МБОУ «Корниловская СОШ»
Томского района
Удивительное рядом… Практическая фразеология
Пудова Марина Петровна, учитель русского языка и литературы
Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, постоянные по своему составу, значению и воспроизводимые в речи в качестве готовых и целостных единиц.
Особенность фразеологизмов : в них нельзя произвольно менять слова, их надо помнить, знать в том виде, в каком они установились в языке, и с тем значением, которое закрепилось за ними.
Фразеологизмы
- со структурой предложения (Чему быть, того не миновать. Друг познаётся в беде. Лучше меньше, да лучше.)
- со структурой словосочетания , среди которых выделяются следующие основные лексико-грамматические разряды фразеологизмов :
- именные (темная лошадка) ,
- глагольные (задирать нос) ,
- качественные (кожа да кости) ,
- наречные (засучив рукава) ,
- модальные (как никак) ,
- междометные (ни пуха ни пера!) .
Однозначность и многозначность фразеологизмов
- Однозначные употребляются с одним постоянным значением ( держать хвост трубой – не унывать, держаться уверенно, не робеть).
- Многозначные с несколькими значениями, например, держать ухо востро, т.е.
1) не доверяться кому-либо, быть очень осмотрительным, осторожным;
2) быть настороже, начеку.
Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов
Фразеологические синонимы – это фразеологизмы, имеющие близкие значения: «опытный» – стреляный воробей, травленый волк, тертый калач, собаку съел; «умный» – светлая голова, ума палата, голова на плечах, семи пядей во лбу; «плакать» – лить слёзы, обливаться слезами, ревмя реветь, распускать нюни; «обязательно» – во что бы то ни стало, чего бы это ни стоило, любой ценой, хоть умри, хоть тресни.
Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов
Фразеологические синонимы могут отличаться степенью интенсивности действия, проявления признака : лить слёзы – обливаться слезами – утопать в слезах – выплакать все глаза. Фразеологические синонимы могут отличаться друг от друга стилистической окраской : камня на камне не оставить – книжное , учинить расправу – нейтральное , разделать под орех – разговорное .
Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов
Фразеологические антонимы – фразеологические обороты с противоположными значениями : кот наплакал «мало» – хоть пруд пруди «много», засучив рукава «старательно» – спустя рукава «небрежно», семимильными шагами «быстро» – черепашьим шагом «медленно», душа в душу «дружно» – как кошка с собакой «в постоянной ссоре, вражде».
Синонимия, антонимия, омонимия фразеологизмов
- Фразеологические омонимы – фразеологизмы, одинаковые по составу, но не связанные по смыслу. Например:
- до точки 1 – «точно, досконально, до мельчайших подробностей (знать)»;
- до точки 2 – «до отчаяния, до безвыходности (дойти)».
Происхождение фразеологизмов
- Исконно русские фразеологизмы связаны с историей и культурой России, обычаями и традициями русского народа, многие возникли из пословиц, художественных произведений ( отставной козы барабанщик, дать задний ход, сесть на мель ).
- Заимствованные фразеологизмы попали в русский язык путём заимствования, например, из старославянского языка ( земля обетованная, хлеб насущный ), из латинского ( альма матер – букв. «кормящая мать» об университете).
- Фразеологические кальки – пословный перевод иноязычного фразеологизма, например, время – деньги (англ. Time is money). Большинство фразеологизмов исконно русского происхождения.
Заключение
В научном отношении изучение фразеологии важно для познания самого языка. Фразеологизмы существуют в языке в тесной связи с лексикой, их изучение помогает лучше познать их строение, образование и употребление в речи. Особое значение имеет изучение фразеологии для совершенствования речевого мастерства человека, для повышения речевой культуры.
Задания
1. В каком варианте ответа нет фразеологизма как средства выразительности речи?
1) Они всегда смотрели так, если били кого-то, до кого другим не было никакого дела.
2) Но волосы она обстригла и перекрасила в первую же неделю, а со второй она уже записалась в какие-то секции, и теперь язык не поворачивался назвать её «хрупкой».
3) Школьники смотрели на избиение совершенно спокойно.
4) Больше не ожидалось ничего интересного, и все стали расходиться кто куда.
Задания
2. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) — Вы, девчонки, совсем помешались на Антуане, — рассмеялась Оля Авласович. — Антуан сказал, Антуан посмотрел… Как ненормальные, честное слово, будто на нём свет клином сошёлся!
2) Мама без конца предлагает дочери постричься, чтобы ей было легче и голова выглядела аккуратней, но Тане не хочется.
3) Если снять с волос резинку, то они очень красиво рассыпаются по плечам и блестят.
4) Таня вытащила из ящика письменного стола толстую тетрадь с Ди Каприо на обложке и на первом чистом листе вывела красивыми буквами: «Таня Осокина. 7 „ А”».
Задания
3. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (12) Пашка хочет быть как Циолковский и всегда что-нибудь изобретает.
2) (2) Нельзя же заново изобретать самолёт, если его давно изобрели, или открывать новые страны, если всё уже пройдено вдоль и поперёк!
3) (20) Я выпросил у отца большую конторскую книгу, вывел на обложке…
4) (30) История Тыжи осталась ненаписанной, но в деревне меня теперь зовут не иначе как «Колька-летописец»...
Задания
4. В каком варианте ответа нет фразеологизма?
1) И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
2) Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.
3) Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.
4) Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо.
Задания
5. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Мне никогда до войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки.
2) Разве в мирное время понимает человек, что такое чистые простыни?
3) Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим бельём, и проваливаюсь, как в пух.
4) И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
Задания
6. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.
2) Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу.
3) Книга исчезла между двойными окнами вагона.
4) Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.
Задания
7. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) (8) Прямо перед ней, в простенке между двумя окнами, где стоял сапожный столик и было светлее, возвышался портрет молодой женщины со строгой улыбкой, в городском платье, с чёрным кружевным шарфом.
2) (12) Остановившись на пороге, Динка не могла оторвать глаз от этого портрета.
3) (15) Иоська смолк и вопросительно и насторожённо смотрел на непрошеную гостью.
4) (23) Яков кивнул сыну и, повернувшись к портрету, поднял смычок, прикоснулся к струнам...
Задания
8 . Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли, переписали диктант.
2) Ему казалось, что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт.
3) Я не верила, что диктанты вытащил он, но директор согласился с версией Вани.
4) Голубкин не простил благородства, как не прощал он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки.
Задания
9. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является фразеологизм.
1) Когда ему было лет девять, он часто приходил в зоопарк, где знал, казалось, каждую дырку в деревянном заборе, каждый закоулок между клетками.
2) Однажды он принёс воды, когда медвежонок опрокинул полное ведро, и с тех пор она разрешила Тимофею помогать ей.
3) Он помогает их переводить, ему доверили важное и почти опасное дело, и ни одна контролёрша не посмеет подойти и спросить у него билет, потому что он — с Машей, которую в зоопарке все знали.
4) Он видел всё в розовом свете рядом с этой Машей.
Задания
10. В каком варианте ответа средством выразительности речи является фразеологизм?
1) По поведению росомахи служители зоопарка с первого взгляда поняли, что у неё, наверно, скоро должны родиться детёныши и она ищет место для логова.
2) Особенно волновалась росомаха, когда они подходили к соседней клетке, в которой сидели два злющих волка.
3) Днём волков отгонял служитель.
4) Неизвестно, чем бы кончился этот неравный бой, если бы на шум не прибежал сторож.
Проверь себя!
1.
3
2.
1
3.
2
4.
4
5.
6.
4
4
7.
2
8.
2
9.
4
10.
1
МОЛОДЦЫ!