К
омитет образования и науки администрации г. Новокузнецка
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Станция юных натуралистов»
ТВОРЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Формирование ценностного отношения к природе
в процессе изучения творчества писателей
и собственного словесного творчества детей»
Номинация ««Методическое обеспечение учебного процесса»
Автор: Шелягина Анна Вячеславовна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «Станция юных натуралистов»
Новокузнецкий городской округ, 2016г.
Аннотация
В творческой разработке «Формирование ценностного отношения к природе в процессе изучения творчества писателей и собственного словесного творчества детей» рассматривается понятие ценностного отношения в педагогической практике, освещаются вопросы воспитания ценностного отношения к природе в различных видах педагогической деятельности, в том числе, через словесное творчество детей, а также описывается успешный педагогический опыт в данном направлении на примере дидактической разработки занятия в учреждении дополнительного образования.
Данная разработка может быть полезна учителям начальной школы при организации занятий по вне учебной деятельности, уроков внеклассного чтения, а также может быть использована педагогами дополнительного образования для проведения занятий по программам художественной направленности.
Содержание
1.Пояснительная записка 4
2. Обзор литературы по теме:
2.1. Понятие ценностного отношения в педагогике и психологии; 6
2.2. Опыт формирования ценностного отношения к природе
в педагогической практике; 7
2.3. Понятие словесного творчества детей и его возможности в формировании ценностного отношения к природе 9
3. Дидактическая разработка занятия
«Рассказ о моем домашнем любимце» 12
4.Заключение 16
5. Список литературы 18
6. Приложение 20
Пояснительная записка.
На сегодняшний момент в мире существует опасность надвигающейся экологической катастрофы, обострились противоречия, поставившие под угрозу возможность дальнейшего благополучного существования человека и природы.
Предотвращение экологической катастрофы зависит от сформированности экологического сознания людей. Именно поэтому все возрастающее значение в настоящее время приобретает экологическое образование (обучение, воспитание, развитие) подрастающего поколения. Фундаментальной составляющей экологической культуры человека является его нравственное, ценностное отношение к природе. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание) является одним из направлений Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, а также Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Следовательно, сегодня перед педагогами стоят актуальные задачи совершенствования форм учебной и вне учебной деятельности школьников, направленных на формирование культуры отношений к природе в соответствии с требованиями общества.
Актуальность творческой разработки «Формирование ценностного отношения к природе в процессе изучения творчества писателей и собственного словесного творчества детей» заключается в представлении успешного практического опыта педагога по экологическому образованию на примере конкретного занятия.
Отсюда, целью вышеуказанной творческой разработки является описание опыта работы по воспитанию эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру у младших школьников через их ознакомление со сказками, рассказами русских писателей и вовлечение в творческую словесную деятельность.
Ожидаемым результатом использования данного методического материала может стать внедрение эффективных форм работы с учащимися начальной школы в современную педагогическую практику.
Отличительной особенностью творческой разработки является интеграция экологического и художественного направлений образования: в процессе развития речевых умений и навыков, у детей актуализируются знания о видах домашних животных, их биологических особенностях, правилах содержания и т.д.
Понятие ценностного отношения в педагогике и психологии
Прежде чем говорить о формировании ценностного отношения к природе, необходимо определить понятие «ценностного отношения» в психологии и педагогике.
Ещё в 30-х гг. прошлого века известный педагог А. С. Макаренко отмечал, что «отношение» должно являться основным объектом внимания педагогов [2] .
В 60-х гг. 20 века психолог В.Н. Мясищев проводил упорные исследования феномена «отношения».
В наше время идея формирования отношений стала одной из ведущих в условиях ценностного восприятия мира. Однако до сих пор сам феномен «отношение» многозначен, во многом противоречив и до конца не изучен.
В большинстве работ, посвященных исследованию проблемы «отношений», наблюдается тенденция сопоставления таких понятий, как «потребность», «установка», «интерес», «убеждение», «мотив», «эмоция», «стимул» относительно феномена «отношение» [2].
Один из ярких российских педагогов С. Т. Шацкий определял «отношение» как результат сочетания внешних влияний и собственной активности вкупе с личными интересами, потребностями, эмоциями, обогащенных знаниями, умениями, навыками [2].
