Целевая прогулка в парк с детьми старшей группы: «Весна пришла»
ЦЕЛЬ:
Продолжить знакомить детей с изменениями в природе весной, через различные виды деятельности.
Задачи:
• закрепить представления у детей, что всё в природе взаимосвязано;
• продолжить формировать знания детей о временах года, о деревьях, о птицах и умении их узнавать по определённым признакам;
• определить признаки наступления весны в живой природе;
• продолжить развивать навыки наблюдения за изменениями в природе;
• продолжить развивать умения строить причинно- следственные связи;
• продолжить формировать представления у детей о правильном поведении в природе;
• вызвать чувство гордости и восхищения, а также желание сделать свой город чище и краше.
Ход прогулки:
Ребята я предлагаю нам с вами отправиться в парк, понаблюдать за изменениями в природе и вспомнить правила поведения в парке. Но перед тем, как отправиться давайте с вами вспомним правила дорожного движения: с какой стороны тротуара нужно идти, как переходить дорогу…
(подошли к парку)
Я вам предлагаю отгадать загадку:
Если речка голубая
Пробудилась ото сна
И бежит в полях, сверкая,-
Значит к нам пришла... весна /Говорят дети/
Правильно наступила ВЕСНА.
(предлагаю детям посмотреть вокруг и говорит)
- Назовите месяцы весны. С какого месяца начинается весна? (с марта).
Март — первый весенний месяц. Его называют «утром весны», «солнечником». Другое народное название марта — «капельник».
Какой второй весенний месяц? Апрель — середина весны. Его называли – «березень». И последний месяц весны… Май называли - «травень».
Ну вот мы и почти в парке, но прежде, чем пройти в него нужно вспомнить приметы весны. Ребята, а какая сегодня погода …. Я предлагаю вам поиграть игру «Ворота весны» . Вы по очереди будете называть приметы весны. Только тот, кто правильно назовёт весенние приметы – пройдёт в ворота Весны и сможет зайти в парк. (Дети называют, становится первая пара, сделав ворота из рук, следующий проходит через них.) (Капает капель, тает снег, бегут ручьи, день становится длиннее, солнце пригревает, трава появляется, почки набухают, птицы прилетают и т.д.)
Вот мы с вами и оказались в парке. Какие деревья растут в парке?
А чтобы узнать к какому дереву мы подойдем, вам нужно отгадать загадку.
Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Узнаешь Ты... (березку)! (нашли березку…)
Что это за дерево? (дети подходят к березе, елке рассматривают)
Ни в одной стране нет столько берез, как у нас в России. Со времен глухой старины вошла в нашу жизнь березка. Мила она русскому человеку. Любит наш народ зеленую красавицу за ее красоту, и за пользу, которую она приносит. Из древесины делают бумагу, фанеру, доски, игрушки, мебель и дом могут из березы сделать. Люди плели лапти из бересты. А еще из бересты раньше делали посуду. березовыми дровами печку топят - это самые жаркие дрова. Ранней весной собирают почки и листочки. Их сушат, заваривают и пьют при различных болезнях. Они полезны для здоровья человека.
Что произошло с почками?
Ну и платье:
Сплошь иголки
Его носят вечно…(елки) (нашли елку)
(дети подходят к елке рассматривают)
Огромный вклад в очищение кислорода вносят именно хвойные деревья. Они способны вырабатывать такие активные вещества, как фитонциды, которые угнетающе действуют на болезнетворные микроорганизмы. Так, они могут победить туберкулезную палочку. Хвойные леса являются самыми главными поставщиками древесины и других материалов. К таковым относятся шишки и хвойные иголочки, которые широко применяются в медицине и косметологии. Польза, приносимая хвойным лесом, касается не только человека, но и животного мира. Здесь живет много зверей и грызунов. Питаются они семенами шишек, которые щедро дарят именно хвойные деревья. В этих местах нашли свое прибежище птицы, многие из которых считаются редкими видами.
Давайте перечислим части дерева (корень, ствол, ветки, листья – иголки)
Итог. Какую пользу приносит дерево человеку?
Какие правила бережного обращения к деревьям нужно соблюдать?
А я вам предлагаю отгадать следующую загадку:
- Отгадайте какая птица прилетает в конце марта?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад-вперед по пашне вскачь,
А зовётся птица... (грач)
Почему грача называют «вестником весны»?
А как называют птиц возвращающихся весной? (перелетные)
Игра «Отгадай и присядь»
- Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками. Ворона, ласточка, голубь, грач, синица, скворец, журавль, воробей.
Как люди готовятся к встрече перелётных птиц? (развешивают скворечники). Чем заняты птицы весной? Зачем им гнёзда? Можно ли уносить птенцов домой? Почему нельзя? Как нужно относиться к птицам, чтобы их не тревожить?
Хорошо, молодцы. А у меня для вас следующая загадка:
И пыльцу с цветка собирала.
Полосатая она.
И зовут её... (пчела)
Сядет — молчит (жук).
Кто сушить
Повесил сетку? (паук)
А скажите мне, пожалуйста, проснулись уже жучки и пчелки?
А вот если бы не было насекомых, была бы природа красивой? Как насекомые помогают растениям? (ответы детей)
Да, сами того не зная, они переносят пыльцу, чем обеспечивают рождение новых растений. Ребята, давайте посмотрим внимательно на эти цветы. Пока на них только бутоны, но пройдёт время и распустятся прекрасные, ароматные цветы. (если есть цветы) А кто знает, как надо ухаживать за цветами? (Ответы детей). Правильно! Нужно рыхлить землю, поливать, срезать засохшие листики. А какие ещё цветы вы знаете? (Ответы детей). Молодцы! Как много цветов вы знаете!
Парк – это целый мир. Как он здесь появился? (люди посадили деревья, кусты и т.д.) Для чего люди создают парки? Ребята, а как выдумаете, если мы не будем беречь природу и заботиться о ней, что может с ней произойти?
(ответы детей)
Предлагаю поработать с экологическими знаками (из коробочки достаем знаки и рассказываем, что на них изображено – дети рассказывают). Молодцы.
Поиграть в игру «Горелки»
«Гори, гори ясно.
Чтобы не погасло.
Глянь на небо
Птички летят
Колокольчики звенят»
Попрощаемся с нашим парком и не будем забывать о правилах поведения с живой природой. А еще предлагаю разместить вот такую табличку. Ведь не все люди знают и соблюдают правила поведения в парке!