СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Цикл интегрированных занятий творческо – художественной направленности «Сказочные образы А.С.Пушкина глазами детей»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сборник интегрированных занятий по художественной литературе и творческой работе детей с пластилином. Разработки данных занятий знакомят детей со сказочными образами А.С.Пушкина и способствуют развитию творческих и художественных способностей ребёнка. Занятия можно применять как в организованной учебной деятельности, так и в кружковой и индивидуальной работе с детьми. 

Просмотр содержимого документа
«Цикл интегрированных занятий творческо – художественной направленности «Сказочные образы А.С.Пушкина глазами детей»»

«Степногорск қаласының білім бөлімі» ММ

ГУ «Отдел образования города Степногорска»



Из опыта работы воспитателя

Тунгусковой Юлии Анатольевны

Тема: Цикл интегрированных занятий «Сказочные образы А.С.Пушкина

глазами детей»

















Тәрбиеші
Тунгускова Юлия Анатольевнаның
жұмыс тәжірибесін жалпылау

Тақырыбы: «Біріктірілген сабақтардың топтамасы»

«А. С. Пушкинның ертегі бейнелері балалардың көзімен»




































ГККП «Детский сад №2 «Балдырған»

при отделе образования

г. Степногорск

2017 год



2016 г.























Цикл интегрированных занятий творческо – художественной направленности

«Сказочные образы А.С.Пушкина глазами детей»

ГККП «Детский сад № 2 «Балдырган»

При отделе образования г. Степногорска

2017 г , 16 стр.

Составитель: воспитатель Тунгускова Ю.А.

Рецензент: методист ДО Л. Шинкарецкая



















Краткая аннотация:


Сборник интегрированных занятий по художественной литературе и творческой работе детей с пластилином. Разработки данных занятий знакомят детей со сказочными образами А.С.Пушкина и способствуют развитию творческих и художественных способностей ребёнка. Занятия можно применять как в организованной учебной деятельности, так и в кружковой и индивидуальной работе с детьми.












Пособие рекомендовано воспитателям, руководителям изостудий детских садов, родителям детей дошкольного возраста.



Оглавление

Введение ……………………………………………………………. 4

Цель, задачи ……………………………………………………….. 4

Структура занятий………………………………………………… 5

Царевна –Лебедь ………………………………………………….. 5

Белочка……………………………………………………………... 8

Золотой Петушок …………………………………………………. 10

Кот Учёный ……………………………………………………….. 11

Золотая Рыбка ……………………………………………………. 13













































Цикл интегрированных занятий творческо – художественной направленности

«Сказочные образы А.С.Пушкина глазами детей»

Художественная литература +Лепка (техника пластилинография)

старший дошкольный возраст


Введение


В результате своей кружковой работы в технике «пластилинография» я пришла к выводу, что невозможно, приобщая детей к тому или иному виду творческой деятельности не обращаться к классикам мировой литературы и к другим произведениям искусства. Это одно из мощных средств воспитания чувств, через которое можно научить детей любить и понимать произведения литературы, живописи, музыки. Выразительные средства языка в литературе, линии и краски, объём, фактура в живописи и скульптуре, звуки и движения в танцах и музыке – всё это, через что художник-творец, создаёт свой образ. Задача любого творческого педагога научить ребёнка воспринимать эти образы через чувства, эмоции, пропуская их сквозь свою душу, принимая всем сердцем. Ведь когда мы знакомим малыша с тем или иным видом творчества, мы обогащаем его духовно, возбуждая его творческое начало. Одним из самых ярких мастеров – творцов неповторимых и уникальных, сказочных образов, насквозь пронизанных самобытностью русской культуры, является Александр Сергеевич Пушкин. Его насыщенный, яркий, образный язык доступен для понимания детям дошкольного возраста, а музыкальность, напевность, ритмичность его стихов находит эмоциональный отклик в душе каждого человека. Сказки и сказочные образы А.С. Пушкина – это мощный катализатор, рычаг, толчок для развития творческих способностей, поэтому считаю, что необходимо как можно раньше знакомить детей с его творчеством и сделать его стихи и сказки частью внутреннего мира маленького художника



Цель: Знакомить детей с творчеством А.С. Пушкина. Создавать лепной объёмный сказочный образ по его произведениям.