Известны и другие классификации рассматриваемой категории по отдельным признакам. Согласно им, отношения могут подразделяться на теоретические и практические, позитивные и негативные, объективные и субъективные. С.Т. Шацкий предлагает соединить анализ внешних и внутренних сторон отношений. Внешняя (предметная) сторона - результат педагогически организованной деятельности, влияния образа жизни и среды. Внутренняя (психологическая) сторона - результат взаимодействия внешней (предметной) стороны с собственной поведенческой и психологической деятельностью субъекта [2].
С.П. Манукян - кандидат педагогических наук, доцент Ереванского педагогического института русского и иностранных языков, стремится подчеркнуть, что для формирования отношения к объекту важен посредник, в качестве которого может выступить учитель, учебник, урок. Это положение фундаментально с точки зрения педагогики [2].
В свете необходимости изменения ценностных ориентаций подрастающего поколения проблема «ценностных отношений» вызывает сегодня живой интерес педагогов и психологов. Довольно распространённой в настоящее время является точка зрения об обязательной эмоциональной составляющей отношения.
Советский педагог И.Я. Лернер, обращая наше внимание на то, что эмоции, будучи связанными с потребностями, выполняют функции оценки соответствия объекта потребностям, вводит понятие «эмоционально-ценностного отношения». Им отмечаются такие характеристики эмоционально-ценностного отношения как объектная, качественная, динамическая. Объектная предполагает рассмотрение объектов, к которым надо формировать ценностное отношение, качественная касается видов эмоций, динамическая - силы и остроты эмоций. Таким образом, эмоции и мотивы - суть составляющие одного явления, рассматриваемого как ценностное отношение [2].
Профессор кафедры педагогики Московского института открытого образования Н.Е. Щуркова отмечает, что ценностное отношение является результатом оценки и предполагает обнаружение положительной значимости объекта действительности для жизни человека [2].
Обобщая вышеуказанные точки зрения на проблему ценностных отношений, можно сформулировать следующее определение рассматриваемой категории: ценностное отношение к чему-либо, в том числе и к природе - это особое отношение, при котором связь субъектного «я» (личности) и объекта действительности (окружающего мира) понимается и оценивается на личностно-значимом уровне, когда происходит внутреннее принятие объекта (мира природы) как ценности, когда ощущение постоянной потребности в нём является показателем сформированного «устойчивого убеждения» в необходимости его сохранять, беречь, заботиться о нем и т.д.
Опыт формирования ценностного отношения к природе в педагогической практике
Идея формирования у личности ценностного отношения к природе имеет давние исторические корни. Весомый вклад в развитие ее общих положений сделали Я. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Й. Песталоцци, А. Дистервег, Сковорода, Ушинский, С. Русова и др.[8].
В экологическом поле педагогики проблема формирования у школьников ценностного отношения к природе рассматривается в различных ракурсах многими отечественными учеными. Среди них В. Бровди, А. Волкова, Н. Дежникова, Н. Лысенко, Г. Ковальчук, Г. Пустовит [8].
Огромнейший вклад в воспитание у детей нравственно-ценностного отношения к природе внес В.А. Сухомлинский. В трудах выдающегося педагога освещается много актуальных для настоящего времени идей по формированию у детей эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде. «Мы воспитываем в своих воспитанниках, - писал он, - взгляд на природу как на народное богатство, который передается из поколения в поколение, ценность которого ни с какими другими ценностями сравнить и сопоставить нельзя». Основой гуманистического воспитания педагог считал осознание взаимообусловленности всего живого на планете. Он выступал против узости, фрагментарности мышления о природе, пытался формировать человека вне догматической схемы "можно - нельзя", на основе глубокой личностной связи со всеми формами жизни на земле [8].
На первом этапе работы по развитию творческой личности младших школьников педагог советовал широко использовать богатейшие возможности природы. С учетом психолого-педагогических особенностей детей младшего школьного возраста, он рассматривал возможности природы как силы, которая дает эмоциональное наполнение мысли и слову.
