СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока психологии по теме "Темперамент"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Темперамент и характер. Темперамент и способности" для студентов 2 курса педагогического колледжа.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока психологии по теме "Темперамент"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ Нижегородской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

"Лукояновский педагогический колледж им. А.М. Горького"

(ГБПОУ ЛПК)


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. Общая характеристика урока

Преподаватель: Бешенова И.М.

Группа: 221 Дата: 29.11.2017 Время: 8.00 Кабинет:6


Учебная дисциплина, МДК: ОП.02. Психология

Раздел программы: Свойства личности

Тема: Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.

Тип урока: комбинированный. Организационная форма проведения учебного занятия: лекционно-практическое.

Цель: сформировать представление обучающихся о типах темперамента и их проявлении в деятельности

Задачи:

Практические:

активизация и усвоение понятий по теме «Темперамент»

Образовательные:

1. Формирование у обучающихся общих и профессиональных компетенций (ОК 1, ОК 2, ОК 4, ПК 3.1., ПК 4.1.)

определять по поведению (его описанию) тип темперамента человека, устанавливать связи между типом темперамента и общением, характером, способностями

Развивающие:

1. Развивать коммуникативные способности, умения межличностного общения.

2. Развивать умения анализировать учебный материал и соотносить его с практикой.

строить межличностное взаимодействие с учетом особенностей темпераментов.

Воспитательные:

1. Воспитывать устойчивую мотивацию к будущей профессии.

Формируемые ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Формируемые ПК (УУД):

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 4.1. Выбирать учебно-методический комплект, разрабатывать учебно-методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы) на основе федерального государственного образовательного стандарта и примерных основных образовательных программ с учетом типа образовательной организации, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся.

Оборудование:

Компьютер с лицензионным программным обеспечением;

Презентации преподавателя и обучающихся

Видеоролики «Типы темперамента»

Листы с вопросами для обсуждения



  1. Предварительная хронометрия урока контроля уровня усвоения знаний и сформированности умений и навыков

Этап учебного занятия

Подэтап учебного занятия

Время

1. Подготовка учащихся к учебной деятельности

1.1. Организационный момент

1.2. Сообщение темы и цели занятия

1.3. Актуализация умений, навыков и знаний, подлежащих контролю

1

1

3

2. Основная часть занятия

2.1. Презентация типов темперамента обучающимися

2.2. Обсуждение (работа в группах)

2.3. Обучающая часть занятия

2.4. Контроль уровня усвоения знаний, умений и навыков

7

9

15

6

3. Завершающий этап занятия

3.1. Подведение итогов занятия, мониторинг результативности

3.2. Рефлексия

3.3. Организационный момент, д/з

1

1

1







Этап урока, время

Задачи этапа

Используемые формы, методы, приемы, средства

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Планируемый результат

(смогут, узнают)

  1. Подготовка учащихся к учебной деятельности

1. 1. Орг. момент


- подготовить обучающихся к работе


Взаимное приветствие преподавателя и обучающихся, определение отсутствующих, проверка подготовленности обучающихся к уроку, организация внимания.


1.2. Сообщение темы и цели занятия

- создать условия для включения в учебную деятельность

Эвристическая беседа

Задает вопросы, связанные с темой урока

Отвечают на вопросы, выстраивают логические связи по ходу изучения материала

Смогут внимательно относиться к изучаемому материалу

1.3. Актуализация умений, навыков и знаний, подлежащих контролю

- активизация мыслительных процессов



Фронтальный опрос

Задает вопросы




Отвечают






Смогут проанализировать изученный материал, скорректировать его дальнейшее усвоения

  1. Основная часть учебного занятия

2.1. Презентация типов темперамента обучающимися

- актуализация знаний по теме, обобщение

Устное сообщение обучающихся с презентацией

Комментирует, оценивает

Представляют тип темперамента

Смогут проанализировать уровень своих знаний по изученной теме

2.2. Обсуждение (работа в группах)

Установление логических связей между изучаемым и изученным материалом

Обсуждение предложенных вопросов

Комментирует

Отвечают на вопросы

Смогут устанавливать логические информационные связи

2.3. Обучающая часть занятия




- помочь правильно определять нужную информацию

Проблемные вопросы

Предлагает искать ответ




Заполняют таблицу






Смогут систематизировать учебный материал

2.4. Контроль уровня усвоения знаний.







-контроль уровня сформированности знаний, умений и навыков по теме


Сравнение полученных результатов по практической части с предъявленными критериями.



Организует работу.










Выполняют поставленную задачу







Смогут проанализировать уровень полученных навыков, оценивать уровень эффективности урока

3. Завершающий этап занятия

3.1. Подведение итогов занятия.


- оценить результаты работы в виде методических рекомендаций.

Беседа


Задает вопросы по изученной теме, оценивают результат практической деятельности

Отвечают на вопросы, задают вопросы, обсуждают результативность.

