СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Трудное поведение приемного ребенка. Причины детского воровства, лжи, вредных привычек и способы борьбы с ними

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация  для  приемных родителей о  видах трудного  поведения  приемного ребенка и  способах брьбы  с ними

Просмотр содержимого документа
«Трудное поведение приемного ребенка. Причины детского воровства, лжи, вредных привычек и способы борьбы с ними»

«Трудное» поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным поведением ребёнка»

«Трудное» поведение приёмного ребёнка, навыки управления «трудным поведением ребёнка»

 Трудное поведение ребенка - это поведение, с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться и трудно его исправить.

Трудное поведение ребенка - это поведение, с которым нам, взрослым, трудно. Трудно с ним смириться и трудно его исправить.

 Один из самых распространенных типов трудного поведения — детское воровство.  Воровство -«сознательное присвоение чужого».

Один из самых распространенных типов трудного поведения — детское воровство.

Воровство -«сознательное присвоение чужого».

Причины детского воровства У ребенка может быть не сформировано представление о собственности .  Ребенок, который жил в детском доме, может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. У него может не быть опыта обладания своими собственными вещами, а значит, и привычки уважать чужую собственность.

Причины детского воровства

  • У ребенка может быть не сформировано представление о собственности .

Ребенок, который жил в детском доме, может ничего не знать о назначении денег, о том, что они имеют определенную ценность, что их количество ограничено, что они кому-то принадлежат. У него может не быть опыта обладания своими собственными вещами, а значит, и привычки уважать чужую собственность.

 2. Воровство может быть просто привычкой, возможно, ребенка учили этому и хвалили, когда он приносил деньги и вещи старшим. Попав в новую семью, он старается понравиться всеми доступными ему способами, в том числе и таким.

2. Воровство может быть просто привычкой, возможно, ребенка учили этому и хвалили, когда он приносил деньги и вещи старшим. Попав в новую семью, он старается понравиться всеми доступными ему способами, в том числе и таким.

3. Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (дисков с музыкой и фильмами, билетов на  рок-концерт), ограничивают карманные деньги .  Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников. Ему кажется, что с ним не считаются, не доверяют ему, «держат за маленького», который сам не может принимать решения (например, о том, как именно ему стоит одеваться).
  • 3. Нередко воруют дети, родители которых уверены, что они лучше знают, «что ему в действительности нужно», и без достаточных оснований отказывают в покупке модной одежды, предметов увлечения (дисков с музыкой и фильмами, билетов на рок-концерт), ограничивают карманные деньги .

Это заставляет ребенка чувствовать себя «белой вороной» среди сверстников. Ему кажется, что с ним не считаются, не доверяют ему, «держат за маленького», который сам не может принимать решения (например, о том, как именно ему стоит одеваться).

 4 . Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников , которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости, игрушки, интересные предметы. Это особенно характерно для детей, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания, другой национальности. В положение изгоя легко может попасть новенький в классе, особенно если ребенок нервничает, ведет себя неуверенно.

4 . Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников , которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости, игрушки, интересные предметы. Это особенно характерно для детей, которых детский коллектив отторгает из-за физических или других недостатков: полноты, маленького роста, заикания, другой национальности. В положение изгоя легко может попасть новенький в классе, особенно если ребенок нервничает, ведет себя неуверенно.

 5. Бывает, что дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей , особенно если взрослые очень болезненно воспринимают воровство. Деньги или купленные на них сладости ребенок может воспринимать как символическое замещение родительской любви. Часто такое происходит в периоды, когда родители из-за усталости или в результате длительного конфликта с ребенком мало его хвалят, редко выражают симпатию, предъявляя только требования и претензии.

5. Бывает, что дети воруют, чтобы привлечь внимание родителей , особенно если взрослые очень болезненно воспринимают воровство. Деньги или купленные на них сладости ребенок может воспринимать как символическое замещение родительской любви. Часто такое происходит в периоды, когда родители из-за усталости или в результате длительного конфликта с ребенком мало его хвалят, редко выражают симпатию, предъявляя только требования и претензии.

