СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

планирование уроков биологии на 1 час в неделю. 

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»


Приложение 1

к основной образовательной программе

основного общего образования


Управление образования Сальского района Ростовской области

___________________________________________________________________________

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 62 ИМЕНИ Е.И. ИГНАТЕНКО С. НОВЫЙ ЕГОРЛЫК

______________________________________________________________________________________





«Утверждаю»:

Директор МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык

Приказ от « » августа 2017 г. №____

________________ Самандарова С.Н.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО _БИОЛОГИИ

Наименование предмета


основного общего образования,

выбрать уровень образования

«7» класса

указать класс


Павловой Натальи Николаевны

указать Ф.И.О. учителя



Программа рассчитана на 35 часов

указать количество часов по предмету в текущем учебном году







с. Новый Егорлык, 2017 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык для 6 класса разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык.

При разработке рабочей программы по биологии МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко с. Новый Егорлык для 6 класса использованы основные федеральные и региональные нормативные правовые документы:

Законы:

- Федеральный Закон от 29.12. 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 02.03.2016; с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2016);

- Федеральный закон от 01.12.2007 № 309 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения и структуры Государственного образовательного стандарта» (ред. от 23.07.2013);

- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области» (в ред. от 24.04.2015 № 362-ЗС).

Программы:

- Примерная основная образовательная программа основного общего образования (одобрена федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию, протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15).

Постановления:

- постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (в ред. изменений № 1, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.06.2011 № 85, изменений № 2, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.12.2013 № 72, изменений № 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 24.11.2015 № 81).

Приказы:

  • приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»(в ред. приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644);

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 13.12. 2013, от 28.05.2014, от 17.07.2015);

- приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (в ред. приказов Минобрнауки России от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 № 38);

- приказ Минобрнауки России от 09.01.2014 г. № 2 «Об утверждении порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

  • приказ Минобрнауки России от 28.05.2014 № 594 «Об утверждении Порядка разработки примерных основных образовательных программ, проведения их экспертизы и ведения реестра примерных основных образовательных программ».

  • приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;

  • - приказ от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897».


Письма:

  • письмо Минобрнауки России от 02.02.2015 № НТ-136/08 «О федеральном перечне учебников»;



Рабочая программа составлена с  учётом Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Рабочей программы (ФГОС) «БИОЛОГИЯ» предметная линия учебников «Сферы»,   авторов Л.Н. Сухоруковой, В.С. Кучменко полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.

Используемый учебник (название, авторы, выходные данные) Биология. 6 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе/ Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, Т.В. Иванова,  М.,: Просвещение, 2014.

Изучение биологии на этой ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний – о живой природе и присущих ей закономерностях; о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;

- овладение умениями – работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

- развитие – познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

- воспитание – позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;

- использование приобретенных знаний и умений – в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными; для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде.




Место учебного предмета в учебном плане

Рабочая программа линии УМК «Биология –Сферы» (7классы) разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. Число учебных часов в7 классе, 35часов (1 ч - федеральный компонент).




Планируемые результаты освоения учебного предмета

I. В направлении личностного развития:

1.1. Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

1.2. Формирование качеств мышления, необходимых для адаптации в современном информационном обществе; умение управлять своей познавательной деятельностью; готовность к осознанному выбору дальнейшей образовательной траектории;

1.3. Сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;

1.4.Формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости глобальных проблем человечества;

1.5. Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;

1.6. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к своим поступкам;

1.7. Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, старшими и младшими в процессе познавательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

1.8. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

1.9. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

1.10. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.


II. В метапредметном направлении:

2.1. Использование основных интеллектуальных операций: формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов;

2.2. Умение определять цели и задачи деятельности, выбирать средства реализации цели и применять их на практике; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

2.3. Использование различных источников для получения биологической информации, анализировать и оценивать информацию; понимание зависимости содержания и формы представления информации от целей коммуникации и адресата.

2.4. Овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

2.5. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

2.6. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

2.7. Способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

2.8. Умение создавать,применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

2.9. Умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

2.10. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

2.11. Формирование ИКТ-компетенции.

III. В познавательной сфере

3.1.Усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;

3.2. Формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;

3.3. Приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;

3.4. Понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;

3.5. Формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;

3.6. Объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родстве общности эволюции растений и животных;

3.7. Овладение методами биологической науки ; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

3.8. Формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;

3.9. Освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.

Ожидаемый результат изучения курса – знания, умения, опыт, необходимые для построения индивидуальной образовательной траектории в школе и успешной профессиональной карьеры по ее окончании.

