Тема:
«Дождь».(Мастерская творческого письма (5 класс)
Цели: развитие творческих способностей учащихся; воспитание любви к родной природе, уважения к мастерам слова; закрепить навыки работы над сочинением — описанием.
Ход урока.
Организационный момент.
Сообщение темы и целей урока.
Работа по теме урока. Актуализация знаний.
1. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей.
- Ребята, у вас есть дома копилки?
-Для чего они нужны?
Сейчас я тоже раздам вам копилки ( листочки). Сегодня мы должны наполнить эту копилку... Как вы думаете — чем? Конечно же, словами и мыслями.
- Итак, мы должны опустить в копилку первое слово, которое будет темой нашей мастерской. Закройте глаза и послушайте.
( Звучит запись «Ливневый дождь в лесу»).
- Опустите найденное слово в копилку и послушайте дальше.
( Звучит запись «Гроза. Раскаты грома. Затишье. Радостное пение птиц»)
- Я вам сейчас раздам карточки. На них написано по одному слову.
( На каждой карточке написано по одному слову: дождь, гроза, птицы, моё настроение).
- Напишите на карточках два-три предложения на данные темы, чтобы сохранить память об услышанном. Найдите в «Творческих тетрадях» предложения или словосочетания на эти темы и выпишите их.
2. Групповая работа.
- Представьте, что вы юные корреспонденты и вам поручили написать в школьную стенгазету зарисовку на тему « Природа». Распределите свои карточки в такой последовательности, чтобы получился текст. Озаглавьте его.
- Нарисуйте первое найденное вами слово. ( Дождь).
- Вспомните интересные истории из своей жизни, связанные с дождём, расскажите их друг другу в группе. Выберите самую интересную, чтобы рассказать её всем.
- Какие ещё слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово дождь?
Они могут быть связаны с ним по содержанию, цвету, звучанию. Запишите их.
После выполнения задания происходит обмен мнениями в группах, затем учащиеся читают словосочетания вслух.
Звук скрипки, небесный ливень, чистая вода, грустное настроение. Страшный гром, тёмные тучи, сверкающая молния, большие капли, громадные лужи, неожиданный страх, свежий воздух, шелест деревьев, глубокая грязь, белая пена, мокрые птицы, серые лужи, печаль на душе, летний холод.....
В результате записи учащихся дополняются.
- Что такое дождь? Попробуйте написать определение слова дождь?
Дождь — это...
Дождь -это плач неба.
Дождь — это послание Бога.
Дождь — это капельки, чистые и прозрачные.
Дождь — это природное явление.
3. Творческая работа.
- Используя содержание своей копилки, напишите небольшой текст ( пять-шесть предложений) о дожде. Выразите своё отношение к дождю. (5-7 мин.)
- Я вижу, что вы уже готовы обменяться мнениями друг с другом. Прочитайте свои тексты друг другу вполголоса. Выберите кого-то одного, пусть он прочитает то, что у вас получилось.
Примеры детских сочинений.
«Начался неожиданный дождь. Настроение сразу изменилось. Захотелось выйти на улицу и посмотреть на страшную грозу. Послышался оглушительный звук грома. Капли дождя забарабанили по крыше.»
«С неба падает чистая вода. Раздаётся звук, будто кто-то играет на скрипке. Через окно видно темное небо. И от этого у меня грустное настроение.»
«Когда начинается дождь, мне становится жутко. Он может сопровождаться страшным ураганом, сильной грозой, ослепительной молнией. Я это не люблю.»
«Страшная гроза и ослепительная молния. Чёрные тучи закрывают всё голубое небо. Мне особенно жаль птичек. Они мокнут под дождём. Хочется выйти из дома и принести их домой. Мне очень не нравится дождь.»
- Послушайте песню «У природы нет плохой погоды».
-О чём эта песня?
- Выделите основную мысль и запишите её для себя.
( У природы нет плохой погоды. Каждая погода-благодать....
Любое время года нужно хорошо принимать.
Дождь мы должны встречать с добротой.
Ветер или снег —надо любить природу.
В любую погоду человек должен чувствовать себя хорошо.
Надо благодарно принимать и снег, и дождь.)
4. Работа с текстом. Анализ текста.
Всем группам раздаются тексты ( одинаковые).
-Прочитайте текст, составьте 2-3 вопроса к нему ( работа в парах).
Самое важное чувство , которое мы должны воспитывать в себе,- это признание самоценности природы самой по себе, без нашего присутствия: Каждая травинка, куст, камень, ручей, птица имеют право на существование не потому, что мы что-то с их помощью создаём для себя. Они ценны уже только тем, что они есть.....
Давайте научимся понимать величие нетронутой природы, вечность её и свободу; осознаем, наконец, что мы все — лишь её малая часть. ( Ю.Ф. Флоринская)
-Какие вопросы вы составили? Прочитайте?
-Какое важное чувство мы должны воспитывать в себе?
-Что надо научиться понимать?
-Внимательно послушайте небольшой рассказ. Закройте глаза и представьте всё то, что я вам прочитаю.
Ночью дождь приходит неслышно. Он одевает стены, крыши, огороды дремотным влажным шелестом. Сквозь раскрытые окна доносится мокрый запах смородины. Утренний дождь всегда бывает неожиданным. Его никто не ждёт, даже если долго стояла жара. Он приходит с грозой откуда-то из-за леса. Его несёт удивительно чёрная туча. Жёсткие редкие молнии бьют сокрушительно, и долго после каждой из них ходит по оврагу гул. Вечерами дожди идут низко, ровными длинными косами. Теперь только к полуночи пробьют в небе звёзды, и прохладно засверкают в их мерцании мокрые травы и рощи. Но всех реже и всех необыкновенней так называемый слепой дождь. Он случается перед концом дня, когда небольшая туча над головой, а солнце уже спешит к горизонту. Капли и струи налиты светом и счастливым сияньем. Словно и самому дождю радостно, что он пришёл без мглы, такой весёлый.
- Напишите письмо себе от имени дождика.
«Здравствуй, Иринка! Я приходил к вам в гости на той неделе. Жаль, что ты меня не видела. Ты уже спала. Мои друзья, гром и молния, передают тебе привет. Мне почему-то скучно. А можно, я приду на днях ещё, но уже без грозы, я с ней поссорился». ( Ирина К.)
«Здравствуй, Анечка! Пишет тебе дождик. Я приходил к тебе утром. Я был мелким дождиком. Умыл твои цветочки на клумбе. Я видел, как ты на меня смотрела из окна и улыбалась.»( Аня С.)
5.Чтение работ. Обсуждение занятия ( рефлексия).
III. Итог урока.
О рефлексии заговорили совсем недавно, хотя этот элемент имел место на уроке у многих опытных учителей. Считаю рефлексию необходимым и органичным моментом личностно -ориентированного урока. Ведь именно она позволяет учителю осуществить обратную связь, помогает определить, насколько результативной, интересной и полезной для ребят была их деятельность на уроке, что они узнали, чего добились.
- Что нового вы узнали? Для чего вам могут пригодиться эти знания?
-Достигли ли мы цели урока?
- Какие трудности при решении задач урока возникли? Почему?Удалось ли вам их преодолеть? Что нужно сделать, чтобы они не возникли?
- Как вам работалось? Что получилось? Что понравилось? Осталось ли что-нибудь непонятным?