Игра-тренинг «Европейский городок»
Цель: вырабатывать у подростков положительное отношение друг к другу, развивать навыки взаимодействия в группе, расширение и обогащение позитивного опыта совместной деятельности и форм общения со сверстниками.
Возраст: 9-15 лет
Форма выполнения заданий: выполнения заданий с элементами игр-эстафет в группах под руководством педагога.
Место проведения: спортивная площадка.
Задания
Игра «Ниточка и иголочка». Ведущий говорит: «Сейчас мы отправимся в маленький Европейский городок. Мы необычным способом прибудем туда: при помощи «ниточки и иголочки». Вначале выбираются «иголочки» в двух командах. Затем к «иголочкам» прикрепляются «ниточки». Количество детей в «ниточке» у каждой «иголочки» должно быть одинаково. По команде ведущего начинается движение. Задача участников — не отцепиться друг от друга, иначе «ниточка» порвётся. «Иголочкам» предлагается двигаться, преодолевая различные препятствия. Примерные препятствия (команды): грибы, которые нужно собрать в лукошко; большая гора, которую нужно обойти; самолёт, летящий в небе, на звук которого нужно посмотреть в небо; речка, которую нужно переплыть; ёжик, которого так хочется потрогать, а он колючий; ручеёк, из которого хочется попить воды; пенёк, на который можно присесть — отдохнуть от долгой дороги, и т. п. «Итак, мы прибыли в Европейский городок - поздороваемся с встречающими нас жителями».
«Европейский городок». Все дети стоят в круге. Ведущий говорит: «Сейчас мы будем изображать группу туристов, которая приехала в маленький Европейский городок и хочет поближе узнать местных жителей. Для этого нужно постараться поточнее соблюдать их обычаи: ровно в полдень все приходят на центральную площадь и, услышав удары колокола, приветствуют друг друга разными способами: 1 удар: - каждый трогает правой рукой левое ухо партнера; 2 удар – партнеры берут друг друга за плечи и слегка трясут; 3 удара - соприкасаются спинами. Давайте и мы тоже поприветствуем друг друга этими необычными способами. Каждый постарается поприветствовать каждого». Удары колокола - хлопки.
Игра «Разговор через стекло». Создаются две команды (туристов и местных жителей). Туристы не знают местный язык. Двое желающих (турист и местный житель) только с помощью жестов пытаются о чём-то договориться. Тема сообщается одному из них, а он должен передать эту информацию партнёру как бы стоя перед звуконепроницаемым стеклом. (Темы записаны на карточках, которые находятся в конвертах.) Примерные темы: «Ты очень голоден и пытаешься узнать, где можно поесть, сколько стоит еда», «Ты хочешь узнать, где находится аэропорт и когда улетает самолет» и т. д.
Игра-эстафета «Кто уйдет дальше?» Игроки выстраиваются вдоль линии старта. По сигналу руководителя по очереди идут вперед от линии старта, на каждый шаг громко называя по одному виду спорта. Выигрывает та команда, игроки которой сумеют назвать большее количество видов спорта. Правила игры: игра начинается по команде руководителя, останавливаться или замедлять шаг нельзя, в этом случае участник выбывает. Во время выполнения задания ведущий должен вслух вести подсчет, тем самым определяя темп движения.
Игра-эстафета «Не теряй равновесия» Играющие становятся лицом друг к другу на расстоянии вытянутых рук, сомкнув стопы, и поднимают руки вперед. По сигналу руководителя игроки поочередно ударяют одной или обеими ладонями по ладоням противника. Можно уклоняться от удара, неожиданно разводя руки. Проигрывает тот, кто сдвинется с места хотя бы одной ногой.
Игра «Неуловимый шнур» На землю кладут шнур длиной 2 м. С обеих сторон шнура лицом к лицу к его концам встают по одному соревнующемуся (шнур находится между ступнями игроков). Игроки выполняют движения по указанию руководителя (руки вперед, вверх, на пояс и т.д.). По сигналу «шнур» игроки быстро наклоняются и пытаются выдернуть шнур из-под ног. Выигрывает тот, кому удается это сделать первому. Во время наклона ноги сгибать нельзя.
Упражнение «Пирог с начинкой». В чужой стране надо уметь обратиться с просьбой, необходимо умение её высказать или отказать в её выполнении. Просьба чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание — разным. Участникам команд предлагают описать разные пироги-просьбы, их форму, цвет, вкус. Какое выражение лица появляется у говорящего при каждом описании.
Упражнение «Хвалить или ругать?». Упражнение удобно выполнять стоя, образовав небольшой круг. Первая часть: участники перебрасываются лёгким мячом или воздушным шаром. Тот, кто поймает мяч, должен назвать слово, означающее какое-либо отрицательное качество человека (как бы ругая, критикуя его). Каждый следующий должен повторить то, что было сказано до него, и предложить что-то своё. Участникам предлагают без слов, с помощью мимики и жестов выразить то, что они испытывали бы, если бы всё сказанное относилось к ним. Вторая часть: перебрасываясь мячом, участники говорят слова, означающие положительные качества человека (как бы хваля его). Правила те же: каждый повторяет всё, что было сказано до него, и предлагает своё слово. Позой и жестами выражаются переживания, вызываемые похвалой.
Игра «Земля, вода, воздух, ветер». Детям объясняется игровой смысл четырёх стихий. Если ведущий произносит слово «земля», то ребята должны быстро назвать животных или растения, которые живут или растут на земле. Если он произносит слово «вода», то дети называют представителей животного и растительного мира, обитающих под водой. Если говорит слово «ветер», то дети кружатся. Если произносит слово «воздух», то ребята называют тех живых существ, которые могут обитать в воздухе. Отвечает тот, на кого укажет ведущий или кому передадут игрушку.
Отвечать следует быстро — в течение 5 секунд. Ответы не должны повторяться.
«Театральная азбука»
Игра-тренинг
Цели: изучение и развитие творческих возможностей, освоение импровизации в процессе творческого общения, приобретение нового опыта взаимодействия с партнерами в процессе совместной деятельности.
Возраст: 9-15 лет.
Форма проведения занятия: выполнение заданий с элементами игры под руководством педагога.
Место проведения: спортивная площадка, музыкальный зал.
Подготовительная часть.
Упражнение 1: «Знакомство».
Участники представляются (можно вымышленным именем), рассказывают немного о себе (то, что считают нужным) и своих ожиданиях от игры.
Упражнение 2: «Разминка».
Подростки выполняют легкие упражнения для разогрева тела и снятия мышечных зажимов.
Упражнение 3. «Индивидуальные речевые импровизации»
Каждый участник выходит по очереди на площадку для выполнения речевых импровизаций. Можно рассказать любой отрывок из стихотворения - важно: как рассказать, какие средства выразительности будет использовать подросток.
Часть 1.
Правила игры:
Не бывает плохого партнера
Послушание – если Вам партнер предложил (назначил) определенную роль, то ее нужно выполнять.
В игре нужно постоянно создавать и удерживать конфликт.
В сценках должна быть единая композиция.
Темы сцен должны быть понятными, интересными и острыми.
Нельзя менять персонаж, если нет такого задания. Найденный персонаж нужно удерживать.
В сценках нужно делать, а не показывать.
Упражнение 4: «Парная импровизация – действия телом»
Участники в парах создают пластические персонажи и взаимодействуют друг с другом. Словесное взаимодействие запрещено. ( на тему известных басен или сказок).
Упражнение 5: «Парная импровизация – действия словом»
В парах придумывают сюжет сценки-этюда. При показе этюдов вместо слов используется бессмысленный текст. Остальные участники стараются угадать сюжет этюда.
Часть 2.
Упражнение 6: «Групповая импровизация». Участники по очереди выходят на площадку. Задача первых двух участников задать сюжет этюда. Он должен быть максимально интересен для зрителей. Задача следующих участников либо подстроиться в развивающийся сюжет, либо полностью поменять его (переназначить ситуацию).
Упражнение 7: «Общая игра»
На площадке одновременно действует не более 4 человек. Каждый участник может менять персонажей в процессе одной игры. Задача: вывести кого-либо из участников на монолог, который будет отражать предложенную тему.
Подведение итогов игры: ведущие и участники обмениваются впечатлениями от игры.
3