Планируемые результаты изучения курса биологии в 6 классе

- знание основных признаков биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; растений, животных и грибов своего региона;

- сущности биологических процессов: питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, размножение;

- умение объяснить роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира, в практической деятельности человека и самого ученика; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды;

- умение самостоятельно изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

- распознавание и описание органов цветкового растения и органов и систем органов животных на живых объектах и таблицах;

- сравнивание биологических объектов (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы) и формулирование выводов на основе сравнения;

- анализ и оценка последствий деятельности человека в окружающей среде, влияния собственных поступков на живые организмы;

- проведение самостоятельного поиска биологической информации: нахождение в тексте учебника отличительных признаков живых организмов; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

- соблюдение правил поведения в окружающей среде;

- выращивание и размножение культурных растений и домашних животных, ухода за ними..















СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

(35 часов)


I. Организация живой природы (2 ч)

-Уровни организации живой природы. Общие свойства организмов. Средообразующая роль организмов.

-Вид. Общие признаки вида. Популяции разных видов — взаимосвязанные части природного сообщества.

-Природное сообщество — живая часть экосистемы. Видовая и пространственная структура сообщества. Пищевые связи организмов в экосистеме.

-Разнообразие экосистем.

-Экосистема — часть биосферы.

Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, чучела и рисунки животных разных видов, схемы, рисунки, таблицы, репродукции картин, модели, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие экосистемную организацию живой природы.

II. Эволюция живой природы (3 ч)

-. Эволюция. Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою. Эволюционное учение Ч. Дарвина.

-Доказательства эволюции: окаменелости и отпечатки, зародышевое сходство, единый план строения, рудиментарные органы, реликтовые виды

- Возникновение жизни на Земле и ее существование в форме экосистемы..

- Система растений и животных — отображение эволюции. Принципы классификации.

Демонстрация: портреты ученых; гербарные экземпляры растений, коллекции насекомых, репродукции картин, схемы, рисунки, слайды, таблицы, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие движущие силы эволюции, многообразие живых организмов, их приспособленность к условиям среды обитания, принципы классификации.


III. Царство Растения (11 ч)

-Царство Растения, общие признаки. Особая роль растений .Жизненные формы растений. Современный растительный мир — результат эволюции.

-Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки.

-Особенности строения водорослей. Отделы: Зеленые, Бурые, Красные водоросли. Черты прогрессивной организации бурых водорослей.

-Роль водорослей в водных экосистемах. Использование водорослей в практической деятельности человека.

-Подцарство Высшие растения. Усложнение строения растений в связи с приспособленностью к условиям наземно-воздушной среды. Происхождение высших растений.

-Отдел Моховидные. Мхи — самые древние высшие растения.

-Особенности строения мхов. Жизненный цикл мхов на примере кукушкина льна.

- Болото как экосистема. Биосферное значение болот, экологические последствия их осушения. Торфообразование, использование торфа.

- Отделы: Папоротниковидные. Хвощевидные. Плауновидные. Усложнение строения папоротников по сравнению с мхами. Цикл развития папоротников, зависимость от условий среды обитания.

-Разнообразие современных папоротников и их значение.

- Отдел Голосеменные — древняя группа семенных растений.

-Класс Хвойные: строение и цикл развития сосны обыкновенной. Реликтовые голосеменные. Разнообразие современных хвойных.

-Роль голосеменных в экосистеме тайги. Биосферное значение хвойных лесов.
- Отдел Покрытосеменные — общие признаки. Происхождение. Классы: Однодольные и Двудольные.

-. Класс Двудольные, семейства: Крестоцветные,

-Бобовые,

-Пасленовые (дикорастущие виды и культурные растения).

-Класс Однодольные, семейства: Лилейные

-Злаки (дикорастущие виды и культурные растения). Роль злаков в луговых и степных экосистемах.

-Значение покрытосеменных для развития земледелия. Создание сортов из дикорастущих видов..

-Овощеводство. Капуста — древняя овощная культура, ее разновидности и сорта. Выращивание капусты.

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, живые и гербарные экземпляры, таблицы, схемы, рисунки, репродукции картин, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие морфологические особенности отдельных растений, средообразующую деятельность; циклы развития высших растений, двойное оплодотворение покрытосеменных, разнообразие сельскохозяйственных растений, редкие и исчезающие виды.

IV. Царство Животные (14ч)

-Царство Животные. Общая характеристика. Симметрия тела у животных. Роль животных в жизни планеты, как потребителей органического вещества.

-Подцарство Одноклеточные, или Простейшие. Общие признаки. Роль простейших в экосистемах, образовании известняка, мела, песчаника. Тип Саркожгутиконосцы. Особенности строения, разнообразие. Роль в экосистемах.

-Тип Споровики. Меры профилактики заболеваний, вызываемых споровиками. Тип Инфузории. Особенности строения.

- Подцарство Многоклеточные. Общие признаки. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

-Тип Кишечнополостные. Общая характеристика. Разнообразие. КлассыЗначение кишечнополостных в водных экосистемах.

-Тип Плоские черви. Общая характеристика. Разнообразие. Классы. Профилактика заболеваний, вызываемых плоскими червями.

- Тип Круглые черви. Общие признаки. Разнообразие. Меры профилактики заражения круглыми червями.

- Тип Кольчатые черви. Общая характеристика. Особенности внешнего и внутреннего строения дождевого червя. Видовое многообразие и роль кольчатых червей.

- Тип Моллюски. Общая характеристика типа. Разнообразие. Классы. Роль двустворчатых моллюсков в биологической очистке водоемов.

- Тип Членистоногие. Особенности внешнего и внутреннего строения. Класс Ракообразные, общая характеристика, разнообразие.

-Класс Паукообразные, отличительные особенности, разнообразие.

-Класс Насекомые, общие черты внешнего и внутреннего строения. Развитие насекомых.

-Роль насекомых в экосистемах, практическое значение.

- Тип Хордовые. Общие признаки. Подтип Бесчерепные, Подтип Черепные, общая характеристика.
-Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с обитанием в водной среде. - Класс Хрящевые рыбы, общие признаки. Разнообразие: акулы, скаты, химеры.

-Класс Костные рыбы. Основные отряды, значение

-Класс Земноводные, или Амфибии.. Особенности строения, многообразие земноводных. Роль в экосистемах.

- Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Общие признаки. Отряды. Роль в экосистемах и жизни человека.

-Класс Птицы. Особенности внешнего и внутреннего строения в связи с полетом.

- Птицы наземных и водных экосистем.

-Класс Млекопитающие, или Звери. Происхождение. Особенности внешнего и внутреннего строения.

- Размножение и развитие.

- Роль млекопитающих в различных экосистемах.

- Млекопитающие различных экосистем: лесов, водоемов

- Развитие животноводства

Демонстрация: портреты ученых, микропрепараты, схемы, таблицы, рисунки, репродукции картин, коллекции, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие особенности внешнего и внутреннего строения, многообразие основных типов животных, их происхождение, распространение в разных жизненных средах, роль в экосистемах и жизни человека, редкие и исчезающие виды.

V. Бактерии, грибы, лишайники 3 ч)

- Царство Бактерии. Общая характеристика. Разнообразие. Роль бактерий в экосистемах и практической деятельности человека.

-Царство Грибы. Общие признаки

-. Роль грибов. Экологические группы грибов, их роль в экосистемах.

- Лишайники. Общие признаки. Роль лишайников в экосистемах. Значение в жизни человека.
Демонстрация: схемы, таблицы, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие строение и разнообразие бактерий, грибов, лишайников, съедобные и несъедобные грибы, правила сбора грибов, оказание первой помощи при отравлениях грибами; их роль в экосистемах.

VI. Биологическое разнообразие и пути его сохранения (2 ч)

- Видовое и экосистемное разнообразие — компоненты биологического разнообразия.

-. Экосистемное разнообразие — основа устойчивости биосферы.

-Сохранение видового разнообразия. Красная книга.

- Сохранение разнообразия экосистем. Особо охраняемые природные территории.

Демонстрация: схемы, модели, рисунки, таблицы, гербарные экземпляры, коллекции, слайды, видеофильмы (в том числе цифровые образовательные ресурсы), иллюстрирующие охраняемые виды растений, животных, грибов, заповедные территории.


















Тематическое планирование



Наименование раздела или темы

Всего часов

Сроки прохождения

Контрольные

работ

1 Организация живой природы

2



2 Эволюция живой природы

3



3 Растения – производители

органического вещества

11



К. р.№1 по теме : Растения – производители органического вещества»

4 Животные – потребители органического вещества

14



5. Бактерии, грибы, лишайники

3


К.р. №2по теме: Животные – потребители органического вещества»

6. Биологическое разнообразие и пути его сохранения

2



ИТОГО

35


2








КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ (7 класс, линия "Сферы")


№ урока

Тема урока

Основное содержание по темам

Характеристика основных видов деятельности ученика

(на уровне учебных действий - УУД)

Планируемые образовательные результаты


Дата

Предметные

УУД: Регулятивные, Познавательные, Коммуникативные

Личностные


Тема1. Организация живой природы (2 часа)


1

Организм. Вид.

