Тема: Осень золотая.
Цели: Создать условия развития коммуникативных способностей школьников; способствовать формированию положительной эмоциональной сферы.
Задачи: 1. Закреплять знания о времени года – осенних месяцах, признаки и ассоциации на осеннюю тему;
2. развивать и тренировать память ( песни, загадки, стихи), двигательную активность школьников, эмоциональную сферу ( доставлять детям радость от общения и чувства праздника).
Ход праздника:
1. Станция – Знакомство.
–Здравствуй, осень золотая!
- Осень к нам пришла.
- Здравствуйте, ребята! Какие вы нарядные, красивые. Давайте знакомиться.
- Сейчас мы проведем веселую викторину, посвященную осени. Узнаем, хорошо ли вы знакомы с природой, смекалистые ли вы и выясним, кто же самый эрудированный и веселый.
- А в самом конце, проведем награждение победителей.
- Готовы? Ну, тогда начнем.
- Кто мне правильно назовет имена осенних месяцев?
- А знаете ли вы, что в древности сентябрь имел несколько названий: хмурень – за частое ненастье, Вереснь – пора цветения вереска. Октябрь – называли грязник, зимник, листовой. Все эти названия отражали состояние погоды и природы. Ноябрь – полузимник, студень. По народным приметам ноябрь считался воротами зимы, сумерками года.
- А теперь начнем проверять ваши знания.
Вопросы:
1. По каким признакам мы узнаем, что наступила осень? ( похолодание, желтеют и опадают листья, птицы улетают на юг, дожди, теплая одежда, зонты)
2. Чем осень отличается от весны? ( весной день длиннее становиться, почек на деревьях, прилетают птицы, зеленеет трава, теплеет, тает снег)
3. Какое время года идет следом за осенью7 (зима)
4. Какие птицы улетают от нас на юг? ( журавль, соловьи, гуси, лебеди, ласточки, дрозды)
5. Какие птицы остаются зимовать с нами ( снегири, синицы, воробьи, голуби, вороны, клесты – даже выводят зимой клестов)
6. Какие животные впадают в спячку? ( медведи, ежи, лягушки)
7. Какие животные меняют цвет шубки готовясь к зиме? (белки, зайцы, песцы)
Листва всю землю устилает,
Рыжеют черные поля.
И серых тучах день скучает,
И ветру сдались тополя.
И вдруг, неведомо откуда,
среди осенней кутерьмы
Зайчишка белоснежным гулом
Несет в поля клочок земли.
8. Кто из животных запасает на зиму продовольствие и что заготавливают? (бобры, белки, мыши, ежи, хомяки)
В стихотворении есть подсказка:
Сколько белочкам хлопот!
Поспевает орех,
Кислых яблок лесных и рябина,
По кустам заалела калина, -
У хозяек заботливых спех.
Надо белых грибов насбирать,
Нанизать их по веткам сосновым,
Конопатить дупло мохом новым,
Трав и листьев в гнездо натаскать
Оттого- то в лесу суета.
И без ветра в движенье верхушки,
Оттого вдруг косматого пня
Взрывы мхов разноцветных подушки.
9. Назовите съедобные грибы? ( опята, маслята, моховики, грузди)
10. Какие цветы цветут осенью? ( хризантемы, астры, гладиолусы, георгины)
11. Какие ягоды поспевают осенью? ( рябины, клюква, брусника, калина, облепиха)
12. Почему деревья сбрасывают на зиму листья? ( сохранят питательные вещества, избавляются от ядовитых веществ, уменьшают испарения)
13. Какие деревья не меняют зимой цвет и не опадают ( хвойные: сосна, кедры, ели)
Почему не спится елкам с наступленьем осени?
Почему они иголки на зиму не сбросили?
Им зимою не до сна –
Вдруг заблудиться весна
Снег кружится над землей,
Тропки занесенные
Вот и светятся зимой
Огоньки зеленые.
2. Станция - Художественная.
- Защита детских рисунков и поделок.
3. Станция – Музыкальная ( песни об осени).
