СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тематическое занятие в форме телепередачи "Человек природе друг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Зазработка тематического занятия, посвященного вопросам экологии.

Просмотр содержимого документа
«Тематическое занятие в форме телепередачи "Человек природе друг"»

Педагог дополнительного образования Глушкова Т.В.


ЧЕЛОВЕК ПРИРОДЕ ДРУГ


Задачи:

- приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме;

- вызвать у детей чувство протеста против всех нарушений природной гармонии и стремление её защищать;

- развивать нравственные чувства, воображение, память, мышление.


Ход занятия


  1. Организационный момент.

  1. Приветствие. Распределение ролей между участниками игры.

  2. Актуализация знаний. Постановка темы и целей занятия.

Чтение стихотворения П. Гвоздеслава преподавателем.

Я сорвал цветок,- и он увял.

Я поймал мотылька,-

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

что прикоснуться к красоте

можно только сердцем.

- Подумайте над этим высказыванием и прокомментируйте его.

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на занятии?

Вы правы, мы будем говорить о взаимоотношениях человека и природы, об экологии.

- Кто знает, что обозначает слово «экология»?

ЭКОЛОГИЯ – это наука о взаимодействиях живых организмов с окружающей средой и друг с другом. “Эко” (от греч.) – дом, “логос”- наука.

Итак, тема нашего занятия: «Человек природе друг», которое пройдет в необычной форме: каждый из вас сможет стать участником телепередачи, посвященной экологическим проблемам.

Я приглашаю вас в телевизионную студию.

  1. Основная часть.

(Звучат голоса леса)

1 ведущий


На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты

Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нам понятно было едва ли.

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.


2 ведущий


В нас молчало разумное “стой!”

Нам казалось – всё мало, всё мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видели, как из-под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обречённо глядел василёк,

Безнадежно гвоздики глядели.


1 ведущий

Мы рады приветствовать вас в нашей студии на программе «Человек природе друг», посвящённой проблемам экологии нашей местности.

Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и беречь.


2 ведущий

Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают растения. Поговорим о мусоре, который загрязняет окружающую среду. Выслушаем жалобы, которые поступили от обитателей лесов и вод и постараемся разрешить данные ситуации с вашей помощью.


1 ведущий

А сейчас на связь с нами выходят корреспонденты газеты “Отчизна” ___________________________________ и ______________________________________


1 корреспондент

Здравствуйте, уважаемые зрители! На самом деле, как показывает статистика, мы не умеем беречь то, что нас окружает. В связи с этим, одной из важных государственных мер охраны природы является создание Красной Книги. На её страницы записываются редкие и исчезающие виды растений, животных и других организмов и это значит, что государство берёт их под свою опёку.


2 корреспондент

Красная Книга Воронежской области включает: более 800 видов грибов, растений и животных.


1 корреспондент

Появились цветы, травы. И мы начинаем рвать их охапками. Так, например: первоцвет обыкновенный, подснежник узколистый, колокольчик персиколистный.

(карточка)


2 корреспондент

Копытень промежуточный, ландыш майский, земляника лесная… (карточки)

Все эти растения занесены в Красную Книгу Воронежской области. А мы прощаемся с вами. До новых встреч!


1 ведущий

Спасибо! Мы надеемся, что ситуация с бесцельным уничтожением растений и трав исправится.

Но есть и другие факторы, способствующие уничтожению растений. Например, вырубка леса; использование удобрений и ядохимикатов; загрязнений воздуха, воды и почвы в процессе хозяйственной деятельности человека.


2 ведущий

Растения не только гибнут от всего этого, но и впитывают в себя вредные растворённые в воде и воздухе вещества, порой становясь самым настоящим ядом для живых организмов. Ведь в природе всё взаимосвязано, и сбой в одной части приводит к нарушению всей цепочки.


Педагог

Спасая природу, важно вспомнить, что истоки добрых взаимоотношений между человеком и природой хранит народная мудрость, к которой полезно обратиться и сегодня. Подумайте и ответьте, о каких правилах охраны природы гласит народная мудрость: /карточки белого цвета/


1 группа

Растение – берегам спасение.

/Охраняй растения/


2 группа

Лес и вода – родные брат и сестра.

/Охраняй всю природу, т.к. природное равновесие существует тогда, когда не нарушены взаимосвязи между её неживыми и живыми компонентами/.


3 группа

Где цветок – там и медок.

/Не нарушай взаимосвязи в живой природе/.


1 ведущий

Уважаемые зрители! Следующий наш репортаж – о животных. Совсем недавно к нам поступили жалобы от обитателей лесов и водоёмов. Подробнее об этом вам расскажут корреспонденты газеты “Голос Воронежской области” _____________________________________ и _________________________________________


(Звучат голоса в ночи)

1 корреспондент

Здравствуйте, уважаемые зрители! К нам поступила такая жалоба.

“Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня большие, некрасивые, похожие на блюдца. Считают, что я беду приношу. А так ли это?

Если бы не я, пришлось бы людям жить без хлеба. Так вот и подумайте хорошенько – обижать или любить меня надо?”


1 корреспондент

Ребята, как вы думаете, от кого эта жалоба? Верно, от совы. А что вы знаете о совах?

(картинка)

С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи мышей-полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна!


2 корреспондент

А эта жалоба ещё от одного неизвестного существа.

“Сама знаю, что не красавица! Окажись я рядом – многие шарахаются от меня в сторону… Говорят, что от меня появляются бородавки… А то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми!

Зато польза от меня людям большая: я истребляю насекомых-вредителей садов и огородов”.


2 корреспондент

От кого поступила эта жалоба, как вы думаете?

(картинка)

Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу – они исчезнут.

А мы прощаемся с вами. До новых встреч!


(Вечер в лесу)

Педагог

Ребята! Исходя из того, что мы только что услышали, я предлагаю вам следующие экологические ситуации. Обсудите их и выскажите своё мнение о поступках детей.

/карточки красного цвета/


1 группа



Пятилетний Сергей со старшим братом Игорем идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку выскакивает лягушка. Сергей, ни разу не видевший её, пугается. Игорь утешает его, отшвыривает лягушку и приговаривает: “Какая гадкая лягушка, она испугала нашего Сережу”. Мальчики идут дальше.

  1. Правильно ли поступил Игорь? Какие чувства он к себе вызывает?

  2. Как поступили бы вы в этой ситуации?


2 группа


У ручья, протекающего близ нового микрорайона, стояла группа подростков и бросала камни в траву и ручей. Оказывается, у лягушек был период весеннего метания икры, и поведение лягушек вызывало у ребят недоумение, желание разрушить то, что было для них не совсем понятно.

К ручью подошли ещё двое: отец с сыном. Мужчина не стал кричать на мальчиков. Он начал рассказывать сыну о том, что происходит в природе весной, как из икринок выведутся головастики, а потом лягушки.

Ребята тоже слушали. Они потихоньку выпускали из рук камни.

1. Чем можно объяснить поведение мальчиков у ручья?

2. Дайте оценку поведению ребят.

3. Какие выводы для себя следует сделать из этой ситуации?


3 группа


Идут по лесу два мальчика.

У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная.

Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

1. Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

2. Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?

3. Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

4. Как бы вы поступили в этой ситуации?


2 ведущий

Спасибо, уважаемые зрители, за то, что вы так активно помогаете решать экологические проблемы.

А сейчас на связь выходят корреспонденты газеты “Голос Воронежа” _______________________________ и ______________________________. Они расскажут о проблемах загрязнения парков, улиц и скверов нашего города.

Итак, внимание! Тема: “ Ох уж этот мусор!”


1 корреспондент

Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека.


2 корреспондент

Особенно опасны некоторые виды пластиковой тары, выделяющие ядовитые вещества. Не следует также забывать, что созерцание беспорядка, создаваемого нами в природе и вокруг себя, приводит к расстройству нервной системы, а значит, вредит здоровью не меньше, чем воздействие ядовитых веществ.


1 корреспондент

Известно, что бумага разлагается в земле более 2 лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет.


Педагог


- Скажите, какой вид бытового мусора разлагается быстрее всего?

- Какой дольше всех?

- Какой вид мусора разлагается в течение жизни человека?

- Кто может сказать, сколько веков разлагается полиэтиленовый пакет, стекло?

Спасибо нашим корреспондентам.


2 корреспондент

Мы прощаемся с вами. До свидания!


Педагог

А сейчас, я прошу вас, уважаемые гости нашей студии, помочь нам решить одну задачу.

В течение года каждый житель Воронежа производит до 200 кг мусора, 4% которого очень ядовито! В городе проживает более 800 тысяч человек. Подсчитайте, сколько мусора накопится в городе за год, если вдруг уборочные машины выйдут из строя?

200 * 800000 = 640.000.000 кг

Сделайте вывод, о роли каждого жителя в поддержании чистоты и хорошего санитарного состояния своего населённого пункта.