 6. Иногда дети своим трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье . Например, родители в ссоре. Они почти не общаются между собой, в доме напряженная атмосфера. Но вот ребенок украл - и папа с мамой вместе принимают меры, обсуждают случившееся снова, как раньше, часами сидят на кухне и разговаривают. Ребенок боится развала семьи гораздо больше, чем наказания, и может пытаться таким образом «объединить» родителей.

6. Иногда дети своим трудным поведением, в частности воровством, пытаются воздействовать на ситуацию в семье . Например, родители в ссоре. Они почти не общаются между собой, в доме напряженная атмосфера. Но вот ребенок украл - и папа с мамой вместе принимают меры, обсуждают случившееся снова, как раньше, часами сидят на кухне и разговаривают. Ребенок боится развала семьи гораздо больше, чем наказания, и может пытаться таким образом «объединить» родителей.

 7. Приемный ребенок, особенно в период адаптации, постоянно чувствует тревогу и страх, что его могут отдать обратно. Иногда это чувство настолько тягостно, что ребенок начинает провоцировать приемных родителей по принципу «брось, а то уронишь». При этом дети обычно очень точно определяют самые «уязвимые места» взрослых, и если детское воровство - очень болезненная для родителей тема, то именно его ребенок и будет использовать для проверки серьезности их намерений.

7. Приемный ребенок, особенно в период адаптации, постоянно чувствует тревогу и страх, что его могут отдать обратно. Иногда это чувство настолько тягостно, что ребенок начинает провоцировать приемных родителей по принципу «брось, а то уронишь». При этом дети обычно очень точно определяют самые «уязвимые места» взрослых, и если детское воровство - очень болезненная для родителей тема, то именно его ребенок и будет использовать для проверки серьезности их намерений.

 8. Встречается навязчивое воровство невротического характера , связанное с постоянно высоким уровнем тревоги. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, они крадут какую-то вещицу в магазине, хотя при желании могли бы купить весь этот магазин целиком. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем сменяются расслаблением и эйфорией. Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью, воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

8. Встречается навязчивое воровство невротического характера , связанное с постоянно высоким уровнем тревоги. Этим синдромом порой страдают очень состоятельные люди, они крадут какую-то вещицу в магазине, хотя при желании могли бы купить весь этот магазин целиком. В момент кражи человек испытывает острые ощущения, бурю эмоций, которые затем сменяются расслаблением и эйфорией. Здесь мы имеем дело с психологической зависимостью, воровство этого типа может встречаться у детей, переживших психологическую травму, неуверенных в своем нынешнем положении, испытывающих страх перед будущим, имеющих низкую самооценку и не получающих достаточной эмоциональной поддержки.

 9 . Воровство может служить для ребенка способом сохранить верность своим кровным родителям, особенно если единственное, что ему известно о маме - что она сидела за кражу. Такое поведение более вероятно, если допускаются негативные высказывания в их адрес, подчеркивают, что ребенок благодаря воспитанию в новой семье теперь будет «не  таким», как его кровные родители. В подобных случаях у ребенка не остается другого способа сохранить связь со своими родными, кроме как походить на них в том единственном, что он о них знает.

9 . Воровство может служить для ребенка способом сохранить верность своим кровным родителям, особенно если единственное, что ему известно о маме - что она сидела за кражу. Такое поведение более вероятно, если допускаются негативные высказывания в их адрес, подчеркивают, что ребенок благодаря воспитанию в новой семье теперь будет «не таким», как его кровные родители. В подобных случаях у ребенка не остается другого способа сохранить связь со своими родными, кроме как походить на них в том единственном, что он о них знает.

 10. Ребенок может воровать от безвыходности : если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью. Возможно, его отношения с приемными родителями еще не таковы, чтобы он мог обратиться к ним за помощью.

10. Ребенок может воровать от безвыходности : если у него вымогают деньги путем угроз или он страдает наркозависимостью. Возможно, его отношения с приемными родителями еще не таковы, чтобы он мог обратиться к ним за помощью.

 11. Порой детское воровство вызвано очень острым желанием обладания чем-то , которое охватывает ребенка и которое бывает непонятно взрослым. Это очень важный жизненный опыт. Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя. Без такого опыта невозможно формирование совести.