- Ребята, Вы наверно знаете много песен про осень. Давайте споем хором.
4. Станция – Спортивная.
- А есть среди вас и спортсмены. Давайте посмотрим выступление наших ребят.
5. Станция – Загадочная.
- А теперь самая сложная часть наших осенних соревнований. Будем отгадывать загадки. А наше строгое жюри оценит все и выявит победителей в этой части соревнования.
1. пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья. ( осень)
2. Вот художник, так художник!
Все леса позолотил!
Даже самый сильный дождик
Эти краски не отмыл!
Отгадать загадку просим,
Кто художник этот? ( осень)
3. Опустел колхозный сад, Паутинки вдаль летят
И на южный край земли
Потянулись журавли.
Распахнулись двери школ
Что за месяц к нам пришел. ( сентябрь)
4. Все мрачней лицо природы.
Почернели огороды,
Оголяют леса,
Молкнут птичьи голоса.
Мишка в спячку завалился
Что за месяц к нам явился? ( октябрь)
5. Поле черно-белыми стали:
Падает то дождь, то снег, А ёще похолодало –
Льдом сковало воды воды рек
Мерзнет в поле озимь ржи
Что за месяц – подскажи ( ноябрь)
6. пустые поля, мокнет земля, дождь поливает:
Когда это бывает? (осенью)
7. Несу я урожай,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Но не касаюсь сосен и елочек.
Я…( осень)
8. вырос в поле дом, полон зерном
Стены позолочены,
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом. ( колос)
9. Я красна, я- кисла, на болоте я росла.
Дозревала под снежком,
Ну-ка кто со мной знаком. ( клюква0
10. Кафтан на мне зеленый, а сердце как кулич
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (арбуз)
6. Станция – Урожайная.
- Красотой щедра ты, осень золотая, а ёще богата щедрым урожаем!
- всем известно: без труда
Не вынешь рыбку из пруда.
В огороде и в саду, на болоте и в лесу,
Ждут мои подарки вас,
Собирайте про запас!
Не ленитесь, а зимой
Пригодится дар вам мой.
- Ребята, назовите, что за овощи, ягоды и фрукты дарит нам осень.
1. какие овощи усатые7 (фасоль, горох)
2.У какого овоща есть глазки? ( картофель)
3. какой овощ мешал спать принцессе? (горох)
4. Никого не огорчаю, а всех плакать заставляю. (лук)
5. Закутан ребенок в 40 пеленок. ( капуста)
6. Кругла да гладка, откусишь сладка, Засела на грядке крепко. ( репка)
7. И зелен и густ на грядке куст.
Покопай немножко под кустом. ( картошка)
8. В огороде вырастаю, а когда я созреваю, варят из меня томат, в щи кладут и так едят. ( помидор)
9. Желтый Антошка вертится на ножке.
Где солнце стоит, туда он и глядит. (подсолнечник)
10. Круглое, румяное, я росту на ветке,
Любят меня взрослые и маленькие детки. (яблоко)
11. Я в шапочке росту среди корней осиновых, меня увидишь за версту, зовусь я…( подосиновик)
12. Он в лесу стоял, никто его не брал.
В красной шапке модной, никуда не годный. ( мухомор)
- Урожай у нас хорош, уродился густо:
И морковь, и картошка, белая капуста,
Баклажаны синие, красный помидор.
Затевают длинный и сердечный спор.
Кто из нас, из овощей, и важнее, и нужней?
- Какие овощи самые полезные?
Конечно каждый полезен по- своему и хорош.
Чтобы здоровым, сильным быть, надо овощи любить
Все без исключения, в этом нет сомнения!
В каждом польза есть и вкус, и решить я не берусь:
Кто из вас вкуснее? Кто из вас нужнее?
7. Подведение результатов:
- Вы все показали прекрасные знания о погоде, о природе, о растениях, о животных.
Молодцы!
-
Давайте попросим наше жюри объявит победителей и вручим им подарки.
-
Желаем вам хороших оценок, добрых друзей и много интересных встреч этой осенью.