Широкое значение придавал педагог художественному познанию природы. Считая искусство образной философией природы, Сухомлинский тонко подводил детей к пониманию красоты окружающего мира через постижение ее художественного образа. Дети слушали музыку природы: пели волшебные песни, которые открывали перед ними красоту мира; импровизировали на свирели, следуя голосам стихий, - и все это обогащало объективный образ природы, рождаемый в их сознании. Работая в "Школе радости", педагог сделал вывод, что поэтическое творчество начинается с видения красоты. Красота природы обостряет восприятие, пробуждает творческую мысль, наполняет слово индивидуальными переживаниями. Без поэтической, эмоциональной струи невозможно полноценное умственное развитие ребенка. Сухомлинский отмечал, что уже в годы детства каждый должен учиться открывать красоту природы, чтобы "духовная жизнь ребенка и природа словно сочетались интеллектуальными, эмоциональными, эстетическими, творческими нитями. Важно, чтобы источником мысли и чувств было познание явлений природы, ее красоты"[8].
Известные педагоги современности также уделяют серьезное внимание изучению вопроса формирования ценностного отношения школьников к природе. Исследование психологов Давыдова, Занкова, Эльконина и др. доказали возможность формирования у младших школьников высокого уровня экологических знаний, которые являются составной частью нравственности, и культуры поведения в природном и социальном окружении [7]. Особая чувствительность и эмоциональность младшего школьника создает предпосылки для выявления интереса к тому, что его окружает в природной среде. Это является важным условием нравственно-эстетического воспитания.
Педагоги нашего времени подчеркивают, что для развития у школьников чувства прекрасного, умения правильно понимать и ценить произведения искусства, красоту и богатство родной природы, - необходимо использовать возможности каждого учебного предмета, особенно литературы, музыки, эстетики, изобразительного искусства [7]. Характерно, что природа в деятельности школьников выступает разносторонне, требуя проявления соответствующих разносторонних способностей. Так, она оказывается объектом заботы и труда, когда учащиеся преобразуют и охраняют ее; объектом и предметом целенаправленного познания, когда они изучают ее закономерности; объектом и предметом художественного изображения – в процессе творческого воссоздания ее образов в самодеятельном искусстве.
Нравственно-ценностное отношение к природе возникает и развивается в деятельности, которую определяет педагог. На действия, формирующие это отношение, влияют содержание и форма заданий, возможность их творческого выполнения.
Нас интересует аспект формирования ценностного отношения к природе через изучение сказок и литературных произведений, а также словесное творчество детей.
Понятие словесного творчества детей и его возможности в формировании ценностного отношения к природе.
Прежде чем говорить о словесном творчестве учащихся и его возможностях в воспитании эмоционально-ценностного отношения к природе, необходимо определить суть понятия «творчество» и его сущностные характеристики.
Следует отметить, что до настоящего времени понятие творчества, творческой деятельности, творческого мышления остаются до конца не определенными, многозначными и противоречивыми [4].
Приведем несколько примеров определения понятия творчества в философских, психологических и литературных источниках:
Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Творчество специфично для человека, т. к. всегда предполагает творца - субъекта творческой деятельности
(Большой Энциклопедический Словарь (БЭС) [4].
Творчество – психический процесс создания новых ценностей, являющийся «продолжением и заменой детской игры»
(Психоаналитический глоссарий) [4].
Творчество – деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей
(Краткий психологический словарь. Под общей ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского) [4].
Л. С. Выготский о проблеме творчества писал: «Творческой деятельностью мы называем такую деятельность человека, которая создает нечто новое, все равно, будет ли это созданное творческой деятельностью какой-нибудь вещью внешнего мира или известным построением ума или чувства, живущим и обнаруживающимся только в самом человеке. Всякая такая деятельность человека, результатом которой является не воспроизведение бывших в его опыте впечатлений или действий, а создание новых образов или действий, и будет принадлежать к этому второму роду творческого или комбинирующего поведения. Мозг есть не только орган, сохраняющий и воспроизводящий наш прежний опыт, он есть также орган комбинирующий, творчески перерабатывающий и созидающий из элементов этого прежнего опыта новые положения и новое поведение. Если бы деятельность человека ограничивалась одним воспроизведением старого, то человек был бы существом, обращенным только к прошлому, и умел бы приспособляться к будущему только постольку, поскольку оно воспроизводит это прошлое. Именно творческая деятельность человека делает его существом, обращенным к будущему, созидающим его и видоизменяющим свое настоящее»[4].
