СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое планирование

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тематическое планирование по биологии в 7 классе 2 часа в неделю (70 часов) (автор: В.М. Константинов и др. Биология /Под редакцией И.Н. Пономаревой

Просмотр содержимого документа
«Тематическое планирование»

Календарно-тематический план по биологии для 7 класса

Тема урока


Дата



Элементы содержания




Требования к уровню подготовки.

Тип урока



Вид

контроля

Домашнее задание

Общие сведения о мире животных (5 часов)


1

Зоология – наука о животных.




Зоология - наука о животных. Многообразие живот­ных, их распростра­нение. Дикие и до­машние животные. Черты сходства и различия животных и растении. Значение животных

Знать: предмет изучения зоологии. Признаки живот­ных и растений

Уметь: Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйствен­ных растений.

Отличать животных от расте­ний.

Выделять значение животных в природе и в жизни человека.


Урок обобщения и систематизации знаний.


Гл. 1, § 1,

в. 1-6,

в. 1-5

2

Животные и окружающая среда.




Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи живот­ных

Знать: определение место обитания животного,

основные среды жизни.

Уметь: приводить примеры животных, обитающих в них.

Описывать и приводить при­меры различных форм взаимо­отношений между животными.

Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану.


Урок обобщения и систематизации знаний.

Фронтальный

§ 2, рис. 7-13,

в. 1-5

3

Классификация животных и основные систематические группы.



Классификация жи­вотных. Значение классификации жи­вотных.

Методы изучения жи­вотных.

Основные систе­матические кате­гории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчиненность.


Знать: Называть систематические категории.

Уметь: Отличать классификацию рас­тений от классификации живот­ных.

Объяснять значение классификации животных

Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.

Фронтальный индивидуа-льный

§ 3, рис. 14,

в. 1-4

4

Влияние человека на животных.


Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк.

Уметь: приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных.

Описывать меры охраны редких животных.

Прогнозировать последствия исчезновения животных


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


§ 4, рис. 15-17,

в. 1-3

5

Краткая история развития зоологии.


Краткая история раз­вития зоологии

Уметь: Характеризовать этапы разви­тия зоологии.

Комбинированный урок


§ 5,

в. 1-5

Строение тела животных (3 ч.)


6

Клетка как структурная единица.








Клетка как структур­ная единица организ­ма. Особенности жи­вотных клеток.

Цитология - наука о строении клетки.

Уметь: Перечислять основные органоиды клетки.

Называть роль в клетках основных органоидов, основные виды тканей.

Отличать клетки животных от клеток.


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


Гл.2,§6,

рис.18,

в.1-4.

7

Особенности животных клеток и тканей.




Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей.

Знать: определение термину ткани.

Уметь объяснять, почему у животных есть нервная ткань.

Характеризовать основные виды тканей.

Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.

Фронтальный

§7,рис.19,

в.1-3.

8

Органы и системы органов




Орган - часть орга­низма. Систем органов: опорно-двигательная система, пищевари­тельная, дыхатель­ная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, поло­вая. Организм как целост­ная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, дву­сторонняя.

Знать: Давать определение терми­нам орган, система органов.

Уметь: Называть системы органов.

Характеризовать строение и функции систем органов.

Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано.

Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


Фронтальный

§8,рис.20,

в1-4.

Подцарство Простейшие (5 часов)

9

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые




Общая характеристи­ка простейших как одноклеточных орга­низмов.

Тип Саркодовые.

Среда обитания. Осо­бенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деле­ние клетки). Образование цисты. Раздражимость. Раковинные аме­бы, радиолярии, фораминиферы.


Уметь: Называть среду обитания и способ передвижения.

Описывать условия образова­ния цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы.

Объяснять способ питания и выделения, размножения.

Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным ор­ганизмом.

Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.

фронтальный

§9,рис.21-24,в.3-5,

модель амебы.

10

Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы.




Одноклеточные и ко­лониальные жгутико­носцы. Среда обитания и ус­ловия жизни. Особенности строе­ния и жизнедеятель­ности. Наличие жгути­ков. Автотрофное и гете­ротрофное питание.

Знать: Называть условия обитания и способ передвижения.

Уметь: Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой.

Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным орга­низмам.

Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными.

