№п\п | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Основные понятия | Основные виды деятельности | Коррекционная работа |
I класс |
1-2 | Вводное занятие. «Человек и труд» «Урок труда» | 2 | | Инструменты Трудовая деятельность | Беседа, ответы на вопросы | Коррекция волевой сфере через соблюдение правил поведения на уроке. |
3-4 | Работа с глиной и пластилином. «Что надо знать о пластилине» Как работать с пластилином» Аппликация «Яблоко» из пластилина» | 2 | | Пластилин Аппликация | Беседа, аппликация. | Развитие мелкой моторики через работу с пластилином Развитие восприятия формы через анализ образцов. |
5-6 | Работа с природными материалами. 1. «Что надо знать о природных материалах». 2. «Экскурсия в лес (парк)». Сбор коллекции листьев. Н.Р.К. | 2 | | Экскурсия, природный материал | Беседа, ответы на вопросы, практическая работа | Коррекция волевой сферы через соблюдение правил поведения на экскурсии. Коррекция мелкой моторики и зрительного восприятия через выполнение изделия. |
7-8 | 1. «Как работать с засушенными листьями». 2. Работа с природным материалом. Аппликация «Бабочка» | 2 | | Засушенные листья, аппликация, бабочка | Рассказ учителя. Выполнение практической работы | Развитие мыслительных процессов через составление алгоритма выполнения работы, анализ своего изделия. |
9. | Работа с бумагой. «Что надо знать о бумаге». Составление коллекции образцов из бумаги. | 1 | | Коллекция | Демонстрация, показ, практическая работа. | Развитие мелкой мотрики |
10-11 | 1. Работа с бумагой. «Что надо знать о треугольнике». 2. «Как сгибать бумагу треугольной формы». Складывание из бумаги. Аппликация «Елочка» | 2 | | Треугольник, елочка, аппликация, Линия сгиба | Рассказа учителя, ответы на вопросы, работа по учебнику. Практическая работа | Развитие мелкой моторики через упражнения по сгибанию бумаги. |
-
| 1. Работа с бумагой. «Что надо знать о квадрате». «Как сгибать бумагу квадратной формы». 2. Складывание из бумаги. Стаканчик для игрушки «Поймай пуговицу». | 2 | | Квадрат, линия сгиба | Рассказ, демонстрация, ответы на вопросы. | Развитие мелкой моторики через упражнения по сгибанию бумаги. |
14-15 | Работа с бумагой. «Что надо знать о прямоугольнике». «Как сгибать бумагу прямоугольной формы». Складывание из бумаги «Наборная линейка» | 2 | | Прямоугольник линия сгиба, линейка | Работа с учебником, работа по образцу. | Развитие мелкой моторики через упражнения по сгибанию бумаги. |
16-17 | Работа с глиной и пластилином. «Как работать с пластилином». Аппликация «Домик» «Приёмы работы с пластилином». Аппликация «Елочка» Н.Р.К. | 2 | | Длинный, короткий, средний. | Работа по образцу. | Развитие мелкой моторики через работу с пластилином Развитие восприятия формы через анализ образцов. |
18-19 | Работа с глиной и пластилином. «Лепка предметов шаровидной и овальной формы». Аппликация «Помидор» «Приёмы работы с пластилином». Аппликация «Огурец» Н.Р.К. | 2 | | Форма, круг, овал | Выполнение по образцу, аппликаций. | Развитие мелкой моторики через работу с пластилином Развитие восприятия формы через анализ образцов. |
20-21 | Работа с бумагой. «Инструменты для работы с бумагой». «Что надо знать о ножницах». Вырезание ножницам по прямым и кривым линиям круга и квадрата | 2 | | Ножницы, круг, квадрат, линия (прямая, кривая) | Беседа, ответы на вопросы. Практическая работа. | Развитие мелкой моторики через работу с ножницами. |
22-23 | Работа с бумагой. «Как работать ножницами». «Приёмы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой вертикальной линии). Выполнение «Геометрического орнамента из квадратов» | 2 | | Орнамент, квадрат, ножницы, линия | Беседа, работа с учебником, практическая работа. | Коррекция речи через комментирование практической деятельности. |
24-25 | Работа с бумагой. «Как работать ножницами». «Приёмы резания ножницами по прямым линиям» Выполнение «Парусник из треугольников». Работа с бумагой. «Как работать ножницами». «Приёмы резания ножницами по прямым линиям» (разрез по короткой наклонной линии). Выполнение «Орнамент из треугольников» | 2 | | Ножницы, парусник, прямая линия. | Показ, беседа, демонстрация, практическая работа. | Развитие мелкой моторики через работу с ножницами. |
26-27-28 | Работа с глиной и пластилином. «Как работать с пластилином». «Приёмы работы с пластилином» (вытягивание одного конца столбика). Выполнение аппликации «Морковь», «Свекла». Выполнение аппликации «Репка» и др. | 3 | | Глина, пластилин, вытягивание | Выполнение практической работы с помощью учителя. | Коррекция представлений о предметах природного мира группы «Овощи». Коррекция мелкой моторики рук. |
29-30 | Работа с глиной и пластилином. «Приёмы работы с пластилином» (сплющивание шара). «Пирамидка из четырёх колец», Работа с глиной и пластилином. Аппликация«Грибы» | 2 | | Овал, шар, пирамидка | Практическая работа под руководством учителя. | Коррекция представлений о предметах рукотворного мира группы «Игрушки» и о предметах природного мира группы «Грибы». |
31-32 | Работа с природными материалами. «Что надо знать о природных материалах». «Как работать с еловыми шишками». Работа с природными материалами. Поделка «Ежик». | 2 | | Еловые шишка, овал, конус, сплющивание, вытягивание. | Ответы на вопросы, работа с учебником, практическая работа. | Коррекция приёмов работы с пластилином «раскатывание пластилина в ладонях до овальной формы «вытягивание овала до конической формы» и «сплющивание пластилина ладонью». |
33-34 | Работа с бумагой (с применением клея). «Как работать с бумагой». Аппликация из обрывных кусочков бумаги. Аппликация «Осеннее дерево» Н.Р.К. | 2 | | Осень, осеннее, клей, наклеивание, обрывание | Рассказ учителя, показ и демонстрация. Ответы на вопросы. Практическая работа. | Коррекция представлений о природных явлениях (осень и предметах природного мира (деревьях). Обучение приему обрывания кусочков цветной бумаги. |
35-36 | Работа с бумагой. «Складывание фигурок из бумаги». «Открытка со складным цветком», Работа с бумагой. «Открытка со складной фигуркой кошечки» | 2 | | Открытка, складывание | Практическая работа, демонстрация своих работ | Коррекция представлений о растениях (цветах). Закрепление знаний о геометрических фигурах «треугольник», «квадрат», «прямоугольник», их признаках (стороны, углы). |
37 | Работа с глиной и пластилином. «Как работать с пластилином» (приёмы работы с пластилином). Поделка «Цыпленок» | 1 | | Цыпленок | Практическая работа | Развитие мелкой моторики через работу с глиной и пластилином. |
38 | Работа с бумагой «Как работать ножницами приемы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям). Конструирование игрушка «Бумажный фонарик» | 1 | | Фонарик | Практическая работа | Развитие мелкой моторики через работу с ножницами и бумагой. |
39 | Работа с бумагой. «Как работать ножницами» (приёмы резания ножницами по прямым коротким вертикальным линиям). Конструирование «Декоративная веточка» | 1 | | Вертикально, горизонтально, | Практическая работа | Развитие мелкой моторики через работу с ножницами и бумагой. |
40 | Работа с бумагой. «Как работать ножницами» (приёмы резания ножницами по прямым коротким наклонным линиям). Конструирование «Флажки» | 1 | | Прямоугольник треугольник, квадрат | Практическая работа | Коррекция умений резать по линиям. Коррекция недоразвития механизма мышечной регуляции. |
41 | Работа с бумагой. «Как работать ножницами» (приём резания ножницами по прямым длинным линиям). «Бумажный цветок» Н.Р.К. | 1 | | Цветок, линия, ножницы | Практическая работа | Коррекция умений резать по линиям. Коррекция недоразвития механизма мышечной регуляции. |
42 | Работа с пластилином. «Лепка из пластилина многодетальных фигурок. Животные «Котик». | 1 | | Пластилин | Практическая работа | Коррекция умения анализировать образец объёмного многодетального изделия с помощью учителя. |
43 | Работа с бумагой. «Как работать ножницами» (приёмы резания ножницами по незначительно изогнутым линиям). Изготовление «Листочки» | 1 | | Листок, изогнутая линия | Практическая работа | Закрепление понятий о прямых линиях (вертикальные, горизонтальные, наклонные). |
44 | Работа с бумагой. «Приёмы работы с бумагой» (сминание и скатывание бумаги). Аппликация «Ветка рябины» | 1 | | Сминание, скатывание | Практическая работа | Коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев и координации правой и левой рук. |
45 | Работа с бумагой. «Как работать ножницами» (приёмы резания ножницами по кривым линиям — скругление углов прямоугольных деталей). Аппликация «Цветы в корзине» | 1 | | Кривая линия | Практическая работа | Коррекция недостатков пространственной ориентировки в процессе размещения и наклеивания заготовок внутри контура. |
46-47 | Работа с нитками. «Что надо знать о нитках». «Наматывание ниток». Сматывание ниток в клубок. | 2 | | Нитки, клубок | Практическая работа | Коррекция умений узнавать и называть предметы, сделанные из ниток, и определять их функциональную значимость в быту, в игре. |
48-49 | Работа с нитками. «Наматывание ниток». Изготовление изделий из ниток. «Бабочка». Н.Р.К. «Наматывание ниток». Изготовление изделий из ниток. «Кисточка» | 2 | | Нитки, кисточка | Практическая работа | Коррекция предметно-практических действий в заданном пространственном направлении (на себя, от себя). |
50 | Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги предметов округлой формы». Аппликация «Фрукты на тарелке» | 1 | | Форма, цвет | Практическая работа | Коррекция умения рисовать по линиям или опорным точкам предметы, имеющие округлый контур. |
51 | Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги круга». Аппликация «Снеговик», «Гусеница» | 1 | | Круг | Практическая работа | Развитие анализирующей способности в ходе обследования аппликации, состоящей из кругов. |
52 | Работа с бумагой. «Вырезание из бумаги овала». Плоскостное конструирование. Аппликация «Цыпленок с корлупе» | 1 | | Овал | Практическая работа | Коррекция зрительно-двигательной координации синхронности работы обеих рук и недостатков развития мышечного усилия. |
53 | Работа с бумагой. «Складывание фигурок из бумаги». «Приёмы сгибания бумаги» (сгибание сторон прямоугольника и квадрата к середине). Аппликация «Пароход» | 1 | | Прямоугольник | Практическая работа | Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи. |
54 | Работа с бумагой. «Складывание фигурок из бумаги». «Приёмы сгибания бумаги» (сгибание углов прямоугольника и квадрата к середине). Аппликация «Стрела» | 1 | | Прямоугольник квадрат | Практическая работа | Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие комментирующей речи. |
55 | Работа с бумагой «Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам». Плоскостное конструирование. Аппликация «Плетёный коврик из полос бумаги» | 1 | | Конструирование, коврик | Практическая работа | Коррекция внимания. |
56 | Работа с бумагой «Симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам. Объемное конструирование. Аппликация «Птичка» | 1 | | Кривая, прямая линия | Практическая работа | Коррекция воображения, памяти, внимания. |
57 | Работа с бумагой. «Симметричное вырезание орнаментов из бумаги, сложенной пополам». Плоскостное конструирование. «Закладка для книг с геометрическим прорезным орнаментом» | 1 | | Орнамент, конструирование | Практическая работа | Коррекция умения анализировать изделие по вопросам учителя планировать ближайшую операцию с помощью предметно операционного плана. |
58 | Работа с бумагой. «Симметричное вырезание предметов из бумаги, сложенной пополам». Аппликация. Аппликация «Самолет в облаках» | 1 | | Самолет | Практическая работа | Коррекция пространственных представлений и пространственной ориентировки. |
59 | Работа с глиной и пластилином. «Лепка из пластилина макета». Макет «Снегурочка в лесу» | 1 | | Макет | Практическая работа | Развитие умения анализировать объект и планировать ближайшую операцию с опорой на изобразительно-графически пооперационный план. |
60 | Работа с природными материалами. «Что надо знать о природных материалах. Травы». Конструирование из тростниковой травы и пластилина. Поделка «Ежик» | 1 | | Природный материал | Практическая работа | Коррекция воображения. |
61 | Работа с бумагой. «Вырезание симметричных форм из бумаги, сложенной несколько раз». Коллективная аппликация «Букет цветов» | 1 | | Букет | Практическая работа | Формирование умения определять форму, количество лепестков, величину. |
62 | Работа с бумагой. «Складывание из бумаги». «Приёмы сгибания бумаги» (сгибание бумаги по типу гармошки). Конструирование «Декоративная птица со складными крыльями» | 1 | | Гармошка, птица, крылья | Практическая работа | Расширение представлений о птицах. Развитие воображения. |
63 | Работа с нитками. «Как работать с нитками». «Инструменты для швейных работ». «Приёмы шитья». «Шитьё по проколам» (вертикальным, горизонтальным и наклонным линиям) | 1 | | Нитки, инструменты, проколы, | Практическая работа | Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. |
64-65 | 1. Работа с нитками. Как работать с нитками». Приёмы шитья». 2. «Шитьё по проколам» (треугольник, квадрат, круг) | 2 | | Треугольник, квадрат, круг | Практическая работа | Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. |
66 | Работа с нитками. Что делают из ниток». Приёмы вышивания». | 1 | | Вышивание | Практическая работа | Коррекция зрительно-двигательной координации, точности движений, внимания. |
II класс |
1 | Вводный урок. Повторение пройденного в 1 – ом классе | 1 | | Инструменты | Беседа, ответы на вопросы | Коррекция внимания, памяти. |
2 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные свойства о глине, пластилине. Изделие «Брус». Н.Р.К. | 1 | | Брус, форма, глина, пластилин | Практическая работа | Коррекция памяти, внимания, мышления. Мелкой моторики рук. |
3 | Работа с глиной и пластилином. Складывание из вылепленных деталей (брусков) ворот. Изделие «Ворота» | 1 | | Ворота, брус | Практическая работа | Закрепление технологии выполнения брусков из пластилина. |
4 | Лепка столярных инструментов, имеющих прямоугольные формы: деревянный молоток. Изделие: «Молоток» | 1 | | Инструменты, молоток | Практическая работа | Развитие устной речи в процессе изучения объекта, планирования работы и словесного отчёта о проделанной работе. |
5-6 | Работа с природным материалом. Экскурсия в природу с целью сбора природного материала. Сбор и выполнение коллекции «Осенние листья», шишки, желуди, семена клена, липы. Н.Р.К. | 2 | | Листья, клен, деревья, шишки, желуди. | Практическая работа | Коррекция устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности. |
7-8 | Работа с природными материалами. Расширение знаний о растительном мире. Изготовление игрушек из желудей по образцу и самостоятельно. Игрушки: «Птичка», «Собачка», «Зайчик», «Поросёнок». | 2 | | Ветка, шишка, листья, цветы | Практическая работа | Коррекция умения составлять план выполнения многодетальной поделки и оценивать своё изделие по вопросам учителя. |
9-10 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о плодах деревьев. Изготовление по образцу и самостоятельно игрушек из скорлупы ореха. Игрушки: «Черепаха», «Рыбка», «Кораблик» . | 2 | | Деревья, плод, скорлупа | Практическая работа | Коррекция умения составлять план выполнения поделки и оценивать своё изделие по вопросам учителя. |
11-12 | Работа с бумагой и картоном. Повторение пройденного в 1-м классе по теме «Виды и сорта бумаги». Коллекция «Сорта бумаги», «Подставка для кисти» | 2 | | Бумага, сорт, коллекция. | Практическая работа | Коррекция умения сравнивать бумагу разных сортов (писчая, газетная, рисовальная, салфеточная); свойства бумаги (прочность, толщина, гибкость). |
13-14 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сминания бумаги. Технология изготовления аппликации из мятой бумаги по образцу. Аппликации: «Дерево весной», «Дерево летом», «Дерево осенью», «Дерево зимой под снегом» Н.Р.К. | 2 | | Бумага, картон, дерево | Практическая работа | Коррекция пространственной ориентировки на листе бумаги (картона) и умения размещать предметное изображение на его поверхности |
15-16 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление навыков сгибания бумаги. Технология складывания фигурки из бумаги. «Маска собачки» Н.Р.К. | 2 | | Маска | Практическая работа | Коррекция навыка чтения изобразительно-графического плана с помощью учителя. Развитие комментирующей речи. |
17 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о картоне. Закрепление навыков разметки геометрических фигур по шаблонам. «Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник, треугольник, круг, овал» | 1 | | Шаблон, квадрат, треугольник, овал, круг | Практическая работа | Коррекция мелкой моторики: развитие дифференциации движений пальцев, мышечного усилия, координации движений рук. |
18-19 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление пакета из плотной бумаги (тонкого картона) с аппликацией из геометрических фигур. Изделие: «Пакет» | 2 | | Аппликация, | Практическая работа | Коррекция навыка понимания и чтения изобразительно-графического плана. Развитие комментирующей речи. |
20-21 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных ягод из ниток, связанных в пучок. Н.Р.К. | 2 | | Ягоды, нитки | Практическая работа | Коррекция умения анализировать изделие из ниток. |
22-23 | Работа с текстильными материалами. Пришивание пуговиц с двумя сквозными отверстиями. «Пуговица с двумя сквозными отверстиями» | 2 | | Пуговица | Практическая работа | Коррекция представлений о назначении пуговиц, цвете, форме, материалах, из которых производят пуговицы. |
24-25 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глине, пластилине и геометрическом теле «цилиндр». Лепка из пластилина предметов цилиндрической формы. Изделие: «Кружка» | 2 | | Тело, цилиндр, предмет | Практическая работа | Коррекция представления о глине как о материале для изготовления посуды. |
26 | Работа с глиной и пластилином. «Чашка из пластилиновых жгутиков» | 1 | | Чашка, жгутик | Практическая работа | Коррекция умения осуществлять контроль. |
27-28 | Работа с природными материалами. Познавательные сведения о листьях. Изготовление предметной аппликации из засушенных листьев ивы и клёна по образцу. Аппликации из листьев: «Мальчик», «Девочка» | 2 | | Дерево, листья, берёза, клён, ива | Практическая работа | Формирование умения составлять аппликацию из сухих листьев с опорой на предметно-операционный план в коллективной беседе. |
29-30 | Работа с природными материалами. Изготовление рамки для фотографии, украшенной листьями берёзы, клёна. Изделие: «Рамка для фотографии, украшенная сухими листьями» | 2 | | Дерево, листья, берёза, клён, ива | Практическая работа | Коррекция представления о направлении, положении и пространственных связях частей в орнаменте. Развитие умения ориентироваться на плоскости листа. Обучение изготовлению рамки для фотографии из бумаги. |
31 | Работа с бумагой и картоном. Разметка бумаги и картона по шаблонам сложной конфигурации. Аппликация: «Машина» | 1 | | Аппликация, машина | Практическая работа | Коррекция зрительно-двигательной координации. |
32-33 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление плоских ёлочных игрушек, украшенных аппликацией. Аппликации: «Яблоко», «Рыба» | 2 | | Аппликация, яблоко, овал, круг | Практическая работа | Коррекция навыков изготовления изделий по предметно-операционному плану с частичной помощью учителя. |
34-35 | Работа с текстильными материалами. Изготовление стилизованных фигурок из связанных пучков нитей. Аппликации: «Девочка», «Мальчик» | 2 | | Аппликация, девочка, мальчик | Практическая работа | Коррекция мелкой моторики: регуляции мышечного усилия, координации движений рук. |
36 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о глиняной посуде и геометрическом теле «шар». Лепка чайной посуды в форме шара. | 1 | | Шар, чайник, круглый, поддон, носик, крышка, ручка, лепить | Практическая работа | Развитие мышечного усилия и координации движений рук. |
37 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление из бумаги (из 2 кругов) игрушек в форме шара. Аппликация: «Шар из кругов» | 1 | | Сверху, снизу, пространственные, выше, ниже, равные | Практическая работа | Коррекция технических приёмов: «разметка по шаблону», «симметричное вырезание из бумаги, сложенной пополам», «надрез по прямой линии». |
38 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление игрушек в форме шара из бумаги (из 4—5 полос). Аппликация: «Шар из полос» | 1 | | Полоса, посредине, выше, ниже | Практическая работа | Коррекция технических приёмов: «разметка полос по шаблону», «разрез по длинной линии», «склеивание полосы-заготовки кольцом». |
39 | Работа с текстильными материалами. Сматывание ниток в клубок. Изделие: «Шарики из ниток разной величины» | 1 | | Шар, итка, , клубок, виток, намотать | Практическая работа | Коррекция мелкой моторики. |
40 | Работа с глиной и пластилином. Познавательные сведения о скульптуре. Лепка по образцу стилизованных фигур животных (конструктивный способ). Изделие: «Медвежонок» | 1 | | Глина, пластилин, медвежонок, животные | Практическая работа | Коррекция умения анализировать образец, выделять в нём основные геометрические формы. |
41 | Работа с глиной и пластилином. Лепка стилизованных фигур птиц. Изделие: «Утка» | 1 | | Птицы, пластилин, рыба, гусь, утка, змея, петух. | Практическая работа | Коррекция двигательно-моторной сферы: развитие координации движений рук. |
42-43 | Работа с природными материалами. Повторение познавательных сведений о шишках. Изготовление из шишки стилизованной фигурки человечка. Изделие: «Человечек из шишек» | 2 | | Дерево, ель, сосна, ствол, ветки, иголки, шишки | Практическая работа | Коррекция воображения, мышления. |
44-45 | Работа с природными материалами. Изготовление композиции (макета) с использованием шишки, листьев дуба и пластилина. Изделие: «Сова», «Утка», «Журавль», «Лебедь» | 2 | | Сова, утка, лебедь, журавль | Практическая работа | Коррекция умения работать в соответствии с планом и отчитываться о проделанной работе. |
46 | Работа с природными материалами. Изготовление композиции (макета) с использованием шишки, листьев дуба и пластилина. Композиция «Пальма» | 1 | | Пальма | Практическая работа | Коррекция умения создавать образцы деревьев из шишек и дополнительных поделочных материалов. |
47-48 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о линейке. Разметка бумаги и картона по линейке. «Горизонтальная, вертикальная и наклонная линии», «Измерение длины и ширины прямоугольника», «Прямоугольник 10 х 8 см», «Квадрат 7x7 см» | 1 | | Горизонтальные, вертикальные, наклонные, линейка, сантиметр, линия, деление, измерить, отрезок, длина, ширина. | Практическая работа | Коррекция умения осуществлять контрольные действия. Обучение умению отвечать на вопросы учителя связными предложениями. Воспитание аккуратности, точности. |
49-50 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление аппликации с разметкой деталей по линейке. Изделие: «Грузовик», Автофургон». | 2 | | Грузовик, автофургон | Практическая работа | Коррекция аккуратности, точности. |
51 | Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тканях. Изделие: Составление коллекции тканей. | 1 | | Коллекция, ткань | Практическая работа | Коррекция представления о ткани, применение и назначение ткани в жизни людей (предметы быта, игрушки, одежда). |
52 | Работа с текстильными материалами. Раскрой из ткани заготовки изделия. Изделие: «Квадраты из ткани 5x5 см» | 1 | | Ткань, иголка, булавки, напёрсток, ножницы, линейка, портной, выкройка, деталь. | Практическая работа | Коррекция правильных движений рук при работе ножницами в процессе раскроя ткани. |
53-54 | Работа с текстильными материалами. Соединение деталей, выкроенных из ткани, прямой строчкой (смёточными стежками). «Упражнения на бумаге в клетку», «Квадраты из ткани 5x5 см». | 2 | | Ткань, иголка, булавки, напёрсток, ножницы, линейка, портной, выкройка. | Практическая работа | Коррекция координации рук, движений регуляции мышечного усилия, дифференциации движения пальцев. |
55 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения об открытке. Изготовление открытки. «Поздравительная открытка», «Сказочный цветок». | 1 | | Открытка | Практическая работа | Коррекция умению отвечать на вопросы учителя связными предложениями. Воспитание аккуратности, точности. |
56-57 | Работа с пластилином. Познавательные сведения об иллюстрациях и макетах. Изготовление композиции (макета) из пластилина к сказке «Колобок». Герои: «Лиса», «Колобок», «Ель», «Пень» Н.Р.К. | 2 | | Макет, детали, скатывание, сплющивание, вытягивание, конструктивный способ | Практическая работа | Коррекция умения собирать макет. Употребление в речи технической терминологии. |
58-59 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление композиции (макета) к сказке «Колобок» из складных бумажных фигурок. | 2 | | Макет, композиция | Практическая работа | Коррекция пространственной ориентировки. |
60-61-62 | Работа с бумагой и картоном. Познавательные сведения о дорожных знаках. Изготовление модели дорожного знака. «Модель дорожного указателя «переход» | 3 | | Короткий, короче, длинный, длиннее, выше, ниже, между | Практическая работа | Развитие умения составлять модель из бумажных заготовок, соблюдая правильное расположение деталей. |
63-64 | Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком. «Закладка из канвы» | 2 | | Стежок, вышивание, шов, закладка | Практическая работа | Коррекция зрительно-двигательной координации, точности, плавности движений рук. |
65-66 | Работа с текстильными материалами. Вышивание смёточным стежком с перевивом. Изделие: «Салфетка из канвы» | 2 | | | Практическая работа | Развитие ритмической упорядоченности движений рук при выполнении практических действий «вверх», «вниз». |
67-68 | Работа с текстильными материалами. Познавательные сведения о тесьме. «Салфетка, украшенная тесьмой» | 2 | | Стежок, вышивание, шов, закладка | Практическая работа | Коррекция зрительно-двигательной координации. Развитие точности, плавности движений рук. Воспитание внимания и аккуратности. |
III класс |
1 | Вводный урок. Повторение изученного в первом и втором классе. | 1 | | Инструменты, материалы | Беседа, диалог | Коррекция речевой деятельности. |
2-3 | Работа с природными материалами. Повторение изученного ранее. Изготовление аппликации из засушенных листьев. Аппликация: «Птица». Н.Р.К. | 2 | | Листья, птица | Практическая работа | Коррекция координации рук, движений регуляции мышечного усилия, дифференциации движения пальцев. |
4-5 | Работа с природными материалами. Изготовление по образцу и самостоятельно аппликации из скорлупы ореха. «Воробьи на ветках».Н.Р.К. | 2 | | Орех, круг, аппликация | Практическая работа | Коррекция умения анализировать объект, ориентируясь на его признаки и свойства, по вопросам учителя и по вопросам, данным в учебнике. |
6-7 | Работа с бумагой и картоном. Закрепление учебного материала первого и второго классов. Изготовление аппликации из обрывной бумаги. Аппликация: «Медведь». Н.Р.К. | 2 | | Медведь, аппликация | Практическая работа | Коррекция умения изготавливать аппликацию из обрывной бумаги с опорой на предметнооперационный план. Повторение правил организации рабочего места. |
8-9 | Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона полоска бумаги. Аппликация: «Картина на окантованном картоне» | 2 | | Окантовка | Практическая работа | Коррекция координации рук, движений регуляции мышечного усилия, дифференциации движения пальцев. |
10-11 | Работа с проволокой. Познавательные сведения о проволоке. Изделие: «Волна», «Кольцо», «Спираль», «Прямой угол» из проволоки | 2 | | Проволока, волна, кольцо, спираль, прямой угол | Практическая работа | Коррекция знаний о проволоке: понятие «проволока». |
12-13 | Работа с проволокой. Закрепление учебного материала первого и второго классов. Изготовление изделия из скорлупы грецкого ореха, пластилина и проволоки. «Паук» | 2 | | Плоскогубцы, прямой угол, сгибание. | Практическая работа | Коррекция воображения. Закрепление технологических приёмов работы с проволокой. |
14-15 | Работа с древесиной. Познавательные сведения о древесине. Экскурсия в школьную столярную мастерскую | 2 | | Древесина | Экскурсия в школьную столярную мастерскую | Коррекция речевой деятельности. |
16-17 | Работа с древесиной. Изготовление изделия из древесины. | 2 | | Изделие, древесина | Практическая работа | Коррекция мелкой моторики движения рук: координация движений рук. |
18-19 | Работа с природными материалами. Изготовление объёмных изделий из природных материалов. «Птица из пластилина и сухой тростниковой травы» | 2 | | Природный материал | Практическая работа | Коррекция пространственной ориентировки при выполнении объёмного изделия. |
20-21 | Работа с металлоконструктором. Познавательные сведения о металлоконструкторе. Экскурсия в слесарную мастерскую. | 2 | | Металлоконструк- тор | Экскурсия в школьную слесарную мастерскую | Коррекция представлений об изделиях из металлоконструктора. |
22-23 | Работа с металлоконструктором. Закрепление познавательных сведений о металлоконструкторе. «Треугольник», «Квадрат» | 2 | | Металлоконструк-тор, квадрат, треугольник | Практическая работа | Коррекция пространственной ориентировки при выполнении объёмного изделия. |
24-25 | Работа с проволокой. Закрепление познавательных сведений о проволоке. «Буквы Л, С, О, В из проволоки» | 2 | | Проволока | Практическая работа | Коррекция умения узнавать гласные и согласные рукописные и печатные начертания букв. |
26-27-28 | Работа с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление складных игрушек из бумажных полос. Изделие: «Складная гирлянда» Н.Р.К. | 3 | | Гирлянда, резание, разметка, сгибание | Практическая работа | Коррекция самостоятельному употреблению в речи слов, обозначающих направление (справа налево, слева направо, сверху вниз, снизу вверх), протяжённость (длинный, короткий). |
29-30 | Работа с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление игрушек из бумажных колец. Изделие: «Цепочка из бумажных колец» | 2 | | Резание, разметка, сгибание, цепочка | Практическая работа | Коррекция пространственной ориентировки при выполнении объёмного изделия. |
31-32 | Работа с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, сгибание). Изготовление карнавальной полумаски: «Плоская полумаска». | 2 | | Полумаска, маска | Практическая работа | Коррекция представлений о карнавальных масках и полумасках. |
33-34 | Работа с бумагой и картоном. Приёмы работы с бумагой (разметка, резание, склеивание). Изготовление карнавальных головных уборов: «Каркасная шапочка» | 2 | | Карнавальные головные уборы | Практическая работа | Формирование представлений о карнавальных головных уборах (о применении, способах изготовления). |
35-36 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление карнавальных головных уборов: «Карнавальный кокошник», «Карнавальный шлем» | 2 | | Кокошник, шлем | Практическая работа | Коррекция координации рук, движений регуляции мышечного усилия, дифференциации движения пальцев. |
37-38 | Работа с бумагой и картоном. Окантовка картона листом бумаги. Изделие: «Складная доска для игры» | 2 | | Доска, окантовка | Практическая работа | Совершенствование технических приёмов (разметка бумаги и картона по линейке; вырезание. |
39-40 | Работа с текстильными материалами. Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. «Образцы, сшитые строчкой прямого стежка» | 2 | | Стежок, нитки, строчка | Практическая работа | Коррекция координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. |
41-42 | Работа с текстильными материалами. Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. «Образцы, сшитые строчкой косого стежка» | 2 | | Стежок, нитки, строчка | Практическая работа | Коррекция координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. |
43-44 | Работа с текстильными материалами. Закрепление познавательных сведений о нитках. Виды ручных стежков и строчек. Изделие: «Закладка из фотоплёнки» | 2 | | Стежок, нитки, строчка | Практическая работа | Коррекция координации движений рук, регуляции мышечного усилия, дифференциации движений пальцев. |
45-46-47 | Работа с древесиной. Закрепление познавательных сведений о древесине. Способы обработки древесины ручными инструментами. Аппликация из древесных опилок «Собака» Н.Р.К. Экскурсия в столярную мастерскую. | 3 | | Древесина, инструмент, мастерская | Практическая работа Экскурсия в столярную мастерскую | Коррекция представлений об использовании древесины в разных видах работы. |
48- 49-50 | Работа с текстильными материалами. Сшивание деталей изделия строчкой косого стежка. Изделие: «Прихватка». | 3 | | Сшивание, изделие, прихватка | Практическая работа | Коррекция умения употреблять в речи слова, обозначающие технологический процесс шитья. |
51-52-53 | Работа с бумагой и картоном. Объёмные изделия из картона. «Коробка, склеенная с помощью клапанов» + изготовление крышки для коробки. Украшение изделия. | 3 | | Картон, клапан, крышка, оформление | Практическая работа | Осуществление коррекции мелкой моторики движения рук: развитие координации движений рук. |
54-55- | Работа с бумагой и картоном. Объёмные изделия из картона. Изделие: «Коробка с бортами, соединёнными встык» | 2 | | Картон, коробка, борта | Практическая работа | Коррекция дифференциации движений пальцев, регуляции мышечного усилия. |
56-57 | Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. «Образец, прошитый строчкой прямого стежка в два приёма» | 2 | | Стежок, прием, строчка | Практическая работа | Коррекция знаний о технологии сшивания деталей изделия строчкой прямого стежка. Обучение шитью строчкой прямого стежка в два приёма. |
58-59 | Работа с текстильными материалами. Вилы ручных стежков. «Образец, прошитый строчкой косого стежка в два приёма» | 2 | | Стежок, прием, строчка | Практическая работа | Коррекция знаний о технологии сшивания деталей изделия строчкой косого стежка. О |
60-61-62 | Работа с текстильными материалами. Виды ручных стежков. «Закладка с вышивкой строчкой прямого и косого стежка» | 2 | | Стежок, прием, строчка | Практическая работа | Коррекция умений использовать строчку прямого и косого стежка в два приёма в вышивании. |
63-64-65 | Работа с бумагой и картоном. Конструирование объёмных игрушек на основе геометрических тел. Изделие: «Матрёшка из конусов» Н.Р.К. | 3 | | Матрешка, конус | Практическая работа | Коррекция умения употреблять в речи слова, обозначающие пространственные отношения: сверху, снизу; пространственные признаки предметов. |
66-67-68 | Работа с бумагой и картоном. Конструирование объёмных игрушек на основе геометрических тел. | 3 | | Геометрические тела | Практическая работа | Коррекция знаний о геометрических фигурах (прямоугольник) и геометрических телах (цилиндр). |
IV КЛАСС |
1 | Работа с бумагой. «Что ты знаешь о бумаге?» | 1 | | Бумага | Беседа, рассказ, ответы на вопросы | Коррекция речевого развития. |
2 | Работа с бумагой. Складывание из треугольников. Геометрическая фигура-раскладка. | 1 | | Фигура, треугольник | Практическая работа | Повторение видов работы с бумагой (складывание, вырезание, аппликация, объёмное конструирование). |
3 | Работа с бумагой. Складывание простых форм из квадрата. Фигура: «Рыбка» | 1 | | Квадрат | Практическая работа | Коррекция пространственной ориентировки. |
4 | Работа с бумагой. Нахождение на линейке длины заданной в миллиметрах. Игра «Геометрический конструктор» («Силуэт самолёта» и др.) | 1 | | Линейка, миллиметр, силуэт, конструктор | Практическая работа | Коррекция воссоздающего воображения в процессе сборки заданных силуэтов. |
5 | Работа с тканью. «Что ты знаешь о ткани?» Бумажная схема полотняного переплетения нитей. | 1 | | Ткань | Практическая работа | Коррекция умения дифференцировать и объединять в группы материалы, инструменты и приспособления. |
6 | Работа с тканью. Виды работы и технологические операции при работе с нитками и тканью. Скручивание ткани. Игрушка «Кукла-скрутка». | 1 | | Нить, ткань, скручивание, игрушка | Практическая работа | Развитие дифференциации пальцев, координации рук, памяти |
7 | Работа с тканью. Отделка изделий из ткани. Салфетка с аппликацией | 1 | | Изделие, ткань, салфетка | Практическая работа | Коррекция представлений о способах отделки изделий из ткани (вышивка, аппликация). |
8-9 | Работа с бумагой и картоном. Разметка округлых деталей по шаблонам. Подвижное соединение деталей. Игрушка с подвижным соединением деталей «Цыплёнок» | 2 | | Шаблон, деталь, цыпленок | Практическая работа | Коррекция точности, аккуратности при выполнении действий. Развитие умения работать по готовому плану. |
10 | Работа с бумагой и картоном. Вычерчивание окружности с помощью циркуля. Игрушка «Летающий диск» | 1 | | Окружность, циркуль | Практическая работа | Коррекция умения регулировать мышечное усилие при работе с циркулем |
11 | Работа с бумагой и картоном. Экономное использование бумаги. Игрушка из бумажных кругов «Попугай» | 1 | | Круг, окружность, циркуль | Практическая работа | Коррекция умения анализировать конструкцию многодетатьного изделия, выделять его основные признаки. |
12-13 | Работа с бумагой и картоном. Развёртка изделия. Конверт для писем с клеевым соединением деталей. | 2 | | Развертка, конверт | Практическая работа | Коррекция точности при сгибании бумаги. Обучение технологии склеивания клапанов конверта |
14 | Работа с бумагой и картоном. Сгибание бумаги по заданным условным обозначениям. Конверт без клеевого соединения деталей. Конверт с замком без клеевого соединения деталей. | 1 | | Развертка, конверт | Практическая работа | Коррекция внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий |
15 | Работа с бумагой и картоном. Разметка геометрического орнамента с помощью угольника. Аппликация «Коврик с геометрическим орнаментом» | 1 | | Геометрические фигуры, геометрический орнамент | Практическая работа | Развитие внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. |
16-17 | Работа с бумагой и картоном. Разметка прямоугольника с помощью угольника. Закладка для книг из зигзагообразных полос. | 2 | | Угольник, прямоугольник, закладка, зигзагообразные | Практическая работа | Расширение представлений о функциональном назначении изделий из бумаги, изготовленных на уроках труда. |
18 | Работа с бумагой и картоном. Разметка наклонных линий с помощью угольника. Закладка для книг со «свободным плетением» | 1 | | Разметка, закладка | Практическая работа | Коррекция внимания, памяти. |
19-20-21 | Работа с тканью. Соединение деталей изделия строчкой косого стежка. «Салфетка-прихватка», «Рукавица - прихватка» | 3 | | Деталь, ткань, салфетка, прихватка, рукавица | Практическая работа | Коррекция внимания, наблюдательности, аккуратности при выполнении действий. |
22-23 24-25 | Работа с металлом. «Что надо знать о металле». Сминание, сжимание, скручивание алюминиевой фольги. | 4 | | Металл, сминание, сжимание, скручивание, фольга | Практическая работа | Коррекция умения сгибать, разрывать и разрезать по линии сгиба алюминиевую фольгу. |
26-27-28 | Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части способом складывания. «Геометрическая фигура-раскладка», «Складные часы» | 3 | | Геометрические фигуры | Практическая работа | Коррекция логического мышления, внимания. |
29-30 | Работа с бумагой и картоном. Деление круга на равные части с помощью угольника и линейки. Объёмное ёлочное украшение, ёлочная игрушка «Солнышко» | 2 | | Украшение, солнышко | Практическая работа | Коррекция умения работать в соответствии с намеченным планом. |
31 | Работа с бумагой и картоном. Тиражирование элементов. Точечное клеевое соединение деталей. Растягивающаяся игрушка «Матрёшка» Н. Р. К. | 1 | | Матрешка | Практическая работа | Коррекция внимания, пространственной ориентировки, аккуратности при выполнении действий |
32 | Работа с бумагой и картоном. Вырезание симметричных деталей из бумаги, сложенной пополам. Изделие: «Птица» Н. Р. К. | 1 | | Птица, симметричные детали | Практическая работа | Коррекция и контроль за правильностью выполнения трудовых действий. |
33-34-35 | Работа с бумагой и картоном. Складывание из бумаги. Изделие: «Снежинка», «Звезда». | 3 | | Оригами | Практическая работа | Коррекция знаний о геометрических фигурах «квадрат», «треугольник», «многоугольник» и их признаках (стороны, углы). |
36 | Работа с бумагой и картоном. Выполнение разметки с опорой на чертёж. Летающая модель «Планёр» | 1 | | Линия (тонкая сплошная, линия — вспомогательная; | Практическая работа | Коррекция умения выполнять разметку изделия с опорой на чертёж. |
37 | Работа с бумагой и картоном. Линии чертежа. Чтение чертежа. Летающая модель «Самолёт» | 1 | | тонкая сплошная линия со стрелочками — размерная, габаритная). | Практическая работа | Коррекция способности самостоятельно находить общие детали в чертеже. |
38-39 | Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. Аппликация: «Пучок из ниток» | 2 | | Пучок, аппликация | Практическая работа | Коррекция умения анализировать аппликацию. |
40-41 | Работа с нитками. Связывание ниток в пучок. «Помпон из ниток» | 2 | | Помпон, пучок | Практическая работа | Коррекция умения работать в соответствии с намеченным планом. |
42 | Работа с проволокой. Изгибание проволоки. Декоративные фигурки птиц, зверей, человечков | 1 | | Проволока | Практическая работа | Коррекция воображения, внимания, точности, коорди нации движений правой и левой рук. |
43 | Работа с проволокой. Сборка изделия из разных материалов (проволока, бумага, нитки). Изделие: «Муха» Н. Р. К. | 1 | | Проволока | Практическая работа | Коррекция умения использовать различные матери алы при изготовлении одного изделия. |
44-45-46 | Работа с бумагой и картоном. Изготовление открытой коробочки способом сгибания бумаги. «Открытая коробочка». «Коробочка» | 3 | | Коробочка, оригами | Практическая работа | Коррекция умения складывать базовую форму «треугольник» и обучение складыванию на её основе коробочки. |
47 | Работа с древесиной. «Что ты знаешь о древесине?» Образцы и изображения инструментов, материалов, приспособлений. Н. Р. К. | 1 | | Изображения, инструменты, материалы, приспособления. | Практическая работа | Формирование представлений о рабочих профессиях лесоруба, сплавщика, машиниста, шофёра, плотника, столяра. |
48-49 | Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Аппликация из карандашной стружки «Цветок» Н. Р. К. | 2 | | Стружка | Практическая работа | Коррекция умения работать в коллективе. Развитие воображения, внимания, точности, координации движений правой и левой рук |
50-51 | Работа с древесиной. Обработка древесины ручными инструментами. Клеевое соединение деталей из древесины. Аппликация из древесных заготовок «Дом» | 2 | | Древесина, аппликация | Практическая работа | Коррекция движений пальцев, ритмичности совершаемых движений. |
52-53 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями. | 2 | | Пуговица, ремонт, одежда | Практическая работа | Коррекция представлений о различных операциях по ремонту одежды. |
54-55 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц с ушком. | 2 | | Пуговица | Практическая работа | Коррекция воображения, внимания, точности. |
56-57 | Ремонт одежды. Пришивание пуговиц. Отделка изделий пуговицами. Аппликации с использованием пуговиц «Медведь», «Кот», «Лягушка», «Собака» Н. Р. К. | 2 | | Пуговица, ремонт, одежда | Практическая работа | Коррекция представлений о форме пуговиц и применении пуговиц для украшения одежды. |
58-59-60 | Ремонт одежды. Изготовление и пришивание вешалки. Зашивание простого разрыва ткани. «Вешалка», «Зашивание простого разрыва ткани» | 3 | | Вешалка, разрыв, зашивание | Практическая работа | Коррекция представлений о различных операциях при ремонте одежды. |
61-62 | Картонажно-переплётные работы. Переплет. Записная книжка, раскладушка с переплетной крышкой, «Блокнот». | 2 | | Блокнот | Практическая работа | Коррекция внимания, точности, координации движений правой и левой рук. |
63 | Ручные швейные работы Оборудование швейной мастерской | 1 | | Швейная мастерская | Практическая работа | Коррекция сведений о профессиях швеи (портнихи), наладчика швейного оборудования. |
64-65 | Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Изделие: «Подушечка для игл». | 2 | | Игла, ушко, вдевание, шов | Практическая работа | Коррекция внимания, точности, координации движений правой и левой рук. |
66-67-68 | Ручные швейные работы. Соединение деталей из ткани строчкой петлеобразного стежка. Мягкие игрушки – подушки: «Девочка», «Рыба», «Цыпленок», «Дед Мороз». | 3 | | Лекало, сметывание | Практическая работа | Коррекция воображения, внимания, точности, аккуратности. |