Педагог дополнительного образования Глушкова Т.В.
- приобщать детей к миру природы, к пониманию её универсальной ценности в жизни каждого человека, своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме;
- вызвать у детей чувство протеста против всех нарушений природной гармонии и стремление её защищать;
- развивать нравственные чувства, воображение, память, мышление.
Чтение стихотворения П. Гвоздеслава преподавателем.
- Подумайте над этим высказыванием и прокомментируйте его.
Вы правы, мы будем говорить о взаимоотношениях человека и природы, об экологии.
Итак, тема нашего занятия: «Человек природе друг», которое пройдет в необычной форме: каждый из вас сможет стать участником телепередачи, посвященной экологическим проблемам.
Я приглашаю вас в телевизионную студию.
(Звучат голоса леса) |
1 ведущий | На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето. Откровенье цветов луговых Нам понятно было едва ли. Беззаботно топтали мы их И безумно, безжалостно рвали. |
2 ведущий | В нас молчало разумное “стой!” Нам казалось – всё мало, всё мало. А потом в толчее городской Мы охапки тащили устало. И не видели, как из-под ног Молчаливо, дыша еле-еле, Обречённо глядел василёк, Безнадежно гвоздики глядели. |
1 ведущий | Мы рады приветствовать вас в нашей студии на программе «Человек природе друг», посвящённой проблемам экологии нашей местности. Замечательный писатель Константин Паустовский сказал: “Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца”. А Родина – это и есть природа, которую мы должны охранять и беречь. |
2 ведущий | Сегодня мы поговорим об опасностях, которые подстерегают растения. Поговорим о мусоре, который загрязняет окружающую среду. Выслушаем жалобы, которые поступили от обитателей лесов и вод и постараемся разрешить данные ситуации с вашей помощью. |
1 ведущий | А сейчас на связь с нами выходят корреспонденты газеты “Отчизна” ___________________________________ и ______________________________________ |
1 корреспондент | Здравствуйте, уважаемые зрители! На самом деле, как показывает статистика, мы не умеем беречь то, что нас окружает. В связи с этим, одной из важных государственных мер охраны природы является создание Красной Книги. На её страницы записываются редкие и исчезающие виды растений, животных и других организмов и это значит, что государство берёт их под свою опёку. |
2 корреспондент | Красная Книга Воронежской области включает: более 800 видов грибов, растений и животных. |
1 корреспондент | Появились цветы, травы. И мы начинаем рвать их охапками. Так, например: первоцвет обыкновенный, подснежник узколистый, колокольчик персиколистный. (карточка) |
2 корреспондент | Копытень промежуточный, ландыш майский, земляника лесная… (карточки) Все эти растения занесены в Красную Книгу Воронежской области. А мы прощаемся с вами. До новых встреч! |
1 ведущий | Спасибо! Мы надеемся, что ситуация с бесцельным уничтожением растений и трав исправится. Но есть и другие факторы, способствующие уничтожению растений. Например, вырубка леса; использование удобрений и ядохимикатов; загрязнений воздуха, воды и почвы в процессе хозяйственной деятельности человека. |
2 ведущий | Растения не только гибнут от всего этого, но и впитывают в себя вредные растворённые в воде и воздухе вещества, порой становясь самым настоящим ядом для живых организмов. Ведь в природе всё взаимосвязано, и сбой в одной части приводит к нарушению всей цепочки. |
Педагог | Спасая природу, важно вспомнить, что истоки добрых взаимоотношений между человеком и природой хранит народная мудрость, к которой полезно обратиться и сегодня. Подумайте и ответьте, о каких правилах охраны природы гласит народная мудрость: /карточки белого цвета/ |
1 группа | Растение – берегам спасение. /Охраняй растения/ |
2 группа | Лес и вода – родные брат и сестра. /Охраняй всю природу, т.к. природное равновесие существует тогда, когда не нарушены взаимосвязи между её неживыми и живыми компонентами/. |
3 группа | Где цветок – там и медок. /Не нарушай взаимосвязи в живой природе/. |
1 ведущий | Уважаемые зрители! Следующий наш репортаж – о животных. Совсем недавно к нам поступили жалобы от обитателей лесов и водоёмов. Подробнее об этом вам расскажут корреспонденты газеты “Голос Воронежской области” _____________________________________ и _________________________________________ |
(Звучат голоса в ночи) |
1 корреспондент | Здравствуйте, уважаемые зрители! К нам поступила такая жалоба. “Ох, не любят меня люди! Голос, видите ли, мой не нравится, и глаза, говорят, у меня большие, некрасивые, похожие на блюдца. Считают, что я беду приношу. А так ли это? Если бы не я, пришлось бы людям жить без хлеба. Так вот и подумайте хорошенько – обижать или любить меня надо?” |
1 корреспондент | Ребята, как вы думаете, от кого эта жалоба? Верно, от совы. А что вы знаете о совах? (картинка) С 1964 года совы находятся под охраной закона. Одна серая сова убивает за лето тысячи мышей-полёвок, которые способны уничтожить тонну зерна! |
2 корреспондент | А эта жалоба ещё от одного неизвестного существа. “Сама знаю, что не красавица! Окажись я рядом – многие шарахаются от меня в сторону… Говорят, что от меня появляются бородавки… А то и камнем бросят или ногой пнут. А за что? Не всем же быть красивыми! Зато польза от меня людям большая: я истребляю насекомых-вредителей садов и огородов”. |
2 корреспондент | От кого поступила эта жалоба, как вы думаете? (картинка) Одна жаба сохраняет от гусениц и червей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принесите жабу – они исчезнут. А мы прощаемся с вами. До новых встреч! |
(Вечер в лесу) |
Педагог | Ребята! Исходя из того, что мы только что услышали, я предлагаю вам следующие экологические ситуации. Обсудите их и выскажите своё мнение о поступках детей. /карточки красного цвета/ |
1 группа | Пятилетний Сергей со старшим братом Игорем идут по влажной после дождя тропинке. Вдруг на тропинку выскакивает лягушка. Сергей, ни разу не видевший её, пугается. Игорь утешает его, отшвыривает лягушку и приговаривает: “Какая гадкая лягушка, она испугала нашего Сережу”. Мальчики идут дальше. Правильно ли поступил Игорь? Какие чувства он к себе вызывает? Как поступили бы вы в этой ситуации? |
2 группа | У ручья, протекающего близ нового микрорайона, стояла группа подростков и бросала камни в траву и ручей. Оказывается, у лягушек был период весеннего метания икры, и поведение лягушек вызывало у ребят недоумение, желание разрушить то, что было для них не совсем понятно. К ручью подошли ещё двое: отец с сыном. Мужчина не стал кричать на мальчиков. Он начал рассказывать сыну о том, что происходит в природе весной, как из икринок выведутся головастики, а потом лягушки. Ребята тоже слушали. Они потихоньку выпускали из рук камни. 1. Чем можно объяснить поведение мальчиков у ручья? 2. Дайте оценку поведению ребят. 3. Какие выводы для себя следует сделать из этой ситуации? |
3 группа | Идут по лесу два мальчика. У дороги им повстречался ручеёк. Вода в нём мутная, грязная. Один мальчик решил привести ручеёк в порядок. Другой посмеялся над ним. И всё-таки первый мальчик очистил ручеёк, расчистил дно, убрал упавшие в него ветки. А потом сказал: - Пусть этот ручеёк будет служить и людям, и животным. 1. Чем можно объяснить возникшее у первого мальчика желание привести в порядок ручеёк? 2. Какие чувства вызывает у вас второй мальчик? 3. Кого бы вы взяли себе в друзья и почему? 4. Как бы вы поступили в этой ситуации? |
2 ведущий | Спасибо, уважаемые зрители, за то, что вы так активно помогаете решать экологические проблемы. А сейчас на связь выходят корреспонденты газеты “Голос Воронежа” _______________________________ и ______________________________. Они расскажут о проблемах загрязнения парков, улиц и скверов нашего города. Итак, внимание! Тема: “ Ох уж этот мусор!” |
1 корреспондент | Особым видом загрязнения окружающей среды является бытовой мусор. В городах, селениях, местах отдыха – повсюду свалки бутылок, консервных банок, полиэтиленовых пакетов, которые не только уродуют облик мест нашего проживания, но и наносят большой вред природе и здоровью человека. |
2 корреспондент | Особенно опасны некоторые виды пластиковой тары, выделяющие ядовитые вещества. Не следует также забывать, что созерцание беспорядка, создаваемого нами в природе и вокруг себя, приводит к расстройству нервной системы, а значит, вредит здоровью не меньше, чем воздействие ядовитых веществ. |
1 корреспондент | Известно, что бумага разлагается в земле более 2 лет, консервная банка - более 30 лет, полиэтиленовый пакет – более 200 лет, стекло – 1000 лет. |
Педагог | - Скажите, какой вид бытового мусора разлагается быстрее всего? - Какой дольше всех? - Какой вид мусора разлагается в течение жизни человека? - Кто может сказать, сколько веков разлагается полиэтиленовый пакет, стекло? Спасибо нашим корреспондентам. |
2 корреспондент | Мы прощаемся с вами. До свидания! |
Педагог | А сейчас, я прошу вас, уважаемые гости нашей студии, помочь нам решить одну задачу. В течение года каждый житель Воронежа производит до 200 кг мусора, 4% которого очень ядовито! В городе проживает более 800 тысяч человек. Подсчитайте, сколько мусора накопится в городе за год, если вдруг уборочные машины выйдут из строя? 200 * 800000 = 640.000.000 кг Сделайте вывод, о роли каждого жителя в поддержании чистоты и хорошего санитарного состояния своего населённого пункта. Не сори сам и не позволяй это делать другим, создавай вокруг себя красоту. |
2 ведущий | Спасибо нашим корреспондентам за такой подробный отчет, а вам уважаемые зрители, за помощь при решении очень серьёзной задачи. |
1 ведущий | Ребята, мы хозяева нашей планеты, нашей природы. Природа – это наша жизнь и жизнь будущих поколений! Это великие сокровища, которыми мы должны поделиться с нашими потомками! |
2 ведущий | Человеку нужна рыба, а рыбе нужна чистая вода – так будем же охранять и беречь наши водоемы. |
1 ведущий | Человеку нужны животные (они дают нам мясо, мех, сало, животный жир), а животным нужны чистые леса и поля – так будем охранять наши леса и поля, наш воздух, нашу природу! |
2 ведущий | А охранять природу – значит охранять Родину! Человек не может без Родины, как животные не могут без лесов и полей, рыбы – без рек, озёр и морей, а птицы – без неба! |
1 ведущий | Мы благодарим всех, кто принимал участие в нашей телепередаче! И в завершении хотим подвести итоги. |
Педагог | Я предлагаю вам найти в “Правилах поведения в природе” ошибки и исправить их (!) /карточки розового цвета/ |
1 группа | - Губи деревья (ломай ветки, делай надписи, собирай сок) - Гуляй в лесу только по тропинкам. - Подкармливай зверей и птиц зимой. - Редкие растения не охраняй, - они всё равно вымрут. - Не сори там, где отдыхаешь. |
2 группа | - Никогда не наноси вреда природе. - Можно разорять гнёзда и убивать ядовитых, жалящих и некрасивых животных. - Не убивай зверей, птиц и все другие творения природы. - Разжигай костры в лесу, делай новые кострища, не береги почву, её очень много. - Не трогай жилищ животных и их детёнышей. |
3 группа | - Не засоряй родников и речек. - Не шуми в лесу, на лугу, у водоёма. - Разоряй муравейники, их и так очень много. - Цветы собирай в большие охапки и приноси домой. - В меру бери дары природы. |