СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Традиционные и альтернативные средства контроля и оценки.Портфолио.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анализ традиционной оценки.Разница между оценкой и отметкой.Портфолио как альтернативный вид оценивания.Преимущества и недостатки,сравнение с оценкой.

Просмотр содержимого документа
«Традиционные и альтернативные средства контроля и оценки.Портфолио.»












Традиционные и альтернативные средства контроля и оценки. Портфолио.






Алеферчук Екатерина Ивановна

Учитель английского языка

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ШКОЛА № 40 ГОРОДА ДОНЕЦКА»








город Донецк


Цель проверки и оценки знаний учащихся – обеспечить качество их знаний, уровень их развития. В современной школе актуальность данной темы очевидна. В образовательных учреждениях необходимо создавать условия, обеспечивающие формирование самостоятельного человека, готового к осуществлению какой-либо деятельности в конкретных проблемных ситуациях. Объективная закономерность перехода к новой модели образования требует качества знаний учащихся. Запросы современного общества отражены в Государственном стандарте образования и предопределяют поиск инновационных форм оценивания.

Качество образования – это общественный продукт, зависящий от позиции и комплексной организации усилий всего образовательного сообщества (педагогов, управленцев образования, обучающихся и их родителей). Качество образования – это состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям различных социальных групп и обществ, результат развития гражданских, бытовых и профессиональных компетенций личности. Ученые С.Е. Шишов и В. А. Кальней рассматривают качество образования как социальную категорию. Так как образование – это непрерывный процесс, то особые требования предъявляются не только к организации, но и к оценке его качества.

Для реализации целей оценки качества образования можно использовать современные способы, которые позволяют определить уровень учебных достижений и отследить их динамику.

Результативность процесса обучения во многом зависит от тщательности разработки методики контроля и знаний. Контроль знаний необходим при всякой системе обучения. Это средство управление учебной деятельностью учащихся. Контроль это установление обратной связи.

Цель контроля и оценки знаний – определение качества усвоения учащимися учебного материала, предусмотренного учебной программой.

Задача контроля – определение меры ответственности каждого ученика за результаты своего учения, уровня его умений добывать знания самостоятельно.

Для учителя контроль знаний – определить уровень усвоения учебного материала или в случае необходимости провести их коррекцию.

Для ученика контроль знаний – это привести систему усвоенный за определенное время учебный материал, обобщить его, выделить главное, акцентировать на нем внимание, скорректировать (в случае необходимости) и в оценке увидеть результаты своей деятельности.

Контроль осуществляет такие функции как

  1. Диагностическую (качество и проблемы знаний);

  2. Образовательную (усвоен6ие знаний);

  3. Развивающую (коррективы в учебном процессе);

  4. Воспитательную (ответственность за усвоение знаний).

Контроль знаний носит:

  1. Индивидуальный характер.

  2. Систематический и регулярный.

  3. Разнообразный в методах и формах.

  4. Всесторонний (проверка как теоретических, так и практических умений и навыков).

  5. Объективность.

Виды контроля могут быть:

  1. Входной.

  2. Текущий.

  3. Тематический.

  4. Промежуточный.

  5. Итоговый.

Существуют разные классификации и конечно же перечисленные виды контроля могут дополняться другими видами.

Отечественные методисты выделяют 5 основных форм контроля:

  1. Фронтальный.

  2. Индивидуальный.

  3. Комбинированный.

  4. Групповой.

  5. Самоконтроль.

Способы, которые определяют результативность обучающихся и работу учителя:

  1. Повседневные наблюдения.

  2. Устный опрос.

  3. Проверка письменных работ.

  4. Зачеты (особая форма, приемлемая в старших классах, тематический учет знаний).

  5. Экзамены.

Результат контроля обучающихся выражается в оценке. Оценить – значить установить уровень, степень или качество чего-либо. «Оценка» и «отметка» эти понятия близки, но не идентичны. Оценка – понятие широкое и емкое, оно выражает качественное состояние подготовленности ученика, а отметка дает количественную характеристику. Отметка – это результат оценочного рассуждения, выраженная баллом. Что касается оценки знаний, у многих учителей этот показатель качества обучения вызывает дискуссии и много затруднений. Оценки должны выставляться объективно. Критерии оценивания содержатся в программах в каждом конкретном классе. Существующая система требований к оценке учителя на уроке должна бать:

  1. Объективной (непредвзятой).

  2. Адекватной (соответствие вложенным усилиям).

  3. Мотивированной (совпадение оценки педагога с самооценкой ученика).

  4. Критической (ориентирует ученика на более высокий результат).

  5. Стимулирующей (намечающей перспективу).

  6. Дифференцированной (раскладываться на отдельные частные оценки, успешные моменты и недостатки).

  7. Заинтересованной (выражающей интерес к личности ребенка, веру в его возможность).

  8. Выразительной (искренность педагога в значимости оценки школьника).

  9. Понятной (доступной пониманию ребенка).

  10. Уважительной (признающей право ученика на собственные ошибки).

Традиционная пятибалльная система имеет ряд недостатков. Тяжело определить грань между «4» и «5», «3» и «4».

При оценивании домашнего задания одна и та же «5» может отличаться ценностью, так как уровень способностей у всех учеников разный и это проблема для учителей. Многие ученый педагоги по результатам своих исследований определили, что есть прямая зависимость между выставлением оценки и самочувствием ребенка во время урока, его настроением, характером и продуктивностью его деятельности. Традиционная система контроля и оценки так же имеет недостатки субъективного характера, например, - ошибки учителей:

  1. Учитель предвзято относится к разным учащимся. Одна и та же работа, выполненная разными учениками, оценивается по-разному, с разность в один два балла.

  2. Не учитывается абсолютный уровень знаний: один учитель очень строг, а другой лоялен, в одной школе средний балл «4», а во второй «3.5», хотя это не значит, что уровень подготовки во второй школе ниже.

  3. Оценка малоинформативная. Часто сложно судить о действительном уровне знаний и трудно определить дальнейший вектор усилий.

  4. Оценки становятся неравнозначными в условиях профильного обучения старших классов.

  5. Оценка – это не самоконтроль у ученика, а функция учителя, где привносится субъективный фактор в оценивании из-за того, что учитель не всегда уверен относительно критерий. И может возникнуть вопрос - «А почему мне поставили «3», а не «4».

  6. На оценивание не влияет качество работы учителя. Если в классе не успевают несколько учеников, то причину надо искать в самих учащихся; если же неуспевающими являются подавляющее большинство учеников, то причина скорее всего в плохой организации учебного процесса и сложных взаимоотношений между педагогом и детьми.

  7. Отсроченность оценки: отметки выставляются в журнал по письменным предметам значительно позже, а в дневник тем более.

Оценка всегда субъективна. Для обновления контрольно-оценочной системы необходимо:

  1. Минимизировать субъективизм.

  2. Создать условия для самоконтроля и самооценки учащихся.

  3. Отказаться от текущего и итогового контроля по результатам заучивания, выполнения по образцу, алгоритмам, а перейти к инновационным измерителям, обеспечивающим оценку компетентностей, способностей к творчеству и практической деятельности.

  4. Заменить ориентацию на «среднего ученика» индивидуальными методами коррекции учебной деятельности.

  5. Снизить долю традиционных письменных проверок за счет введения форм, используя значимые для учащихся оценочные средства.

Сегодня оценка лишь показывает место, которое ребенок занимает среди других учащихся класса, но не служить показателем его достижений в процессе обучения. Отсюда возникает противоречие между современными требованиями к оцениванию учебных достижений учащихся и отсутствием необходимых способов их реализации в современной школе. Необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности в обучении. В настоящее время в литературе имеется достаточное количество исследований, посвященных изучению и разработке альтернативных систем оценивания. Одним из них является портфолио.

Портфолио как современное средство оценивания.

1.Основные понятия. Технология портфолио (от латинских корней «port»-хранилище и «folium»-лист) первоначально возникло в экономике и в мире искусств. В сфере образования портфолио впервые стало применяться в Канаде и США в 80-е годы 20 века для отбора преподавателей университетов и колледжей при приеме на работу. Поскольку технология показала свою эффективность, сферу ее применения быстро расширили. Портфолио используется учащимися школ для:

а)оценки прогресса и успеха по различным предметам или сферам интересов

б)демонстрации своих возможностей и достижений при поступлении на учебу или приеме на работу.

Цель учителя в работе с Портфолио:

а)добиться прогресса ребенка в самооценке,

б)поддержать склонность ребенка к систематической работе и самоконтролю,

в)контролировать динамику накопления Портфолио,

г)развивать у ребенка умение создавать тексты самоанализа,

д)научить создавать суждения,

е)научить навыкам планирования.

Автор методического пособия «Мой Портфолио» А. В. Иванов советует следовать простым правилам, начиная с младших классов,

а)учитель помогает создать Портфолио,

б)родители помогают детям, но не делают за них.

Активными союзниками в этой игре должны быть родители иначе игра может не получитьcя. В свою очередь учитель должен объяснить родителям цель и содержание Портфолио. Работа с Портфолио-не цель, а средство. С каждым классом добавляют новые разделы Портфолио, основой этого процесса является деятельность с элементами игры. Такие части Портфолио, как « Презентация моих увлечений», «Это я!», «Тайник моего Портфолио», «Презентация моих учебных достижений», «Спидометр успехов», «Мои итоги за год», а также другие разделы это оценочные схемы для определения результата учащихся. Портфолио является особенно ценным при осуществлении «промежуточной», а не итоговой оценке. Правильное понимание смысла работы с Портфолио приходит после выпуска класса, который прошел весь этот путь. По словам автора брошюры А. В. Иванова «Всегда есть много причин ничего не изменять. Но одна причина для изменений есть всегда-желание жить лучше».

