Контрольная работа как КИМ состоит из 1 задания базового уровня сложности, 6 заданий повышенной сложности и 3 заданий высокого уровня сложности. Источником информации итоговой контрольной работы являются тестовые задания и внетекстовая информация: схемы, рисунки.
Заданий базового уровня сложности проверяют, как усвоен учащимися обязательный минимум содержания. С помощью этих заданий проверяется умение учащихся применять знания в знакомых ситуациях. Такие задания отрабатываются на уроках, а соответствующие знания и умения должны быть усвоены большинством учащихся.
Заданий повышенного и высокого уровня не превышают требований образовательной программы, но имеют большую сложность по сравнению с базовыми. Их выполнение требует последовательного поэтапного самоконтроля ученика, а также сформированности общеучебных умений.
На выполнение работы отводится 45 минут.
В работу включены задания разного типа: с развернутым ответом (РО), задания со свободным кратким однозначным ответом (КО), с установлением соответствия (УС), множественный выбор (МВ).
№ | Раздел | Проверяемые компетенции | КЭС по кодификатору | Тип задания | Уровень сложности задания | Максимальный балл |
1 | Биология - наука о живой природе | Достижения, методы исследования | 1.1 | МВ | П | 2 |
2 | Клетка как биологическая система | особенности химического состава | 2.3 | МВ | П | 2 |
3 | Клетка как биологическая система | Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. | 2.4 | РО | В | 3 |
4 | Клетка как биологическая система | определение последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК и и-РНК, т-РНК, последовательности аминокислот в полипептидах. Умение пользоваться генетическим кодом, правила комплементарности | 2.6 | РО | В | 3 |
5 | Клетка как биологическая система | Мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза. Конъюгация и кроссинговер хромосом, их значение. | 2.7 | МВ | П | 2 |
6 | Клетка как биологическая система | Метаболизм: энергетический и пластический обмен. Их взаимосвязь | 2.5 | УС | П
| 2 |
7 | Организм как биологическая система | Прокариоты и эукариоты | 2.2 | УС | П | 2 |
8 | Организм как биологическая система | Особенности строения и жизнедеятельности организмов разных царств | 4.3 | КО | Б | 1 |
9 | Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека | Прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты | 3.1 4.3 | МВ | П | 2 |
10 | Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека | Прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты | 3.1 4.3 | РО | В | 3 |
№ | Раздел | Проверяемые компетенции | Задание | Правильный ответ |
1 | Биология - наука о живой природе | Достижения, методы исследования. | Выберите два верных ответа из пяти и запишите цифры, под которыми они указаны. В разработку клеточной теории внесли вклад 1) А. И. Опарин 2) В. И. Вернадский 3) Т. Шванн и М. Шлейден 4) Г. Мендель 5) Р. Вирхов | 35 |
2 | Клетка как биологическая система | клеточное строение, особенности химического состава | Все представленные на схеме вещества, кроме двух, имеют в своём составе азотистое основание — аденин. Определите два вещества, «выпадающие» из общего списка, и запишите. | 12 |
3 | Клетка как биологическая система | Клетка – единица строения, жизнедеятельности, роста и развития организмов. | Рассмотрите изображенные на рисунке клетки. Определите, какими буквами обозначены прокариотическая и эукариотическая клетки. Приведите доказательства своей точки зрения.  | 1) А — прокариотическая клетка; Б — эукариотическая клетка. 2) Клетка на рисунке А не имеет оформленного ядра, наследственный материал представлен кольцевой ДНК. 3) Клетка на рисунке Б имеет оформленное ядро и мембранные органоиды. |
4 | Клетка как биологическая система | определение последовательности нуклеотидов в молекулах ДНК и и-РНК, т-РНК, последовательности аминокислот в полипептидах. Умение пользоваться генетическим кодом, правила комплементарности. | Последовательность аминокислот во фрагменте молекулы белка следующая: ФЕН-ГЛУ-МЕТ. Определите, пользуясь таблицей генетического кода, возможные триплеты ДНК, которые кодируют этот фрагмент белка. | 1) Аминокислота ФЕН кодируется следующими триплетами иРНК: УУУ или УУЦ, следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ААА или ААГ. 2) Аминокислота ГЛУ кодируется следующими триплетами иРНК: ГАА илиГАГ. Следовательно, на ДНК ее кодируют триплеты ЦТТ или ЦТЦ. 3) Аминокислота МЕТ кодируется триплетом иРНК АУГ. Следовательно, на ДНК ее кодирует триплет ТАЦ. |
5 | Клетка как биологическая система | Мейоз. Сходство и отличия митоза и мейоза. Конъюгация и кроссинговер хромосом, их значение. | Все приведённые ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания процессов, которые происходят в профазе первого деления мейоза. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны. 1) образование двух ядер 2) расхождение гомологичных хромосом 3) сближение гомологичных хромосом 4) обмен участками гомологичных хромосом 5) спирализация хромосом | 12 |
6 | Клетка как биологическая система | Метаболизм: энергетический и пластический обмен. Их взаимосвязь | Установите соответствие между признаками обмена веществ и его этапами. ПРИЗНАКИ ОБМЕНА ВЕЩЕСТВ | | ЭТАПЫ | А) Вещества окисляются Б) Вещества синтезируются В) Энергия запасается в молекулах АТФ Г) Энергия расходуется Д) В процессе участвуют рибосомы Е) В процессе участвуют митохондрии | | 1) Пластический обмен 2) Энергетический обмен | Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | 212112 |
7 | Организм как биологическая система | Прокариоты и эукариоты | Установите соответствие между наличием названных органоидов у бактериальной клетки и клетки печени животного: ОРГАНОИД | | КЛЕТКА | А) митохондрии Б) клеточная стенка В) ядро Г) аппарат Гольджи Д) нуклеоид Е) жгутики | | 1) бактериальной клетки 2) клетка печени животного | Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам: | 212211 |
8 | Организм как биологическая система | Особенности строения и жизнедеятельности организмов разных царств | Рассмотрите схему. Запишите в ответе пропущенный термин, обозначенный на схеме знаком вопроса.  | шляпочные |
9 | Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека | Прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты | Выберите три верных ответа из шести. Какова роль водоросли, входящей в состав лишайника? 1) паразитирует на грибе 2) обеспечивает гриб органическими веществами 3) обеспечивает гриб водой 4) защищает гриб от паразитов 5) производит органические вещества из углекислого газа и воды 6) фотосинтезирует | 256 |
10 | Многообразие организмов, особенности их строения и жизнедеятельности. Классификация. Роль в природе и жизни человека | Прокариоты и эукариоты, автотрофы, хемотрофы, гетеротрофы (сапрофиты, паразиты, симбионты) | Найдите ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, объясните их. 1. Грибы занимают особое положение в системе органического мира, их нельзя отнести ни к царству растений, ни к царству животных, хотя имеются некоторые черты сходства с ними. 2. Все грибы — многоклеточные организмы, основу тела которых составляет мицелий, или грибница. 3. По типу питания грибы гетеротрофы, но среди них встречаются автотрофы, сапротрофы, хищники, паразиты. 4. Как и растения, грибы имеют прочные клеточные стенки, состоящие из целлюлозы. 5. Грибы неподвижны и растут в течение всей жизни. | Ошибки содержатся в предложениях: 1) 2 — не все грибы являются многоклеточными, есть и одноклеточные, например, дрожжи. 2) 3 — среди грибов автотрофы не встречаются. 3) 4 — клеточные стенки грибов содержат не целлюлозу, а хитин. |