Организм и вид-различные уровни организации живой природы. Популяция-часть вида.

Выделять существенные признаки организма как живой системы; признаки, по которым особи объединяются в популяции живой природы и виды. Сравнивать организменный и популяционно-видовой уровни организации живой природы. Приводить примеры близких видов. Объяснять связи между особями одной популяции, делать выводы о значении внутрипопуляционных отношений для обеспечения целостности вида, его длительного существования.


Сравнивать животных и растения, делать выводы.

Р. Целеполагание - как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно.

П. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

К: формулировать собственное мнение и позицию

самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;


2

Природное сообщество. Экосистема.

Общая характеристика природного сообщества. Видовая структура сообщества.

Называть естественные и искусственные природные сообщества родного края. Объяснять роль ярусности в использовании живыми организмами ресурсов среды обитания. Оценивать значение видового разнообразия. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений по тем урока.

Приводить примеры прямых и косвенных трофических связей, экологических групп, взаимодействия животных

Р. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию

нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


Тема2. Эволюция живой природы (3ч)


3


Эволюционное учение.

Доказательства эволюции

Эволюция, естественный отбор, борьба за существования .Основные события в историческом пути развития живой природы: от архея к кайнозою

Рудимент, реликт, палеонтология. Эволюция, записанная в строении организма. Каменная летопись эволюции.

Называть движущие силыи результаты эволюции. Объяснятьформирование

приспособленийс позиций учения Дарвина.

Использоватьразличные источники информации для подготовкисообщения.

Приводить примеры реликтовых видов животных и растений. Объяснять значение рудиментарных органов, реликтовых видов, сходство ранних этапов эмбрионального развития животных и человека для доказательства эволюции. Использовать информацию разнообразных источников для подготовки докладов.

Приводить пример различных форм изменчивости, борьбы за существование и проявления естественного отбора. Описывать процесс видообразования.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.


Развитие личностных представлений об историческом развитии живой природы, роли естественного отбора.

Выражение собственного отношения к центральному положению эволюционного учения о борьбе существование и действий естественного отбора на основе мелких наследственных изменений.


4

История развития жизни на Земле.

Архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Научные гипотезы возникновения жизни на Земле.

Называть эры в истории развития жизни на Земле и наиболее важные события в развитии животного и растительного мира. Характеризовать возникновение и существование жизни на Земле в форме экосистемыы.

Объяснять гипотезы возникновения жизни на Земле и основные её этапы

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности

Осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.




5

Система растений и животных.

Систематика, классификация, вид, род

Определять предмет изучения систематики,естественной классификации. Устанавливать соподчинённость основных систематических групп растений и животных. Обосновывать необходимость двойных латинских названий в ботанической и зоологической классификации.

Характеризоватьвклад К.Линнея в развитие биологическойнауки.

Знать основные систематические единицы, уметь определять место растений, животных в системе органического мира

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: умение слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности

Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников, построению индивидуальной траектории образования.


Тема3. Растения- производители органического вещества (11ч)


6


Царство Растения.

Основные признаки царства Растения. Разнообразие растений.

Выделять отличительные признаки представителей царства растения, характерные особенности состава и строения водорослей.

Называть и приводить примеры основных жизненных форм растений.

Описывать основные этапы эволюции растений, отличительные признаки растений семейства

Обосновывать роль растений в природе.

Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений об историческомразвитии растительного мира

Уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, средообразующем, практическом значении растений.


7

Отдел Водоросли.

Слоевище, хромотофор, ризоиды. Водоросли-самые древние растения Земли

Выявлять характерные особенности состава и строения водорослей. Приводить примеры представителей подцарств Настоящие водоросли и Багрянки. Объяснять причины разнообразия водорослей с позиции знания о движущих силах эволюции. Устанавливать взаимосвязь состава и строения водорослей в связи с услов Описывать и сравнивать представителей одноклеточных и многоклеточных иями обитания в водной среде. Применять знания о разнообразии и значении водорослей в практических ситуациях, приводить примеры их использования человеком

Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей водорослей.

Р: Составлять план решения проблемы. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: обсуждать вопросы со сверстниками

Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников.


