценки |