СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Третий период войны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Третий период войны»

Школа: МКОУ «Курбакинская средняя общеобразовательная школа Железногорского района Курской области»

Учитель: Солодилова Алевтина Николаевна

Учебный предмет: история.

Класс: 10.

Сценарный план урока.

Тема: Третий период войны. Победа СССР в Великой Отечественной войне. Окончание Второй мировой войны

Цель: сформировать представление учащихся о заключительном этапе Второй мировой войны.

Планируемые результаты:

предметные: формирование представления о значении основных операций Советской Армии в 1944г.; освободительном характере европейского похода Советской Армии; роли СССР в разгроме вооруженных сил Японии; значении Крымской и Потсдамской конференций; историческом значении победы советского народа в Великой Отечественной войне;

личностные: формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в современном мире; воспитание чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
Метапредметные: владение коммуникативной деятельностью, способность работать с информацией, представленной в разном виде и разнообразной форме; освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; умение строить совместную деятельность в соответствии с учебной задачей и культурой коллективного труда.

Оборудование: компьютер, фрагмент из документального фильма «Великая Отечественная», презентация, карта «Великая Отечественная война», слайд-шоу к песне «Слава народу», фрагмент обращения В.В. Путина к Федеральному собранию, атласы по истории России

Тип урока: комбинированный

Ход урока:

I . Организация учащихся на работу.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке мы повторим изученный материал, посвященный Великой Отечественной войне. Для этого будем работать в группах.

II. Актуализация знаний учащихся (работа в группах(Слайд1)

Ребята, для того чтобы систематизировать сведения об основных, изученных вами операциях Великой Отечественной войны, каждая группа по пяти представленным в задании признакам должна определить боевую операцию, указать ее хронологические рамки и историческое значение.

1 группа

Военный парад 7 ноября 1941 года;

Операция «Тайфун»;

Герои–панфиловцы;

Назначение Г.К. Жукова командующим Западным фронтом;

5 декабря 1941 года – начало контрнаступления Советской Армии

(Битва под Москвой)

2 группа

Начало коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны;

Операция «Уран»;

19 ноября 1942 года – начало контрнаступления Советской Армии;

2 февраля 1943 года капитуляция 6-й немецкой армии фельдмаршала Паулюса;

Бои за Мамаев курган

( Сталинградская битва)

3 группа 

Операция «Цитадель»;

Завершение коренного перелома в ходе войны;

Танковое сражение под Прохоровкой;

Первый салют в честь освобождения Орла и Белгорода;

5 июля 1943 года

(Курская битва)

4 группа

Дневник Тани Савичевой;

«Дорога жизни»;

900 дней;

6-ая симфония Д. Шостаковича;

(Блокада Ленинграда)

III.Определение обучающимися темы и цели урока

-Назовите хронологические рамки событий, о которых мы говорили(1941-1943).

-Назовите хронологические рамки Великой Отечественной войны.(1941-1945)

-Как выдумаете, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?( Изучать события 1944-1945гг.)

-Сегодня на уроке будем изучать события заключительного этапа не только Великой Отечественной войны, но и Второй мировой войны. Познакомьтесь, пожалуйста, с планом урока (Слайды 2-3)

IV. Изучение нового материала.

План:

  1. Военно-стратегическая обстановка к началу 1944 года.

  2. Крымская (Ялтинская) конференция.

  3. Освобождение Европы от фашизма.

  4. Берлинская (Потсдамская) конференция.

  5. Вступление СССР в войну с Японией.

  6. Итоги Второй мировой войны.

  7. СССР-главная сила, победившая фашизм.




1. Рассказ учителя (слайд4)

- К началу 1944 г. Германия понесла значительные потери, но по-прежнему была сильным противником. Почти 2/3 своих дивизий (до 5 млн. человек) она держала на советско-германском фронте. Здесь же были сосредоточены почти 75% ее танков и САУ (5,4 тыс.), орудий и минометов (54,6 тыс.), самолетов (более 3 тыс.). Тем не менее, понеся тяжелое поражение в 1943 г., германская армия перешла к стратегической обороне.

Ценой героических усилий всего советского народа к этому времени было обеспечено превосходство Красной армии не только в численном составе (6,3 млн. человек), но и в самолетах (10,2 тыс.), орудиях и минометах (до 96 тыс.). Лишь по числу танков и САУ силы сторон были примерно равны (в наших войсках их было около 5,3 тыс.).

Советские военные предприятия к этому времени выпускали танков в 8 раз, орудий в 6 раз, минометов в 8 раз, самолетов в 4 раза больше, чем до войны.

Стремясь закрепить военный успех, Ставка Верховного главнокомандования приказала в 1944 г. обеспечить окончательный разгром немецкой армии и освобождение территории СССР. Начались одна за одной наступательные операции Советских войск. Они получили название «Десять Сталинских ударов».

2. Фрагмент из документального фильма «Великая Отечественная»

-О каком событии шла речь? Когда оно произошло?

  • Январь 1944 г. Снята блокада Ленинграда.




Работая с презентацией и картой , заранее подготовленный ученик рассказывает о наступательных операциях( Слайд5)

  • Февраль –март. Корсунь - Шевченковская наступательная операция ( освобождена практически вся правобережная Украина. К.А. вышла к границам Румынии)

  • Апрель – май. Освобождены Одесса, Керчь. Севастополь и весь Крым

  • Июнь. Нанесён удар на Карельском перешейке, в районе Ладожского и Онежского озёр (освобожден Выборг, Финляндия прекратила военные действия на стороне Германии)

  • 23 июня – 29 августа. Белорусская наступательная операция«Багратион (Немцы попали в котел под Витебском, Бобруйском , Могилевом, Оршей. В окружении 30 дивизий. Освобождены: Белоруссия, часть Литвы и Польши)

  • Июль – август. Львовско – Сандомирская операция ( освобожден Львов)

  • Август. Ясско – Кишинёвская операция (освобождены Кишинев и

  • Бухарест, уничтожены 22 дивизии. Румыния и Болгария выступили против Германии)

  • Сентябрь – октябрь. Операция в Прибалтике (уничтожены 38 дивизий. Освобождены Эстония и Латвия)

  • Октябрь – декабрь. Наступательные операции между Тиссой и Дунаем

  • Ноябрь – декабрь. Военная операция на Карельском фронте (освобождены Заполярье и северные районы Норвегии)

(Слайд 6)

Итоги: В итоге десяти ударов советских войск были разбиты и выведены из строя 120 дивизий противника. В 1944 году почти вся территория СССР была освобождена от захватчиков, и военные действия были перенесены на территорию Германии и её союзников. Успехи советских войск в 1944 году предрешили окончательный разгром нацистской Германии в 1945 году.

3. Самостоятельная работа в группах (Слайд 7. По ходу ответов представителей групп демонстрируются слайды с 8 по 12. При выполнении заданий учащиеся пользуются атласами)

1 группа.

Задание

Работа с текстом учебника

Крымская (Ялтинская) конференция: дата, участники, главные вопросы и цели этой конференции.

(4-11 февраля в Крыму под Ялтой состоялась вторая встреча личная встреча лидеров антигитлеровской коалиции И. В. Сталина, Ф. Рузвельта и У. Черчилля).

2 группа

Работа с текстом учебника

Задание

Освобождение Европы от фашизма (5 операций): название операции, дата, что взяли.

(1). Восточно-Прусская (апрель1945 года)

  • Первая территория куда вступила Красная Армия

  • Главная крепость Кенигсберг (взят 11.04.1945)

  • Много жертв

2). Висло-Одерская (январь 1945)

  • освобождение Польши, при котором погибло около 3,5 млн человек.

  • После этого Красная Армия вступила на территорию Германии.

3)Восточно- Померанская Операция (октябрь 1944-апрель 1945)

  • Освобождение части Германии и Венгрии

4)Берлинская Операция (16.04.-02.05. 1945 года) ( Рассказывает заранее подготовленный учащийся)

Осуществляли взятие Берлина 3 фронта:

1 Белорусский под командованием Жукова

2Белорусский под командованием Рокоссовского

1 Украинский под командованием Конева

Участвовало около 3 млн. советских солдат, 8 тыс. танков, 8 тыс. самолетов, 52 тыс. орудий.

Немцы возвели на подступах к Берлину мощнейшие оборонительные рубежи. Проведя разведку боем , 16.04. советские войска начали наступление и заняли Зееловские высоты. На подступах к Берлину были установлены мощные прожектора – эффект ослепления противника.

20.04. был дан первый залп по городу из дальнобойных орудий.

24.04. 300тысячная группировка противника была окружена в районе Берлина

25.04. встреча союзников на Эльбе (Торгау)

21.04. начинаются бои в городе

30.04. советские войска начинают штурм рейхстага

В ночь на 1 мая над Рейхстагом водружено Красное знамя (Егоров и Кантария) , рейхстаг капитулировал.

2 мая Берлинский гарнизон капитулировал.

8 мая операции на территории Германии завершены.

В ночь с 8 на 9мая в южной части Берлина подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии. Со стороны Германии акт подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны СССР – маршал Жуков.

5)Пражская Операция 9-10 мая 1945 г.

  • Капитуляция остатков немецкой армии в Чехословакии.

  • Война против фашизма закончилась. 24 июня – Парад Победы на Красной Площади.

Учитель: 30 апреля 1945 г. в окружённом советскими войсками Берлине Гитлер вместе со своей женой Евой Браун покончил жизнь самоубийством, предварительно умертвив любимую собаку Блонди. В советской историографии утвердилась точка зрения, что Гитлер принял яд (цианистый калий, как и большинство покончивших с собой нацистов), однако, по свидетельствам очевидцев, он застрелился. Существует также версия, согласно которой Гитлер, взяв в рот и раскусив ампулу с ядом, одновременно выстрелил в себя из пистолета (применив, таким образом, оба орудия смерти).

3 группа

Работа с текстом учебника

Задание

Потсдамская Конференция: дата, участники, главные вопросы и цели этой конференции.

– Кто принимал участие в конференции?(Сталин, Трумэн (США), Черчилль, затем Эттли (Великобритания)- лидеры держав-победительниц)

– Почему СССР взял на себя обязательство начать войну с Японией после победы над Германией? (Обязательство, принятое на конференции в Тегеране, необходимость разгрома агрессора на Востоке. Япония не решилась вступить в войну против СССР, но 144 раза нарушила границу СССР)

– Какие территориальные изменения произошли в мире согласно решениям конференций в Ялте и Потсдаме?(Признана довоенная граница СССР, СССР получал Кенигсберг, Польша восточную часть Пруссии)

Как решался германский вопрос?

Единая Германия, поделенная на зоны оккупации:

Демилитаризация (разоружение)

Денацификация (ликвидация остатков фашистского режима)

Репарации (возмещение ущерба)

Репатриации (возвращение военнопленных и перемещенных лиц)

Суд над нацистскими преступниками – Нюрнберг

4 группа

Работа с текстом учебника

Вступление СССР в войну с Японией.

Разгром Германии не означал окончания Второй мировой войны. Она продолжалась на Дальнем Востоке, где США, Англия и Китай вели войну с Японией.

6 августа атомная бомбардировка японских городов Хиросима и Нагасаки.

Выполняя союзнические обязательства, СССР 8 августа объявил войну Японии, после чего нанес сокрушительный удар по миллионной японской Квантунской армии, расположенной в Маньчжурии. Всего за две недели Советская армия под командованием маршала А. М. Василевского разгромила основные силы японцев и заняла не только Харбин и Мукден в Северо-Восточном Китае, но и Порт-Артур и Дальний (на Ляодунском полуострове), а также Пхеньян. В ходе десантных операций были освобождены Южный Сахалин и Курильские острова.

