Трудные вопросы истории
Владимиров Тимофей
Руководитель: Комлева Елена Васильевна
Содержание:
1. Введение:
1.1 Актуальность
1.2 Цель
1.3 Задачи
1.4 Продукт
2. Основная часть
3. Заключение
4. Список литературы
1. Введение
1.1 Актуальность: История – наука, которая временами не имеет чётких ответов, внутри которой существует множество точек зрения на одни и те же события, явления и процессы. История России – не исключение. Неоднозначность эта формируется, отчасти из-за недостатка данных, отчасти из-за специфичности отдельных исследователей. В такой ситуации человека стоит направлять на изучение трудных вопросов истории отечества и определение своей позиции по этим вопросам. А лучшей мотивацией к изучению, конечно, является игра
1.2 Цель: Создание интеллектуальной игры для старшеклассников, посвящённой трудным вопросам истории.
1.3 Задачи:
Изучить перечень трудных вопросов в отечественной истории и
выбрать несколько из них.
Создать регламент игры, правила, туры.
Найти интересные факты в рамках выбранных периодов по которым можно составить вопросы.
Составить вопросы для игры.
Оформить игру в виде презентации.
1.4 Продукт: Интеллектуальная игра по трудным вопросам истории для старшеклассников.
2. Основная часть
Вступление: В исторической науке существует термин «Трудные вопросы истории», который обозначает моменты в истории, на которые у историков нет единого мнения, в силу различных обстоятельств. В истории России выделяют 20 основных вопросов:
1. Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе;
2. Существование древнерусской народности и восприятие наследия Древней Руси как общего фундамента истории России, Украины и Беларуси;
3. Влияние Татаро-монгольского нашествия на развитие Руси;
4. Роль Ивана IV Грозного в российской истории: реформы и их цена;
5. Попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток;
6. Присоединение Украины к России (причины и последствия);
7. Фундаментальные особенности социального и политического строя России (крепостное право, самодержавие) в сравнении с государствами Западной Европы;
8. Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований;
9. Причины, последствия и оценка падения монархии в России, прихода к власти большевиков и их победы в Гражданской войне;
10.Причины свертывания нэпа, оценка результатов индустриализации, коллективизации и преобразований в сфере культуры;
11. Характер национальной политики большевиков и ее оценка;
12. Причины, последствия и оценка установления однопартийной диктатуры и единовластия И.В. Сталина; причины репрессий.
13. Оценка внешней политики СССР накануне и в начале Второй мировой войны;
14. Цена победы СССР в Великой Отечественной войне;
15. Оценка СССР в условиях «холодной войны»;
16. Причины, последствия и оценка реформ Н.С. Хрущева;
17.Оценка периода правления Л.И. Брежнева и роли диссидентского движения;
18. Причины, последствия и оценка «перестройки» и распада СССР;
19. Оценка причин, характера и последствий экономических реформ начала 1990- х гг. («шоковая терапия», методы приватизации); причины и последствия побед Б.Н. Ельцина в политических схватках 1990-х гг.;
20. Причины, последствия и оценка стабилизации экономики и политической системы России в 2000-е гг
Из этих вопросов мною, для создания игры, было выбрано три: первый, третий и девятый. Для удобства потенциальных игроков, вопросы были преобразованы в 3 периода отечественной истории:
Период древнерусского государства до раздробленности IX-XI вв.
Период Монголо-татарского нашествия XIII-XV вв.
Период гражданской войны в России 1918-1922 гг.
Игру было решено сделать не на основе общей эрудиции игроков (примером такой игры служит передача «Что? Где? Когда?»), а на подготовке команд по предоставленным материалам, с которыми необходимо ознакомиться, чтобы успешно сыграть в игру. В качестве материалов выступает список литературы, прикреплённый к этому проекту.
Игру мы разделили на 5 туров:
«Рождение Руси»
«Как Мамай прошёл…»
«Сколько лет, сколько зим?»
«С первых букв»
«Цветомузыка»
Правила игры:
В первом и втором турах командам даётся по 1 минуте на каждый вопрос. В третьем и четвёртом турах по 5 минут на все задания. В пятом туре песни играют по одной минуте, за которую команды должны внести свой ответ в бланк. Ответы, принесённые после конца отведённого времени, не принимаются. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. За неправильные ответы баллы не отнимаются. Использование интернета или каких-либо других вспомогательных материалов строго запрещено. Если эксперты обнаруживают факт использования вспомогательных материалов, они имеют право дисквалифицировать использующую помощь команду.