Задачи: развивать интерес к художественной литературе;
- развивать творческие способности детей;
- развивать психические процессы (внимание, память, мышление, воображение);
- развивать координацию речи с движением, артикуляционную, тонкую и общую моторику;
- прививать художественный вкус;

- воспитывать интерес и любовь к художественной литературе, эстетический вкус







Структура занятий


  1. Предварительная работа – просмотр видео материалов – видеоролики, мультфильмы, презентации, подготовка к занятию основы с соответствующим фоном

  2. Знакомство с произведением, (отрывком)

  3. Введение в образ

  4. Показ образца, объяснение последовательности работы

  5. Самостоятельная, творческая работа детей

  6. Итог, выставка работ




Царевна Лебедь


Царевна - Лебедь

Мақсат/Цель: Знакомить детей с отрывком из произведения А.С. Пушкина из сказки о Царе Салтане. Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с

пластилином. Учить передавать в лепке сказочный образ птицы (величавая поза, гордый изгиб шеи, корона на голове), самостоятельно находить способы лепки птицы, опираясь на умения, полученные раннее.

Мақсаттар/Задачи: Помочь понять содержание текста, активизируя эмоциональный отклик на произведение. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание,

отщипывание от целого куска пластилина. Закрепить знания детей о птицах , частях ее тела.

Қос тілдік компонент/Билингвальный компонент: лебедь - аққу

Сөздік жұмысы/ Словарная работа: крылья, перья, изгиб, осанка, корона

Алдын ала жұмыс/ Предварительная работа: Чтение произведений А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов – видеопрезентация «Римский –Корсаков Царевна –Лебедь»

Жабдық/Оборудование: статуэтка, изображающая лебедя, книга Пушкина «Сказка о царе Салтане» с иллюстрациями, репродукция картины Врубеля «Царевна - лебедь», пластилин, стеки, салфетки, дощечки., основы из картона с предварительно подготовленным фоном - море


Ход занятия:

  1. Организационный момент:

  2. Чтение отрывков из сказки –« Первая встреча с царевной», «Превращение»

- Про какую птицу можно сказать: гордо изогнув шею, величаво плывет крупная, белоснежная птица? (Лебедь) Помните, в сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане», лебедь – это заколдованная царевна. Давайте вспомним, как Александр Сергеевич описал превращение лебедя в царевну: Тут она, взмахнув крылами, Полетела над волнами И на берег с высоты Опустилася в кусты. Встрепенулась, отряхнулась И царевной обернулась: Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит; А сама-то величава, Выступает, словно пава… (Показать несколько иллюстраций к отрывку) А вот как показал превращение лебедя в царевну русский художник Михаил Врубель на картине «Царевна-лебедь». Дети высказывают свои впечатления о картине. Далее детям предлагается вылепить декоративную пластину с портретом царевны-лебедь до ее превращения в красавицу – девицу.

Предложить рассмотреть статуэтку лебедя и выделить признаки, которые следует отразить в лепке: овальное тело с небольшим хвостом, длинная, гибкая, красиво изогнутая шея с небольшой головой, большие, пышные, слегка приподнятые крылья. Необходимо предупредить детей, что сегодня они будут лепить птицу сами, без показа. Они должны подумать, какими способами можно вылепить птицу, делить ли пластилин на части. После обсуждения приходят к общему мнению, что лучше разделить кусок пластилина на две части: из одной сделать тело вместе с шеей и головой, а из другого – пышные крылья. Далее необходимо выяснить, какая исходная форма будет нужна для лепки тела, шеи и головы, какая для крыльев (два диска); для чего необходима стека, посоветовать вылепить на голове небольшую корону, чтобы было видно, что это сказочная птица. В процессе лепки напоминать детям, что птице необходимо придать такую позу, чтобы про нее можно было сказать «величавая», «гордая», т.е. сделать фигуру лебедя выразительной. Предложить для украшения сказочной царевны – лебедя пайетки, бусинки, бисер

Гимнастика для пальчиков – подготовка руки к лепке

Самостоятельная работа

Итог:

Воспитатель: - Какие фигуры можно назвать выразительными, почему?

Сказать на двух языках - лебедь - аққу




















































Белочка


Мақсат/Цель: Знакомить детей с отрывком из произведения А.С. Пушкина из сказки о Царе Салтане. Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с

пластилином. Учить передавать в лепке сказочный образ зверька, самостоятельно находить способы лепки белочки, опираясь на умения, полученные раннее.

