№ | Тема урока | Дата | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки. | Тип урока | Вид контроля | Домашнее задание |
Общие сведения о мире животных (5 часов) |
1 | Зоология – наука о животных. | | Зоология - наука о животных. Многообразие животных, их распространение. Дикие и домашние животные. Черты сходства и различия животных и растении. Значение животных | Знать: предмет изучения зоологии. Признаки животных и растений Уметь: Приводить примеры животных вредителей сельскохозяйственных растений. Отличать животных от растений. Выделять значение животных в природе и в жизни человека. | Урок обобщения и систематизации знаний. | | Гл. 1, § 1, в. 1-6, в. 1-5 |
2 | Животные и окружающая среда. | | Среды жизни и места обитания животных. Взаимосвязи животных | Знать: определение место обитания животного, основные среды жизни. Уметь: приводить примеры животных, обитающих в них. Описывать и приводить примеры различных форм взаимоотношений между животными. Объяснять приспособленность животных к условиям среды обитания по плану. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Фронтальный | § 2, рис. 7-13, в. 1-5 |
3 | Классификация животных и основные систематические группы. | | Классификация животных. Значение классификации животных. Методы изучения животных. Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид; их соподчиненность. | Знать: Называть систематические категории. Уметь: Отличать классификацию растений от классификации животных. Объяснять значение классификации животных | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальный индивидуа-льный | § 3, рис. 14, в. 1-4 |
4 | Влияние человека на животных. | | Зависимость жизни животных от человека. Охрана животного мира: заповедники, заказники, памятники природы, природный национальный парк. | Уметь: приводить примеры воздействия человека на численность и разнообразие животных. Описывать меры охраны редких животных. Прогнозировать последствия исчезновения животных | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | § 4, рис. 15-17, в. 1-3 |
5 | Краткая история развития зоологии. | | Краткая история развития зоологии | Уметь: Характеризовать этапы развития зоологии. | Комбинированный урок | | § 5, в. 1-5 |
Строение тела животных (3 ч.) |
6 | Клетка как структурная единица. | | Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток. Цитология - наука о строении клетки. | Уметь: Перечислять основные органоиды клетки. Называть роль в клетках основных органоидов, основные виды тканей. Отличать клетки животных от клеток. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | Гл.2,§6, рис.18, в.1-4. |
7 | Особенности животных клеток и тканей. | | Ткань. Определение особенности строения. Виды тканей: эпителиальная, соединительная, мышечная, нервная. Особенности строения основных видов тканей. | Знать: определение термину ткани. Уметь объяснять, почему у животных есть нервная ткань. Характеризовать основные виды тканей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальный | §7,рис.19, в.1-3. |
8 | Органы и системы органов | | Орган - часть организма. Систем органов: опорно-двигательная система, пищеварительная, дыхательная, выделительная, кровеносная, нервная, эндокринная, половая. Организм как целостная система. План строения тела животных. Симметрия тела: лучевая, двусторонняя. | Знать: Давать определение терминам орган, система органов. Уметь: Называть системы органов. Характеризовать строение и функции систем органов. Доказать, что системы органов в организме функционируют взаимосвязано. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальный | §8,рис.20, в1-4. |
Подцарство Простейшие (5 часов) |
9 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Саркодовые | | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Тип Саркодовые. Среда обитания. Особенности строения и жизнедеятельности: движение, питание, выделение, дыхание, размножение (деление клетки). Образование цисты. Раздражимость. Раковинные амебы, радиолярии, фораминиферы. | Уметь: Называть среду обитания и способ передвижения. Описывать условия образования цисты. Распознавать по рисункам и описывать органоиды амебы. Объяснять способ питания и выделения, размножения. Доказывать, что клетка амебы является самостоятельным организмом. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | фронтальный | §9,рис.21-24,в.3-5, модель амебы. |