В переносном смысле творением, творчеством называют всякое внесение нового, в частности создание образов в результате формирующейся деятельности духа, творческой фантазии.
(Краткая философская энциклопедия) [4].
В словаре С.М. Ожегова и Н.Ю. Шведова «Творчество – создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [4].
Г.М.Коджаспирова и А.Ю.Коджаспиров [4] определяют творчество как деятельность, порождающую нечто новое, ранее не бывшее, на основе реорганизации имеющегося опыта и формирования новых комбинаций, знаний, умений, продуктов.
П.И.Пидкасистый [4] рассматривает творчество, как мышление в его высшей форме, выходящее за пределы требуемого для решения возникшей задачи уже известными способами, проявляемое, как воображение. Будучи компонентом деятельности, оно поднимается до уровня творческой деятельности, как обязательного условия мастерства и инициативы.
Имеющиеся в литературе определения творчества позволяют выделить некие общие его основания. Прежде всего, это качественная, принципиальная новизна конечного продукта творческого акта. Во-вторых, непосредственное отсутствие этого качества в исходных предпосылках творчества. В-третьих, творчество - это деятельность.
Для развития творчества необходимо целенаправленное обучение детей, освоение ими богатого художественного опыта.
В становлении творческой личности большое значение имеет словесное творчество, так как язык, по утверждению О.С.Ушаковой, — это база любого вида творчества. О.С.Ушакова под словесным творчеством понимает продуктивную деятельность детей, возникающую под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающуюся в создании устных сочинений - рассказов, сказок, стихов [6].
А.Е.Шибицкая отмечает, что словесное творчество ребенка проявляется в нахождении слов, словосочетаний и словесных высказываний, наиболее точно отражающих конкретности образов, картин, явлений, представленных в сознании ребенка; эти образы представления, сложившиеся на основе прошлого опыта, не являются в то же время точными повторениями, копиями увиденного, услышанного, пережитого ребенком. Это результат деятельности воображения, направленного на воссоздание прошлого опыта в новых сочетаниях [6].
Авторы современных научных педагогических статей определяют детское словесное творчество как письменное или устное выражение ребёнком субъективно значимого для него словесного содержания, обладающего следующими качествами: фантазия, искренность, владение словом, чувство юмора и\или лиризма, актуальность для автора [9].
Таким образом, словесное творчество - это речевая деятельность, требующая умения создавать новые образы и ситуации и выражать их в логически последовательном рассказе или сказке сюжетного или описательного характера, на основе знаний об окружающей действительности под влиянием произведений искусства (литературы и фольклора).
Специфика детского словесного творчества, его роль в общем развитии личности ребёнка и связь с возрастными особенностями и возможностями детей изучены Ш.А.Амонашвили, А.Г.Асмоловым, Л.И.Божович, Л.С.Выготским, В.Глоцером, В.В.Давыдовым, П.И.Зинченко, А.М.Мапошкиным, Н.Д.Молдавской, Л.С.Славиной [9].
Возможности словесного творчества детей в формировании и развитии эмоционально-ценностного отношения к природе весьма широки.
Целенаправленная художественно-творческая деятельность формирует сознательное отношение к природе и препятствует разрушительному, негативному взгляду на окружающий мир, который подчас наблюдаются у учащихся. При поощрении словесного творчества в условиях общения с природой, или на основе естественнонаучных знаний, закрепляются гуманные отношения к живым существам и формируются нравственные, эстетические и экологические убеждения учащихся [9].
Дидактическая разработка занятия
«Рассказ о моем домашнем любимце»
Тема: «Рассказ о моем домашнем любимце».
Цель занятия: Содействовать воспитанию эмоционально-ценностного отношения к природе через анализ мультипликационного фильма «Живая игрушка» и словесное творчество детей.
Задачи:
Личностные: воспитывать доброту, умение сопереживать, ответственное отношение к объектам живой природы;
Метапредметные: развивать коммуникативные способности: умение слушать собеседника, вступать в диалог с учителем и учащимися, строить монологическое высказывание в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; оценивать высказывание собеседника и свое в соответствии с определенными критериями.