1 тур:
Эти 2 человека сделали многое для Киевской Руси. Оба правителя были регентами при малолетних князьях. Обладают похожими именами. Первый ходил в походы на православную Византию, вторую крестил Византийский император. Назовите имена этих правителей. Ответ: Олег и Ольга
Русский историк Н.М.Карамзин назвал его Александром Македонским нашей древней истории, а Украинский историк М. С. Грушевский назвал его «чистым запорожцем на киевском престоле». Известен своими масштабными походами против Хазар, Болгар и Византийцев. Назовите имя этого Киевского князя. Ответ: Святослав
Не удивительно, что в мультфильмах студии «Мельница» киевского князя зовут именно так, ведь в былинах именно к периоду правления этого князя относятся подвиги трёх богатырей. Назовите имя этого князя. Ответ: Владимир
Чёрный ящик. В христианской традиции это животное считается символом зла, коварства и предательства, а также дьявольским животным. Согласно легенде, именно это животное стало причиной смерти одного из Киевских князей. Что в чёрном ящике? Ответ: Змея
На одном из совещаний по коронавирусу наш Президент произнёс такую фразу: «Наша страна не раз проходила через серьезные испытания: и «икс» ее терзали, и «игрик», — со всем справилась Россия». Словами «икс» и «игрик» мы заменили 2 кочевых племени времён древней Руси, проживавших в степях на юго-востоке от территории Руси. Назовите «икс» и «игрик», зная, что эти слова начинаются на одну и ту же букву Ответ: Печенеги и Половцы
2 тур:
Во времена Монгольского владычества представителей этого вида деятельности называли баскаками. Назовите это слово, которое с итальянского переводится как «класть в ящик» Ответ: Инкассация
Сейчас этим словом тюркского происхождения чаще всего именуется файл, служащий для быстрого запуска другого файла, папки или интернет-страницы. А во времена монголов – это был документ, которым хан удостоверял право князей на княжества. Назовите это слово. Ответ: Ярлык
Сейчас это небольшой, ничем не примечательный городок в Калужской области с населением в 16 000 человек, но во времена хана Батыя – это был важный город, который сдержал монгольскую осаду, за что был прозван «Злым городом». Напишите название этого поселения. Ответ: Козельск
Эта река в нынешней Смоленской области стала местом завершения татаро-монгольского нашествия в 1480 году, а из-за своего важного оборонительного значения получила название «Пояс Богородицы». Назовите название этой реки. Ответ: Угра
Во время правления этого князя был построен белокаменный Кремль в Москве, а также был одержан ряд побед над монголами. Назовите прозвище этого московского князя. Ответ: Донской
3 тур:
Командам будут предложены даты, посчитанные не как обычно – от рождества Христова, а от сотворения мира. Им нужно будет определить дату от рождества Христова и написать, что это было за событие.
6496 – 988 - Крещение Руси
6731 – 1223 – битва на реке Калке
6605 – 1097 – съезд князей в Любече
6370 - 862 – призвание Рюрика
6415 – 907 – первый поход Олега на Царьград
4 тур:
Командам выдают бланки с аббревиатурами, которые им необходимо расшифровать. Список аббревиатур:
КВЖД – китайская восточная железная дорога
СВБ – союз воинствующих безбожников
КОМУЧ – комитет членов учредительного собрания
КИМ – коммунистический интернационал молодёжи
ВСЮР – вооружённые силы юга России
5 тур:
Включаются отрывки из нескольких песен времён Гражданской войны, а командам необходимо распределить эти песни по идеологическим лагерям, к которым принадлежат эти песни: красные, белые и зелёные.
Список и порядок песен:
1. Марш Алексеевского полка (Белые)
2. Конармейская песня (Красные)
3. Марш Дроздовского полка (Белые)
4. Гимн Махновщины (Зелёные)
5. Интернационал (Красные)
6. Эх, яблочко (Зелёные)
Заключение
Создание игры – сложный и кропотливый процесс, который требует воображения и множества прочитанной информации. Игра получилась средних размеров по длительности, разнообразной, с вопросами не только на разные периоды Отечественной истории, но и на разные способы мышления.
Список литературы:
учебник по Истории России за 6 класс за авторством Н.М. Арсеньтева, А.А. Данилова, П.С. Стефановича и А.Я. Токаревой;
детская энциклопедия «Я познаю мир: История России»,
учебник по Истории России за 10 класс за авторством Горинова М. М., Данилова А. А., Морукова М. Ю.
Н.М. Карамзин «История государства Российского»
Нестор летописец «Повесть временных лет»
А.И. Деникин «Очерки Русской смуты»
М.С. Грушевский «История Украины-Руси»
Детская энциклопедия «Я познаю мир: Правители и войны»
Детская энциклопедия «Я познаю мир: Монархи»
Грушко Е.А., Медведев Ю.М. «Энциклопедия знаменитых Россиян»
Песни времён гражданской войны - https://www.youtube.com/playlist?list=PLtxny548buyzesdE2GbVI6IuDrfLmuwGg