Мақсаттар/Задачи: Помочь понять содержание текста, активизируя эмоциональный отклик на произведение. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание,

отщипывание от целого куска пластилина. Закрепить знания детей о животных , частях тела.

Қос тілдік компонент/Билингвальный компонент: белка - ақуыз

Сөздік жұмысы/ Словарная работа: белка, орех, грызёт, изумрудец, скорлупка, с приссвисточкой

Алдын ала жұмыс/ Предварительная работа: Чтение произведений А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов – мультфильм – «Сказка о царе Салтане»

Жабдық/Оборудование: статуэтка, изображающая белочку, книга Пушкина «Сказка о царе Салтане» с иллюстрациями, пластилин, стеки, салфетки, дощечки., основы из картона, с предварительно подготовленным фоном - дворец


Ход занятия:

1. Организационный момент: Мы снова в гостях у сказок Пушкина

2. Чтение отрывка из сказки –

Беседа по содержанию – о каком чуде говорится в сказке? Какой Вы себе представляете эту сказочную белочку? Как вы думаете – какой характер у белочки? Весёлая она, или грустная? Почему? Посмотрите, какую картинку по сказке нарисовала я. Давайте вы тоже нарисуете пластилином своих сказочных белочек. Рассмотрим – из каких частей тела состоит белочка – туловище – овальной формы, круглая, небольшая головка, хвост, похожий на листик, с загнутым кверху кончиком, лапки, ушки с метёлочками. Какого цвета шёрстка у белочки? А как передать пушистую шёрстку в пластилиновой работе? – сделать насечки стеком

Закройте все глаза, послушайте ещё раз отрывок из сказки про белочку, и представьте её себе – какая она.

Гимнастика для пальчиков – подготовка руки к лепке

Самостоятельная работа

Итог:

Воспитатель: - Какие разные у вас получились белочки! Но все такие забавные, сказочные и весёлые! Вы молодцы!

Сказать на двух языках - белка – ақуыз
















































Золотой Петушок


Мақсат/Цель: Знакомить детей с отрывком из произведения А.С. Пушкина из сказки о Золотом Петушке. Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с

пластилином. Учить передавать в лепке сказочный образ птицы, самостоятельно находить способы лепки дополнительных деталей, опираясь на умения, полученные раннее.

Мақсаттар/Задачи: Помочь понять содержание текста, активизируя эмоциональный отклик на произведение. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание,

отщипывание от целого куска пластилина. Закрепить знания детей о птицах , их частях тела.

Қос тілдік компонент/Билингвальный компонент: Золотой петушок - алтын әтеш

Сөздік жұмысы/ Словарная работа: спица, незваная, бранная, гребешок, встрепенётся, присмирели

Алдын ала жұмыс/ Предварительная работа: Чтение произведений А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов – мультфильм – «Сказка о Золотом Петушке»

Жабдық/Оборудование: статуэтка, изображающая петушка, книга Пушкина «Сказка о Золотом Петушке» с иллюстрациями, пластилин, стеки, салфетки, дощечки., основы из картона, с предварительно подготовленным фоном - спица


Ход занятия:

  1. Организационный момент: Мы снова в гостях у сказок Пушкина

  2. ЗАГАДКА

В сказке этой царь на спицу

усадил подарок - птицу.

Коль кругом столицы мирно,

та сидит на башне смирно.

Но лишь чуть со стороны

к ним потянет дым войны,

закричит она, забьётся

и в то место обернётся.

Враг побит со всех сторон.

Кто ликует? ... Царь Дадон!

Вспомни имя доброхота.

Чей подарок? ... Звездочёта!

Дал царю он из мешка

Золотого ... Петушка!

3. Чтение отрывка из сказки –

Беседа по содержанию – какой подарок царю Дадону преподнёс мудрец из сказки? Куда посадили петушка? Почему? Как петушок охранял царство Дадона? Как вы думаете – как выглядел петушок из этой сказки? Какие части тела есть у петушка? Какой у него хвост? Крылья? Гребешок? Посмотрите – какого петушка нарисовала пластилином я – показ образца. Ребята – при помощи какого инструмента я сделала такую фактуру – пёрышки на хвосте, шее и крыльях петушка? Какой формы тело петушка? Шея? Головка. Как вы думаете – как вылепить и изобразить гребешок, бородку, хвост? С чего лучше начать работу? ( с туловища) Обратите внимание – петушок должен лапками держаться за спицу.