10 | Тип Саркодовые и Жгутиконосцы. Класс Жгутиконосцы. | | Одноклеточные и колониальные жгутиконосцы. Среда обитания и условия жизни. Особенности строения и жизнедеятельности. Наличие жгутиков. Автотрофное и гетеротрофное питание. | Знать: Называть условия обитания и способ передвижения. Уметь: Распознавать по рисункам и описывать органоиды эвглены зеленой. Объяснять, почему вольвокс относят к одноклеточным организмам. Сравнивать эвглену зеленую с растениями и животными. Выделять черты усложнения у эвглены зеленой. | Комбинированный урок. | фронтальный | §10,рис.25-29,в.4-6,модель эвглены. |
11 | Тип Инфузории Лабораторная работа №1«Строение и передвижение инфузории» | | Среда обитания. Особенности строения инфузорий: наличие ресничек, два ядра, две сократительные вакуоли, пищеварительные вакуоли. Особенности жизнедеятельности: гетеротрофное питание, половой процесс. Многообразие инфузорий: донные виды, паразиты, малоподвижные виды. | Знать: Называть функции органоидов инфузории-туфельки. Уметь: Распознавать по рисунку и описывать строение инфузории-туфельки. Доказывать, что инфузории - более сложные организмы. Выделять особенности размножения у инфузорий. Сравнивать различных представителей простейших. | Комбинированный урок | | §11,Рис.30-33, в.4-5,модель инфузории. |
12 | Многообразие простейших. Паразитические простейшие. | | . Типы простейших: саркодовые, жгутиконосцы, инфузории. Роль простейших в природе и в жизни человека. Паразитические простейшие - возбудители заболеваний человека: малярия, дизентерия. Жизненный цикл малярийного плазмодия. | Знать: меры, предупреждающие заболевание амебной дизентерией и малярией. Уметь: Объяснять роль простейших в природе и в жизни человека Характеризовать типы простейших. Высказывать предположение о том, что одноклеточные животные не вымирают | Урок закрепления и систематизации знаний | фронтальный | §12,рис.34-35, в.1-3, мини-сообщение |
Подцарство Многоклеточные животные (3 часа) |
13 | Тип Кишечнополостные. | | Признаки типа Кишечнополостные: лучевая симметрия, наличие кишечной полости, стрекательные, клетки, двухслойный мешок. Одиночные и колониальные организмы. Размножение: бесполое и половое. Жизненные формы кишечнополостных: полип и медуза. | Знать: Называть признаки типа Кишечнополостные, образ жизни гидры. Уметь: Объяснять значение термина кишечнополостные, при помощи рисунка процесс регенерации гидры. Выделять причинно-следственную связь между образом жизни кишечнополостных и симметрией тела. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | Гл.4,§13, рис.36-43, в.4-8 |
14 | Морские Кишечнополостные. | | Роль кишечнополостных в природе и в жизни человека. Тестирование по темам « Одноклеточные животные. Тип Кишечнополостные» | Знать: Называть значение кишечнополостных в природе и в жизни человека. Уметь: Распознавать и описывать представителей типа Кишечнополостные. Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Характеризовать тип Кишечнополостные. | Урок закрепления и систематизации знаний | | §14 в.1-4, рис.36-43 |
Типы: Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (6 часов) |
15 | Тип Плоские черви. | | . Признаки типа Плоские черви: трехслойные животные, наличие паренхимы, появление систем органов (пищеварительная, выделительная, половая, нервная). Размножение. Гермафродиты, внутреннее оплодотворение | Уметь: Называть функции систем внутренних органов. Узнавать по рисункам и таблицам системы органов. Распознавать животных типа Плоские черви. Объяснять поведение белой планарии. Доказывать усложнение строения плоских червей по сравнению с кишечнополостными Сравнивать строение пресноводной гидры и белой планарии. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | фронтальный | §15,рис.48-52, в.1-3 |
16 | Разнообразие плоских червей: сосальщики и цепни. | | Плоские черви - возбудители заболеваний человека и животных. Цикл развития паразитических червей. Меры защиты от заражения паразитическими червями | Знать: Называть меры защиты от паразитических червей. Уметь: узнавать по рисунку стадии развития печеночного сосальщика. Выявлять приспособления к паразитизму. Объяснять роль плоских червей в природе и в жизни человека. "Сравнивать свободноживущих и паразитических плоских червей. Характеризовать по плану тип Плоские черви. | Комбинированный урок | | §16,рис.53-59, в.1-4 |
17 | Тип Круглые черви: общая характеристика, многообразие. Класс Нематоды, представители Аскарида человеческая и острица. | | Образ жизни. Особенности строения. Наличие первичной полости. Значение круглых червей в природе и жизни человека | Уметь: Распознавать и описывать животных, принадлежащих к типу Круглые черви. Уметь: Объяснять меры профилактики заражения. Характеризовать образ жизни круглых червей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | фронтальный | §17,рис.60-61, в.4-6 |
18 | Тип Кольчатые черви. Класс Многощетинковые черви. | | Образ жизни. Особенности строения. Вторичная полость. Появление замкнутой кровеносной системы | Уметь: Узнавать по рисункам и называть системы органов. Распознавать и описывать представителей типа Кольчатые черви. Сравнить строение органов кольчатых и круглых червей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | §18,рис62-64, в.4-7 |
19 | Класс Малощетинковые черви. Класс пиявки. Л/р № 2 «Внешнее строение дождевого червя; передвижение; раздражимость». Л/р № 3 «Внутреннее строение дождевого червя». | | Образ жизни и особенности строения дождевого червя. Значение в природе и жизни человека. | Знать: Описывать приспособления для жизни в почве. Уметь: Объяснять роль дождевого червя в почвообразовании. Характеризовать по плану тип Кольчатые черви. Определять принадлежность кольчатых червей к классам. | Комбинирован ный урок | | §19, рис.65-69, в.1-4 |
20 | Значение и место червей в истории развития животного мира. | | Роль червей в эволюции животного мира. Значение червей в природе. | | | | |
Тип Моллюски (4 часа) |
21 | Общая характеристика типа Моллюски. Разнообразие моллюсков. | | Тип Моллюски: среда обитания и образ жизни, особенности строения (мантия, отделы тела). Системы внутренних органов. Появление дыхательной системы. Процессы жизнедеятельности. | Знать: особенности строения и функций моллюсков. Уметь: Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Объяснять влияние малоподвижного образа жизни на организацию моллюсков. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | Фронтальный | §20, рис.70, в.3-5 |
22 | Класс Брюхоногие моллюски. | | Многообразие и практическое значение брюхоногих моллюсков. Особенности строения. | Уметь: Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы органов брюхоногих моллюсков. Объяснять значение брюхоногих моллюсков. Знать: приспособления брюхоногих моллюсков к среде обитания; | Комбинирован ный урок | | §21, рис.71-75, в.2-4 |
23 | Класс Двустворчатые моллюски. Л/р № 4 «Внешнее строение раковин пресноводных и морских моллюсков». «Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков» | | Многообразие и практическое значение двустворчатых моллюсков. Особенности строения. Строение раковины. | Уметь: Определять принадлежность моллюсков к классам. Узнавать системы органов двустворчатых моллюсков. Выделять приспособления двустворчатых моллюсков к среде обитания. Объяснять значение двустворчатых моллюсков. Сравнивать по плану двустворчатых и брюхоногих моллюсков | Комбинирован ный урок | Индивидуа-льный | §22, рис76-80, в.3-4 |
24 | Класс Головоногие Моллюски. Многообразие моллюсков, их роль в биоценозах. | | Многообразие и практическое значение головоногих моллюсков. Особенности строения | Уметь: Называть функции головоногих моллюсков. Выделять особенности строения головоногих моллюсков. Характеризовать по плану представителей классов моллюсков. | Комбинирован ный урок | | §23, рис.81-84, в.3-4 |
Тип Членистоногие (8 часов) |
25 | Общая характеристика типа. Класс Ракообразные. | | Тип Членистоногие. Внешний скелет, отделы тела, смешанная полость тела. Образ жизни и внешнее строение ракообразных. Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная, половая, органы чувств. Многообразие ракообразных: десятиногие, листоногие, веслоногие, равноногие, разноногие, усоногие. | Уметь: Распознавать животных типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять отличия внутреннего строения ракообразных. Объяснять роль ракообразных в природе и в жизни человека. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания, образу жизни. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | §24, рис.85-89, в.3-5 |