Выделять черты усложнения у эвглены зеленой.


Комбинированный урок.

фронтальный

§10,рис.25-29,в.4-6,модель эвглены.

11

Тип Инфузории


Лабораторная работа №1«Строение и передвижение инфузории»




Среда обитания. Особенности строе­ния инфузорий: нали­чие ресничек, два яд­ра, две сократитель­ные вакуоли, пищева­рительные вакуоли. Особенности жизне­деятельности: гетеро­трофное питание, по­ловой процесс. Многообразие инфузорий: дон­ные виды, парази­ты, малоподвиж­ные виды.

Знать: Называть функции органоидов инфузории-туфельки.

Уметь: Распознавать по рисунку и описывать строение инфузо­рии-туфельки.

Доказывать, что инфузории - более сложные организмы.

Выделять особенности раз­множения у инфузорий.

Сравнивать различных пред­ставителей простейших.


Комбинированный урок


§11,Рис.30-33,

в.4-5,модель инфузории.

12

Многообразие простейших. Паразитические простейшие.




. Типы простейших: саркодовые, жгутико­носцы, инфузории. Роль простейших в природе и в жизни человека. Паразитические про­стейшие - возбудите­ли заболеваний чело­века: малярия, дизен­терия. Жизненный цикл малярийного плазмодия.

Знать: меры, предупре­ждающие заболевание амебной дизентерией и малярией.

Уметь: Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека

Характеризовать типы про­стейших.

Высказывать предположе­ние о том, что одноклеточные животные не вымирают


Урок закрепления и систематизации знаний

фронтальный

§12,рис.34-35,

в.1-3,

мини-сообщение

Подцарство Многоклеточные животные (3 часа)


13

Тип Кишечнополостные.




Признаки типа Ки­шечнополостные: лу­чевая симметрия, на­личие кишечной по­лости, стрекательные, клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колони­альные организмы. Размножение: беспо­лое и половое. Жизненные фор­мы кишечнополо­стных: полип и медуза.

Знать: Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры.

Уметь: Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры.

Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополост­ных и симметрией тела.


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


Гл.4,§13,

рис.36-43,

в.4-8

14

Морские Кишечнополостные.




Роль кишечнополост­ных в природе и в жизни человека. Тестирование по темам « Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные»

Знать: Называть значение кишечно­полостных в природе и в жизни человека.

Уметь: Распознавать и описывать

представителей типа Кишечно­полостные.

Доказывать принадлежность представителей к одному типу.

Характеризовать тип Кишеч­нополостные.


Урок закрепления и систематизации знаний


§14

в.1-4,

рис.36-43

Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов)


15

Тип Плоские черви.




. Признаки типа Пло­ские черви: трехслой­ные животные, нали­чие паренхимы, появ­ление систем органов (пищеварительная, выделительная, по­ловая, нервная). Размножение. Гер­мафродиты, внутрен­нее оплодотворение

Уметь: Называть функции систем внутренних органов.

Узнавать по рисункам и табли­цам системы органов.

Распознавать животных типа Плоские черви.

Объяснять поведение белой планарии.

Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополост­ными

Сравнивать строение пресно­водной гидры и белой плана­рии.


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.

фронтальный

§15,рис.48-52,

в.1-3

16

Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни.




Плоские черви - воз­будители заболева­ний человека и жи­вотных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от за­ражения паразитическими червями

Знать: Называть меры защиты от па­разитических червей.

Уметь: узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосаль­щика. Выявлять приспособления к паразитизму.

Объяснять роль плоских чер­вей в природе и в жизни чело­века.

"Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских чер­вей.

Характеризовать по плану тип Плоские черви.


Комбинированный урок


§16,рис.53-59,

в.1-4

17

Тип Круглые черви: общая характеристика, многообразие.

Класс Нематоды, представители Аскарида человеческая и острица.



Образ жизни. Осо­бенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека

Уметь: Распознавать и описывать

животных, принадлежащих к типу Круглые черви.

Уметь: Объяснять меры профилакти­ки заражения.

Характеризовать образ жизни круглых червей.


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.

фронтальный

§17,рис.60-61,

в.4-6

18

Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви.



Образ жизни. Осо­бенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы

Уметь: Узнавать по рисункам и на­зывать системы органов.

