СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Решение логических задач. Шифрование текстов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Решение логических задач. Шифрование текстов"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта внеурочного занятия по математике "Решение логических задач. Шифрование текстов"»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Алина План и Рисунок

Здравствуйте, ребята!

Дополните фразу:

Школы – не простые здания,

В школах получают …

Ответ: Знания

Совершенно верно! Сегодня на нашем занятии ваша копилка знаний пополнится, вы станете умнее, находчивее и внимательнее.

Отгадайте загадку:

Большое здание со сложно расположенными переходами



Рисунок и план

Чтобы рассмотреть часть города, в котором ты живешь, надо подняться на холм или высокое здание. Оттуда видны парки и бульвары, площади, улицы и пересекающие их переулки. Видна река, которая извивается, точно лента. Если подняться на какое-нибудь высокое здание и посмотреть на город сверху, то сверху очень легко определить, как ближе и удобнее пройти из одного места города в другое.

Если взять карандаш и бумагу, то можно попробовать изобразить расположение улиц, переулков и площадей, изгибы реки. Улицу можно обозначать двумя прямыми линиями. Там, где улица поворачивает, линии надо загнуть под углом. Реку чертят в виде ленты с такими изгибами, какие она имеет.

У нас получился чертёж, по которому легко рассмотреть, как идут улицы, где протекает река, в каких местах построены через неё мосты. Можно найти дорогу на любую улицу. Но наш чертеж – очень примерный, а чтобы такой чертёж был точным, надо измерить все улицы, площади, повороты реки, магазины, салоны красоты, дома - то есть все здания, и уменьшить всё в N раз и начертить на бумаге.

Такой точный чертёж называется планом.

И любой другой человек по твоим планам может узнать действительные размеры дома, улицы, реки, следует указать, в каком масштабе они начерчены, например 1 см — 10 см или 1 см — 40 см. Масштаб — это маленькая мерка, которая заменяет настоящую, большую.


Ребята, а нужны планы?И для чего?




Ребята, посмотрите на доску, что изображено?


Под каким номером изображен план лабиринта?


Чем план отличается от рисунка?










знания



































Ответы.





Лабиринты


2



На рисунке предмет изображают так, как его видят перед собой.

На плане же предмет изображают как бы сверху. План показывает, какое место занимает предмет.



2. Легенда о Минотавре и Тессее


Кто знает, что такое лабиринт?

Слово лабиринт имеет несколько значений:

Лабиринт это - запутанная сеть ходов, переходов,комнат, откуда трудно выбраться.

Лабиринт это - запутанные положения, из которых трудно найти выход

(лабиринт мысли, в лабиринте противоречий).

Лабиринт это - участок в регулярных парках 17-18 веков с узкими

дорожками между высоких подстриженных кустов.


Вот в таком лабиринте вам предстоит путешествовать, чтобы найти огненный шар,

исполняющий желания. Смотрите, не заблудитесь!

Первая задача.

Лабиринтно-топологическая.

Кто знает миф о Тесее, Ариадне и Минотавре?

Критский царь Минос приказал знаменитому художнику и архитектору Дедалу построить

лабиринт. В этот лабиринт, с бесчисленными коридорами, тупиками и переходами, Минос

поселил Минотавра - кровожадное чудовище с человеческим телом и головой быка - и

потребовал от афинян, убивших его сына, раз в 9 лет присылать на съедение чудовищу

семерых сильнейших юношей и семерых красивейших девушек. Их отводили в лабиринт, и юные афиняне, блуждая там, становились жертвами Минотавра. Когда афиняне готовили

кровавую дань в третий раз, сын афинского царя Эгея, Тесей, задумал освободить родной

город от позорной и жестокой обязанности. Вместе с очередной группой жертв Минотавра он

отбыл на Крит с целью убить чудовище. Дочь Миноса Ариадна полюбила мужественного Тесея

и решила помочь ему в уничтожении Минотавра. Взяв у Дедала волшебный клубок ниток, с помощью которого можно было найти выход из лабиринта, Ариадна передала его Тесею. Он

привязал у входа в лабиринт конец нити и отправился на поиски чудовища, постепенно

разматывая клубок.

Наши помощники добыли план лабиринта

Вы должны проложить на плане маршрут до шара желаний, чтобы найти обратную

дорогу. Нарисовать нить Ариадны.


Напутствие: есть множество алгоритмов нахождения пути.

Например, интуитивный - это метод проб и ошибок. Правило одной руки, самый долгий, но верный.

(Прохождение лабиринта)

Ребята как вы думаете, бывают ли лабиринты с числами?

Конечно бывают, и сейчас мы с вами пройдем один из таких лабиринтов.



Минотавр - существо с головой быка и телом человека, питающийся человеческим мясом!











































Работа с лабиринтом





















Света

Ребята, сейчас двум командам я вам раздам чистые листы ,Ваша задача придумать свою небольшую легенду и к ней нарисовать лабиринт . Затем вы поменяетесь и пройдете лабиринты друг друга.

-На сочинение лабиринта у вас 10 минут.

Придумывают легенду и рисуют лабиринт.

Один ученик проходит лабиринт ,остальные ему помогают.


Вероника

Решение топологических задач (лабиринтов) .

Ребята, сейчас мы с вами попробуем решить задачи связанные с лабиринтами.

Примеры топологических задач:

Клад.

На рисунке представлена схема лабиринта. Стороны пяти квадратов, вписаны один в другой,- это коридоры, ведущие к наименьшему внутреннему квадрату, где закрыт клад. Клад обладает таким свойством, что получить его может только тот, кто придет за ним и выйдет из лабиринта, пройдя все коридоры по одному разу. Ни один коридор, даже частично, нельзя пройти дважды. Попытайте счастья.

Решение:

Путь к кладу и обратно показан на рисунке 10.


Среди роз.

Садовник имел квадратную клумбу 4*4 метра, на которой он вырастил 16 кустов роз. Расстояние между кустами было 1 метр. Пока кусты еще не расцвели, цветовод обходил все кусты, идя по кратчайшему пути, но когда чудесные цветы распустились, садовник обходил их по самому длинному пути. К каждому цветку он подходил всего один раз. Как выглядел самый короткий путь от куста к кусту, а как самый длинный?


"Бегство королевского шута".








Найдите верный путь от верхней клетки с цифрой 2 до нижней клетки с цифрой 10 так, чтобы полученное уравнение было верным. Ходить по диагонали нельзя и дважды вступать на одну клетку также нельзя.



 























Ответ : Решение: правильный путь следующий: 2 + 8 (= 10) – 4 (= 6) + 2 (= 8) – 2 (= 6) + 3 (= 9) + 1 (= 10). 


итог

Ребята, какие же вы молодцы! Вы справились со всеми заданиями.

Что понравилось вам больше всего?

Что было самое трудное?

Все задания успешно вы решили
И из лабиринта ход нашли.
Вам желаем, чтоб всегда вы были
Любознательны, находчивы, умны.














Тема занятия: Решение топологических задач
Цель для обучающегося :научиться решать топологические задачи, лабиринты.
Цель для учителя: 
Научить решать топологические задачи, лабиринты.
Задачи:
Образовательные: (формирование познавательных УУД) : выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; выделение общего и различного в изучаемых объектах, классификация объектов; применять модели для получения информации
Воспитательные: умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (формирование коммуникативных и личностных УУД)
Развивающие (формирование регулятивных УУД ) умение обрабатывать информацию и ранжировать ее по указанным основаниям.