26 | Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. | | Образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Системы внутренних органов. Поведение и особенности жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных. Ловчие сети различных видов пауков. | Знать: Описывать образ жизни и особенности строения паукообразных: восьминогие, отсутствие усиков, органы дыхания наземного типа, отделы тела (головогрудь, брюшко). Уметь: Узнавать системы внутренних органов. Выделять особенности поведения и жизнедеятельности. Клещи. Значение паукообразных | Комбинирован ный урок | | §25, рис.90-96, в.2-4 |
27 | Роль ракообразных и паукообразных в природе и их значение для человека. | | | | | | |
28 | Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Л/р № 5«Внешнее строение насекомых». | | Образ жизни и особенности внешнего строения: насекомых: три отдела тела, три пары ног, крылья у большинства, органы дыхания наземного типа. Типы ротового аппарата: грызущий, лижущий, колюще-сосущий, фильтрующий, сосущий. Типы ног у насекомых. Системы внутренних органов. Смешанная полость тела. Жизнедеятельность и поведение на раздражение светом и химическими веществами. Раздельнополые | Уметь: Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выделять приспособления насекомых к среде обитания, особенности внутреннего строения насекомых. Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребляемой пищи. Сравнивать по выделенным критериям представителей членистоногих, внутреннее строение насекомых и паукообразных. Узнавать системы внутренних органов. | Комбинирован ный урок | индивидуальный | §26, рис.97-99, в.1-4 |
29 | Типы развития насекомых и многообразие. | | Развитие насекомых: с неполным превращением и с полным превращением. -Признаки отрядов насекомых. Стадии развития с неполным и полным превращением. | Уметь: Приводить примеры насекомых с полным и неполным превращением. Описывать стадии развития насекомых. Перечислять признаки отрядов. Выделять особенности развития насекомых. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | индивидуальный | §27, рис.100-103, вопр.3-4, таблица в тетради. |
30 | Общественные насекомые - пчёлы и муравьи. Полезные насекомые. Охрана насекомых. Насекомые Рязанской области. | | Пчелы и муравьи - общественные насекомые. Структура особей пчелиной и муравьиной семьи. Значение насекомых в природе и жизни человека. Одомашненные насекомые: пчела медоносная, тутовый шелкопряд. Продукты пчеловодства. Охрана насекомых. | Уметь: Приводить примеры продуктов пчеловодства, и их использования человеком. Описывать значение насекомых в природе и жизни человека. Доказывать, что тутовый шелкопряд - домашнее животное. Характеризовать меры по охране насекомых. | Урок закрепления знаний | индивидуальный | §28,рис.104-107,в.2-4,таблица. |
31 | Насекомые – вредители культурных растений и переносчики заболеваний человека. Л/р № 6 «Изучение коллекций вредителей сада и огорода, вредителей комнатных растений» | | Отрицательное значение насекомых: вредители культурных растений, переносчики заболеваний. Методы борьбы человека с насекомыми: физические, химические, агротехнические, биологические. | Знать: меры борьбы с вредными насекомыми. Уметь: Называть насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний человека. Приводить примеры насекомых-вредителей и описывать их развитие. Характеризовать по плану насекомых - переносчиков возбудителей заболеваний. | Урок закрепления знаний | | §29,рис.108,таблица, повт. §24-28 |
32 | Урок-зачёт: тип Членистоногие. | | | | Зачёт | индивидуальный тестирование | повт.§24-29,задания в тетради |
Тип Хордовые (33 часа) |
33 | Хордовые. Примитивные формы. | | Признаки хордовых: внутренний скелет, нервная трубка, пищеварительная трубка, двусторонняя симметрия тела, вторичная полость. Местообитание и внешнее строение. Системы внутренних органов. Вторичноротые животные. Описание ланцетника П.С. Палласом. Развитие ланцетника. | Уметь: Распознавать животных типа Хордовые. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Характеризовать особенности строения ланцетника. Доказывать усложнение в строении ланцетника по сравнению с кольчатыми червями. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | | § 30, рис 110-115, в 2-4 |
