СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Типология терминологически включений в художественный текст на основе их монореферентной и полиреферентной связи с прототектом

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

статьяпосвящена механизму включения терминов в художественный текст на основе их монореферентной и полиреферентной связи 

Просмотр содержимого документа
«Типология терминологически включений в художественный текст на основе их монореферентной и полиреферентной связи с прототектом»



ТИПОЛОГИЯ ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИ ВКЛЮЧЕНИЙ В ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТ НА ОСНОВЕ ИХ МОНОРЕФЕРЕНТНОЙ И ПОЛИРЕФЕРЕНТНОЙ СВЯЗИ С ПРОТОТЕКТОМ

Лашина Елена Борисовна

старший преподаватель кафедры иностранных языков для неязыковых направлений института филологии

иностранных языков и медиа коммуникаций,

Иркутского Государственного Университета

mhelena_20 @mail.ru

THE TYPOLOGY OF TERMINOLOGICAL INCLUDINS IN THE ART TEXT ON THE BASIS OF THEIR MONOREFERENCE AND POLYREFERENCE COMMUNICATION WITH THE PROTOTEXT

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages for Unlanguages Specialties of the Philology Institute of Foreign Languages and Media communications of Irkutsk State University

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению механизма включения научных терминов в художественный текст на основе двух видов связи. Монореферентная связь предполагает включение терминов из одного и группы прототекстов одной терминологической системы. При полиреферентной связи термины в художественном тексте принадлежат разным терминологическим системам.

ABSTRACT

The article is devoted to the consideration of the mechanism for including scientific terms in any artistic text on the basis of two types of connections. According to the monoreferential connection the terms belongsfrom one and a group of prototexs of a single terminological system. With polyreferential communication, terms in the artistic text belong to different terminological systems.


Ключевые слова: прототекст, текст реципиент, термин, характеризующая функция, прогнозирующая функция.

Keywords: code intertextuality, prototext, recipient text, term, characteristic function, predictive function.





Лашина Елена Борисовна

КОДОВАЯ ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ КАК ОДНО ИЗ СРЕДСТВ СОЗДАНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПЕРСОНАЖА В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ

старший преподаватель кафедры иностранных языков для неязыковых направлений института филологии

иностранных языков и медиа коммуникаций,

Иркутского Государственного Университета

mhelena_20 @mail.ru


CODE INTERTEXTUALITY AS ONE OF MEANS IN THE CREATION OF PERSONALITY CHARACTERISTICS CHARACTER IN THE LITERARY TEXT

Senior Lecturer, Department of Foreign Languages for Unlanguages Specialties of the Philology Institute of Foreign Languages and Media communications of Irkutsk State University

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена рассмотрению использования терминологических включений при описании личностных характеристик персонажей. Термины из психологических прототекстов, как правило, выполняют характеризующую и прогнозирующую функции. Характеризующая функция переносит составные компоненты понятийной составляющей термина на объект художественной действительности. Прогнозирующая функция позволяет предвидеть наличие тех или иных личностных характеристик персонажа на уровне всего текста.


ABSTRACT

The article considers the use of the scientific terms to describe personal characteristics of the characters. The terms from psychological prototext usually carry out characteristic and predictive functions. Characteristic function transforms the composed conceptual term component to the object of the artistic reality. The predictive function allows to predict some personal characteristics of the character at the level of the whole text.

Ключевые слова: кодовая интертекстуальность, прототекст, текст реципиент, термин, характеризующая функция, прогнозирующая функция.

Keywords: code intertextuality, prototext, recipient text, term, characteristic function, predictive function.

Под кодовой интертекстуальностью понимается включение кода одного типа текста в другой, ведущее к созданию поликодового текста, а под кодом – система, устанавливающая репертуар символов согласно правилам их сочетания, где каждый символ соответствует какому-то одному означаемому.

Единицей анализа кодовой интертекстуальности является кодовый интертекст, состоящий из текста-реципиента (в нашем случае художественного текста), который принимает термин в качестве средства создания кодовой интертекстуальности. Включенный в состав текста-реципиента термин отсылает к прототексту (в нашем исследовании к научному тексту).

Использование терминологических включений в тексте-реципиенте обусловлено связью художественного текста как возможного мира с реальным миром, ведущей к объективному использованию терминов в художественном тексте. К объективным факторам использования терминологических включений относятся: фактор объекта, фактор реального окружения, фактор ситуации и фактор типа текста. Одним из микротекстов, в котором реализуется фактор объекта, является микротекст «Личностные характеристики персонажа».

Антропоцентризм художественного текста предполагает отражение художественной картины мира автором в связи с познанием человека. Через персонажей, которым принадлежит значительное место в системе образов, писатель воплощает в художественном произведении свои представления о человеке.

Личностные характеристики персонажа – это важная составляющая его образа. Под личностью понимается «конкретный живой человек, обладающий сознанием и самосознанием» [5, с. 238].

К личностным характеристикам относятся: характер, мыслительные способности, темперамент и другие индивидуальные особенности.

Характер – это совокупность определенных черт и свойств личности. При описании характера ведущая роль принадлежит терминологическим включениям из психологических прототекстов.

Приведем пример:

Let the psycho-analysts talk about father complex. It is just a word invented. Here was a man who had kept alive the old red flame of fatherhood, fatherhood that had even the right to sacrifice the child to God, like Isaac. Fatherhood that had life-and-death authority over the children: a great natural power. And till his children could be brought under some other great authority as girls; or could arrive at manhood and become themselves centers of the same power, continuing the same male mystery as men; until such time, willy-nilly, Godfrey Marshall would keep his children [8, c. 120].

Использованный в первом предложении термин father complex (отцовский комплекс) непосредственно соотносится с прототекстом, автором которого являются psycho-analysts (психоаналитики). Хотя термин вводится прототипическим способом, который не предполагает ссылки на конкретный текст, представляется возможным говорить о текстах-донорах, послуживших источником широкого хождения данного термина в научном сообществе психоаналитиков.

Термин отцовский комплекс является синонимом термина Эдипов комплекс. Известно, что термин Эдипов комплекс получил детальное освещение в работах З. Фрейда «Я и оно» и «Тотем и табу». Под Эдиповым комплексом З. Фрейд понимал чувственные идеи, связанные с переживанием образа отца. В своей работе «Тотем и табу» З. Фрейд для разъяснения термина обращается к мифу об Эдипе. Движимый ревностью к отцу Эдип убивает отца и женится на своей матери [6]. Это значит, что понятийная часть термина Эдипов комплекс, или отцовский комплекс, лежит в области семейных отношений.

В своих работах З. Фрейд связывает понятие Эдипова комплекса с половыми влечениями. По его мнению, они возникают на ранней стадии развития ребенка и направлены на другое лицо, прежде всего, на мать. Эдипов комплекс достигает высшей точки между тремя и пятью годами. У мальчиков он проявляется в чувственном влечении к матери и ревниво-враждебном отношении к отцу. Это чувство включает в себя любовь, восхищение и одновременно зависть, желание устранить отца и занять его место [6].

В работе «Я и Оно» З. Фрейд высказывается по поводу Эдипова комплекса следующим образом: «Я полагаю, что мы не ошибемся, если допустим существование полного Эдипова комплекса вообще у всех людей . Аналитический опыт обнаруживает затем, что в некоторых случаях та или другая составная часть этого комплекса исчезает, не оставляя заметных следов; в результате получается ряд, на одном конце которого находится позитивный, на другом конце – обратный, негативный Эдипов комплекс, средние же звенья отображают полную форму комплекса с неодинаковым участием обоих компонентов» [6, с. 62].

Как следует из мыслей З. Фрейда, в процессе становления личности может сформироваться либо позитивный, либо негативный отцовский комплекс. Позитивный отцовский комплекс создает определенную доверительность в отношении к авторитету и отчетливо выраженную готовность признать любые духовные догмы и ценности. Негативный отцовский комплекс препятствует личностному росту человека, движимому на подсознательном уровне постоянными тревогами, заложенными в свое время его отцом. Отцовские запреты, ограничения, наказания, использование своей власти для подавления инициативы ребенка в итоге приводят к формированию негативного отцовского комплекса.

Возвращаясь к приведенному выше примеру, вполне вероятным представляется прогноз формирования негативного отцовского комплекса у детей Готфрида Маршалла. Сделать такой прогноз позволяет представление персонажа об отцовстве, в котором ключевыми словами являются authority (власть, авторитарность) и power (власть). Власть со стороны отца подразумевает жесткую ролевую иерархию, беспрекословное подчинение его авторитету. Такой тип личности персонажа-отца становится серьезным препятствием на пути психологического взросления своих детей, формирования их собственных жизненных принципов и ценностей, ведет к ощущению собственной неполноценности.

Проанализируем другой пример:

Но Сергей – явно выраженный эпилептоидный тип. Подобные люди склонны сильно преувеличивать свои обиды. У всех эпилептоидов фантастическая память. В научной литературе описаны случаи, когда такие люди через двадцать лет встречались со своими обидчиками и убивали их [1, с. 311].

В примере характер персонажа интерпретируется посредством психологического термина эпилептоидный тип, название которого основано на сходстве изменений личности, происходящих у людей, страдающих эпилепсией. А.Е. Личко в работе под названием «Психопатии и акцентуация характера подростка»считает, что люди с эпилептоидным типом характера склонны к дисфориям (от греч. – досада, раздражение) и тесно связанной с ними длительной аффективной взрывчатостью. Он также выделяет такие черты характера эпилептоида: озлобленность, злопамятность, властность, мстительность, садистские наклонности, эгоизм, склонность к аффектам. Так описывает А.Е. Личко состояние аффекта у эпилептоидов: «В аффекте выступает безудержная ярость – циничная брань, жестокие побои, безразличие к слабости и беспомощности противника» [4]. Персонаж в анализируемом примере характеризуется как явно выраженный эпилептоидный тип. Следовательно, все черты характера, которые свойственны эпилептоидам, автоматически переходят на образ персонажа. В результате соотнесения типа характера, описанного в прототексте, с персонажем возникает образ психопатической личности, склонный к преступлениям. Неслучайно, в микротексте содержится ссылка на некие научные источники, в котором описываются преступные наклонности эпилептоидов (в научной литературе описаны случаи, когда такие люди через двадцать лет встречались со своими обидчиками и убивали их). Доказано, что люди с эпилептоидным типом характера часто попадают на скамью подсудимых. В.Г. Козюля, в частности, объясняет асоциальное поведение людей с эпилептоидным типом характера их природной аффективностью, сниженным порогом контроля над своими чувствами. Он отмечает, что эпилептоиды «долго помнят обиды, никогда не прощают обидчику, порой подолгу выжидают удобного момента для отмщения» [2].

Следует отметить, что авторы художественных произведений иногда включают в свой текст не только сами термины, но и выступают в роли интерпретатора этих терминов, направляя тем самым процесс интерпретации термина в нужное русло. Такая тактика прослеживается в вышеприведенном примере: кроме включения самого термина эпилептоидный тип, автор приводит описательную часть термина. В частности, указываются на такие черты данного типа характера, как склонность сильно преувеличивать обиды, злопамятность и мстительность.

Подход, при котором автор выступает интерпретатором термина, направлен на снижение когнитивного диссонанса, часто возникающего у читателя в случае отсутствия нужной информации о значении термина в его когнитивном пространстве. Значительно чаще авторы художественных произведений используют термин без соответствующей интерпретации:

И был бы он наверняка не менее известным писателем. Был бы! Перо у него бойкое, взгляд острый, мышление образное – все данные [3, с. 286].

В художественном тексте личностные характеристики персонажей могут быть раскрыты посредством терминов, описывающих мыслительную деятельность, которая, в свою очередь, характеризуется в психологии через типы мышления. В приведенном примере тип мышления персонажа раскрывается через термин образное мышление, введенный прототипическим способом. Интерпретационная составляющая термина отсутствует. Тем не менее, прозрачная структура термина (образное мышление – это мышление образами) позволяет догадаться о значении термина, не прибегая к прототексту. Кроме того, термин образное мышление, или наглядно-образное мышление, является хрестоматийным. Хрестоматийные термины – это термины, включенные в учебные пособия и предназначенные для усвоения в процессе обучения в учебном заведении. Эти термины входят в когнитивную базу носителя знаний школьного или вузовского уровней. Хрестоматийность термина образное мышление подтверждается при обращении к учебникам по психологии. С мыслительной деятельностью человека связаны также методы логического анализа:

Of these the letter may have afforded a finer field for an acute and original observer, but the other was so strange in its inception and so dramatic in its details that it may be the more worthy of being placed upon record, even if it gave my friend fewer openings for those deductive methods of reasoning by which he achieved such remarkable results [7, с. 110];

You will say that I was puzzled; but if you think so, you must have misunderstood the nature of the induction. To use a sporting phrase, I had not been once «at fault». The scent had never for an instant been lost. There was no flaw in any link of the chain. I had traced the secret to its ultimate result and that result was a nail [9, c. 140].

Информация о мыслительной деятельности персонажей-сыщиков раскрывается через терминологические включения deductive method (дедуктивный метод) и induction (индукция), принадлежащие текстам-донорам из области логики. Владение методами дедукции и индукции – необходимое качество успешных сыщиков. В совершенстве методом дедукции владеет Шерлок Холмс – персонаж детективных произведений К. Дойля . Дедуктивный метод Шерлока Холмса основан на анализе мелких и незначительных деталей, собранных на первом этапе расследования. Затем эти детали сливаются в реальную картину происходящих событий. Отталкиваясь от общей картины преступления, герой ищет единственно возможного преступника, используя при этом логически соотнесенные с общей картиной преступления детали. В раскрытии преступлений важную роль может сыграть и индуктивный метод. Им успешно пользуется герой-сыщик в произведении Э. По «Убийства на улице Морг» («The Murders in the Rue Morgue»). Терминологические включения deductive method (дедуктивный метод) и induction (индукция) наделены характеризующей функцией, поскольку персонажам, владеющим методами дедукции и индукции, автоматически приписываются такие личностные особенности, как наблюдательность, способность анализировать и делать соответствующие выводы.

При описании личностных характеристик персонажей используются главным образом терминологические включения из психологических прототекстов. Они, как правило, выполняют характеризующую и прогнозирующую функции. Благодаря характеризующей функции, составные компоненты понятийной составляющей термина переносятся на объект художественной действительности. Прогнозирующая функция терминологических включений позволяет через значение термина предвидеть наличие тех или иных личностных характеристик персонажа на уровне всего текста.


Список литературы:

  1. Донцова, Д.А. 13 несчастий Геракла. М.: Изд-во Эксмо, 2003.– 384 с.

  2. Козюля, В.Г. Актуальные проблемы исполнения уголовных наказаний в отношении несовершеннолетних [Электронный ресурс] — Режим доступа. – URL: [http://www.coast. ru/referats/ librery1/ editions/ prison/10/12.htm].

  3. Колосов, М.М. Родовое гнездо. Платонов тупик: Повести, роман. М. : Советский писатель, 1990. – С. 282-335.

  4. Личко, А.Е. Психопатии и акцентуация характера подростка [Электронный ресурс] – Режим доступа. – URL: http://www.psyinst.ru/ library.php? part= article &id=1306

  5. НПС, 2006 – Новейший психологический словарь. Под общ. ред. В.Б. Шапаря. – Ростов-на-Дону : Феникс, 2006. – 808 с.

  6. Фрейд З. Психология бессознательного. – М.: Просвещение, 1990. – 448 с.

  7. Conan Doyle, A. The Adventure of the Engineer’s Thumb. The Adventures of Sherlock Holms. – M. : Manager, 2006. – P. 109-142.

  8. Lawrence, D.H. England, My England. Odour of Chrysanthemums and Other Stories. – M. : Progress Publishers, 1977. – Р. 106-142.

  9. Poe, E.A. The Murder in the Rue Morgue [Text] / E. A. Poe // The Premature Burial. Stories. – St. Petersburg : Karo, 2007. – P. 100–164.