2 сентября 1945 г. японская делегация на борту американского линкора «Миссури» в Токийском заливе подписала акт о безоговорочной капитуляции Вторая мировая война завершилась полным поражением и капитуляцией тех, кто ее развязал.

6.Рассказ учителя об уроках и итогах войны.

  • Вторая мировая война унесла 60 млн жизней.

  • Материальный ущерб в 12 раз превысил ущерб первой мировой войны

  • В войну было втянуто 80% населения

Военные итоги

Политические итоги

Разгром фашистской Германии и милитаристской Японии

Сохранение свободы и независимости СССР

Освобождение стран Европы

Крушение диктаторских режимов

Рост авторитета СССР

Опыт взаимодействия разных стран перед общей угрозой




7.Задание учащимся : определить причины победы СССР в Великой Отечественной войне (После ответов учащихся, демонстрируется слайд13 с целью уточнения ответа на вопрос)

– Героизм и сплоченность народа.

– Окрепшая в войне сила Красной Армии, выросшее военное искусство полководцев.

– Единство фронта и тыла

- Чувство патриотизма, сплочение всех национальностей.

– Героическая борьба партизанских соединений и подполья.

–Жесткоцентрализованная экономика СССР.

– Создание антигитлеровской коалиции, открытие второго фронта.

IV. Закрепление изученного материала.

-Докажите, что Советский Союз внес решающий вклад в разгром Германии.

Выслушать и дополнить ответы учащихся.

Главная заслуга в победе над фашизмом принадлежит СССР

  1. Самое большое количество немецко-фашистских войск было сосредоточено на территории СССР ( от 190 до 270 дивизий одновременно) а против союзников, например в Африке 9-20 дивизий

  2. Потери Германии - 72% живой силы и 75% техники на советско-германском фронте

  3. По протяженности советско-германский фронт самый большой от 3 до 6 тыс км

  4. СССР за всю войну разгромил 607 немецких дивизий, а англичане и американцы 146

  5. Самые масштабные битвы Второй Мировой Война на советско-германском фронте – Сталинградская, Курская, за Москву

  6. Полностью или частично СССР освободил от фашизма 10 стран

  7. Капитуляцию Германии принимал Жуков, а не союзники

  8. Самые большие потери в войне – потери СССР

–Но, к сожалению, в канун 74-летия Победы в современном мире есть силы, которые хотят переписать историю и очернить нашу Победу. Они обвиняют современную Россию в развязывании войны на Украине, вводят санкции и создают у наших границ напряженную ситуацию. Вот что поэтому поводу сказал наш президент В.В.Путин. Послушайте фрагмент из обращения В.В. Путина к Федеральному собранию.

-Какой же ответ нашим недругам прозвучал в речи президента?

Работа с документом учебника «Из речи И.В.Сталина на приеме в честь командиров Красной Армии. 24 мая 1945г.»

-Историки продолжают дискутировать по вопросу об источниках победы СССР в Великой Отечественной войне. Какие аргументы дает речь Сталина, произнесенная 24мая 1945г? (Главным источником победы И.Сталин называет русский народ.)

Учитель: Наша страна всегда была многонациональной и нельзя говорить о заслугах лишь русского народа, а нужно говорить о заслугах всего советского народа. Победа многонационального советского народа в самой кровавой и жестокой войне в истории человечества стала звездным часом для нашей страны в XX веке. Подвиг победителей никогда не будет забыт. В этом году мы празднуем 70-летие Победы. И, я думаю, что каждый из нас гордится тем, что является гражданином такой великой страны .

Демонстрация слайд-шоу к песне «Слава народу»

V. Домашнее задание:

Закончить заполнение хронологической таблицы.

Подготовиться к контрольной работе по теме «Великая Отечественная война»