НАСТАВНИЧЕСТВО
В школе
Целевая модель наставничества
- это системный проект, позволяющий определить реальный план действий, необходимых для реализации программ
наставничества в образовательных организациях.
Цель - создание условий для формирования эффективной системы поддержки, самоопределения и профессиональной ориентации всех обучающихся, педагогических работников разных уровней образования и молодых специалистов.
Наставничество -
перспективная образовательная технология, которая позволяет:
- формировать необходимые компетенции
быстрее, чем традиционные способы
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
Н А С Т А В Н ИК
Н А С Т А В Л Я Е М Ы Й
- участник программы;
- участник программы;
- опыт в достижении личностного и профессионального результатов ;
- при помощи и поддержки
- готовый поделиться этим опытом и навыками, необходимыми для
наставника решает конкретные
поддержки процессов самореализации и самосовершенствования
жизненные, личные и
наставляемого.
профессиональные задачи;
- приобретает новый опыт и развивает
новые навыки и компетенции .
Форма наставничества
– это способ организации работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в
определенной ролевой ситуации, определяемой их основной деятельностью и
позицией.
«ученик – ученик»
«учитель – учитель»
«студент – ученик»
«работодатель – ученик»
«работодатель – студент»
ВНЕШНИЙ КОНТУР П РОГ Р АММЫ
- И Н Ф О Р МАЦИО Н НАЯ ПОДДЕРЖКА
- ФИНАНСОВЫЕ И ИНЫЕ РЕСУРСЫ
- ПРИВЛЕЧЕНИЕ ВНЕШНИЙ ЭКСПЕРТОВ
е графика
ВНУТРЕННИЙ КОНТУР П РОГ Р АММЫ
- ИНФОРМИРОВАНИЕ КОЛЛЕКТИВА И СБОР ДАННЫХ
- ОРГАНИЗАЦИЯ ХОДА ПРОГРАММЫ
- М Е Т О ДИЧ Е СКАЯ ПОДДЕРЖКА
Этапы реализации целевой модели
1 Этап. Подготовка условий для запуска программы наставничества
- определить организацию , которая будет реализовывать данную программу;
- назначить куратора и сформировать команду
организаторов, контролирующих процесс;
- фиксация задач, форм наставничества и ожидаемых результатов ;
- обеспечить нормативно-правовое оформление
программы;
Результат- ДОРОЖНАЯ КАРТА
2 этап. Формирование базы наставляемых
- Информировать родителей, педагогов, обучающихся о возможностях и целях программы;
- Проводить мотивационные беседы с возможным приглашением потенциальных наставников;
- Организовать сбор данных о наставляемых по доступным каналам
Результат этапа - сформированная база наставляемых с перечнем запросов , необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе;
3 этап. Формирование базы наставников
Главная задача этапа- поиск потенциальных наставников для формирования базы.
- обучающиеся , мотивированные помочь сверстникам;
- педагоги , заинтересованные в тиражировании личного уникального педагогического опыта;
- родители обучающихся – участники родительских или управляющих советов с выраженной гражданской позицией.
3 этап. Формирование базы наставников
- База наставников- выпускников ;
- База наставников- сотрудников ;
предпринимателей , общественных деятелей , участников социальных проектов .
4 этап. Отбор и обучение наставников
Важные критерии отбора наставника:
- профессиональный опыт;
- развитые компетенции, сильные стороны;
- развитые навыки коммуникации;
- ресурс времени;
- положительный жизненный, профессиональный опыт;
- соответствие запросам наставляемых;
- активная гражданская позиция;
- мотивация.
5 этап. Формирование наставнических пар или групп
КРИТЕРИИ ОТБОРА
Основные инструменты формирования
наставнических пар/групп:
- групповая встреча наставника и наставляемых;
- дистанционное анкетирование и
механическая обработка
данных.
профессиональный
или личный опыт наставника = запросам
наставляемого
взаимный интерес и доверие
6 этап. Организация работы наставнических пар/групп
Обязательные образовательные процедуры:
- предварительный анализ сильных сторон
участников;
- определение приоритетных целей, задач развития, наставляемого и общих задач пары/группы;
- предоставление наставникам методических рекомендаций , дополнительных
материалов;
- организационный контроль, сбор обратной связи и фиксация промежуточных
результатов .
7 этап. Завершение программы наставничества
Основные задачи этапа:
- представление результатов работы конкретной пары/группы;
- сбор обратной связи от участников;
- организация и проведение финального мероприятия ;
- награждение лучших наставнических пар/групп;
- тиражирование результатов в медиа;
- формирование успешных кейсов, практик для дальнейшей работы.