МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
ГОРОДА ФРЯЗИНО МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
«УТВЕРЖДАЮ» Рассмотрено на заседании
Директор школы: педагогического совета
____________ /А.В.Крестьянинов/ Приказ №
Приказ №________ « 30 » августа 2021 г.
«_______»______________ 2021 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФИЗИКЕ
«Трудные случаи в решении физических задач»
ДЛЯ 10-А КЛАССА
НА 2021-2022 учебный год
(общеинтеллектуальное направление)
Составитель:
Юнусов А.Ю., учитель физики
первой категории
Фрязино,
2021 г.
Пояснительная записка
Одно из труднейших звеньев учебного процесса – научить учащихся решать задачи. Физическая задача – это ситуация, требующая от учащихся мыслительных и практических действий на основе законов и методов физики, направленных на овладение знаниями по физике и на развитие мышления. Хотя способы решения традиционных задач хорошо известны (логический (математический), экспериментальный), но организация деятельности учащихся по решению задач является одним из условий обеспечения глубоких и прочных знаний у учащихся.
Курс «Анализ и решение задач повышенного уровня сложности» рассчитан на учащихся 10 класса, в котором физика преподается на базовом уровне, 1 час в неделю. Программа составлена на основе программ:
1. В. Л. Орлов, Ю. А. Сауров, «Методы решения физических задач», М., Дрофа, 2005 год.
2. Н. И. Зорин. Элективный курс «Методы решения физических задач: 10-11 классы», М., ВАКО, 2007 год (мастерская учителя).
Его основная направленность - подготовить учащихся к ЕГЭ с опорой на знания и умения учащихся, приобретенные при изучении физики в 7-9 классах, а также углублению знаний по темам при изучении курса физики в 10 классе. Занятия проводится 1 час в неделю в течение года.
Рабочая программа составлена с учетом рабочей программы воспитательной работы.
Планируемые предметные результаты освоения курса физики.
Личностные результаты:
• сформированность познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
• убежденность в возможности познания природы, в необходимости разумного использования достижений науки и технологий для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как элементу общечеловеческой культуры;
• самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений;
• готовность к выбору жизненного пути в соответствии с собственными интересами и возможностями;
• мотивация образовательной деятельности школьников на основе личностно ориентированного подхода;
• формирование ценностных отношений друг к другу, учителю, авторам открытий и изобретений, результатам обучения.
Метапредметные результаты:
• овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, постановки целей, планирования, самоконтроля и оценки результатов своей деятельности, умениями предвидеть возможные результаты своих действий;
• понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения, теоретическими моделями и реальными объектами, овладение универсальными учебными действиями на примерах гипотез для объяснения известных фактов и экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез, разработки теоретических моделей процессов или явлений;
• формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах, анализировать и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач;
• развитие монологической и диалогической речи, умения выражать свои мысли и способности выслушивать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в нестандартных ситуациях, овладение эвристическими методами решения проблем;
• формирование умений работать в группе с выполнением различных социальных ролей, представлять и отстаивать свои взгляды и убеждения, вести дискуссию.
Предметные результаты:
• знания о природе важнейших физических явлений окружающего мира и понимание смысла физических законов, раскрывающих связь изученных явлений;
• умения пользоваться методами научного исследования явлений природы, проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, обрабатывать результаты измерений, представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и формул, обнаруживать зависимости между физическими величинами, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений;
• умения применять теоретические знания по физике на практике, решать физические задачи на применение полученных знаний;
• умения и навыки применять полученные знания для объяснения принципов действия важнейших технических устройств, решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности своей жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды;
• формирование убеждения в закономерной связи и познаваемости явлений природы, в объективности научного знания, в высокой ценности науки в развитии материальной и духовной культуры людей;
• развитие теоретического мышления на основе формирования умений устанавливать факты, различать причины и следствия, строить модели и выдвигать гипотезы, отыскивать и формулировать доказательства выдвинутых гипотез, выводить из экспериментальных фактов и теоретических моделей физические законы;
• коммуникативные умения докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Цели курса:
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения физических задач и самостоятельного приобретения новых знаний;
совершенствование полученных в основном курсе знаний и умений;
формирование представителей о постановке, классификаций, приемах и методах решения физических задач.
Задачи курса:
1. углубление и систематизация знаний учащихся;
2. усвоение учащимися общих алгоритмов решения задач;
3. овладение основными методами решения задач.
Планируемые результаты:
при решении задач учащийся выстраивает последовательность действий,
анализирует физическое явление,
рассказывает решение задачи и анализирует полученный результат.
Может решить задачи и задания открытых баз ЕГЭ по физике части 1 и части 2 с развернутым ответом.
В начале раздела для иллюстрации используются задачи из механики, молекулярной физики, электродинамики. При повторении обобщаются, систематизируются как теоретический материал, так и приемы решения задач, принимаются во внимание цели повторения при подготовке к единому государственному экзамену.
При решении задач по механике, молекулярной физике, электродинамике главное внимание обращается на формирование умений решать задачи, на накопление опыта решения задач различной трудности.
Приемы и методы работы, которые планируются при реализации программы:
-самостоятельные работы с источниками информации;
-устные сообщения учащихся с последующей дискуссией;
-эвристические беседы;
-элементы игровых технологий;
-выполнение экспериментальных и практических работ по теплоте,
оптике;
-работа с дидактическим материалом;
-самоконтроль учащимися своих знаний по вопросам для повторения.
Содержание программы.
1. Механика – 14 часов.
Равномерное движение. Средняя скорость. Прямолинейное равномерное движение и его характеристики: перемещение, путь. Графическое представление движения РД. Графический и координатный способы решения задач на РД. Алгоритм решения задач на расчет средней скорости движения.
Одномерное равнопеременное движение. Ускорение. Равнопеременное движение: движение при разгоне и торможении. Перемещение при равноускоренном движении. Графическое представление РУД. Графический и координатный способы решения задач на РУД.
Решение задач на основы динамики. Решение задач по алгоритму
на законы Ньютона с различными силами (силы упругости, трения, сопротивления). Координатный метод решения задач по динамике по алгоритму: наклонная плоскость, вес тела, задачи с блоками и на связанные тела.
Движение под действием силы всемирного тяготения. Решение задач на движение под действие сил тяготения: свободное падение, движение тела брошенного вертикально вверх, движение тела брошенного под углом к горизонту. Алгоритм решения задач на определение дальности полета, времени полета, максимальной высоты подъема тела.
Движение материальной точки по окружности. Период обращения и частота обращения. Циклическая частота. Угловая скорость. Центростремительное ускорение. Космические скорости. Решение астрономических задач на движение планет и спутников.
Условия равновесия тел. Условия равновесия тел. Момент силы. Центр тяжести тела. Задачи на определение характеристик равновесия физических систем и алгоритм их решения.
Импульс. Закон сохранения импульса. Импульс тела и импульс силы. Решение задач на второй закон Ньютона в импульсной форме. Замкнутые системы. Абсолютно упругое и неупругое столкновения. Алгоритм решение задач на сохранение импульса и реактивное движение.
Работа и энергия в механике. Закон изменения и сохранения механической энергии. Энергетический алгоритм решения задач на работу и мощность. Потенциальная и кинетическая энергия. Полная механическая энергия. Алгоритм решения задач на закон сохранения и превращение механической энергии несколькими способами. Решение задач на использование законов сохранения.
Гидростатика. Давление в жидкости. Закон Паскаля. Сила Архимеда. Вес тела в жидкости. Условия плавания тел. Воздухоплавание. Решение задач динамическим способом на плавание тел.
2. Молекулярная физика - 6 часов
Строение и свойства газов, жидкостей и твёрдых тел. Решение задач на основные характеристики молекул на основе знаний по химии и физики. Решение задач на описание поведения идеального газа: основное уравнение МКТ, определение скорости молекул, характеристики состояния газа в изопроцессах. Графическое решение задач на изопроцессы.
Алгоритм решения задач на определение характеристик влажности воздуха. Решение задач на определение характеристик твёрдого тела: абсолютное и относительное удлинение, тепловое расширение, запас прочности, сила упругости.
3. Основы термодинамики – 5 часов.
Внутренняя энергия одноатомного газа. Работа и количество теплоты.
Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса. Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок графическим способом.
4. Электродинамика – 12 часов
Электрическое поле. Задачи разных видов на описание электрического поля различными средствами: законами сохранения заряда и законом Кулона, силовыми линиями, напряженностью, разностью потенциалов, энергией. Алгоритм решения задач: динамический и энергетический. Решение задач на описание систем конденсаторов.
Тематическое планирование.
№ п/п | ТЕМА УРОКА. |
1 | Механика Прямолинейное равномерное движение. Графическое представление движения. |
2 | Решение задач на среднюю скорость |
3 | Ускорение. Равнопеременное движение. Перемещение при равноускоренном движении. |
4 | Графическое представление РУД. Графический метод решения задач. |
5 | Решение задач на законы Ньютона. |
6 | Решение задач на законы Ньютона. |
7 | Закон сохранения импульса |
8 | Работа. Мощность. Энергия. |
9 | Работа силы тяжести. Работа силы упругости. |
10 | Законы сохранения механической энергии |
11 | Мощность. КПД простых механизмов. |
12 | Законы сохранения в механике |
13 | Решение тестовых заданий по теме «Механика» |
14 | Решение текстовых заданий по теме «Механика» |
15 | Молекулярная физика Решение тестовых заданий по теме «Основы МКТ» |
16 | Решение задач на характеристики частиц. Решение задач на основное уравнение МКТ и его следствия. |
17 | Решение задач на характеристики состояния газа в изопроцессах. Графические задачи на изопроцессы. |
18 | Решение задач на свойства паров и характеристик влажного воздуха. |
19 | Решение задач на определение характеристик твёрдого тела, закон Гука в двух формах, графические задачи. |
20 | Проверочная работа на основы МКТ. Анализ теста по законам сохранения, разбор наиболее сложных задач. |
21 | Основы термодинамики Внутренняя энергия, работа и количество теплоты. Решение задач |
22 | Алгоритм решения задач на уравнение теплового баланса |
23 | Первый закон термодинамики. Адиабатный процесс. Решение количественных графических задач на вычисление работы, количества теплоты, изменение внутренней энергии. |
24 | Тепловые двигатели. Расчет КПД тепловых установок. Графический способ решения задач на 1 и 2 законы термодинамики. |
25 | Тестовая работа на основные законы термодинамики |
26 | Электродинамика Закон сохранения электрического заряда. Закон Кулона. Решение задач по алгоритму на сложение электрических сил с учетом закона Кулона в вакууме и в среде. |
27 | Решение задач на принцип суперпозиции полей (напряженность, потенциал). Решение задач по алгоритму на сложение полей. |
28 | Решение задач на напряжение и напряженность, используя энергию электрического поля. |
29 | Электроемкость плоского конденсатора. Решение задач на описание систем конденсаторов. Энергия электрического поля. |
30 | Смешанное соединение проводников, расчет параметров электрических цепей. |
31 | Решение задач на описание систем конденсаторов. |
32 | Закон Джоуля-Ленца, Работа и мощность тока |
33 | Итоговая работа с элементами ЕГЭ (1 час) |
34 | Анализ работы и разбор наиболее трудных задач. |
Литература для учителя
1. Орлов В. Л., Сауров Ю. А. «Методы решения физических задач» («Программы элективных курсов. Физика. 9-11 классы. Профильное обучение»). Составитель В. А. Коровин. Москва: Дрофа, 2005 г.
2. И.А. Иродова. Физика Сборник заданий и тестов. 10-11 кл. Москва: Владос. 2001г.
3. С.Н. Борисов, Л. Ф. Корнеева. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену. Москва: Вако 2005 г.
4. Н. И. Зорин. Тесты, зачеты, обобщающие уроки. Москва: Вако 2009г.
5. ФИПИ. Отличник ЕГЭ. Физика Решение сложных задач. Интелект-Центр. 2011 г.
6. ФИПИ. ЕГЭ-2012.-2014 Физика. Типовые экзаменационные варианты. Под ед. М. Ю. Демидовой. Москва: Национальное образование. 2011 г.
7. Орлов В. А., Никифоров Г. Г. «Единый государственный экзамен: Методические рекомендации. Физика», М., Просвещение, 2004 г.
8. Орлов В. Л., Ханнанов Н. К., Никифоров Г. Г. «Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. Физика», М., Интеллект-Центр, 2014 г.
9. Демидова М. Ю., Нурминский И. И. «ЕГЭ 2009.- 2017 Физика. Федеральный банк экзаменационных материалов», М., Эскимо, 2018 г.
10. Орлов В. А., Демидова М. Ю., Никифоров Г. Г., Ханнанов Н. К. «Единый государственный экзамен 2005-2017 Физика. Универсальные материалы для подготовки учащихся», М., Интеллект-Центр (ФИПИ), 2017 г.
Литература для учащихся
1. Трофимова Т. И. «Физика для школьников и абитуриентов. Теория. Решение задач. Лексикон», М., Образование, 2003 г.
2. Ромашевич А. И. «Физика. Механика. Учимся решать задачи. 10 класс», М., Дрофа, 2007 г.
3. Л. П. Баканина, В.Е. Белонучкин, С. М. Козел. Сборник задач по физике. Москва: Просвещение 2001 г.
4. ФИПИ. ЕГЭ-2012.- 2017 Физика. Типовые экзаменационные варианты под редакцией М. Ю. Демидовой. Москва: Национальное образование 2011-2017 г.
5. Гольдфарб Н. И. Задачник. 9-11 кл. Москва: Дрофа 2005г.
6. Кабардин О. Ф., Орлов В. А., Зильберман А. Р. «Задачи по физике», М, Дрофа, 2002 г.
7. Козел С. М., Коровин В. А., Орлов В. А. и др. «Физика. 10—11 кл.: Сборник задач с ответами и решениями», М., Мнемозина, 2004 г.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора
___________/ Зайцева Д. С./
«30» августа 2021 г.