Цивилизационный проект конституционного развития РФ
в условиях вызовов глобализации
Мишучков А.А. – старший научный сотрудник Управления научных исследований Оренбургского государственного университета, к.ф.н, доцент
Принятие Конституции РФ в 1993 году определило качественно новый либеральный этап в жизни российского государства и общества. В целом, Конституция РФ выполнила задачу по сохранению основ государственной жизни, защите прав и свобод граждан. Но в условиях новых вызовов глобализации (неолиберализм, постколониальность, сетевое информационное общество, конфликт исламской и постхристианской атлантической цивилизации и других) назрел вопрос о новом цивилизационном проекте конституции, отвечающем геополитическому месту РФ в мире, ее роли в интеграции евразийского экономического и правового пространства. Кризис цивилизационного сознания российского народа, оказавшегося правопреемником СССР и всего культурно-исторического наследия, привел к неадекватной в сфере национальной политики концепции «ассиметричного федерализма», где субъекты РФ (области и республики) имеют разные полномочия и конституционные различия. В целом, за модель государственного устройства была принята западноевропейская концепция «национального государства», по примеру ФРГ, Франции, Испании, восточноевропейских государств. По определению А.С. Блинова, национальное государство – это «такая правовая, суверенная, территориальная организация публичной власти, которая легитимно выражает и отстаивает коренные (культурные, духовные, политические и экономические) интересы обособленной и сплоченной на основе осознания своей целостности и единой исторической судьбы устойчивой общности людей – нации» [1]. Но исторический опыт Московского государства, Российской империи, РФ в составе СССР был отличен от национального законодательства Европы. Русская идентичность исторически складывалась не на узконациональной основе как в Европе, а как цивилизационная на основе религиозной идентичности: «я-православный» (уровень цивилизации), «я-гражданин империи» (гражданский национализм); «я-русский» (культурный национализм), «я-часть народа России» (этнический национализм). Такая цивилизационная многоукладность идентичности в Российской империи позволяла развиваться многовековой российской культуре, не подавляя национальные культуры, а включая их через русскую культуру и язык в состав мировой культуры. Политика интернационализма в СССР сменяет цивилизационную идентичность (православие) на формационную (коммунизм и пролетарский интернационализм), заменяя сакральное ядро национальной идентичности секуляризмом, что фактически привело к этнократическому сепаратизму национальных республик, которые осуществили свое конституционное право на выход из СССР. Политика мультикультурализма, проводимая в либеральной России основана на отказе от государственной общенациональной идеологии, на примате «культурного разнообразия» над культурной гомогенностью, примате плюрализма национальных субкультур и массовой культуры над общенациональной и высокой культурой. В целом мультикультурализм приводит к усилению институционализации этничности и в тоже время к «геттоизации» и маргинализации этничности [2]. Рассматривая вектор этнической модели РФ в аспекте ментальности россиян традиционным возможен вариант, учитывающий интернациональную форму цивилизационных проектов – Россия в составе Европы (неолиберальной мультикультурности) или Евразии (нелиберального интернационализма). В силу предпосылок глобализации, в условиях информационно-экономической интеграции РФ в систему международной кооперации, нежелательности для ЕС включения России как равноправного партнера в общей цивилизационной модели, политика мондиализма Запада ставит цель превращения России в слабую конфедерацию с сервисной экономикой, обслуживающей мировых лидеров – США и ЕС. В таком случае государство становится «электронным посредником» между международным сетевым обществом и народонаселением по оказанию «государственных услуг», традиционные национальные и религиозные идентичности стираются в угоду неолиберальному космополитизму. Второй сценарий постколониальности, разыгрываемый западными геополитиками, не мирный, а конфликтный. Подогреваются этнорелигиозные конфликты, и волна национального сепаратизма приводит к распаду РФ на ряд республик, в том числе с отпадением Сибири и Дальнего Востока, Россия сжимается до Московского государства с националистической идеологией. Такой вариант менее вероятен в ближайшее время, но возможен при резком ослаблении федеральной власти и привнесенных мигрантами в мегаполисы этноконфессиональных конфликтах. Самым нежелательным вариантом конституционного развития РФ, с точки зрения западных экспертов, является именно цивилизационный сценарий. Так называемый «нелиберальный интернационализм», когда все народы РФ объединятся вокруг православия и ислама с ценностной цивилизационной идентичностью, противоположной западной цивилизации: «соборность / индивидуализм, религиозность / атеизм, правдоискательство / законность, солидарность / эгоизм, нестяжательство / ростовщичество, коллективное ведение хозяйства / абсолютное право собственности, социализм / либерализм» [3].