Предметные: актуализировать знания о правилах поведения в природе по отношению к диким животным, формировать представления о правилах содержания домашних животных, развивать умения строить письменный текст по заданному алгоритму, выступать с сочинением в устной форме.
Методы и приемы:
- фронтальный опрос
- беседа
- анализ мультфильма по сценарию Михаила Липскерова, Владимира Пекаря
«Живая игрушка» (1982г.)
- создание рисунка «Мой любимец»
- сочинение рассказа «Мой домашний любимец» по плану
- публичное выступление с рассказом
- обсуждение рассказов в группе, оценивание по критериям
Оборудование: компьютер (ноутбук), мультимедийный проектор, экран, аудиоколонки.
Ход занятия
Организационный этап. Приветствие. Сообщение темы занятия. Целеполагание: сочинить рассказ о своем домашнем животном и представить его в группе.
Повторение изученного материала.
Фронтальный опрос:
- Какой важный экологический праздник отмечается во всем мире в октябре? (Всемирный день защиты животных)
- Какого числа мы отмечаем этот день? (4 октября)
- Как вы думаете, почему люди придумали такой праздник? (потому что животных необходимо защищать и сохранять)
-Почему же животные нуждаются в нашей защите и охране? От кого и чего нужно их охранять? (в защите нуждаются и дикие животные, которые погибают и исчезают из-за браконьерства, из-за уничтожения территорий их обитания человеком, и домашние животные, подвергающиеся жестокому обращению)
- Ребята, поднимите руки, у кого дома или у родных живут домашние питомцы. Как вы думаете, есть ли правила по содержанию домашних животных? Как нужно относиться к ним?
Чтобы ответить на эти вопросы, предлагаю вам посмотреть поучительный мультфильм, который называется «Живая игрушка».
3.Изучение нового материала.
3.1.Просмотр мультипликационного фильма «Живая игрушка» (1982 г., сценарий: Михаил Липскеров, Владимир Пекарь)
Анализ мультфильма. Беседа по вопросам:
Понравился ли вам мультфильм?
Испытываете ли вы сочувствие к девочке, от которой убежал зайчик? Почему? (Нет, девочку не жалко, потому что она «мучила» зайчонка).
Почему вы считаете, что девочка причиняла зайчику вред, ведь она кормила его, пеленала, украшала бантиками ушки? (Потому что девочка кормила зайчика кашей и конфетами, а зайчику не нужна такая пища и такой уход).
Как чувствовал себя зайчонок, когда был в лесу с мамой-зайчихой? (он был веселый и подвижный, гонялся за бабочками).
Как зайчонок стал чувствовать себя под опекой девочки? (он страдал и болел).
Почему зайчонок страдал у девочки дома? (Потому что она за ним неправильно ухаживала).
Какие условия нужны зайчику для жизни? Подумайте, ребята, хорошо ли зайчонку будет жить в доме или в квартире? Почему? (зайчонок должен жить в лесу, там его дом, в квартире ему будет плохо, потому что он не приспособлен жить в таких условиях).
Скажите, ребята, почему мультфильм называется «Живая игрушка»? (потому что девочка – героиня относилась к животному, как к игрушке)
Чему нас учит мультфильм, который мы увидели? (нельзя относиться к животным, как к своим игрушкам).
Как вы сами относитесь к своим домашним питомцам? (с любовью, как к членам семьи).
Давайте попробуем определить те правила, которые необходимо выполнять по отношению к домашним животным, чтобы они были здоровы и «счастливы». Закончите предложения:
- Прежде чем завести домашнего питомца, нужно (узнать, какие условия необходимы ему для жизни).
-Кормить животное нужно тем (что этот вид питается в естественных условиях).
-Чтобы питомец не болел, нужно регулярно (проверять его здоровье у ветеринара, вовремя ставить прививки, давать витамины и т.д.).
- Питомца нужно содержать в чистоте, поэтому необходимо регулярно (выгуливать собак, мыть, чистить туалет для кошек, клетки и аквариумы, менять подстилку в клетках и вольерах; ухаживать за шерстью, если это необходимо).
- Чтобы питомец был послушным, нужно его (дрессировать, воспитывать).