Распознавать и описывать представителей типа Кольча­тые черви.

Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей.


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


§18,рис62-64,

в.4-7

19

Класс Малощетинковые черви. Класс пиявки.

Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость».

Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя».


Образ жизни и осо­бенности строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека.

Знать: Описывать приспособления для жизни в почве.

Уметь: Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании.

Характеризовать по плану тип Кольчатые черви.

Определять принадлежность кольчатых червей к классам.

Комбинирован ный урок



§19,

рис.65-69, в.1-4


20

Значение и место червей в истории развития животного мира.



Роль червей в эволюции животного мира. Значение червей в природе.





Тип Моллюски (4 часа)


21

Общая характеристика типа Моллюски.

Разнообразие моллюсков.



Тип Моллюски: среда обитания и образ жиз­ни, особенности строения (мантия, от­делы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной систе­мы. Процессы жизнедея­тельности.

Знать: особенности строе­ния и функций моллюсков.

Уметь: Распознавать и описывать животных типа моллюсков.

Объяснять влияние малопод­вижного образа жизни на орга­низацию моллюсков.

Сравнивать строение моллю­сков и кольчатых червей.


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


Фронтальный

§20,

рис.70,

в.3-5


22

Класс Брюхоногие моллюски.



Многообразие и прак­тическое значение брюхоногих моллю­сков. Особенности строения.

Уметь: Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков.

Объяснять значение брюхоногих моллюсков.

Знать: приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания;


Комбинирован

ный урок


§21,

рис.71-75,

в.2-4

23

Класс Двустворчатые моллюски.


Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». «Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков»


Многообразие и прак­тическое значение двустворчатых мол­люсков. Особенности строения. Строение раковины.

Уметь: Определять принадлежность моллюсков к классам.

Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков.

Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания.

Объяснять значение двуствор­чатых моллюсков.

Сравнивать по плану дву­створчатых и брюхоногих мол­люсков

Комбинирован

ный урок

Индивидуа-льный

§22,

рис76-80,

в.3-4






24

Класс Головоногие Моллюски.

Многообразие моллюсков, их роль в биоценозах.


Многообразие и прак­тическое значение головоногих моллю­сков. Особенности строения

Уметь: Называть функции головоногих моллюсков.

Выделять особенности строе­ния головоногих моллюсков.

Характеризовать по плану представителей классов мол­люсков.


Комбинирован

ный урок


§23,

рис.81-84,

в.3-4

Тип Членистоногие (8 часов)


25

Общая характеристика типа.

Класс Ракообразные.




Тип Членистоногие. Внешний скелет, от­делы тела, смешан­ная полость тела. Образ жизни и внеш­нее строение ракообразных.

Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхатель­ная, кровеносная, вы­делительная, нерв­ная, половая, органы чувств. Многообразие ра­кообразных: деся­тиногие, листоногие, веслоногие, равноногие, разноногие, усоногие.

Уметь: Распознавать животных типа Членистоногие.

Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих.

Узнавать по рисункам систе­мы внутренних органов.

Выделять отличия внутренне­го строения ракообразных.

Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека.

Выявлять приспособления ра­кообразных к среде обитания, образу жизни.

Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


§24,

рис.85-89,

в.3-5

26

Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных.




Образ жизни и осо­бенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыха­ния наземного типа, отделы тела (головог­рудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особен­ности жизнедеятель­ности. Клещи. Значение паукообразных. Ловчие сети различных видов пау­ков.

Знать: Описывать образ жизни и осо­бенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыха­ния наземного типа, отделы тела (головог­рудь, брюшко).

Уметь: Узнавать системы внутренних органов.

Выделять особенности поведения и жизнедеятель­ности. Клещи. Значение пау­кообразных

Комбинирован

ный урок


§25,

рис.90-96,

в.2-4

27

Роль ракообразных и паукообразных в природе и их значение для человека.







28

Класс Насекомые.

Общая характеристика класса.

Л/р № 5«Внешнее строение насекомых».




Образ жизни и осо­бенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппа­рата: грызущий, лижущий, колюще-сосущий, фильтрую­щий, сосущий. Типы ног у насе­комых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые

Уметь: Приводить примеры насеко­мых с различным типом ротово­го аппарата.