Гимнастика для пальчиков – подготовка руки к лепке

Самостоятельная работа

Итог:

Воспитатель: - Замечательные получились петушки – боевые, задорные и сказочные! Этот петушок – спокойный – а этот – смотрите – чем то встревожен – видимо увидел вражеское войско? Вы молодцы!

Сказать на двух языках - Золотой петушок - алтын әтеш

























Кот учёный


Мақсат/Цель: Знакомить детей с отрывком из произведения А.С. Пушкина из поэмы «Руслан и Людмила» «У лукоморья…». Продолжать обучать детей нетрадиционным техникам работы с пластилином. Учить передавать в лепке сказочный образ кота, самостоятельно находить способы лепки дополнительных деталей, опираясь на умения, полученные раннее.

Мақсаттар/Задачи: Помочь понять содержание текста, активизируя эмоциональный отклик на произведение. Развивать мелкую моторику. Воспитывать усидчивость, терпение, внимательность.

Закреплять ранее изученные приемы лепки: сплющивание,

отщипывание от целого куска пластилина. Закрепить знания детей о животных , их частях тела.

Қос тілдік компонент/Билингвальный компонент: Кот учёный - мысық ғалым

Сөздік жұмысы/ Словарная работа: учёный, златая, лукоморье, колдун, чудеса

Алдын ала жұмыс/ Предварительная работа: Чтение произведений А. С. Пушкина, рассматривание иллюстраций, просмотр видеофильмов – мультфильм – «У лукоморья… »

Жабдық/Оборудование: статуэтка, изображающая кота, книга Пушкина «У Лукоморья…» с иллюстрациями, пластилин, стеки, салфетки, дощечки., основы из картона, с предварительно подготовленным фоном – дуб и цепь


Ход занятия:

1. Организационный момент: Мы снова в гостях у сказок Пушкина

2. ЗАГАДКА

День и ночь, как заведённый,
По цепи златой кругом
Ходит этот зверь учёный.
Знаешь, речь идёт о ком? (Кот.)

3.Чтение отрывка из произведения –

Беседа по содержанию – о ком говорится в этой сказке? Кто тут самый главный сказочник, который эти сказки и рассказывает? Кот. Каким вы его себе представляете? Как вы думаете – какого цвета должна быть шёрстка у учёного кота? Посмотрите – какого кота сделала я. – у меня он чёрного цвета, у вас он может быть таки, как вы захотите: рыжим, белым, пятнистым, любым. Кот сказочный, такой, как вы себе его представите. Как думаете, с чего лучше начать работу? Сколько лапок у кота? Какой формы туловище, голова, хвост? Что есть на мордочке у кота? – глаза, щёчки, носик, усы. Из каких деталей, какой формы их можно вылепить? Как передать в лепке пушистую шерсть учёного кота? Закройте глаза, представьте своего учёного кота – каким он у вас будет, и приступаем к работе.

Гимнастика для пальчиков – подготовка руки к лепке

Самостоятельная работа

Итог:

Воспитатель: - Ребята – у вас у каждого получился свой особенный учёный кот! Он наверное и сказки вам будет рассказывать свои – особенные. Вы молодцы!

Сказать на двух языках - Кот учёный - мысық ғалым



Золотая Рыбка


Мақсат/Цель: Продолжать знакомить детей с произведениями А.С.Пушкина «Сказка о Золотой Рыбке» Учить создавать изображение рыбки в технике пластилинографии

Мақсаттар/Задачи: Помочь детям представить образ Золотой Рыбки. Учить передавать основное строение рыбы – туловище с головой, плавники, хвост, дополнять работу мелкими деталями, применяя средства декорирования пайетками. Развивать мелкую моторику, творческое воображение, формировать эстетический вкус

Қос тілдік компонент/Билингвальный компонент: Золотая рыбка - Алтын балық

Сөздік жұмысы/ Словарная работа: овал, туловище, плавники, хвост, чешуя

Алдын ала жұмыс/ Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильмов, чтение сказок

Жабдық/Оборудование: пластилин, стеки, иллюстрация рыбки, образец работы воспитателя, заготовки основы в виде аквариума

Ход занятия:

1.Мотивация деятельности.

Перед занятием дети выполняют движения под аудиозапись – «краб» - Кинезиологическая гимнастика

Ребята – отгадайте загадку ещё об одной обитательнице водных глубин – кто это?

Живёт она под мостиком

И виляет хвостиком =

Вильнет хвостом

Туда-сюда –И нет ее,

И нет следа. – (рыбка)

Пышный хвостик, плавники,

Глазки чёрные у них,

Чешуя горит-играет,

Как ту рыбку называют? –золотая рыбка

Чтение отрывка из сказки

Беседа по сказке:

- Какие герои живут в этой сказке? Кто из героев вам понравился больше? Почему?

Расскажите, как получилось, что золотая рыбка стала служить старику. (Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)

Какие желания старухи выполнила золотая рыбка?

Как вы думаете, почему в конце сказки золотая рыбка выслушала старика и уплыла, ничего не сказав ему? (Зачитывание эпизода сказки).

Какая была старуха в сказке? (Жадная, скупая, злая, завистливая, вредная, сварливая, ворчливая). Объясните, как вы это поняли?

Каким вам показался старик? Какими словами можно сказать о нём, какой он? (Добрый, ласковый, тихий, спокойный, жалостливый, беспомощный). Объясните, как вы это поняли?

- Чем закончилась сказка? (Ответы детей. Зачитывание эпизода сказки. Показ иллюстрации.)

2. «Рассказ о золотой рыбке»

К нам из сказки приплыла,

Там царицею была.

Рыбка эта не простая

Рыбка эта золотая! –показ работы воспитателя

- Вот сегодня мы будем лепить золотую рыбку, которая исполняет заветные желания. Мы же все с вами умеем! Рассматривание игрушки-рыбки, и ее активное восприятие и обследование, уточнение знаний ребят о ее свойствах. (У каждого ребенка игрушка рыбка.)

- Из каких частей состоит тело рыбки?

- А какая форма у рыбки?

- Чем покрыто тело у рыбки?

(Обращаем внимание на то, что тело у рыбки сжато с боков, спереди заостренное, а сзади сужено. Это позволяет рыбке хорошо плавать).

- Посмотрите, как рыбка плавает. (Воспитатель показывает рукой движение рыбки). Когда рыбка плавает ее хвостик двигается из стороны в сторону. (Дети тоже показываю как рыбка движется). У золотой рыбки имеется хвостовой плавник. Плавники у рыбки есть и на спинке и на брюшке, на грудке. (показывает воспитатель). Чешую нашей рыбки мы сделаем из пайеток – и будет она – как настоящая - показ

.Показ последовательности работы:

1- возьмём пластилин для туловища – вот такого примерно размера – скатаем базовую форму – шар, затем превратим его в овоид – яичко – расплющим – и приклеим к нашей основе

2.- хвостик и плавники у рыбки разноцветные – рыбка же сказочная – похожи на перья – возьмём небольшие кусочки пластилина – красного, жёлтого и зелёного цвета, скатаем шарики налепим на те места – где у рыбки расположены плавники и хвост – над спинкой, под брюшком и в конце туловища – а затем указательным пальчиком растянем пластилин по основе – как бы нарисуем им плавники и хвост

3 –возьмём стеки и на туловище стекой наметим место – где у рыбки будет головка, а где начнётся чешуя – вот так - показ

4. теперь возьмём кусочек пластилина белого цвета – скатаем небольшой шарик – приклеим на место глаза – дополним его шариком из пластилина чёрного цвета – вот рыбка уже смотрит на нас

5 – из пластилина красного цвета скатаем жгутик, сложим его пополам – это ротик – губки нашей рыбки

7. осталось пайетками украсить рыбку – сделав из них для неё чешую– и наша картинка – готова!

4.Физкультминутка:

«Тихо плещется вода»

Тихо плещется вода,

Мы плывём по тёплой речке. (Плавательные движения руками.)

В небе тучки, как овечки,

Разбежались, кто куда. (Потягивания — руки вверх и в стороны.)

Мы из речки вылезаем,

Чтоб обсохнуть, погуляем. (Ходьба на месте.)

А теперь глубокий вдох.

И садимся на песок. (Дети садятся)

5.Самостоятельная работа детей – с индивидуальной помощью воспитателя

3.Подведение итогов.

Выставка и рассматривание работ, обсуждение новой техники лепки.

Какие у нас получились красивые, сказочные рыбки – так и хочется загадать желание! А в каких сказках рыбка выполняет желание? Давайте скажем на двух языках – золотая рыбка - Золотая рыбка - Алтын балық














7