СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тестовая работа "Многообразие органического мира"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка содержит спецификацию работы и контрольно-измерительные материалы

Просмотр содержимого документа
«Тестовая работа "Многообразие органического мира"»

Текущий

УМК Захаров В.Б., Мамонтов С.Г., Сонин Н.И., Захарова Е.Т. Биология. Общая биология. Углубленный уровень 10-11 класс

Предмет: Многообразие органического мира

Класс: 10

Цель: проверить знания, умения и навыки по элективному курсу «Многообразие органического мира»



  1. План стандартизированной контрольной работы:

Контрольная работа как КИМ состоит из 1 задания базового уровня сложности, 6 заданий повышенной сложности и 3 заданий высокого уровня сложности. Источником информации итоговой контрольной работы являются тестовые задания и внетекстовая информация: схемы, рисунки.

Заданий базового уровня сложности проверяют, как усвоен учащимися обязательный минимум содержания. С помощью этих заданий проверяется умение учащихся применять знания в знакомых ситуациях. Такие задания отрабатываются на уроках, а соответствующие знания и умения должны быть усвоены большинством учащихся.

Заданий повышенного и высокого уровня не превышают требований образовательной программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми. Их выполнение требует последовательного поэтапного самоконтроля ученика, а также сформированности общеучебных умений.

На выполнение работы отводится 45 минут.

В работу включены задания разного типа: с развернутым ответом (РО), задания со свободным кратким однозначным ответом (КО), с установлением соответствия (УС), множественный выбор (МВ).



Раздел

Проверяемые компетенции

КЭС по кодификатору

Тип задания

Уровень сложности задания

Максимальный балл

1

Биология - наука о живой природе

Достижения, методы исследования

1.1

МВ

П

2

2

Клетка как биологическая система

особенности химического состава

2.3

МВ

П

2

3

Клетка как биологическая система

Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.

2.4

РО

В


3

4

Клетка как биологическая система

определение последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК и и-РНК, т-РНК, последовательности аминокислот в полипептидах. Умение пользоваться генетическим кодом, правила комплементарности

2.6

РО

В


3

5

Клетка как биологическая система

Мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза. Конъюгация и кроссинговер хромосом, их значение.

2.7

МВ

П


2

6

Клетка как биологическая система

Метаболизм: энергетический и пластический обмен. Их взаимосвязь

2.5

УС

П




2

7

Организм как биологическая система

Прокариоты и эукариоты

2.2

УС

П


2

8

Организм как биологическая система

Особенности строения и жизнедеятельности организмов разных царств

4.3

КО

Б


1

9

Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека

Прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты

3.1

4.3

МВ

П


2

10

Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека

Прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты

3.1

4.3

РО

В


3





Раздел

Проверяемые компетенции

Задание

Правильный ответ

1

Биология - наука о живой природе

Достижения, методы исследования.

Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. В разработку клеточной теории внесли вклад

 

1) А. И. Опарин

2) В. И. Вернадский

3) Т. Шванн и М. Шлейден

4) Г. Мендель

5) Р. Вирхов


35

2

Клетка как биологическая система

клеточное строение, особенности химического состава

Все представленные на схеме вещества, кроме двух, имеют в своём составе азотистое основание — аденин. Определите два вещества, «выпадающие» из общего списка, и запишите.

 

1) 1)1)

2)

3)

4)

5)

3)5)


12

3

Клетка как биологическая система

Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов.

Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.

1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка.

2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК.

3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды.


4

Клетка как биологическая система

определение последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК и и-РНК, т-РНК, последовательности аминокислот в полипептидах. Умение пользоваться генетическим кодом, правила комплементарности.

Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка.

 


1) Аминокислота ФЕН кодируется следующими триплетами иРНК: УУУ или УУЦ, следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ААА или ААГ.

2) Аминокислота ГЛУ кодируется следующими триплетами иРНК: ГАА илиГАГ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ЦТТ или ЦТЦ.

3) Аминокислота МЕТ кодируется триплетом иРНК АУГ. Следовательно, на ДНК ее кодирует триплет ТАЦ.


5

Клетка как биологическая система

Мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза. Конъюгация и кроссинговер хромосом, их значение.

Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов, которые происходят в профазе первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.

 

1) образование двух ядер

2) расхождение гомологичных хромосом

3) сближение гомологичных хромосом

4) обмен участками гомологичных хромосом

5) спирализация хромосом


12

6

Клетка как биологическая система

Метаболизм: энергетический и пластический обмен. Их взаимосвязь

Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами.

 

ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ

 

ЭТАПЫ

А) Вещества окисляются

Б) Вещества синтезируются

В) Энергия запасается в молекулах АТФ

Г) Энергия расходуется

Д) В процессе участвуют рибосомы

Е) В процессе участвуют митохондрии

 

1) Пластический обмен

2) Энергетический обмен

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


 212112

7

Организм как биологическая система

Прокариоты и эукариоты

Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной клетки и клетки печени животного:

 

ОРГАНОИД

 

КЛЕТКА

А) митохондрии

Б) клеточная стенка

В) ядро

Г) аппарат Гольджи

Д) нуклеоид

Е) жгутики

 

1) бактериальной клетки

2) клетка печени животного

 

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: 

A

Б

В

Г

Д

Е

 

 

 

 

 

 


212211

8

Организм как биологическая система

Особенности строения и жизнедеятельности организмов разных царств

Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.

 


шляпочные

9

Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека

Прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты

Выберите три верных ответа из шести. Какова роль водоросли, вхо­дя­щей в со­став лишайника?

 

1) па­ра­зи­ти­ру­ет на грибе

2) обес­пе­чи­ва­ет гриб ор­га­ни­че­ски­ми веществами

3) обес­пе­чи­ва­ет гриб водой

4) за­щи­ща­ет гриб от паразитов

5) производит органические вещества из углекислого газа и воды

6) фотосинтезирует


256

10

Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека

Прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты)

Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними.

2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница.

3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты.

4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы.

5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни.


Ошибки содержатся в предложениях:

1) 2 — не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи.

2) 3 — среди грибов автотрофы не встречаются.

3) 4 — клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин.