СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете начальной школы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Требования к созданию предметно-развивающей среды в кабинете начальной школы»

В соответствии со стратегией модернизации российского образования Образовательное пространство школы, формируется на основе компетентного подхода. Задача состоит в разработке и адаптации образовательной программы как основы образовательно-воспитательной программы конкретной школы.

Знания - это не цель, а средство достижения другой цели - развития ребенка. Развитие - это не само знание, а умение его добывать, им пользоваться, умение его анализировать.

Современные подходы к организации образовательного процесса предпо­лагают реализацию социальных запросов общества. Социализация ученика происходит за счет обеспечения образовательного взаимодействия ученика с учителем, ученика с учеником, ученика с самим собой и информационной средой и образовательными объектами. Средой образовательного взаимо­действия и становится современный кабинет.

Традиционно ученики начальных классов обучаются в Рос­сии в условиях кабинетной системы. Школьный учебный кабинет за послед­ние десятилетия успешно эволюционирует от стандартного места трансляции ЗУН к пространству, обеспечивающему разнооб­разную деятельность учеников, различные формы взаимодействия в системах «учи­тель — ученик» и «ученик — ученик».

Изменения в законодательных актах, касающихся содержания, оборудования и условий работы в кабинетах, отражают практически все аспекты модернизации об­разования. Так, парамет­ры оценки кабинета становятся все разно­образнее, соответствуя экологическим тре­бованиям к условиям организации прост­ранства жизнедеятельности, а значения этих параметров, напротив, сужаются, конкретизируя оптимальные условия для участников образовательного процесса.

В то же время в требованиях к сред­ствам и оборудованию кабинета все чаще прослеживается предоставление учителю права выбора дидактических средств для реализации целей, которые отражены в об­разовательных стандартах.

Однако реали­зация любого права выбора на практике требует как минимум достаточную вариа­тивность объектов, из которых предлага­ется свободно выбирать, и владение выби­рающим субъектом адекватным целям способами выбора оптимального варианта из возможных. Первое условие — вариа­тивность объектов — зависит не только от учителя, но и от возможностей конкретной школы.

Специфика оформления кабинета начальной школы осно­вана на особенностях работы учителя, преподающего практи­чески все учебные предметы, а также заклю­чается в особенностях восприятия учебного материала млад­шими школьниками.

Сегодня уже недостаточно иметь комплект стандартных парт, учительский стол, классную доску и набор готовых таблиц. В современном учебном кабинете всё должно быть удобным и мобильным: парты «растут» вместе с учениками, доска – магнитная, маркерная, интерактивная. Место учителя – это не только письменный стол, но и обязательный на сегодняшний день комплект ТСО: музыкальный центр, персональный компьютер.

Управление учебным кабинетом как составляющая профессиональной системы компетенций современного учителя на­чальной школы — это важный предмет раз­работки и исследования современной кон­цептуальной педагогики. Успешность лю­бого управления в первую очередь зависит от того, насколько четко пред­ставляются цели своей деятельности.

Часто учитель грамотно, правильными сло­вами объясняет, что означает субъектность ученика, но в своем кабинете продолжает быть верным традициям фронтальной ра­боты и в процессе внутришкольного конт­роля, представляя свой кабинет, демон­стрирует, насколько удобно в нем препода­вать, но не насколько удобно и комфортно в кабинете учиться.

Кабинет должен помогать реализовать цели:

  1. Образовательную: наличие комплекта дидактических материалов, тестов, раздаточных материалов, таблиц, учебников, типовых заданий;

  2. Развивающую;

  3. Воспитательную: Российская атрибутика, информационный материал на нравственные темы.

Оценка качества обустройства кабинета как дидактического ресурса должна отра­жать структуру учебного успеха ученика (знаю, могу, хочу, умею). Учебный кабинет как ресурс должен:

• содержать информационное обеспече­ние (ученик должен иметь возмож­ность знать);

• быть обеспечен средствами, которые помогают поддерживать комфортные условия протекания познавательной деятельности учеников с разными осо­бенностями психофизиологической сферы (ученик должен иметь условия для проявления своих психофизиоло­гических и психических возможнос­тей, особенностей своих внутренних ресурсов, которые в совокупности сос­тавляют его могу);

• обеспечивать условия, инициирующие и поддерживающие мотивацию к изу­чению разных предметов (ученику надо помочь осознать и развить собственный интерес к изучению этих предметов);

• быть обеспечен средствами, обучаю­щими ученика практическим предмет­ным, межпредметным навыкам (ученик должен иметь возможность научиться уметь).

Сопоставление совокупности професси­ональных компетенций учителя начальной школы с вышеперечисленными критериями качества обустройства кабинетов выявляют конкретные компетенции, владение кото­рыми обеспечивает высокое качество каби­нета как дидактического ресурса личностно-ориентированного развивающего обра­зовательного процесса. Так, недостаточный уровень психолого-педагогической компетентности учителя проявится в том, что среди оборудования и оснащения кабинета будут преобладать те средства, которые от­ражают индивидуальный стиль деятельнос­ти учителя, но не будут предоставлять воз­можности для реализации индивидуально­го стиля деятельности разных учеников. Низкий уровень компетентности «га­рантирует» ученикам утомляемость, сниженную работоспособность, проблемы со зрением, осанкой. Проанализировать ресур­сы и условия кабинета с профессиональной точки зрения, определить проблемы, сфор­мулировать цели, выстроить план действий, организовать выполнение этого плана, по­лучить результат и проанализировать его на соответствие результата заявленным це­лям — эти умения и навыки характеризуют управленческую компетентность учителя, который сознательно управляет своим ка­бинетом.

Учителям начальных классов нужно владеть технологиями педагогического анализа ре­сурсов и условий образовательного про­цесса по обустройству классных комнат; изучить рекомендации по оснащению ка­бинета в соответствии с системой характе­ристик индивидуального стиля учебной деятельности ученика начальной школы; сформировать содержание паспорта учебного кабинета по специально разработанной форме, позволяющей учи­тывать качество обустройства по различ­ным критериям, в том числе по принципам систематизации дидактического сопровож­дения образовательного процесса.

Кабинет позволяет создать тот рабочий и тонкий эмоциональный настрой, при котором все слова учителя моментально могут быть подхвачены учениками. Именно поэтому ка­бинет является одной из важных составляющих образовательного процесса.

Современный кабинет, кроме методической базы, имеет, как правило, и разнообразные техни­ческие средства обучения: телевизор, видеомагнитофон, DVD-проигрыватель, компьютер, проекционная техника, принтер, сканер

Таким образом, традиционные ресурсы, используемые при оснащении кабинета как учебно-методического комплекса, можно объединить в две груп­пы: научно-методические и технические.

Развивающая образовательная среда – это творческая среда, понимаемая как совокупность влияний, условий и возможностей становления индивидуальности детей и подростков, содержащихся в социальном, предметно-пространственном, технологическом и информационном компонентах среды. Любая образовательная среда неизбежно влияет на восприятие, психику, поведение и принятие решений, но только творческая образовательная среда обеспечивает саморазвитие свободной и активной индивидуальности.

Поэтому развитию социального, предметно-пространственного, технологического и информационного компонентов образовательной среды в начальном образовании должно быть уделено особое внимание.

Компоненты развивающей среды начальной школы: социальный, предметно-пространственный, технологический, информационный.

Социальный компонент творческой образовательной среды– это, прежде всего, характер общения субъектов образовательного процесса.

Социальный компонент творческой среды может включать в себя:

- эмоционально насыщенную доброжелательную среду, которая позволит детям считать школу действительно значимым вторым домом, в котором каждый будет иметь свое место, где он будет проявлять положительное личностное отношение к тем, кто в этом доме находится;

-высокий уровень защищенности каждого ребенка от различного рода посягательств на его личность, отсутствие в классе «звезд» и «отверженных»;

-уникальную среду личных и личностных взаимоотношений, возникающую при «встрече» детей с педагогами, обладающих высокой культурой, ведущих нравственный образ жизни.


Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»






ТРЕБОВАНИЯ К СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ В КАБИНЕТЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ










Выполнила:

студентка Ш-41 группы

Зуева Татьяна

Преподаватель: Великановская Л.А.



Ейск, 2024