Оценивают себя и товарищей.

3.2. Рефлексия


-проанализировать основные моменты своей деятельности

Беседа

Вопросы по результатам работы

Отвечают на вопросы

Анализировать свои достижения

3. Орг.момент

Завершить урок








ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

ТЕМА: Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.

1. Оргмомент.


2. Объявление темы, целей урока.

Продолжим изучение темы «Темперамент». Подробнее остановимся на разделах Темперамент и общение. Темперамент и характер. Темперамент и способности.

В процессе работы формируем общие и профессиональные компетенции:

Формируемые ОК:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

Формируемые ПК:

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.


3. Актуализация знаний

Начнем урок с повторения изученного. Прошу вас ответить на вопросы:

Дайте определение типа темперамента.

Что является физиологической основой типа темперамента?

Какой тип нервной системы соответствует каждому из темпераментов?


4. Презентации типов темперамента

- Вы подготовили презентации типов темперамента, прошу вас их представить.


5. Работа в группах

- Вы достаточно много знаете о типах темперамента. Мы изучили также познавательные процессы. Следующий вид работы, возможно, будет для вас не простым. Я предлагаю вам при помощи рассуждений с опорой на знания по психологии найти ответы на предложенные вопросы.

Работа будет проходить в группах. Разделитесь на 6 групп.

Каждая получает по вопросу.

Ваша задача в течение 2 минут найти ответ на вопрос и представит его в таком виде:

  1. Вопрос.

  2. Предположение (мы предполагаем, что…).

  3. 2-3 аргумента, подтверждающих предположение.

  4. Вывод в одном предложении.

  5. Вывод записывается на доске.

Вопросы:

  1. Существует ли зависимость между типом темперамента и волей человека?

  2. Как связаны поведение и темперамент человека?

  3. Влияет ли тип темперамента человека на развитие его воображения?

  4. Зависит ли уровень развития мышления человека от его темперамента?

  5. Как связаны темперамент и память человека?

  6. Какие типы темперамента обеспечивают успешность учителя в его профессиональной деятельности?


6 ВЫВОД. Студент: Таким образом, мы пришли к следующим выводам: (на доске).


7.Объяснение нового материала.

Прошу вас открыть тетради для лекций.

Мы продолжаем изучение темы «темперамент».

Следующий вопрос, который мы рассмотрим, Темперамент и общение.

Запишите в тетради.

Для того, чтобы рассмотреть проявление типов темпераментов в общении, нам необходимо определиться с понятием общения.

Как вы понимаете термин общение с точки зрения психологии?

Я предлагаю вам такое определение общения:

Общение – взаимодействие людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и и достижение общего результата (М.И.Лисина) (запишите это определение)

Подробнее этот процесс будет изучаться вами в специальном курсе «Психология общения». Пока коснемся его с точки зрения нашей темы. Нам важно рассмотреть, как проявляются в общении типы темперамента. А проявляются они по-разному. Как вы думаете, почему?

(подвижность, уравновешенность, сила нервной системы, особенности Т).

Важным характеристиками общения, дающими информацию о его особенностях, являются:

  1. - эмоциональность человека и её внешнее проявление,

  2. - особенности установления контактов с другими людьми,

  3. - Направленность общения,

  4. - поведение человека в конфликте

  5. - Способность к сопереживанию (эмпатия)

8. Заполнение таблицы «Тип темперамента и общение»

Рассмотрим эти характеристики для каждого типа темперамента. Для этого заполним таблицу «Тип темперамента и общение».

Работа по презентации.

Просмотрите таблицу. Все ли понятно, есть ли вопросы.

9. Понятие «Барьер в общении»

А всегда ли легко общаться, все ли типы темперамента общаются между собой комфортно?

В психологии существует понятие «барьер в общении», в том числе есть барьер темперамента.

Барьер – это субъективные, остро переживаемые, не удовлетворяющие человека контакты с другими людьми; трудности в общении

(В.М.Целуйко)

Темпераменты не всегда сосуществуют мирно. Некоторые качества определенных темпераментов служат причиной возникновения барьеров.

Большинство барьеров связано, конечно же, с холериками, их индивидуальными особенностями.

Холерик- меланхолик

Холерик-флегматик

Флегматик- холерик.

10. Рефлексия.

На следующем занятии, завтра, мы определим ваш тип темперамента. А сейчас я предлагаю вам предположить, какой тип темперамента у вас. Мы говорили, что темпераменты могут смешиваться, и в природе редко существуют в чистом виде.

Предположили?

А теперь предположим, что вы уже закончили колледж и работаете в школе. Предположите, какие качества вашего темперамента помогут вам в работе, а какие будут мешать.

Назовите тип темперамента, положительное и отрицательное качество.

11. ИТОГ.

Что вы узнали на уроке.

Что поняли.

Что научились применять в будущей профессиональной деятельности? В жизни и общении?

Спасибо за работу. Оценки.