Выделять приспособления

насекомых к среде обитания, особенности внутреннего строения насекомых.

Объяснять связь типа ротового аппарата с характером упот­ребляемой пищи.

Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных.

Узнавать системы внутренних органов.

Комбинирован

ный урок

индивидуальный

§26,

рис.97-99,

в.1-4

29

Типы развития насекомых и многообразие.




Развитие насекомых: с неполным превра­щением и с полным превращением. -При­знаки отрядов насе­комых. Стадии развития с неполным и полным превращением.

Уметь: Приводить примеры насеко­мых с полным и неполным пре­вращением.

Описывать стадии развития насекомых.

Перечислять признаки отря­дов.

Выделять особенности разви­тия насекомых.

Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.

индивидуальный

§27, рис.100-103,

вопр.3-4,

таблица в тетради.

30

Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые Рязанской области.




Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Структура особей пчелиной и му­равьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомаш­ненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловод­ства. Охрана насекомых.


Уметь: Приводить примеры продук­тов пчеловодства, и их исполь­зования человеком.

Описывать значение насеко­мых в природе и жизни челове­ка.

Доказывать, что тутовый шел­копряд - домашнее животное.

Характеризовать меры по ох­ране насекомых.

Урок закрепления знаний

индивидуальный

§28,рис.104-107,в.2-4,таблица.

31

Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека.

Л/р № 6 «Изучение коллекций вредителей сада и огорода, вредителей комнатных растений»



Отрицательное зна­чение насекомых: вредители культурных растений, переносчи­ки заболеваний. Методы борьбы чело­века с насекомыми: физические, химиче­ские, агротехниче­ские, биологические.

Знать: меры борьбы с вредными насекомыми.

Уметь: Называть насекомых - пере­носчиков возбудителей заболе­ваний человека.

Приводить примеры насеко­мых-вредителей и описывать их развитие.

Характеризовать по плану насекомых - переносчиков воз­будителей заболеваний.

Урок закрепления знаний


§29,рис.108,таблица,

повт.

§24-28

32

Урок-зачёт: тип Членистоногие.




Зачёт

индивидуальный

тестирование

повт.§24-29,задания в тетради


Тип Хордовые (33 часа)

33

Хордовые. Примитивные формы.




Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пи­щеварительная труб­ка, двусторонняя сим­метрия тела, вторич­ная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцет­ника П.С. Палласом. Развитие ланцет­ника.

Уметь: Распознавать животных типа Хордовые.

Узнавать по рисункам систе­мы внутренних органов.

Выделять особенности строе­ния ланцетника для жизни в воде.

Характеризовать особенности строения ланцетника.

Доказывать усложнение в строении ланцетника по срав­нению с кольчатыми червями.


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний


§ 30, рис 110-115,

в 2-4

34

Надкласс Рыбы: Общая характеристика, внешнее строении, экологические группы.


Л/р №7«Внешнее строение, определение возраста рыбы по чешуе; особенности передвижения рыбы»

.

Общие признаки под­типа Черепные: нали­чие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, разви­тие черепа, формиро­вание парных конеч­ностей. Особенности внешне­го строения на при­мере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и зна­чение органов чувств

Знать: Называть органы чувств, обес­печивающие ориентацию в во­де.

Уметь: Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб.

Определять по рисунку места обитания рыб.

Характеризовать функции плавников рыбы.

Выделять:

• особенности строения рыб;

• особенности строения и функции органов чувств.

Комбинированный урок


фронтальный

§ 31, рис 116-117,

в 2-4







35

Особенности внутреннего строения рыб.


Л/р № 8«Внутреннее строение тела рыбы».



.

Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пище­варительная, дыха­тельная, кровеносная, нервная, выдели­тельная

Знать: Называть отделы, органы сис­тем и их функцию.

Уметь: Перечислять характерные чер­ты внутреннего строения.

Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Объяснять значение плава­тельного пузыря для костных рыб.

Выделять особенности строе­ния рыб.

Комбинированный урок


фронтальный

§ 32, рис 118-121,

в 3-4

36

Особенности размножения рыб




Органы размножения. Размножение и раз­витие рыб. Места на­гула и нереста у про­ходных рыб. Особенности поведе­ния: миграции, забота о потомстве.

Уметь: Называть тип оплодотворения у большинства рыб.

Приводить примеры проход­ных рыб.

Выделять особенности строе­ния и функций органов размно­жения рыб.

Объяснять значение миграций в жизни рыб


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


§ 33, рис 122-123,

в 3-5

37

Основные систематические группы рыб.




Хрящевые рыбы: аку­лы и скаты. Многообразие кости­стых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в проис­хождении наземных позвоночных живот­ных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.

Знать: представителей класса хрящевых и костных рыб.

Уметь: Распознавать и описывать

наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водо­емах Брянкой области.

Перечислить особенности строения кистеперых и двояко­дышащих рыб.

Сравнивать различные отряды костистых рыб.

Доказывать, что хрящевые рыбы -древняя группа рыб.

Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни.

Комбинированный урок

фронтальный

§ 34, рис 124-127

в 3-5

38

Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Прудовое хозяйство, акклиматизация рыб.




Практическое значе­ние рыб. Рыболовст­во. Промысловое значе­ние рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, кар­пообразные. Рациональное ис­пользование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, исполь­зуемые в прудовых хозяйствах.

Знать: представителей про­мысловых рыб.

Уметь: Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их прак­тическое значение.

Характеризовать роль промы­словых рыб в жизни человека.

Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации.

Обосновывать приемы рацио­нального ведения рыболовства.

Урок обобщения и систематизации знаний



§ 35, рис 128-130, в 2-3, подг. к зачету

39

Урок-зачет по теме «Класс рыбы»





тестирование

§ 30-35 пов

Класс Земноводные, или Амфибии (5 часов)

40

Места обитания и внешнее строение земноводных.




Признаки класса. Места обитания и об­раз жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура.

Знать: отделы скелета зем­новодных.

Уметь: Описывать внешнее строение земноводных.

Описывать приспособления к жизни на суше и в воде.

Выделять особенности строе­ния земноводных.

Сравнивать скелет земновод­ных и костных рыб.

Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний.


§ 36, рис 132-133,

в 2-4

41

Строение и деятельность систем внутренних органов.

(Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.)

Л/р №9 «Изучение скелета лягушки»


Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии.

Уметь: Узнавать по рисунку системы внутренних органов.

Описывать строение и функции систем внутренних органов.

Сравнивать строение систем внутренних органов.

Объяснять, почему у земно­водных хуже развит мозжечок, чем у рыб.


Комбинирован-ный урок.


§ 37, рис 134-137,

в 2-3

42

Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных.




Размножение. Внеш­нее оплодотворение. Развитие лягушки , с метаморфозом. Сход Особенности внут­реннего строения: появление дыхатель­ных путей, увеличе­ние отделов головно­го мозга. Обмен веществ: пи­тание, дыхание и вы­деление. Поведение. Размно­жение и развитие.


Уметь: Находить сходство в размно­жении и развитии рыб и земно­водных.

Сравнивать по выделенным критериям скелет ящерицы и ужа

Комбинирован-ный урок


§ 38, рис 138-140,

в 3-5

43

Многообразие и значение земноводных.




Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе ив жизни человека. Охрана земноводных. Тестирование по темам « Тип Членистоногие».


Знать: места обитания земноводных, основные отряды

Уметь: Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни

Указывать причины сокращения и меры по охране.

Характеризовать роль амфибий в природе

Комбинирован-ный урок

Оценка и коррекция знаний учащихся

§ 39, рис 141, в 3-5

44

Урок-зачет по теме «Класс Земноводные, или Амфибии».






тестирование

§ 36-39 повт.

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов)

45

Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы)

Л/р №10 «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки»


Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез.

Строение скелета

Знать: приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни

Уметь: Объяснять название класса «Пресмыкающиеся».

Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона

Комбинирован-

ный урок

оценка и коррекция знаний учащихся

§ 40, рис 142-143

в 3-4

46

Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся.




Особенности внут­реннего строения: появление дыхатель­ных путей, увеличе­ние отделов головно­го мозга. Обмен веществ: пи­тание, дыхание и вы­деление. Поведение. Размно­жение и развитие.

Уметь: Перечислять усложнения в строении систем органов.

Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Объяснять причины более сложного поведения пресмы­кающихся.

Выделять особенности раз­множения, способствующие со­хранению потомства.

Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающих­ся

Комбинирован-

ный урок


§ 41, рис 145-149,

в 3-5

47

Многообразие пресмыкающихся.




Отряды класса Пре­смыкающиеся: че­шуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степ­ная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). Отряд Крокоди­лы.

Уметь: Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов.

Распознавать и описывать

представителей отрядов пре­смыкающихся.

Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся.


Комбинирован-

ный урок


§ 42, рис 150-153,

в 2-3

48

Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания.


Роль пресмыкающих­ся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древ­них пресмыкающихся. Причины их вымира­ния. Зверозубые яще­ры. Происхождение пресмыкающихся от древних земно­водных.


Уметь: Приводить примеры ящеров и их среды жизни.

Называть причины вымирания ящеров.

Объяснять:

• роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе;

• необходимость охраны пре­смыкающихся.


Комбинирован-

ный урок


§ 43, рис 154,

в 3-5, подг. к

зачету

49

Урок-зачет по теме

«Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии».






тестирование

повт. § 40-43

Класс Птицы (7 часов)

50

Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц.


Л/р № 8«Внешнее строение птицы. Строение перьев».



Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися.

Знать: типы перьев и их значение в жизни птиц.

Уметь: Описывать приспособления внешнего строения для полёта

Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц.

Выделять особенности строения скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

Комбинирован

ный урок


§ 44, рис 156-158,

в 1-3

51

Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы.


Л/р № 9«Строение скелета птицы».


Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и пневматика костей.

Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия.

Уметь: Выделять особенности строения скелета птиц.

Объяснять причины расположения и строения мышц птиц.

Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом.

Комбинирован-

ный урок


§ 45, рис 159-160,

в 3-4

52

Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы.




Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ.

Уметь: Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися.

Выделять приспособленность систем органов птиц к полету.

Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся.

Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ.

Комбинирован-ный урок


§ 46, рис 161-166,

в 3-5

53

Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц.




Органы размножения. Развитие яйца и за­родыша. Выводковые и гнездо­вые птицы. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции.

Знать: этапы развития яйца и зародыша, причины по явления у птиц инстинкта перелёта.

особенности строе­ния органов размножения, свя­занные с полетом.

Уметь: Устанавливать соответствие

между частями яйца и их функ­циями.

Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами.

Описывать сезонные явления в жизни птиц.

Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений.

Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц.

Комбинированный урок

фронтальный

§ 47, рис 167-169,

в 2-4;

§ 48, рис 170-176,

в 3-4

54

Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц.




Экологические группы птиц по местам оби­тания: птицы лесов, водоемов и их побе­режий, открытых про­странств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищ­ные и всеядные пти­цы.

Уметь: Называть экологические груп­пы птиц.

Приводить примеры птиц различных экологических групп.

Определять особенности строения птиц различных эко­логических групп.

Урок обобщения и систематизации знаний


§ 49, рис 177-186, табл.,

в 2-3

55

Значение и охрана птиц.




Охрана и привлече­ние птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охра­на. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование чело­веком.

Уметь: Перечислять роль птиц: • в природе; • в жизни человека.

Приводить примеры хозяйст­венных групп и пород кур.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц.

Распознавать и описывать

домашних птиц.

Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся.

Комбинированный урок


§ 50, рис 187-190,

в 3-4, подг. к

зачету

56

Урок-зачет по теме «Класс Птицы»


Тестирование по теме « Класс Птицы»

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.


Урок обобщения и систе­матизации знаний

Фронтальный

тестирование

повт. § 44-50

Класс Млекопитающие, или Звери (9часов)

57

Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих.


Признаки класса Мле­копитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешне­го строения. Строение кожи. Шер­стяной покров. Железы млекопитаю­щих.

Знать: общие признаки млекопитающих.

Уметь: Перечислять функции желез млекопитающих.

Описывать строение кожи.

Выделять особенностей внеш­него строения.

Сравнивать по заданным кри­териям внешнее строение мле­копитающих и рептилий.

Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний


§ 51, рис 191-193, в 3-5

58

Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы.


