ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
Средняя школа №4 им. В.П. Глушко
Город Байконур
Внеклассное мероприятие
час общения с элементами
коммуникативного тренинга
«Путешествие в Туркестан!»
Разработала Луценко Юлия Юрьевна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «История: теория и методика преподавания в образовательной организации»
Проверил: Бражников Д.А.
Путешествие в Туркестан
Основа урока - экскурсионные знания учащихся и дополнительный материал)
Оборудование: магнитная доска, школьная доска, фото иллюстрации, рабочие листы для каждого учащегося для мобильности процесса обучения
Цель и задачи
Изучить вопросы о происхождении города Туркестан, о личности Х.А. Ясави, Великого Тимура.
Рассмотреть: причины строительства мавзолея Х.А. Ясави; архитектурные особенности комплекса.
Научить применять теоретические знания на практике.
Воспитать уважение к культурному наследию казахского народа.
Ход урока
Оргмомент.
Изложение темы совместно с учащимися
Эпиграф
Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. (Альбрехт Дюрер)
План нашего урока таков:
Происхождение города Туркестан
Личность Х.А. Ясави.
Личность великого эмира Тимура.
Причины строительства мавзолея Х.А. Ясави.
Архитектурные особенности комплекса.
Здравствуйте ребята. Все готовы к уроку? Сегодня у нас присутствуют гости. Поприветствуйте их. Садитесь. Сегодняшнее учебное занятие является для нас нетрадиционным – путешествием в древний город Туркестан. Рассматривая вопросы плана урока, надеюсь, у вас сформируется еще более устойчивое представление о древних городах, людях, которые в них жили, политических решениях, принимаемых в тот период времени.
И в подтверждение наших целевых установок урока я хочу привести слова Альбрехта Дюрера, которые стали эпиграфом нашего урока «Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него»
Работать мы будем следующим образом. Перед вами лежат рабочие листы, в которых вы записываете Ф.И. класс, тему, ставите дату, записываете поступающую информацию в специальную таблицу, делаете самостоятельно вывод после изложения всей информации. Работаете по прилагаемой к рабочему листу карте и в конце урока заполняете таблицу с наименованием тест, отвечая на поставленные вопросы. И в итоге проводите самооценку знаний. Рабочие листы сдаются в конце урока для итоговой проверки учителя. Ну а теперь приступаем.
Пятнадцать столетий прошумело над пирамидальными тополями Туркестана. Многое видела, многое пережила за это время седая от полыни земля. 5 век - этим временем датируется основание города Туркестан. Каким было это время?
Много загадок и тайн хранит в себе древняя земля Востока. Некоторые из них уже разгаданы. Некоторые остаются в тайниках истории. А что же говорят археологические раскопки?
(Сообщение) Имеющиеся археологические данные говорят о том, что, с первых веков н.э. на землях Южного Казахстана возникают укрепленные города – ставки. Множество их известно в Туркестанском районе. Ясы – древнее название города Туркестан – это остатки поселения племени асиев или асианов, которые упоминаются еще античными авторами Стратобоном и Помпеем Трогом. Племена асиев во 2 веке до н.э. сокрушили среднеазиатскую Греко – Бактрийскую державу.
Древняя земля Туркестана, претерпев различные исторические трансформации, наибольшего своего развития достигла в 12 веке, когда в судьбу города ЯСЫ, тесно вплелась судьба суфийского поэта и проповедника Ходжа Ахмета Ясави.
Спасибо Ребята, найдите и отметьте у себя на карте рабочего листа г. Туркестан. А так же посмотрите, какие города находятся рядом с нами, сохранившиеся и до современности. (Чили, Кызыл -Орда)
Теперь перейдем ко второму вопросу нашей темы и послушаем информацию о Х.А. Ясави. Чем же прославился этот человек, в честь которого сам великий эмир Тимур возвел небывалый по масштабам мавзолей?
Сообщение Ходжа Ахмет Ясави
В оседло – земледельческой полосе Южного Казахстана ислам становился господствующей религией. Здесь распространили свое влияние суфийские ордена в том числе и «ясавийя», основателем которого считают ходжа Ахмета Ясави. Он жил в начале 12 веке и проповедовал суфизм. Прослыл святым человеком, проповедником, апостолом истины. Суфийских деятелей прошлого возводят в ранг святых, их могилы становятся местами поклонения. Рождаются суеверия, генетически связанные с доисламскими верованиями, иногда берущие верх над мусульманской догматикой.
Х.А. Ясави начал написание своего труда «Диуан и Хикмет» «Книга о премудрости», продолженная его учениками. Также написана книга «Хикмат» - сборник стихов, одно из которых предлагаем прослушать.
Прежней щедрости в народе нашем нет…
Правды шахов и визиров стерся след…
Отвергает бог дервишеский обет…
Для народа – время страшных бед.
Тот, кто был ученым мужем, знатоком,
Стал насильником, льстецом и дураком,
Для дервиша правдолюбец стал врагом,
Посмотрите: этот гибнет свет, о люди!
Разве долго до скончанья света? Нет !
Раб Ахмад солгал ли это? Нет !
Сам ли пользы от совета ждет? О, нет!
Уходя, народу даст совет, о люди!
Как мы видим стихотворение о правде и справедливости. Так же и все стихотворения Х.А. Ясави проникнуты глубоким гуманизмом и близки к народным представлениям о справедливом устройстве мира.
Спустя 233 после смерти Х.А. Ясави был воздвигнут мавзолей по приказу Великого Тимура, правителя Маверанахра, как память истории тогдашнего мира.
Спасибо. Ну и немного дополнительных энциклопедических сведений о жизни Х.А. Ясави.
Годы жизни А.Ясави 1105-1166 гг. среднеазиатский поэт и проповедник. Родился с городе Сайраме. Занятия родителей неизвестны. В памяти народа сохранились лишь их имена. Отца – Ибрагим. Матеи – Карашаш.
Первым духовным наставников и воспитателем Ахмеда был шейх Арслан – Баб. После его смерти Ахмед переехал в Бухару обучался у знаменитого шейха Ходжи Юсуфа Хамадани. После окончания курса суфийского учения получил право объяснять «пути познания истины». Является авторов духовных стихов, которые впервые публикуются в 1878 году. Популярность его была очень велика. Имя А.Ясави справедливо стоит в одном ряду с великими глашатаями идей гуманизма, такими как Низами, Навои, Хафиз. Местом паломничества и поклонения стала могила Х.А. Ясави, и ее трехкратное посещение приравнивалось к хаджу в Мекку. На сегодняшний день эта религиозная традиция поддерживается всеми мусульманами. Как уже было сказано спустя 233 года был построен мавзолей по приказу великого эмира Тимура, вошедшего в историю под именем Великий Хромец. В одном из сражении он получил травму, которая оставила его хромым на всю жизнь. Каким же был Великий Хромец?
Личность этого великого человека раскрывается в его слове, которое передал знаменитый казахский поэт Макжан Жумабаев.
Макжан Жумабаев «Слово Тимура»
- Что такое Вселенная?
- Она величиной с ладонь!
Не пристало множеству богов
Быть на одной ладони.
Тенги – Бог Неба,
Пусть он властно правит своим небом!
Бог земли – Я, Тимур
Пусть Тенгри не трогает моей земли!
У бога неба – Тенгри
Ни рода нет, ни сути.
Бог земли Тимур:
Родом – тюрок, сутью – огонь!...
Эмир Тимур был очень властным и храбрым правителем. Смог начать объединение народов Центральной Азии. Почему эмир Тимур стал строить мавзолей?
При закладке здания грандиозной ханаки эмир Тимур руководствовался тонким политическим расчетом. Полупокорные сырдирьинские кочевые пламенна неоднократно угрожали далекому тылу тимуровской армии и даже сердцу его государства – Самарканду, заставляли великого эмира прерывать решение начатых стратегических замыслов.
Польстить чувству кочевников вниманием к их национально святыне, подчеркнуть духовное единство народов, исповедовавших ислам. – вот те практические цели, которые ставились Тимуром при возведении в конце 15 столетия памятника среднеазиатского зодчества.
Мечом объединяя народы Центральной Азии в единую империю, эмир Тимур, нуждался в духовной опоре для своей власти, в опоре на идейные, религиозные авторитеты, видимо это и привело его в город Ясы.
Официальная история Тимура «Книга побед» связывает закладку здания ханаки Ходжа Ахмета Ясави с событием конца 1397 г. В это время эмир Тимур из столицы своего государства Самарканда выступил на встречу своей невесте, дочери Моголистанского правителя. В ожидании прибытия своей супруги эмир поехал в город Ясы и торжественно совершил обряд зиарата (поклонение) могиле Ходжа Ахмета Ясави. Во время пребывания в городе Ясы Тимур отдает приказ о возведении над могилой шейха Ахмеда Ясави нового мавзолея в течение 2 лет, что было нереально в тех условиях. Воля заказчика была закреплена указом, предусматривавшим общий план, основные размеры и отчасти даже некоторые декоративные детали самого здания и внутреннего убранства. Возведение мавзолея датируется 1395-1399 гг.
В полном хронологическом согласии, местное предание, повествует, что после одного из своих налетов на Туркестан хан Золотой Орды Тохтамыш увез все ценные приношения верующих мазару Ходжа Ахмета Ясави и имущество потомков шейха. Являясь как бы мстителем святотатства, Тимур сумел разбить Тохтамыша и вернуть все взятое им из города Ясы. Отнятые ценности были, по указанию Тимура, пущены на возведение нового мавзолея и медресе (мусульманскую школу) при нем. Только преждевременная смерть Тимура помешала окончить это строительство. Но каковы бы ни были дальнейшие события, остается несомненным тот факт, что при возведении мавзолея Ходжа Ахмета Ясави эмир Тимур позаботился обеспечить ему дальнейшее существование. Были дарованы эмиром дарственные грамоты родственникам Ходжа Ахмета Ясави , в которых закреплялось за ними имущество, земля и обязанность строго смотреть и хранить внутреннее убранство мавзолея, его святыни, а так же возглашать молитвы за государя. За это каждый надсмотрщик мавзолея получал одну десятую всех доходов. Был установлен так же штатный состав лиц, обсуживавших мавзолей, на которых распространялись вышеперечисленные права и обязанности. Остаток средств, должен был идти на ремонт, реконструкцию и модернизацию комплекса. Позже в мавзолеи были захоронены великие люди принявшие прямое участие в объединение Казахского ханства это: Казыбек би, Абулхаир хан, Абылай хан.
Спасибо. Юля назвала имена казахских правителей. И об одном из них, а именно о хане Абулхаире по заказу Нурсултана Абишевича Назарбаева Президента Республики Казахстан был снять художественный фильм на киностудии Голливуда. Возможно, все его уже посмотрели. Фильм называется «Кочевник»
Ну а теперь переходим к последнему вопросу нашей темы
Что же собой представляет архитектурный комплекс Х.А. Ясави?
Архитектурный комплекс Х.А. Ясави
По своему масштабу мавзолей Х.А. Ясави равен мечети Биби – Ханым в Самарканде.В плане мавзолея прямоугольное здание, размером 46.5 и 65.5 метра. Толщина стен 3, 1.8, 2 метра. Фундамент – бутовый камен, заложен на глубину 3 метров. Все это держит на себе главную часть конструкции – купол диаметром 18.2 м
Здание мавзолея - это сооружение, сохранившееся в первозданном виде почти 6 столетий. Уже одно это обстоятельство – долговечность,- делает честь инженерному мастерству его создателей. Мы говорим строить на века. Но часто это выражение воспринимается как метафора. Здесь же оно воспринимается в буквальном смысле. За 6 веков мавзолей пережил землетрясения, сотни тысяч раз его стены распалялись солнцем и выстуживались холодом, по мавзолею били из пушек, он не раз приходил в запустение. Все это серьезный экзамен для конструкции, материала, из которого он создан.
Архитектурный комплекс состоит из 3 частей
Казандык, где расположен знаменитый Тай – казан. Он имеет 10 ушек и по преданию каждый, посетитель на счастье бросает в него монетки. Тай казан еще в конце 80 – х годов как историческая реликвия хранился в Государственном Эрмитаже в городе Ленинграде, ныне Санкт – Петербург. После постройки мавзолея был передан архитектурному краеведческому комплексу ходжа Ахмата Ясави.
Гурхана, где находятся исторические достопримечательности.
Мечеть, где осуществляют до сих пор молитвы в память великих эмиров.
Памятником культуры, наряду с архитектурным комплексом Х.А. Ясави является и культурный слой городища, окружающий этот шедевр средневековой архитектуры. Но при строительстве мавзолея была срыта и вывезена большая часть культурного слоя поздней цитадели, где размещались ставка казахских ханов, и значительная часть шахристана городища. Также благоустроительные работы проводимые в 50-80 гг ХХ века безвозвратно уничтожили первоначальный облик значительной части памятника.
Спасибо. Теперь хотелось бы обратить ваше внимание на фото - иллюстрации - рассказ учителя.
г. Туркестан один из самых древних на земле Казахстана. В 2007 году ему исполнилось 1507 лет. У него свой облик, своя судьба. Пришедший к нам из глубины веков, он, тем не менее, остается современным, являясь, второй мировой по значимости святыней после Мекки и Медины для всех мусульман, обязанность которых хоть один раз в своей жизни посетить святое место – мавзолей Ходжа Ахмета Ясави.
Предоставляю вам возможность сделать самостоятельно вывод по изученной теме (заслушать несколько выводов)
Переходим тестированию.
3. Закрепление темы Вопросы закрепления
В каком веке появился город Туркестан? 5
Какое древнее название носил г. Туркестан? Ясы
В каком веке наблюдается наибольший расцвет г. Туркестан? В 12
С чьим именем связан расцвет г. Туркестан? Х.А. Ясави.
В каком городе родился Х.А. Ясави? Сайрам
Кто построил великолепный мавзолей х.А. Ясави? Эмир Тимур
Из скольки частей состоит современный мавзолей х.А. Ясави? 3
Назовите главную достопримечательность мавзолея? Тай – казан.
В каком городе хранился этот казан еще в 80 – х гг ХХ века? Санкт – Петербург
Как называется книга Х.А. Ясави? «Книга премудрости»
Вы посетили город Туркестан, много интересного вами было увидено. И сейчас мы попросим поделиться своими впечатлениями Ксюшу, которая нашему вниманию представит свой фото – рассказ.
Насколько известно вы посещали не только мавзолей Х.а. Ясави, но и побывали на восточном базаре. Приобрели различные вещи, в том числе и украшения. И об этом нам расскажут Ульяна и Гульдана.
А что запомнилось остальным учащимся в этой поездке?
Что узнали нового сегодня на уроке?
И в заключение давайте обсудим эпиграф нашего урока: Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. Альбрехт Дюрер
Наш сегодняшний урок подошел к концу. И что бы впечатления от урока остались надолго у наших гостей, мы хотим преподнести небольшие проспекты по Туркестану. А сейчас откройте дневники. Все учащиеся, кто готовил устные ответы к сегодняшнему уроку получают отлично, все остальные записывают д\з –
Всем спасибо за внимание.
Если останется время:
Зачитать стихотворение Х.А. Ясави
Показать книгу по Туркестану
Государство - это я. Людовик XIV.
Религия - это повязка, изобретенная человеком, чтобы защитить душу, раненую обстоятельствами. Теодор Драйзер
Список используемой литературы
Газета «Великие люди Туркестана» от 23. 09 2000 г
Газете «Современный Туркестан» от 15.05 2000 г
Р. Насырова «Туркестан» - Алматы: Онер, 1993 г
Нагим – бек Нурмухамедов «Мавзолей Ходжи Ахмета Ясави» - Алматы: Онер, 1980 г.
Джанибеков У.Д. Эхо… По следам о золодой домбре. – Алма – Ата: Онер, 1990.
Даты | Имена | Понятия |
5 в н.э. – основание Туркестан 12 в. – наибольшее развитие Туркестана 1105-1166 – годы жизни Х.А. Ясави 1878 г – издан сборник стихов Х.А. Ясави | Х.А. Ясави Тимур Хромой Тохтамыш | Асиане – древнее название племен Суфизм – мистическое течение в исламе. возникло в 8-9 вв., окончательно оформилось в 10-12 вв. Характерен аскетизм. «ясавийя» - суфийский орден «Диуан и Хикмет» - Книга о Премудрости Зиарата – обряд поклонения святым Медресе – мусульманская школа Тай – Казан – праздничный котел |
Фото Карта Портал мавзолея 14-15 вв Сереный портал мечети Надгробие А. Ясави Тай - Казан | 30. 10. 07. Туркестан: люди и святыни Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. Альбрехт Дюрер План: Происхождение города Туркестан Личность Х.А. Ясави. Личность великого эмира Тимура. Причины строительства мавзолея Х.А. Ясави. Архитектурные особенности комплекса. | Д\З Повторить конспекты по главе 1 |
Рабочий лист
Ф.И. ________________________________класс__________
Т
ема:
Информация Тест (ответы) 1.__________________ 2.__________________ 3.__________________ 4.__________________ 5.__________________ 6.__________________ 7.__________________ 8.__________________ 9.__________________ 10._________________ Количество баллов __ |
Вывод:_______________________________________________ |
Самооценка знаний А) материал усвоен хорошо Б) материал усвоен отлично В) материал не усвоен Г) материал усвоен удовлетворительно |
Самоанализ урока
Урок проведен в 5 а классе 28 апреля 2017 г.
В классе - 24 человека
На уроке присутствовали - 24 обучающихся
Успеваемость 100%, качество 65%
Тип урока: путешествие
Вид урока: нетрадиционный
(основа - экскурсионные знания учащихся и дополнительный материал)
Учащиеся совершили поездку в древний город Туркестан, посетили святые места и на основе этих знаний был специально разработан урок, тема которого «Путешествие в Туркестан» тесно переплетается с темой ранее изученной: «Древние государства Востока».
Рассматривая вопросы плана урока, ставилась определенная задача - сформируется еще более устойчивое представление о древних городах, людях, которые в них жили, политических решениях, принимаемых в тот период времени и на практике применить теоретические знания учащихся.
Использовались методы:
объяснительно- иллюстративный, (сообщения учащихся, беседа);
репродуктивный (работа с рабочими листами, картой);
проблемно – сообщающий (объяснение с опорой на наглядность);
частично – поисковый (беседа с последующим выводом, который самостоятельно делали учащиеся)
Формы контроля были выбраны следующие: самоконтроль учащихся, контроль учителя.
В начале урока была создана адекватная обстановка для правильного психологического восприятия поступающей информации.
Цели урока
Изучить вопросы о происхождении города Туркестан, о личности Х.А. Ясави, Великого Тимура.
Рассмотреть: причины строительства мавзолея Х.А. Ясави; архитектурные особенности комплекса.
Научить применять теоретические знания на практике.
Воспитать уважение к культурному наследию казахского народа.
Благодаря истинному знанию ты будешь, гораздо смелее и совершеннее в каждой работе, нежели без него. (Альбрехт Дюрер).
Оснащенность урока была следующей: использовались магнитная доска, школьная доска, фото иллюстрации, рабочие листы для каждого учащегося для мобильности в процессе обучения. Средства оборудования использовались целесообразно.
Содержание урока и формы реализации
Наблюдалось соответствие методической структуры урока его целям. Поставленные цели урока были достигнуты. Материал обобщен и закреплен учащимися.
Материал излагался в доступной форме и содержал научные сведения.
При изложении информации прослеживалась связь изучаемого материала с жизнью, а также межпредметные связи (литература).
Особое место было отведено нравственной и мировоззренческой направленности урока. Воспитать уважение к культурному наследию казахского народа. – эта воспитательная цель реализовалась в полной мере. Для нравственного определения личности Х.А. Ясави использовалось его произведение суфийское стихотворение.
Эстетическое воздействие урока наблюдалось