Не сори сам и не позволяй это делать другим, создавай вокруг себя красоту.

2 ведущий

Спасибо нашим корреспондентам за такой подробный отчет, а вам уважаемые зрители, за помощь при решении очень серьёзной задачи.


1 ведущий

Ребята, мы хозяева нашей планеты, нашей природы. Природа – это наша жизнь и жизнь будущих поколений! Это великие сокровища, которыми мы должны поделиться с нашими потомками!


2 ведущий

Человеку нужна рыба, а рыбе нужна чистая вода – так будем же охранять и беречь наши водоемы.


1 ведущий

Человеку нужны животные (они дают нам мясо, мех, сало, животный жир), а животным нужны чистые леса и поля – так будем охранять наши леса и поля, наш воздух, нашу природу!


2 ведущий

А охранять природу – значит охранять Родину! Человек не может без Родины, как животные не могут без лесов и полей, рыбы – без рек, озёр и морей, а птицы – без неба!


1 ведущий

Мы благодарим всех, кто принимал участие в нашей телепередаче! И в завершении хотим подвести итоги.


Педагог

Я предлагаю вам найти в “Правилах поведения в природе” ошибки и исправить их (!)

/карточки розового цвета/


1 группа


- Губи деревья (ломай ветки, делай надписи, собирай сок)

- Гуляй в лесу только по тропинкам.

- Подкармливай зверей и птиц зимой.

- Редкие растения не охраняй, - они всё равно вымрут.

- Не сори там, где отдыхаешь.


2 группа


- Никогда не наноси вреда природе.

- Можно разорять гнёзда и убивать ядовитых, жалящих и некрасивых животных.

- Не убивай зверей, птиц и все другие творения природы.

- Разжигай костры в лесу, делай новые кострища, не береги почву, её очень много.

- Не трогай жилищ животных и их детёнышей.


3 группа



- Не засоряй родников и речек.

- Не шуми в лесу, на лугу, у водоёма.

- Разоряй муравейники, их и так очень много.

- Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.

- В меру бери дары природы.



  1. Заключительная часть. Подведение итогов игры.
































Растение – берегам спасение.



Лес и вода – родные брат и сестра.



Где цветок – там и медок.

1 группа



Пятилетний Сергей со старшим братом Игорем идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку выскакивает лягушка. Сергей, ни разу не видевший её, пугается. Игорь утешает его, отшвыривает лягушку и приговаривает: “Какая гадкая лягушка, она испугала нашего Сережу”. Мальчики идут дальше.

  1. Правильно ли поступил Игорь? Какие чувства он к себе вызывает?

  2. Как поступили бы вы в этой ситуации?


2 группа


У ручья, протекающего близ нового микрорайона, стояла группа подростков и бросала камни в траву и ручей. Оказывается, у лягушек был период весеннего метания икры, и поведение лягушек вызывало у ребят недоумение, желание разрушить то, что было для них не совсем понятно.

К ручью подошли ещё двое: отец с сыном. Мужчина не стал кричать на мальчиков. Он начал рассказывать сыну о том, что происходит в природе весной, как из икринок выведутся головастики, а потом лягушки.

Ребята тоже слушали. Они потихоньку выпускали из рук камни.

1. Чем можно объяснить поведение мальчиков у ручья?

2. Дайте оценку поведению ребят.

3. Какие выводы для себя следует сделать из этой ситуации?


3 группа


Идут по лесу два мальчика.

У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная.

Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал:

- Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным.

1. Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк?

2. Какие чувства вызывает у вас второй мальчик?

3. Кого бы вы взяли себе в друзья и почему?

4. Как бы вы поступили в этой ситуации?

1 группа



- Губи деревья (ломай ветки, делай надписи, собирай сок)

- Гуляй в лесу только по тропинкам.

- Подкармливай зверей и птиц зимой.

- Редкие растения не охраняй, - они всё равно вымрут.

- Не сори там, где отдыхаешь.


2 группа



- Никогда не наноси вреда природе.

- Можно разорять гнёзда и убивать ядовитых, жалящих и некрасивых животных.

- Не убивай зверей, птиц и все другие творения природы.

- Разжигай костры в лесу, делай новые кострища, не береги почву, её очень много.

- Не трогай жилищ животных и их детёнышей.


3 группа




- Не засоряй родников и речек.

- Не шуми в лесу, на лугу, у водоёма.

- Разоряй муравейники, их и так очень много.

- Цветы собирай в большие охапки и приноси домой.

- В меру бери дары природы.