Консультация для родителей
«Тренируем память у детей по методике Эйдетика»
Эй, дети-ка,
А также их родители,
О методе «Эйдетика»
Услышать не хотите ли?
Эйдетика – это специальная методика, которая поможет малышу с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.
Замечали, что просмотренный с интересом фильм или мультик малыш пересказывает взахлеб, подробно цитирует наизусть сложные фразы, а коротенький стишок к утреннику в детском саду не может запомнить уже несколько дней. И уже через пару недель этот стих ребенок забывает, а события того может помнить в деталях. Почему? Маленькие детки воспринимают мир образами. Их правое полушарие мозга, ответственное за интуицию и воображение, развито сильнее (до 7 лет). Левое полушарие, отвечающее за обработку речевой информации, логику, созреет только к 12-13 годам.
Чем же может помочь эйдетика? Помните, как легко мы запоминали шуточные определения типа: «Биссектриса — это такая крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам». А все цвета радуги помним всю жизнь по нехитрой прибаутке «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»? Дело все в том, что, проговаривая эти стихи, мы явно представляем себе крысу, бегущую в угол, и «радужного» фазана. На этом же принципе построен метод эйдетики: образ, доступный воображению + положительные эмоции. В результате в памяти надолго сохраняется яркий «файлик» с нужной информацией. Примечательно, что именно так работает память дошколенка. Только в первые пять лет он запоминает массу самых необходимых для жизни вещей, и при этом ни капельки себя не утруждает! А все потому, что малышу необычайно интересно все, что происходит вокруг. Играя, он подключает зрение, слух, обоняние, движение и все те же положительные эмоции. Этот «набор инструментов» для запоминания способствует правильному запоминанию надолго. Это похоже на езду на велосипеде: стоит запомнить самые важные движения, и они «всплывут», даже если не пользоваться двухколесным «конем» долгое время. Давайте представлять и запоминать!
Нужна ли нам эйдетика?
Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять, как у вашего ребенка обстоят дела с запоминанием. Для этого можно провести простой тест, по результатам которого будет легко сказать, насколько у ребенка развита концентрация, а также слуховая, зрительная и двигательная память.
Медленно проговорите 5-10 (в зависимости от возраста) слов, покажите 5-10 картинок и сделайте 5-10 движений. Все это ребенок должен повторить. Ребенок справился с заданием только наполовину? Скорее всего, он просто не знает, как запомнить, а ведь такая способность будет ему необходима в школе, в институте, на работе. Если природных способностей запомнить массив информации ребенку не будет хватать, он заменит их простой зубрежкой. Но ведь знаний и умений от этого не прибавится. К тому же количество детей, которые активно используют свое воображение и память, неуклонно уменьшается. Эйдетика предлагает простые и интересные для малыша методики развития памяти, которые помимо того, что эффективны, еще и не дадут непоседливым мальчишкам и девчонкам скучать. Ведь они активизируют все пути поступления к ребенку информации: аудиальный, визуальный и кинестетический. Как это работает? Например, аудиальный путь – методика по запоминанию слов. Ребенку даются слова: ресницы, гусь, море, стул и велосипед из которых нужно составить необычный рассказ. Оригинальность истории состоит в том, что слова в ней должны быть поданы в строго определенном порядке, следуя друг за другом. Если ребенок самостоятельно придумает пусть даже самую фантастическую историю с использованием этих слов, то она наверняка ему отлично запомнится. Только представьте: «Хлопая ресницами, гусь стоял и глядел на море, по которому проплывал стул, а на берегу, выброшенный волной, лежал велосипед». Удивительная картина, правда? Такое точно будет сложно забыть.
К кинестетическому пути запоминания относится, известная многим родителям игра «Что изменилось». Поставьте на стол несколько предметов, среди которых будут шарики, кубики, раскрытая книжка, карандаш и кукла. Попросите ребенка назвать каждую вещь и постараться запомнить их всех. После этого переставьте предметы или уберите один из них, и пусть малыш расскажет, что изменилось. Более сложная задача: поменяйте местами предметы и накройте их тонкой простыней или пеленкой. Задача малыша – угадать, где какой предмет находится по их очертанию. Чтобы запомнить, что было на столе можно обратиться к методу рассказа, ведь фантазия ребенка не знает границ, нужно только дать ему возможность ее использовать. Визуальный путь -запоминаем картинки и образы. Тут необходимо научить малыша превращать задуманное или увиденное в рассказ. Приготовьте карточки с изображением животных, предметов обихода, природы. К каждым 5-10 картинкам нужно придумать рассказ на тему спорта, учебы, дружбы или путешествий. Дети гораздо лучше запоминают то, что нарисовано. Поэтому так часто метод ассоциативного рисунка используется при заучивании стихотворений. Конечно, слушать стихи любят все дети, а вот повторить правильно строчка за строчкой удается не каждому. И даже горя желанием выступить на утреннике в детском саду, многие малыши просто не в состоянии выучить четверостишие, запомнить его на несколько дней, а потом выйти и рассказать без запинки и подсказок. Слова не запоминаются, строчки путаются, и неудача на долгое время лишает ребенка желания выступать. Проблема решается просто – стихотворение нужно нарисовать! Это последовательно и понятно. Какие-то слова изобразить не получится, но это и не страшно. Глядя на рисунок, кроха сможет повторить стихотворение, а когда сделает это, к примеру, раз пять, оно четко останется у него в памяти.