8

Подцарство Высшие растения. Отдел Моховидные.

Эволюция высших растений. Первые наземные растения-псилофиты.

Общая характеристика отдела Моховидные. Разнообразие мхов

Называть основные события в эволюции высших растений. Выявлять характерные черты псилофитов, прогрессивные признаки высших растений. Сравнивать особенности строения водорослей и высших растений, делать выводы о связи их строени Описывать внешнее и внутреннее строение мхов, выделять их существенные особенности.

Устанавливатьвзаимосвязь полового и бесполого поколенийв жизненномцикле мхов. Делать выводы о связи особенностей строения и размножения мхов со средой обитания.я со средой обитания.

Уметь доказывать происхождение одних отделов от других.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.



9

Отделы Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные.


Общая характеристика папоротникообразных. Папоротниковидные-живые ископаемые. Отделы Хвощевидные и Плауновидные

Определять представителей отделов Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные, на натуральных объектах, рисунках.Сравнивать особенности строения и размножения мхов и папоротников, делать выводы о более прогрессивном строении папоротников. Устанавливать особенности строения и размножения папоротников, хвощей и плаунов в связи с их средой обитания. Фиксировать результаты наблюдений в виде схем и рисунков. Соблюдать правила поведения в кабинете биологии.

Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей папоротниковидных.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, представлять результаты работы классу.

К: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.

Нравственно-этическая ориентация - действие нравственно – этического оценивания усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.




10

Отдел Голосеменные



Появление в процессе эволюции семенного способа размножения растений. Преимущества семенного размножения

Выявлять общие черты семенных растений. Объяснять преимущества семенного размножения с помощью спор. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдатьправила поведения в кабинете биологии.

Уметь работать с гербарием

и натуральными объектами природы. Описывать строение и роль в природе и практической деятельности.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, средообразующем, практическом значении растений.


11

Роль голосеменных в экосистеме тайги.

Лесообразующая роль голосеменных растений. Основные лесообразующие породы и их значение.

Сравнивать доминирующие виды темнохвойной и светлохвойной тайги. Прогнозировать последствия нерациональной деятельности человека для развития экосистемы тайги.Оценивать значение тайги как устойчивой экосистемы для сохранения целостности биосферы; важность природоохранной деятельности, своего участия в ней.

Описывать строение и роль в природе и практической деятельности.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.


12

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые.

Характерные признаки покрытосеменных. Основные отличия покрытосеменных от голосеменных растений.

Выявлять чертыболее высокой организации упокрытосеменных, чем уголосеменных.Называть и сравнивать представителей разных классов покрытосеменных растений. Применять знания о движущих силах эволюции для объяснения происхождения цветковых растений. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Применять знания о строении и особенностях размножения голосеменных в практической деятельности. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений об исследованиях учёных –систематиков.

Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей простейших.

Находить зависимость между строением и функциями.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать .

Формирование мотивации к

познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, значении растений.


13

Класс Двудольные.


Класс Двудольные растения. Отличительные признаки семейства Крестоцветные.

Описывать отличительные признаки растений семейства Крестоцветные, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов. Определять растения семейства Крестоцветные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Применять знания в ситуациях повседневной жизни об эволюции крестоцветных. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием.

Находить зависимость между строением и функциями. Описывать строение и роль в природе и практической деятельности. Узнавать по рисункам представителей простейших.


Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

К: обсуждать вопросы со сверстниками

Формирование мотивации к познавательной деятельности на основе использования различных источников информации о познавательном, эстетическом, средообразующем, практическом значении растений.


14

Класс Однодольные


Отличительные признаки семейства Лилейных Разнообразие, жизненные формы. Роль лилейных в природе.

Описывать отличительные признаки растений семейства Лилейные, составлять формулу цветка. Приводить примеры дикорастущих, культурных и декоративных растений; охраняемых видов.

Определять растения семейства Лилейные по гербарным экземплярам, рисункам, фотографиям в процессе лабораторной и практической работ. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием.

Находить зависимость между строением и функциями. Описывать строение и роль в природе и практической деятельности.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

К: обсуждать вопросы со сверстниками

Нравственно-этическая ориентация


15

Роль покрытосеменных для развития земледелия.

Основные направления земледелия. История развития земледелия

Называть основные культурные растений различных семейств. Устанавливать отличительные особенности твёрдой и мягкой, озимой и яровой форм пшеницы, разновидностей капусты. Использовать информационные ресурсы для подготовки и презентации учебных проектов о хлебных зерновых культурных, овощах.

