Просмотр содержимого документа
«Цели и задачи педагогического менеджмента»
Цели и задачи педагогического менеджмента Второй составляющей основы управления педагогическими системами являются цели деятельности субъектов педагогического менеджмента. Цель деятельности — планируемый, прогнозируемый, ожидаемый результат (цель — модель результата). Цель занятий (урока) — реально достижимый итог совместной деятельности преподавателя и учащихся; степень обученности, на которую педагог планирует вывести большинство обучаемых в ходе учебных занятий (чему планирует научить: определять, вычислять, измерять, анализировать, находить, решать и т. Цель посещения занятий (урока) — вид и результат деятельности преподавателя и учащихся, который обязательно отслеживается на каждом учебном занятии и поддается вербальной и количественной оценке. Таким образом, выделяется проблема определения основных целей воспитания в современном обществе. И.Ф. Харламов вслед за Х.Й. Лийметсом считает, что воспитание можно понимать как процесс управления развитием личности. На современном этапе развития общества в качестве основных можно предложить следующие цели воспитания: 1) всестороннее развитие личности. Эта цель весьма актуальна на данном витке социально-экономических преобразований в нашей стране, впрочем, как и всегда. Всестороннее развитие личности — процесс всеобщий и непрерывный. Каждая социально-экономическая формация вкладывает в это понятие определенный уровень развития личности, который обученность человека на данном конкретном этапе должна слегка опережать. Идея всестороннего развития более гармонична и современна, если она подкреплена соответствующими задачами, работающими на достижение именно такого развития в гармонии с личностными мотивами, целями и ожиданиями как отдельного индивида, так и общества в целом; 2) воспитание гражданина-патриота. Патриотизм в данном случае понимается как доминирование приоритета национальных ценностей у воспитуемых при уважении и положительном отношении к ценностям других народов и цивилизаций. Несмотря на то, что в последние годы отдельные российские средства массовой информации искажают понятие патриотизма, оно было, есть и будет главной целью воспитания и формирования личности в любой цивилизованной стране. Широко известный патриотизм американцев, англичан и многих других народов находит понимание не только у жителей этих стран, но и всего мирового сообщества. Воспитание человека вне условий конкретной страны, а точнее, его Родины и как ее жителя, и как субъекта воспитания определенной педагогической системы в ней невозможно; 3) избежание крайностей коллективизма и индивидуализма при формировании личности. В России никогда не было ориентации на формирование жесткого индивидуализма в его крайних, эгоцентристских формах. В нашей стране во главу угла всегда ставилась идея соборности и помощи человека человеку. В России никогда не проповедовалась идея приоритета индивидуального богатства. И Мамонтов, и Морозов, и Третьяков, и многие другие наши соотечественники прославились не своим богатством, а тем, что они сделали для России. Таким образом, в отличие от американской мечты — разбогатеть, в России всегда ценилась другая идея, заключающаяся в очень простой формуле: что после тебя остается людям; 4) устойчивое развитие общества как саморазвивающейся и целенаправленной системы. Несмотря на потрясения и революции, взрывающие общество в отдельные периоды его развития, оно все же не деградирует, а прогрессирует. Идея развития, совершенствования и саморазвития общества на основе непрерывного поступательного движения всех его индивидов находит подтверждение при всех идеологических и социальных системах. Конечно, темпы развития личности в разных системах не одинаковы, но их прогрессивная направленность сомнению не подлежит. Любое, даже самое прогрессивное общественные устройство не идеально, но даже в антигуманных, антидемократических системах всегда находятся личности, воспитанные в духе гуманизма и приоритета высших ценностей человека над любым обществом, любой социальной системой; 5) быстрая адаптация личности к реальным условиям конкретного социума. Поколение 50—60-летних людей в России пережило целый ряд сменявших друг друга лидеров страны, весьма отличавшихся своими целевыми установками и ведущими идеями. Люди этого третьего (по меркам социологов) поколения, жившие при И.В. Сталине, Н.С. Хрущеве, Л.И. Брежневе, Ю.В. Андропове, К.У. Черненко, М.С. Горбачеве и Б.Н. Ельцине, всегда четко адаптировались к реально изменяющейся социальноэкономической жизни, т.е. демонстрировали свою приспособляемость и выживаемость в самых разнообразных условиях. Структура, содержание и методы воспитания в педагогической системе этих периодов мало чем отличались друг от друга. В последнее десятилетие цели и задачи, структура и содержание деятельности образовательных учреждений как педагогической системы в целом претерпевают существенные изменения. Инвариантность, полифункциональность и многоцелевая направленность современных педагогических систем позволяют более полно, качественно и эффективно реализовать все вышеуказанные цели воспитания. Подбор и расстановка, подготовка и воспитание кадров — сложная социально-психологическая и психолого-педагогическая задача, требующая от руководителя определенных способностей и личностных качеств, знаний, умений и навыков. В данном случае в задачи руководителя входят: 1) подбор кадров, их начальная оценка и расстановка; 2) подготовка кадров, в том числе переподготовка, повышение квалификации, организация непрерывного образования; 3) оценка персонала, которая предполагает: а) текущую оценку работников и результатов их деятельности, б)периодическую аттестацию руководителей, специалистов и служащих; 4) расстановка кадров, предполагающая: а)распределение работников по рабочим местам (педагогов — по классам в соответствии с возрастом учащихся, предметам с учетом их специальной подготовки, половозрастных, индивидуально-психологических и личностных особенностей, а также с учетом совместимости, срабатываемости с коллегами), б) формирование, подготовку и выдвижение резерва руководящих кадров (завучей, руководителей методобъединений и т.п.), в) ориентационно-методическое обеспечение выборов и конкурсов на замещение должностей руководителей и специалистов; 5) совершенствование структуры коллектива и повышение его устойчивости, включающее: а) изучение потребностей и интересов различных учителей и динамики изменений структуры коллектива, б) изучение причин текучести кадров и нарушений трудовой дисциплины, совершенствование социально-педагогического климата коллектива. Теперь дадим определение задач как базового понятия педагогического менеджмента. Основные задачи педагогического менеджмента: 1) отражают периодичность и последовательность как отдельных действий исполнителя, так и всей деятельности в целом; 2) предусматривают методику и правила выполнения отдельных видов работы на конкретный отрезок времени; 3) определяют требования к качеству результата деятельности и эффективности способов достижения намеченных целей с учетом оптимальности затраченных усилий, средств и времени; 4) устанавливают требования к составу и квалификации исполнителей, определенных для конкретной деятельности (в соответствии с их функциональными обязанностями); 5) определяют количество необходимой информации и ее основные источники с учетом оптимальности (необходимости и недостаточности); 6) определяют и предусматривают основные правила контроля и учета хода и результатов деятельности исполнителей. 3адачи учебных занятий — комплекс теоретических и практических затруднений, преодолеваемых учащимися (студентами) самостоятельно или при содействии преподавателя в организованном учеб- но-воспитательном процессе и способствующих их целенаправленному обучению, воспитанию и развитию