34 | Надкласс Рыбы: Общая характеристика, внешнее строении, экологические группы. Л/р №7«Внешнее строение, определение возраста рыбы по чешуе; особенности передвижения рыбы» | . | Общие признаки подтипа Черепные: наличие позвоночника и разделение нервной трубки на головной и спинной мозг, развитие черепа, формирование парных конечностей. Особенности внешнего строения на примере костистой рыбы. Роль плавников в движении рыб. Расположение и значение органов чувств | Знать: Называть органы чувств, обеспечивающие ориентацию в воде. Уметь: Описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Определять по рисунку места обитания рыб. Характеризовать функции плавников рыбы. Выделять: • особенности строения рыб; • особенности строения и функции органов чувств. | Комбинированный урок | фронтальный | § 31, рис 116-117, в 2-4 |
35 | Особенности внутреннего строения рыб. Л/р № 8«Внутреннее строение тела рыбы». | . | Системы внутренних органов: опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная | Знать: Называть отделы, органы систем и их функцию. Уметь: Перечислять характерные черты внутреннего строения. Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Объяснять значение плавательного пузыря для костных рыб. Выделять особенности строения рыб. | Комбинированный урок | фронтальный | § 32, рис 118-121, в 3-4 |
36 | Особенности размножения рыб | | Органы размножения. Размножение и развитие рыб. Места нагула и нереста у проходных рыб. Особенности поведения: миграции, забота о потомстве. | Уметь: Называть тип оплодотворения у большинства рыб. Приводить примеры проходных рыб. Выделять особенности строения и функций органов размножения рыб. Объяснять значение миграций в жизни рыб | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | § 33, рис 122-123, в 3-5 |
37 | Основные систематические группы рыб. | | Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы (русский осетр, белуга, стерлядь). Двоякодышащие и кистеперые рыбы. Значение их в происхождении наземных позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания. | Знать: представителей класса хрящевых и костных рыб. Уметь: Распознавать и описывать наиболее распространенные виды рыб, обитающие в Водоемах Брянкой области. Перечислить особенности строения кистеперых и двоякодышащих рыб. Сравнивать различные отряды костистых рыб. Доказывать, что хрящевые рыбы -древняя группа рыб. Выявлять приспособления рыб к различным условиям жизни. | Комбинированный урок | фронтальный | § 34, рис 124-127 в 3-5 |
38 | Промысловые рыбы. Их использование и охрана. Прудовое хозяйство, акклиматизация рыб. | | Практическое значение рыб. Рыболовство. Промысловое значение рыб. Основные группы промысловых рыб: сельдеобразные, трескообразные, карпообразные. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. | Знать: представителей промысловых рыб. Уметь: Называть рыб, разводимых в прудах, и описывать их практическое значение. Характеризовать роль промысловых рыб в жизни человека. Объяснять биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Обосновывать приемы рационального ведения рыболовства. | Урок обобщения и систематизации знаний | | § 35, рис 128-130, в 2-3, подг. к зачету |
39 | Урок-зачет по теме «Класс рыбы» | | | | | тестирование | § 30-35 пов |
Класс Земноводные, или Амфибии (5 часов) |
40 | Места обитания и внешнее строение земноводных. | | Признаки класса. Места обитания и образ жизни. Внешнее строение лягушки. Признаки наземных животных. Скелет и мускулатура. | Знать: отделы скелета земноводных. Уметь: Описывать внешнее строение земноводных. Описывать приспособления к жизни на суше и в воде. Выделять особенности строения земноводных. Сравнивать скелет земноводных и костных рыб. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний. | | § 36, рис 132-133, в 2-4 |
41 | Строение и деятельность систем внутренних органов. (Внутреннее строение земноводных на примере лягушки.) Л/р №9 «Изучение скелета лягушки» | | Системы внутренних органов: пищеварительная, дыхательная, кровеносная, выделительная, нервная. Обмен веществ и энергии. | Уметь: Узнавать по рисунку системы внутренних органов. Описывать строение и функции систем внутренних органов. Сравнивать строение систем внутренних органов. Объяснять, почему у земноводных хуже развит мозжечок, чем у рыб. | Комбинирован-ный урок. | | § 37, рис 134-137, в 2-3 |
