МБДОУ детский сад №2
Текст доклада на родительском собрании на тему:
“Приобщение детей к изобразительной деятельности с помощью игровых приёмов”
Подготовила: Илалова.А.А
Мой стаж работы в детском саду убеждает меня, что занятия изобразительной деятельностьювызывают у детей исключительно положительные эмоции, удовольствие и радость. Как правило, свои работы дети бережно хранят, с удовольствием показывают их взрослым и сверстникам.
Мы, взрослые, должны сделать всё возможное для того, чтобы приобщить детей к миру прекрасного. Познакомить их с окружающим миром таким образом, чтобы открыть перед ними всё богатство и красоту, способствовать развитию потребности не только созерцать мир, но и познавать, преобразовывать.
В.А. Сухомлинский говорил: «… ребенок по своей природе – пытливый исследователь мира. Так пусть же перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, собственном творчестве, в красоте воодушевляющей его сердце, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка».
Задача взрослого, при ознакомлении детей с изобразительным искусством показать, что каждый вид изобразительной деятельности обладает безграничными возможностями. Эти сведения донести до ребёнка доступно в понятной ему форме, затронуть его душу.
Каждый педагог должен обладать мастерством, умением заинтересовать ребёнка, привить любовь к творчеству для последующего воплощения ребёнком своего замысла.
Я считаю изобразительную деятельность одним из главных средств расположения ребёнка к познанию мира прекрасного. Эта деятельность является незаменимым средством формирования эстетического вкуса, помогает увидеть, понять и оценить красоту родной природы.
С самого раннего возраста, когда дети делают первые открытия в этом виде творчества, они оставляют незабываемый след в душе, в будущем помогут ему вырасти открытым и умеющим воспринимать красоту окружающего.
Основной вид деятельности в дошкольном возрасте – игра. Все дети любят играть – и большие и маленькие. Очень интересно наблюдать за детьми, которые играют. Во время игры можно узнать, что ребёнку интересно, какой у него характер, понять его отношение к товарищам и взрослым.
Такие виды деятельности как художественная и игра развивают основные психические процессы: воображение, память, мышление и другие. Поэтому в своей практической деятельности я стараюсь наиболее широко применять игровые приёмы на занятиях изобразительной деятельности, что помогает мне формировать у детей осознанное отношение к обучению.
Н.П. Сакулина рассматривала игровые ситуации как одно из средств, позволяющих придать детской изобразительной деятельности художественно-творческий характер, и использовала их при обучении детей сюжетному рисованию. Она вскрыла при этом один из механизмов действия игровых приёмов обучения: «оживление» образа, которое даёт детям толчок для развития содержания рисунка, а педагогу основу для руководства работой над выразительностью образа. В связи с этим игровые приёмы применялись как одно из средств формирования образного начала самостоятельности в изобразительной деятельности младших дошкольников.
Как правило, игровые ситуации воспитатель создаёт перед занятием или в начале его. Эти ситуации мотивируют детей на деятельность. Это очень важно для детей. Игровые приёмы должны базироваться на возрастных особенностях и уже имеющемся у детей опыте. Правильный подход педагога побуждает детей заниматься рисованием в свободной деятельности. Необходимо создать развивающую среду таким образом, чтобы дети могли легко ориентироваться в большом количестве пособий (шаблоны, трафареты, печатки, схемы и многое другое). В уголке творчества обязательно должны присутствовать продукты детской деятельности, герои любимых сказок.
Всё это вызывает у детей положительный отклик и желание заниматься изобразительной деятельностью.
При анализе рисунка педагогу необходимо учитывать индивидуальность, непосредственность и неповторимость работы.
Используя в своей практике игровые приёмы, я убедилась, что под их воздействием у детей появляется любовь к образу. Дети часто в свободной игровой деятельности отражают содержание игровых ситуаций, которые ранее использовал на занятиях педагог. Они общаются с игрушками, с которыми встречались на занятиях, разговаривают с ними. Нередко рисуют или лепят для них.
Широко используя в своей работе игровые методы и приёмы, позволяет воспитателю добиться колоссальных успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии творческих способностей.
Список литературы.
1. Л.А.Абрамян, Т.В.Антонова и др.; «Игра дошкольника» М.: Просвещение, 1989.
2. Григорьева Г.Г «Игровые приемы в обучении дошкольника изобразительной деятельности» — М.,1995.
3. Т.Н.Доронова «Развитие детей от 3 до 5 лет в изобразительной деятельности» СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2002.
4. Дьяченко О.М. «Воображение дошкольника» — М.,1986
5. Т.С. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада» — М.:МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2012.
6. Г.С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду».