1. Запишите слово, пропущенное в приведённом ниже фрагменте таблицы.
ФУНКЦИЯ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
... | Наделение некоторыми позициями, влияющими на положение в обществе |
2. Запишите термин, пропущенный в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ | ПРИЗНАКИ |
... | Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением |
Нормы права | Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государств |
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) структура | 2) стратификация |
3) элемент | 4) социальная статика |
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) школьный класс | 2) трудовой коллектив | 3) родительская семья |
4) агент социализации | 5) СМИ | |
5. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальная норма».
1) социальная мобильность | 2) санкция | 3) отклоняющееся поведение |
4) социальная структура | 5) самоконтроль | 6) социальный контроль |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
6. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «мораль».
1) социальная норма | 2) санкции | 3) эксперимент |
4) гипотеза | 5) добрый поступок | 6) свободный выбор |
Найдите два термина, относящиеся к другому понятию, и запишите цифры, под которыми они указаны.
7. Установите соответствие между статусными характеристиками и видами социальных статусов: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | | ВИДЫ СОЦИАЛЬНЫХ СТАТУСОВ |
А) мужчина Б) высшее образование В) 25 лет Г) инженер | | 1) прирожденный статус 2) приобретенный статус |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
8. Установите соответствие между проявлениями социальной дифференциации и ее типами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ | | ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ |
А) различие доходов Б) различие условий труда В) различие уровня жизни Г) различие рода деятельности Д) обладание собственностью | | 1) экономическая 2) социально-профессиональная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
9. Найдите в приведённом ниже списке характеристики патриархальной (традиционной) семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) совместное проживание нескольких поколений
2) принятие решений всеми членами семьи
3) экономическая самостоятельность женщины
4) организация быта как основная экономическая функция
5) жёсткое распределение мужских и женских обязанностей
6) совместная производственная деятельность
10. Найдите в приведенном ниже списке неформальные негативные санкции. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) бойкот | 2) аплодисменты | 3) насмешка |
4) выговор | 5) комплименты | 6) улыбка |
11. В стране П. в ходе социологических опросов, проведённых в 2005 и 2010 годах, предлагалось ответить на следующий вопрос: «Как Вы относитесь к своей работе?» Полученные результаты были занесены в таблицу.
Варианты ответа | 2005, % | 2010, % |
Я поступил на работу по призванию и в соответствии с полученной специальностью. | 36 | 20 |
Я работаю не по специальности, но должен обеспечивать семью. | 40 | 55 |
Мне нравится моя работа, я вполне доволен заработком. | 7 | 10 |
В данный момент я не могу найти работу по специальности, жду подходящей вакансии. | 17 | 15 |
Какой вывод можно сделать на основании полученных данных?
1) Доля граждан, вынужденных работать не по специальности, снизилась.
2) Доля граждан, чья занятость соответствует полученной специальности,
не изменилась.
3) Количество респондентов, удовлетворённых своим материальным
положением, повысилось.
4) Уровень безработицы существенно повысился.
5) Доля респондентов, ищущих работу по своей специальности, несколько сократилась.
12. Социологи провели опрос выпускников школ станы Z. Им задавали вопрос: «Какие сферы жизни вызывают беспокойство при мысли о будущем?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Наибольшее беспокойство, выпускников школ вызывает будущая профессиональная деятельность.
2) Треть опрошенных выпускников обеспокоена положением дел в обществе и стране.
3) Менее всего выпускников волнуют город и среда обитания.
4) Каждый десятый выпускник понимает значимость и ценность здоровья.
5) Менее всего выпускников беспокоят отношения с родителями.
13. Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Термин «социология» был введен в науку французским ученым и философом Нового времени О. Контом. (Б) Предметом внимания и изучения социологии является социальная жизнь. (В) Она воспроизводится как система взаимодействия многих процессов, обеспечивающих реализацию различных функций. (Г) Функции эти постоянно расширяются, усложняются, что привело к оформлению новых социальных структур, новых субъектов социальной жизни. (Д) По-видимому, не только теперь, но и прежде, на более ранних стадия развития, система воспроизводства социальной жизни не была простой.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
14. Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Человек живет в ________(А), и его поступки обусловлены становлением, развитием в человеческом коллективе. Нельзя жить среди людей, не вступая в определённые ________(Б) с окружающими. В условиях современной России и складывающихся в ней новых общественных отношений, рыночной ________(В) и конкурентной борьбы значительно возрастает роль осмысленной ориентировки человека в окружающей среде. Без понимания творящегося вокруг невозможно правильно сориентироваться в жизни, наладить нормальные взаимоотношения с другими людьми и общественными ________(Г). И в этом неоценимую помощь оказывает социальная психология. Социальная психология изучает ________(Д) психологических явлений, возникающих при социальном взаимодействии людей. Роль ________(Е), которыми располагает социальная психология, сейчас значительно возросла».
Cписок терминов:
1) знание | 2) общество | 3) группа |
4) позиция | 5) отношение | 6) норма |
7) закономерность | 8) поведение | 9) экономика |
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют понятие «этнос».
1) первичная группа | 2) историческая память | 3) монархия |
4) территория | 5) народность | 6) язык |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют социальную стратификацию.
1) объём власти | 2) уровень образования | 3) этническая принадлежность |
4) престиж занимаемой позиции | 5) доход | 6) возраст |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) классовое неравенство | 2) статус социальной группы | 3) иерархия социальных групп |
4) социальная стратификация | 5) сословное преимущество | |
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) государственная премия | 2) похвальная грамота | 3) аплодисменты |
4) позитивные санкции | 5) повышение в должности | |
5. Запишите слово, пропущенное в схеме.
... | Правила поведения, которые устанавливаются в обществе в соответствии с представлениями людей о добре и зле, справедливости и несправедливости, долге, чести,достоинстве и охраняются силой общественного мнения или внутренним убеждением. |
Обычаи | Правила поведения, сложившиеся вследствие их применения в течение длительного времени и являющиеся привычными для членов общества. |
6. Запишите слово, пропущенное в таблице.
Семья и её роль в жизни общества
ФУНКЦИИ СЕМЬИ | ХАРАКТЕРИСТИКА |
Психологическая | Создание благоприятного семейного климата, поддержка членов семьи |
… | Продолжение рода |
7. Студент работает над рефератом о вертикальной социальной мобильности. Какие примеры из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти примеры указаны.)
1) переход человека с должности рядового школьного учителя на должность директора школы
2) переход человека из квалифицированных рабочих («синих воротничков») в представители среднего класса («белые воротнички»)
3) смена профессии отца на другую профессию
4) отток рабочей силы из производства в сферу обслуживания
5) рост числа людей, работающих в нескольких местах
6) достижение человеком высокого положения в обществе благодаря службе в армии.
8. Найдите в приведенном списке проявления экономической функции семьи. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) обучение детей трудовым навыкам | 2) материальная поддержка неработающих членов семьи |
3) семейное предпринимательство | 4) наделение наследственным статусом |
5) организация досуга | |
9. Установите соответствие между конкретным выражением санкций и видом, к которому они относятся: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ВЫРАЖЕНИЕ САНКЦИЙ | | ВИДЫ САНКЦИИ |
А) проявление недружелюбия Б) наложение штрафа В) объявление выговора Г) объявление бойкота Д) отказ от сотрудничества | | 1) формальные негативные санкции 2) неформальные негативные санкции |
10. становите соответствие между определениями и понятиями: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПРЕДЕЛЕНИЯ | | ПОНЯТИЯ |
A) принятое в обществе правило, определяющее рамки поведения человека Б) действия человека, соответствующие его социальному статусу B) перемещение человека из одной социальной группы в другую Г) разделение общества на группы, занимающие разное социальное положение Д) неодинаковый доступ представителей различных групп общества к социальным благам | | 1) социальное неравенство 2) социальная норма 3) социальная роль 4) социальная стратификация 5) социальный контроль 6) социальная мобильность |
11. В ходе социологического опроса респондентам разных возрастных групп предлагалось ответить на вопрос: «Что важнее всего в молодости?». Полученные результаты (в % от числа отвечавших) представлены в виде диаграммы.
1) Респонденты в возрасте 18–24 лет считают, что в молодости в равной степени важно и пожить в своё удовольствие, и создать семью.
2) Наибольшая доля респондентов в возрасте старше 55 лет считают, что в молодости самое важное – создать семью.
3) Равные доли респондентов в возрасте 25–39 лет и старше 55 лет считают, что в молодости важнее всего сделать карьеру.
4) Возможность пожить в своё удовольствие в молодости выше всех оценили люди в возрасте 25–39 лет.
5) Каждый десятый респондент в возрасте 40–54 лет считает, что важнее всего пожить в своё удовольствие
12. В стране Z учёные провели опрос граждан разных возрастов на тему: «Как глобальные проблемы отражаются в вашей повседневной жизни?» Полученные результаты (в %) представлены в виде диаграммы.
1) В каждой группе доля тех, кто ничего не знает о глобальных проблемах, больше доли тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.
2) В каждой группе доля опрошенных, ежедневно ощущающих проявления глобальных проблем, больше, чем тех, кто уверен, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.
3) Четверть опрошенных 40-летних граждан считают, что глобальные проблемы не могут повлиять на их жизнь.
4) Почти треть опрошенных 20-летних граждан знают о глобальных проблемах, но никак их не ощущают.
5) Менее трети опрошенных обеих групп ежедневно ощущают проявления глобальных проблем.
13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые. Всякая социальная ________(В) представляет собой совокупность всех функционирующих социальных ________(Г). Человек, занимающий в этой структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».
Список терминов:
1) общество | 2) структура | 3) уровень |
4) стратификация | 5) государство | 6) мобильность |
7) общность | 8) положение | 9) развитие |
14. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(А) В современном обществе возникают ситуации, когда человек сознательно участвует в различных культурных традициях. (Б) Очевидно, они связаны с миграциями населения, модернизацией. (В) Последствием может стать психологическая расщеплённость, формирование «расколотого» типа личности. (Г) Социологи называют положение такой личности маргинальным. (Д) Опасностью маргинального положения является воздействие на человека противоречащих друг другу норм и ценностей.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
1. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «девиантное поведение».
1) правонарушение | 2) отклонение | 3) социальный статус |
4) проступок | 5) мобильность | 6) преступление |
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
2. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «социальный контроль».
1) замечание | 2) санкция | 3) социальная норма |
4) политическая идеология | 5) осуждение | 6) духовная культура |
Найдите два термина, «выпадающие» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) игра | 2) общение | 3) деятельность |
4) труд | 5) познание | |
4. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) потребность в признании со стороны других людей; 2) стремление достичь высокого социального статуса; 3) социальная потребность; 4) потребность в общении; 5) потребность в уважении со стороны своих коллег.
5. Запишите слово, пропущенное в таблице.
НАЗВАНИЕ | ПРИЗНАКИ |
Сословный | Люди наследуют права и обязанности, перемещение из одной социальной группы в другую затруднены |
... | Наибольшее значение имеет место, занимаемое человеком в системе хозяйства и его отношение к собственности |
6. Запишите термин, пропущенный в таблице.
ВИД СОЦИАЛЬНОЙ НОРМЫ | ПРИЗНАКИ |
... | Несут оценочную нагрузку, поддерживаются общественным мнением |
Нормы права | Чётко описывают границы дозволенного и наказания, в случае их нарушения обеспечиваются силой государств |
7. Аналитик коммерческого банка А. уехал из Москвы в Париж на двухлетнюю стажировку в известной французской финансовой компании. А. будет во Франции работать в той же должности, что и в Москве, получать примерно такую же зарплату.
Выберите в приведённом ниже списке характеристики социальной мобильности, относящиеся к данному примеру, и запишите эти цифры, под которыми они указаны.
1)индивидуальная 2)восходящая
3)миграция 4)горизонтальная
5)нисходящая 6)межпоколенная
8. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1)К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ».
2)Коллеги похвалили С. за хорошо выполненный доклад.
3)В. получил на заводе премию за своё изобретение.
4)Л. присвоена степень доктора физико-математических наук.
5)Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты.
6)Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание.
9. Установите соответствие между формами социальной мобильности и конкретными примерами, их иллюстрирующими: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ | | ФОРМЫ МОБИЛЬНОСТИ |
A) медсестра перевелась из больницы в поликлинику, ближе к дому. Б) офицер-пограничник получил внеочередное воинское звание за удачное проведение операции. B) учитель переехал из провинции в столичный город, устроился на работу в школу. Г) директор банка по состоянию здоровья перевелся на должность начальника филиала банка. Д) преподаватель вуза после защиты кандидатской диссертации перешел на должность доцента | | 1) восходящая 2) нисходящая 3) горизонтальная |
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
10. Установите соответствие между социальными общностями и критериями их выделения: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЩНОСТИ | | КРИТЕРИИ |
A) сибиряки Б) православные B) белорусы Г) горожане Д) русские Е) протестанты | | 1) территориальный 2) этносоциальный 3) религиозный |
Запишите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами.
11. В ходе социологического опроса 23-летних работающих юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
1) Половина юношей работают для того, чтобы обеспечить материальное благополучие себе и своей семье.
2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны.
3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей.
4) Равные доли опрошенных каждой группы прилагают усилия, чтобы подняться по карьерной лестнице.
5) Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу.
12. Классные руководители задавали обучающимся в 11 классе и их родителям вопрос: «Как Вы считаете, какое из следующих высказываний наиболее точно описывает отношения родителей и детей?». Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
1) Среди родителей мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга, более популярно, чем мнение, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
2) Половина опрошенных родителей считают, что родители и дети понимают друг друга, нет оснований для противоречий.
3) Среди обучающихся мнение о том, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей, более популярно, чем мнение о том, что родители и дети никогда не смогут понять друг друга.
4) Равные доли опрошенных испытали затруднения при ответе.
5) Равные доли обучающихся и родителей считают, что для взаимного понимания требуются совместные усилия и родителей, и детей
13. Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«В обществе нормы выполняют ряд важнейших функций. Во-первых, они способствуют социальной ___________ (А) (т. е. сохранению сплоченности в обществе). Во-вторых, служат своеобразными ___________ (Б) поведения, своего рода инструкциями для исполняющих отдельные роли индивидов и социальных ___________ (В). В-третьих, способствуют ___________ (Г) за отклоняющимся поведением. В-четвертых, обеспечивают ___________ (Д) общества. По характеру регулирования социального поведения различают нормы-ожидания и нормы ___________ (Е) ...Нормы, относящиеся ко второй группе, отличаются большей строгостью. Нарушение подобных норм влечет за собой применение серьезных ___________ (Ж), например, уголовных или административных».
1) санкция | 2) группы | 3) интеграция |
4) идеал | 5) контроль | 6) эталон |
7) правило | 8) управление | 9) стабильность |
14. Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого обозначено определенной буквой.
(A) Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности. (Б) Часть из них является объективными — государственный режим,социально-экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности — уровень образования, карьера и др. (Г) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства,индивидуальна мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека. (Д) В современном обществе у человека есть, наверное, все шансы реализовать себя достичь высокого социального положения.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер
2) характер оценочных суждения
3) характер теоретических утверждений