Система эйдетики – это игра, благодаря которой ребенок быстро и легко запоминает слова, числа, стихи, а позже – даты, сложные определения, иностранные языки. Процесс запоминания проходит без зазубривания, стресса, взяв за основу ассоциации и запоминающиеся особенности предметов.
Развитие памяти и внимания поможет ребенку быстро выучить буквы и слоги, складывать из них слова и запоминать их. А используя способ ассоциаций, малыш развивает способность находить оригинальные решения и генерировать креативные идеи.
Важно постоянно возвращаться к этому процессу: гуляя, обращать внимание, что дерево похоже на семерку, облако – на лошадь, в окошке спряталась четверка, а лужа, оставшаяся после дождя, похожа на глаз.
Знаем буквы в лицо!
Именно так, оживляя жителей страны Алфавит, лучше всего осваивать буквы! Вы можете вместе с малышом придумать биографию буквы, нарисовать ее портрет (а может быть, даже шарж). Так, буква А вполне может представиться малышу как долька арбуза или худеньким вратарем футбольной команды. Вот эта забавная буква встала на воротах, расставив тонкие ножки и скрестив перед собой ручки. Конечно, она не пропустит ни одного мяча! Буква Б может превратиться в воображении малыша в толстенького господина в плоской панаме. Он то и дело поглаживает свой кругленький животик и напевает «бу-бу-бу», или в виде открытой булавки. Буква В напомнит дошколенку ароматную булочку-плетенку с яблочной начинкой — вот так вкусная буква! Буква Г — гусеница. А дальше? Ну, а дальше маме пусть помогает ее фантазия! Хорошо, если вы сможете и малыша подключить к сказочному придумыванию образов. Тогда все буквы алфавита он запомнит легко, быстро и навсегда. Самое главное, чтобы малыш живо представил себе каждую буковку, зафиксировал ее в своем воображении, почувствовал ее настроение, характер. Здорово, если у придуманной жительницы страны Азбуки будет свой цвет, неповторимый запах, а может, и звук? А как лучше запоминать написание букв, жительниц Азбуки?
Эйдетика поделится своими секретами. Пусть ваш малыш попробует пальчиком нарисовать каждую из букв на приятной для него на ощупь поверхности. Можно взять кусочек мягкой шерсти, которая «мурлычет», или лоскуток прохладного шелка, или теплый на мех. После столь приятного упражнения ваш малыш непременно напишет букву или цифру правильно – уже ручкой или карандашом.
Стихи, скороговорки, да и просто адрес малышу быстро запомнить удается не всегда. Давайте еще раз воспользуемся нашим всесильным воображением. Попробуем с первого прочтения запомнить (вместе с малышом) 10 слов: шкаф, конь, шляпа, люк, облако, гнездо, футболист, чайник, карандаши, крылья. Не получается? Тогда прочтите все эти слова своему малышу. Но при этом снова сочините для него смешную историю. Да - да, снова, мультфильм. И не просите его запоминать, а просто все представить.
1. Шкаф — лучше представить хорошо знакомый шкафчик из детской комнаты.
2. Облако —вот шкафчик раскрылся, а из него выплыло белое облачко.
3. Гнездо — на том облаке лежало большое гнездо аиста.
4. Конь — в этом гнезде уютно лежат – отдыхал розовый конь
5. Шляпа — конь, конечно же, любит примерять шляпы; синяя ему понравилась, и он оставил ее на голове.
6. Люк — и вдруг в этой шляпе открылся люк.
7.Футболист — из люка выпрыгнул футболист.
8. Чайник — он играет в футбол большим красным чайником.
9. Крылья —ну, а у чайника выросли крылья, как у быстрого самолета.
10. Карандаши — чайник с крыльями зачем-то начал поливать водой карандаши; наверное, он хотел, чтобы они подросли.
И вновь попросите детку воспроизвести слова. Малыш наверняка назовет все десять. Но даже если он ошибется, помогите ему – как голос «за кадром» из мультика.
Уверена, у вас все получится!