Уметь приводить примеры из собственного опыта

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать .

Смыслообразование - установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.


16

К.р. №1 по теме: «Растения -потребители органического вещества»


Определять и классифицировать представителей царства Растения, приводить примеры цветковых растений различных семейств. Описывать характерные особенности растений различных систематических групп. Устанавливать филогенетические связи между отделами растений, делать выводы об эволюции растительного мира. Обосновывать роль мхов, папоротников, голосеменных и покрытосеменных в естественных экосистемах. Использовать различные источники информации для подготовки и презентации учебных проектов, сообщений, рефератов о разнообразии и роли растений в экосистемах.

Умение работать в группах и индивидуально

Р: умение организовать выполнение заданий учителя.

П: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

К: обсуждать вопросы со сверстниками

Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;смыслообразование , нравственно-этическая ориентация .


Раздел 3. Животные-потребители органического вещества ( 14 ч)

17


Царство Животные.

Зоология-наука о животном мире. Животные –потребители органического вещества.

Выявлять отличительныепризнаки царства Животные.описывать основные симметрии многоклеточных животных, наиболее значимые события в эволюции животного мира. Использовать различные источники информации для подготовки сообщений о происхождении и развитии животного мира.

Сравнивать животных и растения, делать выводы.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать .

Формирование мотивации к изучению разнообразия животного мира нашей планеты, самообразованию, осознанному выбору и построению индивидуальной образовательной траектории.


18

Подцарство Одноклеточные

Подцарство Одноклеточные. Деление простейших на типы. Саркожгутиконосцы. Споровики и Инфузории

Выявлять характерные признаки подцарства Одноклеточные, типа Саркожгутиконосцы. Приводить примеры представителей типа. Распознавать представителей подцарства и типа по рисункам, фотографиям. Обосновывать роль простейших в экосистемах.

Описывать строение и роль в природе и практической деятельности.

Р. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. К: формулировать собственное мнение и позицию

Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование , нравственно-этическая ориентация .


19

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах.

Характерные признаки подцарстваМногоклеточные. Происхождение многоклеточных животных Общие сведения о кишечнополостных. Гидра-типичный представитель типа. Роль кишечнополостных

Описывать основные признаки подцарства Многоклеточные. Называть представителей многоклеточных животных. Обосновывать выводы об усложнении живой природы в ходе эволюции. Выделять признаки наиболее вероятного предка многоклеточных беспозвоночных. Раскрывать роль беспозвоночных в экосистемах.

Уметь сравнивать, выделять главное и делать выводы

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.


20

Тип Плоские Круглые и Кольчатые черви.

Признаки типов червей. Разнообразие червей. Роль червей.

Выделять характерные особенности типа Плоские черви. Распознавать представителей классов плоских червей по таблицам, рисункам, фотографиям. Устанавливать взаимосвязь между особенностями строения, образом жизни и средой обитания плоских червей. Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых паразитическими видами плоских червей. Обосновывать вклад отечественных учёных в развитие паразитологии. Раскрывать роль плоских червей в экосистемах.

Узнавать по рисункам представителей классов плоских червей. Описывать строение и их роль в природе, профилактику заражения червями

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать .

Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.


21

Тип Моллюски.


Признаки представителей типа Моллюски. Значение моллюсков. Разнообразие и классификация.

Выявлять характерные признаки типа Моллюски, приводить примеры его представителей. Распознавать , сравнивать и классифицировать представителей классов Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. Устанавливать взаимосвязь между строением и образом жизни представителей типа Моллюски. Обосновывать роль моллюсков в водных экосистемах. Применять знания в процессе выполнения лабораторной работы. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием.

Находить зависимость между строением и функциями Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Самоопределение - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование , нравственно-этическая ориентация .


22

Тип Членистоногие.

.

Общая характеристика представителей типа Членистоногие. Классификация.

Выявлять характерные признаки классов типа Членистоногие, черты более высокой организации по сравнению с кольчатыми червями. Распознавать представителей класса Ракообразные на рисунках , фотографиям. Устанавливать взаимосвязь строения речного рака с условиями среды его обитания. Описывать роль членистоногих в водных экосистемах и жизни человека. Использовать ресурсы электронного приложения для подготовки сообщений и учебных проектов о разнообразии ракообразных.

Находить зависимость между строением и функциямиОписывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей Сравнивать строение представителей разных классов.

Р. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Учащийся должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.


23

Тип Хордовые.

Позвоночные животные.

Признаки хордовых животных. Разнообразие представителей, классификация типа Хордовые.

