- создать дидактические условия для ознакомления обучающихся с особенностями «текста-инструкции»: его основными частями и характеристикой содержания каждой части;
- создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы, работать с текстом, выделять основную мысль, находить информацию для ответа на вопросы.
- создать условия для развития познавательного интереса к языку путём привлечения занимательного материала, проблемных ситуаций;
- способствовать развитию логического мышления, воображения, восприятия, речи, расширению кругозора обучающихся.
- воспитывать умение слушать других.
- понимать факторы успеха в учебной деятельности.
- оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть;
- выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить.
- участвовать в коллективном обсуждении прочитанного.
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя приобретенные на уроке знания;
- делать выводы.
Основные задачи урока | Содержание деятельности | Задачи этапа, решаемые учителем | Методы и формы обучения. Технологии | Универсальные учебные действия |
Организационный момент | «Обмен настроением» - Здравствуйте, ребята! Какое у вас сегодня настроение? (Высказывания детей) На столе у каждого лежит Лист продвижения по уроку. Дорисуйте лицо Снеговичка в соответствии с вашим настроением. | Создать условия для комфортной образовательной среды | Методы обучения: фронтальный опрос. Формы обучения: фронтальная. Приёмы обучения: речь учителя. Использование педагогических технологий: педагогика сотрудничества | Личностные: - проявлять интерес к изучаемой теме; - определять и выполнять общие для всех правила поведения. Регулятивные: - управлять своим настроением. |
Актуализация знаний | - Вспомните темы текстов, которые мы записывали на предыдущих уроках. Это были словесные зарисовки или деловые сообщения? (словесные зарисовки). - Как вы считаете, вы достаточно хорошо научились составлять тексты или нужно еще этому обучаться? - Вот этим и займёмся на уроке. | Выявить имеющиеся у обучающихся знания по данной теме. | Методы обучения: фронтальный опрос. Формы обучения: фронтальная. Приёмы обучения: речь учителя; наглядность. Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая; педагогика сотрудничества. | Регулятивные: - выделять и осознавать то, что уже усвоено. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; - строить понятные для партнёра высказывания. Познавательные: - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. |
Введение в тему урока | - Но сначала поработаем с готовыми текстами. 1. Работа в группах. - Вспомним правила работы в группе. Не ссоримся. Внимательно выслушиваем товарищей. Высказываем свое мнение. Приходим к единому мнению. На столах у вас конверты. Возьмите из конверта карточку синего цвета. Прочитайте текст, подготовьтесь читать вслух. 1 группа Для приготовления бутерброда возьмём хлеб, сливочное масло, сыр и зелень. Сначала отрежем ломтик хлеба и намажем его маслом. Затем отрежем тонкий кусочек сыра и уложим сверху. Украсим бутерброд веточкой петрушки. 2 группа Чтобы изготовить ёлочную игрушку, понадобится шишка, атласная ленточка, шнурок и конфетти. Игрушку делаем так. Сначала берём шишку и наклеиваем на неё конфетти. После этого делаем петельку из шнура и закрепляем на основании шишки. Потом изготавливаем бант из атласной ленты. Прикрепляем бант к петельке из шнура. 3 группа Чтобы сделать звёздочку, нужны солёное тесто, гвоздик, шнурок, скалка, стека, акварельные краски и шаблон звёздочки. В первую очередь вырезают из картона шаблон звёздочки. Затем раскатывают тесто толщиной 5 мм. На тесто накладывают бумажную деталь и вырезают стекой. Делают в заготовке отверстие с помощью гвоздика. Наконец, поделку сушат, раскрашивают и вдевают шнур. Представитель каждой группы читает текст. - Как вы думаете, это деловой текст или картинный? (деловой). - Вы учились писать деловые тексты. Что относится к деловым текстам. (письмо, записка, поздравление. | Повысить интерес обучающихся к изучаемому материалу, активизировать мыслительную деятельность обучающихся. | Методы обучения: проблемная ситуация; фронтальный опрос Формы обучения: фронтальная. Приёмы обучения: речь учителя; наглядность. Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая; педагогика сотрудничества. | Личностные: - проявлять интерес к изучаемой теме. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других. |