42 | Годовой цикл жизни земноводных. Происхождение земноводных. | | Размножение. Внешнее оплодотворение. Развитие лягушки , с метаморфозом. Сход Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. | Уметь: Находить сходство в размножении и развитии рыб и земноводных. Сравнивать по выделенным критериям скелет ящерицы и ужа | Комбинирован-ный урок | | § 38, рис 138-140, в 3-5 |
43 | Многообразие и значение земноводных. | | Многообразие земноводных. Отряды: Хвостатые (тритоны) и Бесхвостые (лягушки, жабы, жерлянки). Значение земноводных в природе ив жизни человека. Охрана земноводных. Тестирование по темам « Тип Членистоногие». | Знать: места обитания земноводных, основные отряды Уметь: Объяснять приспособления земноводных к различным условиям жизни Указывать причины сокращения и меры по охране. Характеризовать роль амфибий в природе | Комбинирован-ный урок | Оценка и коррекция знаний учащихся | § 39, рис 141, в 3-5 |
44 | Урок-зачет по теме «Класс Земноводные, или Амфибии». | | | | | тестирование | § 36-39 повт. |
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (5 часов) |
45 | Общая характеристика класса. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся (на примере ящерицы) Л/р №10 «Сравнение скелета ящерицы и скелета лягушки» | | Особенности внешнего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде: покровы тела, наличие век, отсутствие желез. Строение скелета | Знать: приспособления в строении и жизнедеятельности для наземного образа жизни Уметь: Объяснять название класса «Пресмыкающиеся». Сравнивать внешнее строение прыткой ящерицы и гребенчатого тритона | Комбинирован- ный урок | оценка и коррекция знаний учащихся | § 40, рис 142-143 в 3-4 |
46 | Особенности внутреннего строения и жизнедеятельности пресмыкающихся. | | Особенности внутреннего строения: появление дыхательных путей, увеличение отделов головного мозга. Обмен веществ: питание, дыхание и выделение. Поведение. Размножение и развитие. | Уметь: Перечислять усложнения в строении систем органов. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Объяснять причины более сложного поведения пресмыкающихся. Выделять особенности размножения, способствующие сохранению потомства. Характеризовать по плану земноводных и пресмыкающихся | Комбинирован- ный урок | | § 41, рис 145-149, в 3-5 |
47 | Многообразие пресмыкающихся. | | Отряды класса Пресмыкающиеся: чешуйчатые (ящерицы и змеи), черепахи. Ядовитые змеи (степная и обыкновенная гадюки). Меры первой помощи. Неядовитые змеи (ужи, полозы). Отряд Крокодилы. | Уметь: Называть известные вам виды пресмыкающихся различных отрядов. Распознавать и описывать представителей отрядов пресмыкающихся. Перечислять общие признаки класса Пресмыкающиеся. | Комбинирован- ный урок | | § 42, рис 150-153, в 2-3 |
48 | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Древние пресмыкающиеся, причины их вымирания. | | Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся. Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Зверозубые ящеры. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных. | Уметь: Приводить примеры ящеров и их среды жизни. Называть причины вымирания ящеров. Объяснять: • роль пресмыкающихся в жизни человека и в природе; • необходимость охраны пресмыкающихся. | Комбинирован- ный урок | | § 43, рис 154, в 3-5, подг. к зачету |
49 | Урок-зачет по теме «Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии». | | | | | тестирование | повт. § 40-43 |
Класс Птицы (7 часов) |
50 | Общая характеристика класса. Среда обитания и внешнее строение птиц. Л/р № 8«Внешнее строение птицы. Строение перьев». | | Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего строения птиц. Приспособленность к полету. Усложнение покровов по сравнению с пресмыкающимися. | Знать: типы перьев и их значение в жизни птиц. Уметь: Описывать приспособления внешнего строения для полёта Сравнивать внешнее строение пресмыкающихся и птиц. Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. | Комбинирован ный урок | | § 44, рис 156-158, в 1-3 |
51 | Опорно-двигательная система. Скелет и мышцы. Л/р № 9«Строение скелета птицы». | | Скелет птиц. Отделы. Приспособленность к полёту: срастание и пневматика костей. Мышцы. Приспособленность к полету: большие грудные мышцы, длинные сухожилия. | Уметь: Выделять особенности строения скелета птиц. Объяснять причины расположения и строения мышц птиц. Характеризовать изменения скелета птиц в связи с полетом. | Комбинирован- ный урок | | § 45, рис 159-160, в 3-4 |
52 | Внутреннее строение птицы: Пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, выделительная системы. | | Системы внутренних органов птиц. Приспособления к полёту. Интенсивный обмен веществ. | Уметь: Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Называть прогрессивные черты организации птиц по сравнению с пресмыкающимися. Выделять приспособленность систем органов птиц к полету. Сравнивать строение головного мозга птиц и пресмыкающихся. Объяснять, почему у птиц быстрее вырабатываются условные рефлексы по сравнению с рептилиями; причины интенсивности обмена веществ. | Комбинирован-ный урок | | § 46, рис 161-166, в 3-5 |
53 | Размножение и развитие птиц. Годовой жизненный цикл. Сезонные явления птиц. | | Органы размножения. Развитие яйца и зародыша. Выводковые и гнездовые птицы. Поведение птиц на различных этапах годового цикла: ритуальное поведение в период размножения, сезонные миграции. | Знать: этапы развития яйца и зародыша, причины по явления у птиц инстинкта перелёта. особенности строения органов размножения, связанные с полетом. Уметь: Устанавливать соответствие между частями яйца и их функциями. Находить отличия между гнездовыми и выводковыми птицами. Описывать сезонные явления в жизни птиц. Наблюдать за жизнью птиц в различные сезоны и вести дневник наблюдений. Характеризовать значение гнёзд в жизни птиц. | Комбинированный урок | фронтальный | § 47, рис 167-169, в 2-4; § 48, рис 170-176, в 3-4 |
54 | Многообразие птиц. Систематические и экологические группы птиц. | | Экологические группы птиц по местам обитания: птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств. Экологические группы птиц по типу питания: растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. | Уметь: Называть экологические группы птиц. Приводить примеры птиц различных экологических групп. Определять особенности строения птиц различных экологических групп. | Урок обобщения и систематизации знаний | | § 49, рис 177-186, табл., в 2-3 |
55 | Значение и охрана птиц. | | Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и в жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана. Домашние птицы. Важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком. | Уметь: Перечислять роль птиц: • в природе; • в жизни человека. Приводить примеры хозяйственных групп и пород кур. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых птиц. Распознавать и описывать домашних птиц. Находить сходства в строении птиц и пресмыкающихся. | Комбинированный урок | | § 50, рис 187-190, в 3-4, подг. к зачету |
56 | Урок-зачет по теме «Класс Птицы» | | Тестирование по теме « Класс Птицы» | Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. | Урок обобщения и систематизации знаний | Фронтальный тестирование | повт. § 44-50 |
Класс Млекопитающие, или Звери (9часов) |
57 | Общая характеристика. Внешнее строение. Среды жизни и места обитания млекопитающих. | | Признаки класса Млекопитающие. Среды жизни и места обитания. Особенности внешнего строения. Строение кожи. Шерстяной покров. Железы млекопитающих. | Знать: общие признаки млекопитающих. Уметь: Перечислять функции желез млекопитающих. Описывать строение кожи. Выделять особенностей внешнего строения. Сравнивать по заданным критериям внешнее строение млекопитающих и рептилий. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | | § 51, рис 191-193, в 3-5 |
58 | Внутренне строение млекопитающих: опорно - двигательная и нервная системы. Л/р №10«Строение скелета млекопитающих». | | Особенности внутреннего строения. Усложнение строения опорно-двигательной и нервной системы. Усложнение органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. | Уметь: Перечислять особенности строения скелета. Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Пояснять отличия в строении коры больших полушарий у различных млекопитающих. | Урок изучения и первичного закрепления новых знаний | | § 52, рис 194-199, в 3-5 |
59 | Внутреннее строение млекопитающих: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная системы. | | Особенности внутреннего строения: пищеварительная, дыхательная, кровеносная и выделительная. | Знать: особенности внутреннего строения. Уметь: Узнавать по рисункам системы внутренних органов. Выделять особенности внутреннего строения млекопитающих. | Комбинированный урок | фронтальный | § 52, в 3-5 |
60 | Размножение и развитие млекопитающих. Годовой жизненный цикл. Происхождение и многообразие млекопитающих. | | Размножение и развитие, забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Предки млекопитающих – древние пресмыкающиеся. Многообразие млекопитающих. Яйцекладущие и настоящие звери. Утконос и ехидна. Сумчатые плацентарные. Районы распространения и разнообразия. | Уметь: Приводить примеры заботы о потомстве. Находить черты сходств в размножении пресмыкающихся и млекопитающих. Доказывать преимущества живорождения и вскармливания детенышей молоком. Характеризовать по плану размножение и развитие зародыша. Объяснять влияние на поведение сезонных изменений. | Комбинированный урок | | § 53, рис 200-204, в 4-7; § 54, рис 205-207, в 5-7 |
61 | Высшие, или Плацентарные звери. Отряды: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызуны, Зайцеобразные, Хищные. | | Признаки отряда. Семейства отряда Хищные. | Уметь: Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Находить черты сходства между отрядами Грызуны и Зайцеобразные. Сравнивать по выделенным критериям плацентарных и первозверей. | Комбинированный урок | | § 55, рис 208-211, в 1-3, табл. |
62 | Отряды: Ластоногие, Китообразные, Парнокопытные, Непарнокопытные, Хоботные. | | Признаки отряда. Отряд Хоботные. Строение органов пищеварения у жвачных и нежвачных. | Знать: особенности отрядов. Уметь: Приводить примеры млекопитающих различных отрядов. Доказывать принадлежность к классу млекопитающие. Сравнивать отряды млекопитающих. | Комбинированный урок | | § 56, рис 213-217, в 2-3, табл. |
63 | Отряд Приматы. Экологические группы млекопитающих. | | Признаки отряда. Сходство человекообразных обезьян с человеком. Среда обитания: наземная, почвенная, водная, воздушная. Экологические группы: водные, роющие, летающие, млекопитающие наземно – древесного образа жизни. | Знать: общие черты строения приматов. Уметь: Доказывать, что обезьяны - наиболее высокоорганизованные животные. Сравнивать человекообразных обезьян и человека. Перечислять основные экологические группы животных. Распознавать и описывать приспособления к среде обитания у млекопитающих различных экологических групп. Характеризовать по плану приспособления млекопитающих | Комбинированный урок | | § 57, рис 218, в 1-3, табл.; § 58, рис 219, в 3-5 |
64 | Значение млекопитающих для человека. | | Домашние звери: крупный рогатый скот, мелкий рогатый скот, домашние свиньи, домашние лошади. Охотничье-промысловые звери. Охрана млекопитающих: заповедники, зоопарки, акклиматизация. | Уметь: Приводить примеры хозяйственных групп и пород млекопитающих. Распознавать и описывать домашних зверей. Называть промысловых животных. Описывать меры по охране птиц и приводить примеры редких и охраняемых млекопитающих. Объяснять роль млекопитающих природе и в жизни человека. | Урок обобщения и систематизации знаний | | § 59, рис 220-226, табл., в 3-4, подг. к зачету |
65 | Урок-зачёт по теме «Класс Млекопитающие, или Звери» | | Тестирование по темам «Млекопитающие» | контроль, оценка и коррекция знаний учащихся | Урок обобщения и систематизации знаний | Индивидуальный. тестирование | повт. § 51-59 |
Развитие животного мира на Земле (2 часа) |
66 | Доказательства эволюции животного мира. | | Понятие об эволюции. Учение Ч. Дарвина. Доказательства эволюции. Многообразие животных - результат эволюции. Естественный отбор и наследственная изменчивость. | Знать: факторы эволюции. Уметь: Приводить доказательства эволюции животного мира. | Урок обобщения и систематизации знаний | | § 60, рис 227, в 1-3 |
67 | Основные этапы развития животного мира на Земле. | | Основные этапы развития животного мира на Земле: появление многоклеточное, систем органов. Происхождение и эволюция хордовых. Выход позвоночных на сушу. | Знать: основные этапы развития животного мира на Земле. Уметь: Выделять приспособления в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных организмов. | | | § 61, рис 228-229, в 6-9 |
Природные сообщества (1 час) |
68 | | | | | Урок обобщения и систематизации знаний | | |
69 | Урок-зачёт по разделу «Животные» | | Тестирование по разделу « Животные» | Объяснять роль изменений условий среды в эволюции животных. Контроль, оценка и коррекция знаний учащихся. | | | |
70 | Резерв учебного времени | | | | | | |