Описывать основные признаки типа Хордовые. Сравнивать особенности строения бесчерепных и позвоночных животных. Выявлять черты более высокой организации ланцетника по сравнению с беспозвоночными, позвоночных животных по сравнению с бесчерепными. Обосновывать выводы о родстве бесчерепных и позвоночных животных.

Знать особенности типа. Приводить примеры представителей подтипа бесчерепные. Отличать ланцетника от беспозво ночных

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.

24

Класс Рыбы.


Рыбы-самые древние позвоночные животные. Характерные признаки представителей надкласса Рыбы.

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения рыб. Выявлять черты приспособленности к обитанию в водной среде. Обосновывать представителей надкласса в водных экосистемах. Изучать внешнее и внутреннее строение на основе наблюдений в процессе выполнения лаб. работы. Фиксировать результаты наблюдений и делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием.



Знать особенности надкласса. Находить зависимость между строением и функциями.

Объяснять особенности приспособлений для жизни в воде

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.

смыслообразование -

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.


25

Класс Земноводные, или Амфибии.

Характерные признаки класса Земноводные. Особенности процессов размножения и развития земноводных.

Описывать особенности внешнего и внутреннего строения земноводных. Выявлять прогрессивные признаки в строении систем органов земноводных по сравнению с рыбами. Определять и классифицировать представителей земноводных по таблицам, рисункам, фотографиям. Устанавливать взаимосвязь строения и размножения земноводных с условиями их обитания. Наблюдать стадии индивидуального развития лягушки. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии земноводных.

Описывать строение и их роль в природе. Узнавать по рисункам представителей Описывать значение рыб.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию



26

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Пресмыкающиеся как настоящие наземные животные. Происхождение. Разнообразие

Описывать и называть основные признаки класса Пресмыкающиеся. Определять и классифицировать представителей пресмыкающихся по таблицам, рисункам, фотографиям. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных, делать выводы о причинах их сходства и различия. Устанавливать черты более высокой организации пресмыкающихся по сравнению с земноводными. Приводить примеры представителей разных отрядов пресмыкающихся.

Находить зависимость между строением и функциями.

Узнавать по рисункам представителей.

Особенности строения и физиологии, классификация, значение. Находить зависимость между строением и функциями.

Р. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

П: Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников.


27

Класс Птицы.


Птицы-покорители воздуха. Основные систематические группы птиц. Особенности внутреннего строения птиц

Описывать особенности внешнего строения птиц в процессе выполнения лаб.р. Распознавать птиц в природе, а также на таблицах, рисунках, фотографиях. Сравнивать строение птиц и пресмыкающихся, делать выводы о происхождении птиц. Устанавливать связь внешнего и внутреннего строения птиц с их приспособленностью к полёту. Фиксировать результаты наблюдений, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием. Использовать информационные ресурсы для подготовки учебных проектов о разнообразии земноводных.

Доказывать происхождение птиц от пресмыкающихся

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Анализировать, сравнивать.

К: формулировать собственное мнение и позицию


28

Класс Млекопитающие: общая характеристика, особенности строения.

Млекопитающие-цари природы. Общая характеристика. Особенности внутреннего строения.

Описывать основные признаки млекопитающих. Распознавать и классифицировать конкретных представителей на таблицах, рисунках, фотографиях. Сравнивать млекопитающих с пресмыкающимися, делать выводы о происхождении млекопитающих, более высоком уровне их организации. Объяснять причины высокого уровня обмена веществ и теплокровности млекопитающих.

Находить зависимость между строением и функциями. Узнавать по рисункам представителей.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Развитие мотивации к познавательной деятельности, самостоятельному поиску учебной информации из различных источников.


29

Роль млекопитающих различных экосистем.


Среды жизни и места обитания млекопитающих. Звери. Функции млекопитающих в природе

Описывать характерные особенности внешнего и внутреннего строения, образа жизни млекопитающих различных экосистем. Приводить примеры представителей млекопитающих различных экосистем, редких и исчезающих видов. Определять представителей млекопитающих различных экосистем на таблицах, рисунках, фотографиях. Обосновывать необходимость охраны редких видов млекопитающих и экосистем. Использовать информационные ресурсы для подготовки сообщений о разнообразии экологических групп млекопитающих.

Находить зависимость внешнего и внутреннего строения от образа жизни млекопитающих различных экосистем.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Осознавать потребность и готовность к самообразованию.


Бактерии, грибы- разрушители органического вещества. Лишайники. (3 ч.)