Действительно, цель информационных войн эпохи дискурсов глобализации – фрагментация и стирание этнорелигиозных, цивилизационных, неглобалистских идеологических дискурсов на основе религиозно-нравственного плюрализма. Поэтому отстаивание нравственной целостности российского цивилизационного дискурса и идентичности на основе традиционных ценностей является элементом российской идеологии и системы национальной безопасности. Серьезным шагом к формированию евразийской цивилизации, евразийского союза дружественных государств во главе с РФ стал геополитический проект Евразийский Союз (ЕАС) с единым политическим, экономическим, военным, таможенным, гуманитарным, культурным пространством, который становится цивилизационным мостом между Европой и динамичным Азиатско-Тихоокеанским регионом. Один из инициаторов ЕАС, президент РФ В.В. Путин, в одной из статей высказал мысль: «Убежден, создание Евразийского союза, эффективная интеграция – это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания» [4]. Формирование Евразийского Союза исторически возможно только на базе уже существовавших культурных и политических связей восточнохристианской российской цивилизации.
Примером цивилизационного проекта Конституции РФ, отвечающей вызовам глобализации и включенности России в евразийское культурно-правовое пространство, конкурентное Европе и Азии, – стал проект группы ученых во главе с руководителем Центра научной политической мысли и идеологии С.С. Сулакшиным [5]. Рассмотрим основные идеи этого проекта. В преамбуле проекта Конституции говорится о государствообразующей роли русского народа, в том числе и о его цивилизационной духовной миссии («служение высшим нравственным ценностям»). Основой исторического единства России объявляется «Народ России» в качестве гражданской идентичности: «Мы, русский народ и все братские российские народы, соединившиеся в трудах, преодолениях и великих победах в ходе своей общей многовековой истории в единый Народ России» (С.4). Подчеркивается роль русского народа в создании восточноевропейской православной цивилизации: «осознавая исторический вклад самобытной русской (российской) цивилизации в мировое развитие и свою ответственность за судьбы мира и человечества» (С.4). То есть, в правовом смысле, вместо безличной формулировки нынешней Конституции «многонационального народа» как источника власти в РФ, вводится более четкая схема идентичности: «Народ России» (гражданская идентичность), русские (национальная идентичность, имеющая цивилизационный смысл) и другие народности, входящие в «Народ России» (этнические идентичности). В отличие от инструментально-конструктивного определения определяющего этносы как социальные маркеры при достижении целей, цивилизационное определение этносов, опираясь в целом на эссенциалистское восприятие (метафизически-устойчивое) выделяет в нем сакральное, наднациональное ядро ценностей, исторически выраженное в религиозной форме и превосходящей национально-политическую узость своего бытия. Определением «Народа России», по С.С. Сулакшину, является «сообщество граждан России, цивилизационно объединенное на основании общих ценностей, языка, культуры, истории, религии, традиций, территории проживания, осознающее себя в качестве субъекта государственного строительства и общественного развития, принявшего Конституцию России» (С.8). Одной из значимых идеологических задач государства является поддержание и укрепление традиционных нравственных ценностей российского народа, важнейшими из которых является любовь к Родине, ее существование и российская цивилизационная идентичность, «обеспечивающая максимальную жизнеспособность России, самобытность обустройства ее территории и всех сфер жизни населения, устройства государственной власти и управления, выработанная на основе ее исторического опыта» (С.10). Именно данная высшая ценность подвергается яростной атаке в современных средствах массовой информации как тема антироссийской пропаганды («мем» – «Россия убога и позорна»). В Конституции РФ 1993 г. преамбула заканчивается словами «мы, многонациональный народ РФ,… сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем конституцию» [6]. Тем самым, де юре, принимается включенность РФ в систему глобализирующегося мирового сообщества как часть атлантической постцивилизации. В новом проекте Конституции закрепляется цивилизационное своеобразие России, раскрываются ее цивилизационные ответы на вызовы глобализации, место ее в процессах глобализации как равноправного партнера западной и восточных цивилизаций. Статья третья проекта конституции «Историческое государственное преемство» видит Россию «продолжателем государственности России во всех ее формах, всех наименований, имевшихся в истории русской (российской) цивилизации» (С.11). Данная статья накладывает ответственность на государственные органы по сохранению народного историко-культурного и цивилизационного своеобразия, в отличие от сетевой, менеджерской модели государства, которая оказывает услуги ценностно-обезличенному населению. В ст. 14 прямо заявляется, что «государство выступает гарантом русской (российской) цивилизационной идентичности (п.1, С.19); оно «ответственно за поддержание и защиту русской (российской) цивилизационной идентичности» (п. 2 ст. 14.), которая «поддерживается государством в сфере языка, вероисповеданий, традиций, культуры, образования и воспитания, образа жизни, экономических, социальных и политических отношений, устройства государства, государственной власти и управления» (п. 3 ст. 14; С.19). Каждая глава проекта Конституции говорит о том или ином элементе целостной государственной идеологии, которая закрепляется статьей 8 проекта, и в основе которой лежит «защита высших ценностей России от внутренних и внешних посягательств» (С.15). Пункт 2 статьи 8 закрепляет идеологический плюрализм общества при сохранении нравственного единства государственной общенациональной идеологии. «В России признается многообразие идеологий, отражающих мировоззрение отдельных групп граждан» (п. 2 ст. 8.; С.15). Действительно, конкурентоспособной в современном мире идеологических информационных войн может только то государство, которое защищает свой нравственно-национальный габитус, свое сакральное ядро ценностей народного менталитета как ресурс цивилизационного развития полиэтноконфессионального общества. В советской конституции в одной из глав прописывалась внешняя политика государства, в российской она отсутствует, что породило двойственность и аморфность внешней политики РФ в 1990-е гг., ряд геополитических потерь (страны бывшего Союза, Югославия, последний пример – Ливия). В новом проекте прописывается евразийская внешняя политика РФ, независимая от атлантического курса, в фарватере которой мы дрейфовали. Глава 40 проекта «Внешняя политика России» ставит цель внешней политики России «исходя из своей цивилизационной роли в мире и своих государственных интересов (п.1. ст. 212; С. 221); цивилизационные ориентиры во внешней политике – содействие «диалогу и сближению всех цивилизаций и культур мира» (п.1 ст. 213), развитие и укрепление «дружбы, сотрудничества и интеграции с государствами, народами, конфессиями, исторически связанными с русской (российской) цивилизацией» (п. 2 ст. 213; С.223). Тем самым решается важная задача по собиранию всех бывших граждан СССР, не только русских, но и других народов, представленных в РФ в зарубежье как частей одной целой евразийской российской цивилизации.
Таким образом, назрела необходимость в цивилизационном осмыслении конституционного поля РФ в силу новых тенденций: евразийского экономического и правового сотрудничества России с сопредельными странами; глобализации, направленной на внутреннее информационно-сетевое ограничение государственных и национальных суверенитетов. Либеральный этап конституционного развития РФ сменяется в настоящую эпоху неолиберальным европейским проектом глобализации. Евразийский ответ РФ (ЕАС) на однополярную систему глобализации мирового сообщества является тем ассиметричным ответом России, которое станет важным стимулом цивилизационного развития России и укрепления ее международного значения.
ЛИТЕРАТУРА
Блинов А.С. Национальное государство в условиях глобализации: контуры построения политико-правовой модели формирующегося глобального порядка. / А.С. Блинов. М.: МАКС Пресс, 2003. С.107.
Малахов В. Зачем России мультикультурализм?/ Государство и антропоток. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://antropotok.archipelag.ru/text/a062.htm
Мямлин К. Тайная формула Российской идентичности: «Нелиберальный интернационализм» / К. Мямлин // Наше дело. – 2012. – №2(10).
Путин В.В. «Новый интеграционный проект для Евразии – будущее, которое рождается сегодня» / В.В. Путин. – «Известия». 03.10.2011. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://izvestia.ru/news/502761.
Конституция России (проект) / под общ. ред. С.С. Сулакшина. — М.: Научный эксперт, 2013. — 264 с. ISBN 978-5-91290-210-9
Конституция Российской Федерации. М.: Проспект, 2009. – С. 3.