| инструкция) слайд - Подходит ли какое-то из этих слов к прочитанным текстам? (Инструкция) - Где вам приходилось встречаться с инструкцией? (кулинарный рецепт, технический паспорт к игре, описание постановки опыта по окружающему миру в тетради) - Так что же такое инструкция? (Один ученик ищет значение слова в толковом словаре Ожегова.) - Я этот текст немного упростила, сделала его понятным для вас, и вот какое толкование у меня получилось: (слайд) Инструкция – это деловой текст, в котором говорится о действиях и порядке их выполнения. - Как вы считаете, вам нужно учиться составлять инструкции? - Для чего? - Как вы думаете, скоро ли вам может понадобиться это умение? | | | |
Постановка темы и задач урока | Проблемная ситуация. (слайд) - Учебник с. 55, упр. 462. Прочитайте 1 абзац. - Кто может научить Тома лепить снеговика? - Поставьте задачу урока. (Нужно научиться правильно составлять текст-инструкцию.) (слайд) - Что или кто нам поможет научиться? (учебник) - В учебник заглянуть проще всего, всегда успеем. А что доставляет большее удовольствие, чем помощь учебника? (Знания, полученные самостоятельно.) | Подвести к формулированию темы. | Методы обучения: частично-поисковые, практические; Формы обучения: фронтальная; коллективная. Приёмы обучения: речь учителя, ИКТ. Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая; педагогика сотрудничества. | Личностные: - высказывать своё мнение. Регулятивные: -определять и формулировать цель деятельности на уроке; - понимать, принимать и сохранять учебную задачу. - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; |
Открытие новых знаний | Изучение строения текста-инструкции. - Сегодня нам предстоит побывать не только инструкторами, но и исследователями. (слайд) Работаем по плану: 1. Ставим цель. 2. Наблюдаем. 3. Замечаем. 4. Рассуждаем. 5. Делаем выводы. (слайд) Цель: выяснить, как устроен текст-инструкция. Наблюдаем. Возьмите карточку зелёного цвета. В ней вы будете отмечать результаты своих наблюдений. - Перечитайте текст. На карточке задание № 1. - Ответьте на вопрос, сколько в нем частей. (2). - О чем говорится в первой части и как можно её озаглавить в каждом тексте? (Что нужно приготовить.) - О чем говорится во второй части и как можно её озаглавить в каждом тексте? (Порядок действий). Вывод: Текст-инструкция состоит из двух частей: (слайд) Что нужно приготовить Порядок действий - Мы начали исследование. Отметьте свой успех в начале работы. (Лиха беда начало) Продолжаем наблюдать. - Выявим особенности 1 части. На карточке – задание №2. - Выпишите слова, которые являются ключевыми в 1 части и могут встретиться в любой инструкции. (слайд) | Выявить знания по новой теме. Научить находить новые знания. | Методы обучения: частично-поисковые, практические; Формы обучения: фронтальная; парная; групповая. Приёмы обучения: речь учителя, ИКТ. Использование педагогических технологий: проблемно-диалогическая; деятельностного подхода; педагогика сотрудничества. | Личностные: - высказывать своё мнение; - понимать факторы успеха в учебной деятельности. Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; - оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть; - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить. Коммуникативные: - оценивать работу одноклассников; - слушать и понимать речь других; - строить понятные для партнёра высказывания; - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; - участвовать в коллективном обсуждении прочитанного. |
Открытие новых знаний | (для приготовления возьмём…, чтобы изготовить …, понадобится…, чтобы сделать …, нужны…) - Какие еще слова можно использовать вместо слов приготовить, изготовить, сделать? (сшить, слепить…) - Выявим особенности 2 части. - Подчеркните глаголы, которые использованы во второй части. - Определите форму глаголов (время, лицо, число). - Что вы заметили? Вывод: все глаголы в тексте-инструкции используются в одной форме. - Выясним, что это за формы. 1 группа: мн. ч., 1 л., буд. вр. 2 группа: мн. ч., 1 л., наст. вр. 3 группа: мн. ч., 3 л., наст. вр. - Выясним, при помощи каких слов предложения связаны друг с другом. На карточке задание № 3. - Выпишите эти слова на пустой строчке. 1 группа: 2 группа 3 группа сначала сначала в первую очередь затем после этого затем потом наконец Вывод: Не повторяй одно слово. слайд 2. Подготовка к самостоятельной работе. - Какая часть речи в тексте-инструкции ключевая? (глагол) - Мы должны подобрать глаголы, которые вы будете использовать в тексте. Для этого вспомним, как лепили снеговика. Работа с серией картинок «Как слепить снеговика». - Вспомните, какие действия нужно выполнить для лепки снеговика. Возьмите жёлтый конверт и сложите по порядку все картинки. Проверка выполнения. (слайд) | | | Познавательные: -уметь определять уровень усвоения учебного материала; - понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; - осуществлять поиск необходимой информации; -читать тексты, выявлять их смысл; - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя приобретенные на уроке знания; - делать выводы. |
| - Подберите глаголы, которые можно употребить во 2 части текста. - Запишите их на белых полосках. Что будете помнить о правописании безударных личных окончаний глаголов? (оставим «окошки») Обучающиеся записывают глаголы на полосках бумаги, выходят к доске и прикрепляют их на доску. (Приготовим, скатаем, слепим, поставим, наденем, вставим, возьмём). - Мы с вами полностью исследовали текст-инструкцию. Отметьте свой успех в Листе продвижения по уроку (Дело серединою крепко.). | | | |
Использование нового знания | Мотивация в выполнению задания. - Сейчас вам предстоит поработать инструкторами. - Помните вашу задачу? (Составить инструкцию для Тома, как слепить снеговика.) - Кто хочет, чтобы снеговик у Тома получился вот такой? (слайд) А кто хочет, чтобы снеговик получился такой? (слайд) - Как добиться хорошего результата? Что надо помнить? (повторение сделанных выводов) Возьмите лист жёлтого цвета. Прочитайте заголовок. Инструкция Как слепить снеговика Работа в группах по созданию инструкции. Один ученик записывает текст, а вся группа работает над составлением - Отметьте в Листе продвижения по уроку (Конец – делу венец), как высоко взлетела ваша творческая мысль во время создания инструкции. | Проверить уровень усвоения нового материала. | Методы обучения: словесные; частично-поисковые; практические; наглядные. Формы обучения: фронтальная; групповая. Приёмы обучения: речь учителя, ИКТ. Использование педагогических технологий: ИКТ | Коммуникативные: - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя приобретенные на уроке знания. |
Закрепление | Чтение полученных текстов. Анализировать текст будем так: соответствует ли он требованиям, которые мы выдвинули во время наблюдений. Представитель каждой группы читает текст. Возьмите карточки белого цвета, поставьте оценку своей группе и двум другим группам. Обменяйтесь оценками во время анализа. Работа с текстом. - Прочитайте, как ребята из другой школы рассказали о лепке снеговика. слайд Мы слепили снежный ком... Будешь, ком, снеговиком! Сверху мы поставим два. Самый верхний - голова. Нос - морковка. Это раз! Два - стекляшки вместо глаз. Свёклой мы при счёте «три!», Рот рисуем. Посмотри! - Можно ли этот текст назвать инструкцией? (Нет, это картинный текст.) | | Методы обучения: словесные; частично-поисковые; практические; наглядные. Формы обучения: фронтальная; индивидуальная, коллективная. Приёмы обучения: разыгрывание ситуации; текст учебника. Использование педагогических технологий: проблемная; практическая; личностно-ориентированная; | Личностные: - высказывать своё мнение; Регулятивные: - оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть; - выделять и осознавать то, что нужно еще усвоить. Коммуникативные: - оценивать работу одноклассников; - слушать и понимать речь других; - вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками. Познавательные: -уметь определять уровень усвоения учебного материала; - читать тексты, выявлять их смысл. |
Итог урока | - Чему научились сегодня на уроке? - Зачем вам это нужно? | Проверить достижение цели урока. | Методы обучения: словесные (беседа), практические. Формы обучения: индивидуальная; работа в парах Использование педагогических технологий: информационно-коммуникативные; практические. | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Регулятивные: - оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, стремиться их преодолеть; Коммуникативные: - строить понятные для партнёра высказывания Познавательные: - делать выводы. |
Рефлексия. | слайд Закончите одну из фраз в Листе продвижения: Наш текст получился бы еще лучше, если бы… Самым интересным на уроке было… Работа над этим проектом помогла … Думаю, что наша группа работала: Дружно Недружно | Осмысление и обобщение полученной информации. | Методы обучения: словесные, практические Формы обучения: фронтальная; Приёмы обучения: речь учителя; наглядность. Использование педагогических технологий: практическая; личностно-ориентированная. | Регулятивные: - оценивать усвоение нового материала, обнаруживать трудности; -выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить. Познавательные: -уметь определять уровень усвоения учебного материала. |
Домашнее задание | слайд 1.Записать текст-инструкцию «Как слепить снеговика», поработать над орфограммами. 2.Составить и записать текст-инструкцию на выбранную вами тему. | Смотивировать закрепление материала в домашних условиях. | | |