- Помните: благополучие и жизнь домашнего животного зависят от (нас самих, хозяина).
3.2.Сочинение рассказа «Мой домашний любимец» по плану.
Слова педагога: Итак, ребята, мы определили с вами общие правила ухода и содержания домашних питомцев, выяснили, что мы отвечаем за здоровье и жизнь своих «братьев меньших». А теперь давайте попробуем изобразить ваших питомцев, подготовить о них интересный и содержательный рассказ и «заочно познакомить» со своими любимцами одногруппников.
Задание:
Нарисовать вашего питомца цветными карандашами или фломастерами на альбомном листе.
С обратной стороны написать о своем питомце рассказ, опираясь на план:
Вид домашнего животного, его кличка, возраст.
(Можно написать, почему питомцу выбрали такое имя).
Внешний вид питомца, характерные особенности облика.
Образ жизни, повадки, характер питомца, его пристрастия, любимые игры и т.д.
Интересный случай из жизни питомца (по желанию).
Ваши взаимоотношения с питомцем, ваши чувства друг к другу, совместное времяпрепровождение.
На доске вы можете увидеть рисунки и рассказы ваших сверстников из других школ.
Обратите внимание на то, что при обсуждении ваших рассказов будут оцениваться оригинальность вашего сочинения, полнота раскрытия темы, выразительность языка, ваша авторская позиция, то есть отношение к своему питомцу. Для образности, выразительности языка следует употреблять эпитеты – прилагательные, которые характеризуют какой-либо предмет, создают его образ, яркое представление о нем.
Давайте подумаем, какие прилагательные могут помочь в описании характера ваших питомцев, назовите их (шустрый, резвый, игривый, ласковый, гордый, величественный, пугливый, бойкий, задиристый и т.д.).
Какими словами и выражениями можно описать ваши отношения с домашним животным? (настоящие друзья, я испытываю нежные чувства, очень люблю, скучаю, когда долго не вижу, с нетерпением жду встречи, всегда забочусь, ухаживаю за ним и т.д.).
Представление рассказов в группе, их обсуждение и оценка.
Итак, ребята, кто хотел бы познакомить нас всех со своим домашним любимцем? Давайте будем внимательно слушать друг друга, не перебивать, не мешать рассказчику. Попробуем оценить ваши замечательные рассказы по следующим критериям:
Информативность, содержательность рассказа, полнота раскрытия темы.
Образность, выразительность языка изложения (наличие прилагательных, характеризующих облик и повадки животного).
Выраженность авторской позиции (отношения рассказчика к питомцу, описания эмоций, чувств к животному и т.д.).
Оригинальность содержания рассказа (интересный случай из жизни, необычная форма подачи материала, своеобразный авторский стиль и проч.).
Важное правило: благодарить друг друга аплодисментами за выступление.
4.Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Беседа по вопросам:
Понравилось ли вам занятие? Отметьте наиболее удачные моменты работы.
Какие моменты показались сложными?
Чему вы сегодня научились? Что нового для себя узнали?
Какие выводы в конце занятия мы можем сделать?
(Главный вывод: необходимо беречь, любить, бережно относиться к животным рядом с нами.)
Заключение
В ходе анализа мультипликационного фильма «Живая игрушка» младшие школьники проявили знание элементарных правил содержания животных, чувство сострадания, сопереживания по отношению к животным, высказали мысль об ответственности человека за жизнь и здоровье домашних питомцев.
В результате анализа продуктов словесного творчества учащихся младшего школьного возраста - сочинений и устных рассказов по теме «Мой домашний любимец» - можно сделать следующие выводы:
Младшие школьники эмоционально воспринимают объекты живой природы, проявляют доброжелательные, теплые чувства к своим домашним питомцам, испытывают потребность в общении с ними, могут достаточно полно описать взаимоотношения с домашними животными:
«Я очень горжусь своим любимцем! Он самый лучший на свете, моя семья и я его очень любим!» (Сорокина Полина, ученица 4 класса МБОУ «Лицей № 34»).
«Я очень люблю своего щенка, он радуется и прыгает на меня, даже когда я прихожу домой из школы в плохом настроении» (Сагалаков Сергей, 3 класс МБОУ «СОШ № 26»).