Цель Портфолио-представить «картинку» достижений учащихся в целом в разных видах деятельности что является элементом деятельностного подхода к образованию, делает его перспективной формой контроля учебных достижений ученика и помогает решать важные педагогические задачи:

1.Высокая мотивация.

2.Обучение и самообучение .

3.Оценочная и самооценочная деятельность.

4.Умение учиться.

5.Персонализация.

6.Успешная социализация.

Функции Портфолио

1.Диагностическая(фиксация роста).

2.Целеполагания(учебные цели).

3.Мотивационная(поощрение учащихся).

4.Содержательная(весь спектр выполненых работ).

5.Развивающая(непрерывность процесса).

6.Рейтинговая (диапазон навыков и умений).

Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, включая экзамены и является как качественной, так и количественной. Ведение Портфолио повышает образовательную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Структура и виды портфолио. Четкого списка материалов, необходимых для включения в портфолио, не существует. Учитель с учеником договаривается о необходимом перечне материалов, обязательных для портфолио и для получения той или иной оценки. Учащиеся могут использовать электронные портфолио, разработанное по установленным критериям. Приветствуется любая инициатива.

Рассмотрим одну из разных структур портфолио ученика.

Портфель достижений ученика:

1.Титульный лист.

2.Основная часть, из трех разделов:

а)портфель работ

б)портфель отзывов

в)итоговый документ.

«Портфель работ» - это могут быть проектные работы и рефераты, модели, макеты, приборы, прикладывается ее краткое описание, фотография, фиксируется участие в выставках, участие в школьном театре, хоре, участие в концертах, предъявляются результаты. Фиксируются виды практики (языковая, социальная, трудовая)указывается место, продолжительность занятий на различных курсах, участие в олимпиаде, конкурсах. Указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый результат. Участие в конференциях, учебных семинарах, лагерях, спортивные достижения, спортивный разряд. Этот раздел дает качественную оценку, учитывая полноту, разнообразие, оригинальность материалов, ориентированный на выбранный профиль обучения.

«Портфель отзывов» содержит тексты заключений, рецензии, отзывы, резюме, рекомендательные письма, эссе, посвященные выбору направления дальнейшего обучения и прочее.

«Итоговый документ» -это сводная итоговая ведомость Портфолио за определенный срок, где содержатся также данные об ГИА. Оценка Портфолио проводится учащимися совместно с учителем один раз в четверть в форме индивидуальной встречи педагога и обучающегося во время выполнения творческой работы, либо в малых группах. Учитель назначает лидера. Группа заслушивает каждого, обсуждает и дает рекомендации в течение 5-8 минут. Оценки фиксируются и помещаются в портфолио. Учитель в процессе урока перемещается из группы в группу. Если портфолио оценивается в баллах, то после такого урока учитель выставляет отметку на основе рекомендаций группы и содержания портфолио. Если портфолио собиралось по различным темам(носит познавательный характер),то целесообразно провести конференцию, где ученик имеет 3 минуты на выступление. Заранее организованная комиссия, оценивает содержание портфолио, выступления и ответы на вопросы (по заранее определенным критериям).До начала работы над портфолио учащиеся должны знать все критерии его оценки, целесообразно оценивать не в баллах, а в уровнях. Самый высокий уровень соответствует оценке «5», высокий- «4», средний-«3»,слабый-«2».Учащиеся сравниваются только с самим с собой. Надо смотреть, если прогресс с предыдущими заданиями. Самый высокий уровень содержит оригинальность и творчество. Свидетельствует об очевидном прогрессе. Высокий уровень отличается от предыдущего недостаточно выраженной оригинальностью и творчеством. Средний уровень-могут отсутствовать материалы из остальных категорий и творчество в оформлении. Слабый уровень-когда сложно определить прогресс в обучении по отрывочным сведениям из различных категорий. Портфолио позволяет увидеть «картинку» значимых образовательных результатов в целом, оценить способность практически применять приобретенные знания и умения. Тем самым эта форма оценивания удачно дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, используемые при текущем, промежуточном и итоговом контроле. Таким образом, Портфолио, как средство оценки, отвечает всем требованиям к оцениванию-оно базируется на субъект-субъективном подходе, обязательно предполагает не только количественное, но и качественное оценивание. Все это способствует не только приобретению знаний и умений, но и становлению личностных и социальных компетенций обучающихся.

Литература:

1.Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников.-М.:Педагогика,1984.

2.Звонников В.А. Современные средства оценивания результатов обучения.-М.: Издательский центр «Академия»,2007г.

3.Иванов А.В. «Мой Портфолио» М.2007г.

4.Николаева Т.Е. «Портфолио как одна из форм оценивания учебных достижений учащихся» социальная сеть работников образования nsportal.ru .Издательский дом «Первое сентября»

5.ru.m.wikipedia.org

6.infourok.ru вебинар