30


Царство Бактерии.

Характерные признаки царства Бактерии. Разнообразие бактерий.

Описывать характерные признаки бактерий. Приводить примеры автотрофных и гетеротрофных бактерий, бактерий - возбудителей заболеваний человека. Раскрывать значение бактерий в экосистемах, деятельности человека. Применять в повседневной жизни правила личной гигиены с целью предупреждения заболеваний, вызываемых бактериями.

Узнавать по рисункам представителей. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию.

Дальнейшее формирование мотивации к обучению биологии на основе знакомства с разнообразием царств Бактерии и Грибы, разнообразии лишайников.


31

Царство Грибы Лишайники.

Сравнительная характеристика грибов, растений животных. Разнообразие грибов Лишайники как симбиотические организмы. Особенности размножения и роста

Описывать признаки одноклеточных и многоклеточных грибов. Сравнивать особенности строения грибов с особенностями строения растений и животных. Устанавливать связь строения вегетативного тела гриба со способом его питания. Объяснять средообразующую роль грибов в природе. Фиксировать наблюдения, делать выводы. Соблюдать правила работы в кабинете биологии, правила обращения с лаб. оборудованием.

Узнавать по рисункам представителей. Показывать взаимосвязь между строением и средой обитания.


Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Осознание необходимости бережного отношения к природе.


32

К.Р. №2 по теме «Животные потребители органического вещества.»





.

Биоразнообразие ( 2ч)



33

Видовое разнообразие .

Биологическое разнообразие, его составляющие, видовое разнообразие

Называть и определять исчезнувшие виды растений и животных на рисунках и фотографиях. Оценивать значение видового разнообразия для поддержания устойчивости экосистемы. Устанавливать причины сокращения видового разнообразия в процессе эволюции и в результате деятельности человека. Прогнозировать последствия сокращения видового разнообразия для целостности биосферы.

Давать определения терминам. Анализировать содержание демонстрационной таблицы и рисунков. Давать определения терминам.

Р: Развитие навыков самооценки и самоанализа.

П: Строить логическое рассуждение.

К: формулировать собственное мнение и позицию

Развитие личностных представлений о ценности биоразнообразия и опасности его обеднения для устойчивого состояния биосферы.


34

Экосистемное разнообразие и деятельность человека

Экосистемное разнообразие. Лесные и степные экосистемы. Сокращение разнообразия лесных экосистем, преобразование степных экосистем.

Описывать естественные и искусственные экосистемы, лесные и степные экосистемы. Объяснять причины сокращения экосистем лесов и степей. Прогнозировать последствия сокращения естественных экосистем для биосферы.

Раскрывать сущность законов России об охране животного мира.

Р: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

П: Строить логическое рассуждение.





Учебно-методический комплект




1. Сухорукова Л.Н., В.С. Кучменко Биология. 7 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / Под редакцией проф. В.М. Константинова. – М.: Вентана-Граф, 2010

2. Кучменко В.С., Суматохин С.В. Биология. Животные: 7 класс. Методическое пособие. – М.: Вентана - Граф, 2006.-176 с.

3. И.Н. Пономарева, Т.С. Сухова. Природоведение. Биология. Экология: 5-11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2010.

4. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 1. – М.: Вентана-Граф, 2010.

5. С.В. Суматохин, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс. Рабочая тетрадь № 2. – М.: Вентана-Граф, 2010.

6. Тихонова Л.В. Дидактические карточки-задания по биологии: 7 класс. К учебнику В.М. Константинова и др. «Биология. Животные.7 класс» /Л.В.Тихонова, В.Б. Захаров, В.А. Игнатов.- М.: Издательство «Экзамен»,2008.-80 с.




ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С».

  2. Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание).

  3. «ЕдинаяколлекцияЦифровыхОбразовательныхРесурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/).

  4. www.bio.1september.ru– газета «Биология» -приложение к «1 сентября».

  5. www.bio.nature.ru – научные новости биологии

  6. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования

  7. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»

  8. http://ebio.ru/ - Электронный учебник «Биология». Содержит все разделы биологии: ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, основы цитологии и генетики, эволюционную теорию и экологию. Может быть рекомендован учащимся для самостоятельной работы.























СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического объединения

МБОУ СОШ № 62 имени Е.И. Игнатенко

с. Новый Егорлык

от «____» _______________ 2017 г. № ____

Руководитель МО ____________________

( подпись)

ФИО _______________________________

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

____________________________

( подпись)

_______________________ ФИО


« » августа 2017 г.