Мотивация и целеполагание | 1. Настраивает учащихся на формулирование темы урока: "На прошлом уроке мы начали изучение темы "Население" и познакомились с …". 2. Обращает внимание учащихся на график, начерченный на доске (см. Приложение 1), поясняет его: "Во всем мире численность населения из года в год растет: в 1980 году она составляла 4,5 млрд., в 1990 – 5,5 млрд., а в 2000 – 6,1 млрд. Однако в некоторых странах – Германии, Швейцарии, Италии, Чехии, России – численность населения с каждым годом уменьшается". Задает вопрос: "Почему ситуация в отдельных странах не совпадает с общемировой тенденцией?". 3. Предлагает сформулировать тему урока и определить цели урока как конечный результат: что нужно знать и уметь. | 1. Слушают учителя. 2. Отвечают на вопрос. Вариант ответа: "Ситуация зависит от особенностей воспроизводства населения данной страны". 3. Формулируют тему урока – "Особенности воспроизводства населения России" и определяют цели… |
Актуализация | Предлагает ученикам, используя ранее накопленные знания, ответить на вопрос "Какие виды соотношений возможны при различных значениях показателей рождаемости и смертности в формуле ЕП=Р–С, где ЕП – показатель естественного прироста" и заполнить таблицу 1 в выданных им карточках (см. Приложение 2). Поясняет связь типа воспроизводства с графической моделью (расширенное воспроизводство – треугольник вершиной вверх, простое – прямоугольник, суженное – треугольник вершиной вниз). Предлагает ученикам выполнить задание №2 (учебник, с. 188), затем аналогичное задание по местным статистическим материалам и сделать вывод о типе воспроизводства населения в Кировской области (см. Приложение 3). | Учащиеся называют три возможных варианта соотношений демографических показателей: 1. РС, тогда ЕП0; численность населения РАСТЕТ; тип воспроизводства - РАСШИРЕННОЕ. 2. Р 3. Р=С, тогда ЕП=0; численность населения СТАБИЛЬНА; тип воспроизводства - ПРОСТОЕ. Учащиеся одновременно заполняют таблицу 1 в карточке. Решают предложенные задачи. Делают вывод о том, что тип воспроизводства, характерный для населения Кировской области – суженный. |
Осознание, осмысление и применение знаний | Информирует учащихся о том, что демографическая ситуация в Кировской области и большинстве регионов России характеризуется термином "ДЕПОПУЛЯЦИЯ" и предлагает ученикам самостоятельно сконструировать понятие. Задает вопрос: "Можно ли использовать другие показатели, чтобы характеризовать демографическую ситуацию? Можно. Одним из таких показателей является суммарный коэффициент рождаемости (СКР) – среднее количество детей, рожденных одной женщиной в течение жизни". Для пояснения понятия учитель по очереди вывешивает на доску с помощью магнитов три схемы, показывающие состав семьи и объясняет их (см. Приложение 4). Затем предлагает учащимся заполнить таблицу 2 в карточках. “Для того, чтобы численность населения оставалась стабильной, СКР должен быть больше 2. Причем, для высокоразвитых стран этот показатель составит 2,03, а для развивающихся – 2,20. Почему?”. “Фактические данные о среднем количестве детей, рожденных в течение жизни одной женщиной выглядят так: для развитых стран – 1,9, для развивающихся – 4,1. Вот мы и получили ответ на вопрос “Почему в одних странах численность населения растет, а в других – снижается”. “А как обстоят дела в России? Чтобы ответить на этот вопрос, проанализируем данные, которые вы получили в ходе семейного социологического опроса”. *) Учащимся заранее предлагалось узнать о количестве детей, которое родила: а) мама, б) одна из двух бабушек, в) одна из четырех прабабушек. Когда учащиеся заканчивают работу в группах, учитель собирает заполненные матрицы и при помощи магнитов вывешивает их на доску для демонстрации и подведения итогов. Вслух анализируя полученные данные, учитель строит на заранее подготовленной матрице общий график, куда вносит средние данные по трем поколениям (матрица выстраивается до урока на откидной доске; см. Приложение 6). | Конструируют ранее не знакомое им понятие. Возможный вариант: "Депопуляция – демографическая ситуация, когда умирает больше, чем рождается, и численность населения снижается". Слушают пояснения учителя и записывают в тетради схемы. Заполняют таблицу 2 в карточке. Расставляют знаки и зарисовывают графические модели типа воспроизводства. Учащиеся устанавливают причину такого несоответствия и дают возможный ответ: “Это зависит от уровня детской смертности. Чем выше уровень экономического развития, тем ниже уровень детской смертности”. Учащиеся на специальных матрицах (см. Приложение 5) отмечают данные, полученные в ходе опроса. Работа проходит в группах по 3-4 человека. Полученные данные анализируются, определяется средний показатель для каждого из трех поколений: П1 – прабабушки, П2 – бабушки, П3 – мамы, который и заносится в матрицу. Точки П1, П2 и П3 соединятся линией |
Обобщение и систематизация знаний. Контроль, самоконтроль. Коррекция знаний. | Предлагает: 1. Устно ответить на вопрос “Как изменится численность населения России в будущем?”. 2. Письменно ответить на вопрос, написанный на небольших листочках; ответ записывается на листочке (см. Приложение 7). 3. Проанализировать данные таблицы 16 в учебнике (с. 188) и ответить на вопрос: “Какой из вариантов изменения численности населения в России наиболее вероятен? Почему?”. | 1. Вариант: "Численность населения в России при сохраняющейся демографической ситуации, будет снижаться". 2. Отвечают на вопрос "Сколько детей вы хотели бы иметь?" 3. Выбирают вариант, показывающий медленное снижение численности населения России. |
Подведение итогов. Рефлексия. | Пока учащиеся выполняют задание 3, учитель обрабатывает данные по проведенному опросу и полученный результат отражает на итоговом графике, построенном на доске. Предлагает ответить на вопрос: “Каким вы видите собственное участие в решении сложившейся демографической ситуации?” Высказывает собственное суждение об уровне достижений школьников. | Через высказывание своих суждений по решению проблемы, подходят к определению формы собственного участия в нем и осознанию важности решения демографической проблемы. |