Л/р №10«Строение скелета млекопитающих».


Особенности внут­реннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмы­кающимися.


Уметь: Перечислять особенности строения скелета.

Узнавать по рисункам систе­мы внутренних органов.

Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих.


Урок изучения и первичного закре­пления новых зна­ний


§ 52, рис 194-199,

в 3-5

59

Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы.


Особенности внутреннего строения: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная.

Знать: особенности внут­реннего строения.

Уметь: Узнавать по рисункам системы внутренних органов.

Выделять особенности внутреннего строения млекопитающих.

Комбинированный урок

фронтальный

§ 52,

в 3-5

60

Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих.



Размножение и раз­витие, забота о по­томстве. Годовой жиз­ненный цикл и сезон­ные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия.

Уметь: Приводить примеры заботы о потомстве.

Находить черты сходств в размножении пресмыкающихся и млекопитающих.

Доказывать преимущества жи­ворождения и вскармливания детенышей молоком.

Характеризовать по плану

размножение и развитие заро­дыша.

Объяснять влияние на пове­дение сезонных изменений.

Комбинированный урок


§ 53, рис 200-204, в 4-7;

§ 54, рис 205-207,

в 5-7

61

Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные.


Признаки отряда. Семейства отряда Хищные.

Уметь: Приводить примеры млекопи­тающих различных отрядов.

Находить черты сходства ме­жду отрядами Грызуны и Зай­цеобразные.

Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей.


Комбинированный урок


§ 55, рис 208-211,

в 1-3, табл.

62

Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные,

Непарнокопытные, Хоботные.



Признаки отряда. Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и не­жвачных.

Знать: особенности отря­дов.

Уметь: Приводить примеры млекопи­тающих различных отрядов.

Доказывать принадлежность к классу млекопитающие.

Сравнивать отряды млекопи­тающих.

Комбинированный урок


§ 56, рис 213-217,

в 2-3, табл.

63

Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих.



Признаки отряда. Сходство человеко­образных обезьян с человеком. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно – древесного образа жизни.

Знать: общие черты строе­ния приматов.

Уметь: Доказывать, что обезьяны - наиболее высокоорганизован­ные животные.

Сравнивать человекообразных обезьян и человека.

Перечислять основные экологические группы животных.

Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп.

Характеризовать по плану приспособления млекопитающих

Комбинированный урок


§ 57, рис 218, в 1-3, табл.;

§ 58, рис 219,

в 3-5

64

Значение млекопитающих для человека.




Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана млекопитаю­щих: заповедники, зоопарки, акклимати­зация.

Уметь: Приводить примеры хозяйст­венных групп и пород млекопи­тающих.

Распознавать и описывать

домашних зверей.

Называть промысловых живот­ных.

Описывать меры по охране птиц и приводить примеры

редких и охраняемых млекопи­тающих.

Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека.


Урок обобщения и систематизации знаний


§ 59, рис 220-226, табл., в 3-4, подг. к зачету

65

Урок-зачёт по теме «Класс Млекопитающие, или Звери»


Тестирование по темам «Млекопитающие»

контроль, оценка и коррек­ция знаний уча­щихся

Урок обобщения и систематизации знаний

Индивидуальный. тестирование

повт. § 51-59

Развитие животного мира на Земле (2 часа)

66

Доказательства эволюции животного мира.




Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эво­люции. Многообразие живот­ных - результат эво­люции. Естественный от­бор и наследст­венная изменчи­вость.


Знать: факторы эволюции.

Уметь: Приводить доказательства

эволюции животного мира.


Урок обобщения и систематизации знаний


§ 60, рис 227, в 1-3

67

Основные этапы развития животного мира на Земле.


Основные этапы раз­вития животного мира на Земле: появление многоклеточное, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу.

Знать: основные этапы раз­вития животного мира на Зем­ле.

Уметь: Выделять приспособления в строении и функциях у много­клеточных в отличие от одно­клеточных организмов.



§ 61, рис 228-229,

в 6-9

Природные сообщества (1 час)

68





Урок обобщения и систематизации знаний



69

Урок-зачёт по разделу «Животные»


Тестирование по разделу « Животные»

Объяснять роль изменений усло­вий среды в эволюции животных.

Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся.





70

Резерв учебного времени