11. Порой детское воровство вызвано очень острым желанием обладания чем-то , которое охватывает ребенка и которое бывает непонятно взрослым. Это очень важный жизненный опыт. Когда ребенок крадет, уступив соблазну, он хочет узнать границы дозволенного, получить новый опыт, узнать, каково это, когда ты сделал то, что нельзя. Без такого опыта невозможно формирование совести.

 Вывод: Названные ситуации, кроме последней, не имеют никакого отношения к воровству как таковому. Ни в одной из них ребенок не хочет «сознательно присвоить чужое». Его цели совсем иные: любовь, покой, безопасность, успешность и т.д.

Вывод:

  • Названные ситуации, кроме последней, не имеют никакого отношения к воровству как таковому. Ни в одной из них ребенок не хочет «сознательно присвоить чужое». Его цели совсем иные: любовь, покой, безопасность, успешность и т.д.
Что делать родителям?  Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразить свою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужой собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах.
  • Что делать родителям?

Необходимо помнить, что ребенок свое поведение строит по примеру взрослого. Поэтому родителям в ходе беседы с ребенком важно выразить свою уверенность (не требовать обещаний, не угрожать, а именно выразить твердую уверенность), что в будущем ребенок научится справляться с соблазном взять чужое. Своим собственным поведением необходимо выражать уважение к чужой собственности, в том числе к вещам самого ребенка, спрашивать разрешения, не рыться в его вещах.

 Что делать, если ребенок лжет?  1.Маленькие дети обычно врут так, что это сразу легко заметить. Чаще всего причина вранья в том, что ребенку надо привлечь к себе внимание взрослых. Кроме того, у некоторых детей часто бывает очень богатое воображение и им необходимо просто пофантазировать время от времени.

Что делать, если ребенок лжет?

1.Маленькие дети обычно врут так, что это сразу легко заметить. Чаще всего причина вранья в том, что ребенку надо привлечь к себе внимание взрослых. Кроме того, у некоторых детей часто бывает очень богатое воображение и им необходимо просто пофантазировать время от времени.

 2. Если дети лгут чтобы скрыть какой-нибудь свой неблаговидный поступок? Главное – не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Любая ситуация, даже такая неприятная, как детская ложь – это счастливая возможность еще раз проговорить вслух правила, существующие в вашем доме относительно норм поведения (или установить таковые, если это еще не было сделано).  Что делать? Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отношении к происшедшему. Поговорите о тех неприятных для ребенка последствиях, к которым может приводить ложь. Будет полезно, если вы расскажете соответствующий случай из своего собственного детства или прочтете вместе какую-нибудь нужную сказку.

2. Если дети лгут чтобы скрыть какой-нибудь свой неблаговидный поступок? Главное – не творить скорую расправу и не делать поспешных выводов. Любая ситуация, даже такая неприятная, как детская ложь – это счастливая возможность еще раз проговорить вслух правила, существующие в вашем доме относительно норм поведения (или установить таковые, если это еще не было сделано).

Что делать? Выслушайте ребенка внимательно, поразмышляйте наедине о скрытых причинах лжи. Найдите подходящий момент для доверительного разговора и скажите ему о своем отношении к происшедшему. Поговорите о тех неприятных для ребенка последствиях, к которым может приводить ложь. Будет полезно, если вы расскажете соответствующий случай из своего собственного детства или прочтете вместе какую-нибудь нужную сказку.

 3.Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: вы рассердитесь или расстроитесь. Поэтому всегда важно помнить, что ни в коем случае нельзя наказывать детей за правду! Надо быть готовым выслушать любую правду, какой бы горькой она не была. Часто родители не осознают, что они сами учат детей лгать, когда это выгодно. В большинстве случаев это касается мелочей, таких как просьба ответить на телефонный звонок и сказать, что родителя нет дома, и т. д. Но для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не лжет ни при каких обстоятельствах.

3.Иногда дети лгут, потому что, по их мнению, сказать правду нельзя: вы рассердитесь или расстроитесь. Поэтому всегда важно помнить, что ни в коем случае нельзя наказывать детей за правду! Надо быть готовым выслушать любую правду, какой бы горькой она не была. Часто родители не осознают, что они сами учат детей лгать, когда это выгодно. В большинстве случаев это касается мелочей, таких как просьба ответить на телефонный звонок и сказать, что родителя нет дома, и т. д. Но для ребенка принципиально важным является осознание того, что родитель не лжет ни при каких обстоятельствах.

 Ещё одним видом трудного поведения ребёнка являются «вредные привычки», например табакокурение. Рекомендации родителям по успешной профилактике табакокурения среди детей и подростков  1. Табакокурение – это проблема? Конечно, проблема, с этим никто не спорит! «Покуривает – плохо, конечно, но, слава богу, не пьет и не колется. Курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер… Беседу, конечно, надо провести, поругать…». В действительности же от нашего отношения очень многое зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема.

Ещё одним видом трудного поведения ребёнка являются «вредные привычки», например табакокурение.

Рекомендации родителям по успешной профилактике табакокурения среди детей и подростков

1. Табакокурение – это проблема?

  • Конечно, проблема, с этим никто не спорит! «Покуривает – плохо, конечно, но, слава богу, не пьет и не колется. Курить пробуют все, и мы пробовали, никто от этого не умер… Беседу, конечно, надо провести, поругать…». В действительности же от нашего отношения очень многое зависит. Нам самим важно осознать, что табакокурение – серьезная проблема.
 Мы не курим .  Если мы хотим, чтобы ребёнок не курил, тогда и сами не должны делать этого. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению.  Уважение к некурящим . В том случае, когда никто из домашних не курит, но у Вас есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить у Вас.  Правила для курильщиков.

Мы не курим .

Если мы хотим, чтобы ребёнок не курил, тогда и сами не должны делать этого. Родители несут ответственность за детей, в частности, она предполагает осознанное отношение к своему поведению.

Уважение к некурящим . В том случае, когда никто из домашних не курит, но у Вас есть курящие друзья, в семье должны быть установлены правила, относящиеся к курению. Например, даже самым лучшим друзьям нельзя курить у Вас.

Правила для курильщиков.

 Поговорите со своим ребёнком. Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия: • разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных; • нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения; • нужно выяснить знания ребёнка по проблеме и его отношение к ней и на этой основе строить дальнейший разговор; • таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

Поговорите со своим ребёнком.

  • Конечно же, беседовать с ребенком, подростком о курении нужно, но при этом соблюдать некоторые условия:

• разговор должен проходить в доверительной обстановке, обязательно на равных; • нельзя доминировать в разговоре, навязывая свою точку зрения; • нужно выяснить знания ребёнка по проблеме и его отношение к ней и на этой основе строить дальнейший разговор;

• таких бесед не должно быть слишком много, нельзя постоянно и по любому случаю говорить о вреде курения.

 Преодоления трудного поведения Процесс дисциплины – весьма сложное явление, но мы можем воспользоваться целым рядом дисциплинарных подходов, методов и приемов. Помочь ребенку справиться с негативным поведением – это стимулирование положительного поведения. Ни один ребенок не ведет себя плохо постоянно. Заметить ребенка, когда он ведет себя хорошо, не менее важно, чем определить поведенческие проблемы.

Преодоления трудного поведения

  • Процесс дисциплины – весьма сложное явление, но мы можем воспользоваться целым рядом дисциплинарных подходов, методов и приемов. Помочь ребенку справиться с негативным поведением – это стимулирование положительного поведения. Ни один ребенок не ведет себя плохо постоянно. Заметить ребенка, когда он ведет себя хорошо, не менее важно, чем определить поведенческие проблемы.
Приемы, стимулирующие положительное поведение ребенка:  • Похвала: устная (когда мы говорим ребенку (подростку), что мы им довольны), невербальная (улыбка, подмигивание, кивок), физическая (объятия, поцелуи, похлопывания, рукопожатия), передача положительных чувств (когда мы говорим детям, как они поднимают нам настроение, как они нам дороги, как мы их любим). • Вознаграждение:  материальное (не должно быть слишком частым), привилегии (больше поспать утром, если установлен строгий режим дня, больше времени на игру в компьютер и т.д.).

Приемы, стимулирующие положительное поведение ребенка:

Похвала: устная (когда мы говорим ребенку (подростку), что мы им довольны), невербальная (улыбка, подмигивание, кивок), физическая (объятия, поцелуи, похлопывания, рукопожатия), передача положительных чувств (когда мы говорим детям, как они поднимают нам настроение, как они нам дороги, как мы их любим).

Вознаграждение: материальное (не должно быть слишком частым), привилегии (больше поспать утром, если установлен строгий режим дня, больше времени на игру в компьютер и т.д.).

Приемы реагирования на нежелательное поведение ребенка:   • Установление правил . Когда детям известны границы дозволенного, нет необходимости повторять им всякий раз, что нужно делать в той или иной ситуации, правила делают ненужным долгие обсуждения по простым жизненным ситуациям. Просто установить правило не эффективно в обеспечении желательного поведения, правила предполагают большую работу со стороны семьи в их разработке, установлении и постоянном применении.

Приемы реагирования на нежелательное поведение ребенка:

Установление правил . Когда детям известны границы дозволенного, нет необходимости повторять им всякий раз, что нужно делать в той или иной ситуации, правила делают ненужным долгие обсуждения по простым жизненным ситуациям. Просто установить правило не эффективно в обеспечении желательного поведения, правила предполагают большую работу со стороны семьи в их разработке, установлении и постоянном применении.

Изменение окружающей обстановки. Если ребенок склонен к воровству, то изменением окружающей обстановки будет то, что вы не станете оставлять деньги в доступных для него местах. Если ребенок в вечернее время сбегал из дому, то вы не станете располагать его комнату близко к входной двери. Если подросток склонен к употреблению спиртных напитков, вы сделаете все возможное, чтобы ваш бар стал недоступным местом для него, и это тоже будет изменением окружающей обстановки ребенка с целью предотвращения проблем трудного поведения ребенка или способом реагирования на проблему.
  • Изменение окружающей обстановки. Если ребенок склонен к воровству, то изменением окружающей обстановки будет то, что вы не станете оставлять деньги в доступных для него местах. Если ребенок в вечернее время сбегал из дому, то вы не станете располагать его комнату близко к входной двери. Если подросток склонен к употреблению спиртных напитков, вы сделаете все возможное, чтобы ваш бар стал недоступным местом для него, и это тоже будет изменением окружающей обстановки ребенка с целью предотвращения проблем трудного поведения ребенка или способом реагирования на проблему.
 • Логические последствия (разумные наказания).  Если ребенок оставил велосипед на улице, то на следующий день родитель запрещает кататься на велосипеде. Если подросток уничтожил чью-то собственность, он должен возместить ущерб (уменьшение карманных денег, трудоустройство на каникулах и т.д.). Если ребенок разбивает свои игрушки о стену, то родители убирают их на некоторое время. Если ребенок замечен в курении в своей комнате, он утрачивает привилегию закрытой двери. Кроме того, от него можно требовать сделать уборку, чтобы уничтожить запах дыма в комнате. Логические последствия должны быть напрямую связаны с определенным поведением. Вы не можете запретить ребенку смотреть телевизор, если он оставил велосипед на улице. Вы не можете запретить кататься на велосипеде, если ребенок уничтожил чье-то имущество. Этот прием помогает детям понять и запомнить связь между их поведением и его результатом.

Логические последствия (разумные наказания).

Если ребенок оставил велосипед на улице, то на следующий день родитель запрещает кататься на велосипеде. Если подросток уничтожил чью-то собственность, он должен возместить ущерб (уменьшение карманных денег, трудоустройство на каникулах и т.д.). Если ребенок разбивает свои игрушки о стену, то родители убирают их на некоторое время. Если ребенок замечен в курении в своей комнате, он утрачивает привилегию закрытой двери. Кроме того, от него можно требовать сделать уборку, чтобы уничтожить запах дыма в комнате. Логические последствия должны быть напрямую связаны с определенным поведением. Вы не можете запретить ребенку смотреть телевизор, если он оставил велосипед на улице. Вы не можете запретить кататься на велосипеде, если ребенок уничтожил чье-то имущество. Этот прием помогает детям понять и запомнить связь между их поведением и его результатом.

Успехов в воспитании ваших детей!

Успехов в воспитании ваших детей!