Показателем эмоционально-ценностного отношения детей к своим питомцам является и употребление уменьшительно-ласкательных суффиксов в кличках и названиях животных – «Кира – киса», «Свинка Бодяша», а также называние животных по имени-отчеству и даже фамилии: «Черепаху зовут Петр Петрович. Фамилия - Золоев» (Золоев Михаил, 2 класс, МБ НОУ «Лицей № 11»).
Однако, большинство младших школьников не описывают в сочинениях свою роль в уходе за животными, ограничиваясь упоминанием игр и проявлением ласки по отношению к питомцу. Поэтому целесообразно внести в план сочинения пункт «Моя роль в уходе за питомцем».
В описании внешнего облика, характера животных дети употребляют не только образные эпитеты, слова с ярко выраженной эмоционально-экспрессивной окраской – «милый», «шкода», «хорошенький», но и словообразовательные и лексические единицы «собственного сочинения»: «Моя кошка чернопёстрая»; «У моего Вени порода – царь» (Будовой Александр, 2 класс, МБ НОУ «Лицей № 11»)
Некоторые работы отличаются особым «поэтическим строем» синтаксических конструкций: «Дома у меня живёт кот. Чёрный кот. Ленивый кот…» (Рассамахин Матвей, 2 кл., МБ НОУ «Лицей № 11»).
4. Интерес, эмоциональный отклик детей на изучаемую тему проявляется также во время их выступлений с рассказами о животных перед сверстниками: слушатели задают рассказчикам дополнительные вопросы, аргументируют свою оценку рассказа примерами из текста, часто дополняют собственный письменный рассказ новыми интересными подробностями в устном варианте и т.д.
Таким образом, можно отметить, что данное занятие способствует не только развитию речевых и коммуникативных умений и навыков детей, но и воспитанию неравнодушного, бережного, ответственного отношения к домашним животным, другими словами, эмоционально-ценностного отношения к природе, что соответствует поставленной педагогом цели.
Список литературы
Зотов, В. В. Воспитание у младших школьников эмоционально-ценностного отношения к природе [Электронный ресурс] / В.В. Зотов. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vospitanie-u-mladshih-shkolnikov-jemocionalno-cennostnogo-otnoshenija-k-prirode.html. (дата обращения 15.10.2015).
Кривых, Н.И. Психолого-педагогический анализ категории «ценностное отношение» [Электронный ресурс] / Н.И. Кривых. – Режим доступа: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=4049. (дата обращения 17.10. 2015).
Рябова, С. С. Ценностное отношение к природе как компонент экологической культуры [Электронный ресурс] / С.С. Рябова. – Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vospitanie-u-mladshih-shkolnikov-jemocionalno-cennostnogo-. (дата обращения 18.10.2015).
Серавин, А. И. Исследование творчества. Возможность определения творчества [Электронный ресурс] / А.И. Серавин. – Режим доступа: http://azps.ru/polpsy/lib/seravintvor/3.html. (дата обращения 21.10.2015)
Черных, Т.В. Ценностное отношение к природе как условие развития этических переживаний дошкольника [Электронный ресурс] / Т.В. Черных. – Режим доступа: http://sibac.info/11572 (дата обращения 21.10.2015).
Воспитание ценностного отношения к природе у дошкольников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/statja-vospitanie-cenostnogo-otnoshenija-k-prirode-u-doshkolnikov.html (дата обращения 22.10.2015).
Творческая деятельность школьников как условие формирования нравственно-эстетического отношения к природе [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://uchil.net/?cm=156369 (дата обращения 22.10.2015).
Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к природе в педагогическом наследии Сухомлинского [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/2286-formuvannja-ushkoljariv-emotsijno-tsinnisnogo-stavl (дата обращения 22.10.2015).
Киршин, И. А. Педагогические условия развития детского словесного творчества в сфере дополнительного образования [Электронный ресурс]/И.А. Киршин. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/pedagogicheskie-usloviya-razvitiya-detskogo-slovesnogo-tvorchestva-v-sfere-dopolnitelnogo-ob(дата обращения 22.10.2015).
Приложение
Кушнаренко Виктория,
4 класс МБОУ «Лицей № 34»
Бурдачева Маргарита,
2 класс МБ НОУ «Лицей № 11»