7
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЦЕНТР ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА
«НОВОЛИПЕЦКИЙ»
Г. ЛИПЕЦКА
398046, г. Липецк, ул. П.Смородина д.14а, тел. 41-69-29, cdtnov@yandex.ru
Разработала:
педагог дополнительного образования
Воробьёва Лилия Фаильевна
Дополнительное образование способствует творческой самореализации
ребенка в различных видах деятельности, формирует потребность в саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост.
В этой системе особая роль отводится научно-техническому творчеству обучающихся. При всем уважении и понимании значимости других направлений в дополнительном образовании необходимо отметить, что только научно-техническое знание способно глобально влиять на уровень и рост научно-технического прогресса, от которого, в свою очередь зависит благосостояние народа (общества).
Одной из важнейших задач обучения детей в системе дополнительного образования по техническому творчеству является развитие у детей творческой инициативы и самостоятельности, конструкторских и рационализаторских навыков.
Реальное соприкосновение ребенка с процессом творчества формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности. Именно поэтому наши воспитанники так охотно включаются в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.
Чтобы реализовать себя как творческую личность, ребенок с самых первых дней пребывания в кружках технического творчества должен воспитывать в себе два важнейших качества: трудолюбие и работоспособность. Без них самый горячий интерес, самые яркие задатки неизбежно спасуют перед обыденностью работы.
Техническое творчество не может существовать без фантазии, а задача её развития ставится перед педагогом дополнительного образования.
Работа на занятиях технического творчества должна быть организована так, чтобы ребенок получил максимум знаний и умений и мог применить их на практике при выполнении своей работы.
Проблема творческой самореализации личности воспитанников в условиях учреждения дополнительного образования приобретает доминирующее значение.
Занятия начального технического моделирования являются наиболее удачной формой для развития познавательных процессов и воспитания детей в младшем школьном возрасте, а также являются стартом для занятия детей в более сложных технических кружках.
Воспитанники выполняют творческие работы. В творческих работах дети решают задачи, сообразуясь с поставленными целями: сравнивают, анализируют, оценивают, прогнозируют и ищут способы достижения целей.
В рамках работы с детьми ФГОС и в соавторстве с учителями сш№62 была разработана программа «Студия творчества». Где на уроках информатики и черчения изучают темы, подводящие к объемному моделированию.
В соответствии с вышесказанным, в рамках занятий по начальному техническому моделированию педагогом был выбран метод коллективного творческого проектирования, как одна из форм организации учебной деятельности младших школьникоков.
Творческий проект "Изготовление макета замка из бросового материала" (по теме: "Объемное моделирование")
Участники проекта: воспитанники объединения "Начальное техническое моделирование", возраст 9-10лет.
Форма работы - групповая. Групповая работа помогает развивать навыки сотрудничества и чувство коллективной ответственности.
Для детей 9-10лет это начальный период обучения проектированию, поэтому не стоит акцентировать внимание воспитанников на поиске проблемы, педагогу дополнительного образования следует самому сформулировать ее и предложить задачи для решения.
Планирование работы педагогом дополнительного образования
Описание проекта
Цель этого проекта – создать макет для участия в выставке по начальному техническому моделированию.
Обучающиеся будут развивать навыки проектирования, дизайна, творческого восприятия окружающего мира, опираясь на уже приобретенные умения работать с различными материалами, которые они приобрели ранее на занятиях.
Характеристика потребности.
Воспитанники ежегодно принимают участие в выставках по начальному техническому моделированию. Необходимо изготовить макет для участия в выставке.
Сущность проекта
В процессе работы дети спроектируют и изготовят макет замка с использованием изученных приемов обработки бумаги, смонтируют простую электрическую цепь для освещения макета и проведут необходимые исследования по изучению отражения света от прямолинейных и криволинейных поверхностей различной фактуры и материала.
Краткая формулировка задачи
Спроектировать и изготовить макет замка (из бросового материала и бумаги) с подсветкой с использованием имеющихся знаний и умений воспитанников.
Результат проекта
Макет "Замок из бросового материала".
Компоненты проекта, на которых необходимо сконцентрировать
особое внимание
1. Знакомство с процессом проектирования.
2. Знакомство с проектированием подсветки изделия.
3. Развитие умения коллективно вырабатывать идеи.
4. Формирование способов оклейки бросового материала.
Запуск проекта
Анализ имеющихся макетов.
Межпредметные связи
Опережающие: черчение, физика, технология, рисование, информатика.
Новые термины
Проект, дизайн, источник тока, потребитель тока, соединительные провода, выключатель, диод, светодиод.
Материалы и оборудование
Ножницы разных размеров, кисточки для красок и клея, линейки, циркуль, гуашь, клей ПВА, клей "момент", бумага для черчения, две батарейки по 4,5 В, соединительные провода, лампочки, выключатель, самоклеющаяся пленка черного и желтого цвета, скотч, пинцет, гелевая ручка с черными чернилами.
Организация процесса обучения
проектирование | изготовление | знания, навыки | исследовательская деятельность | упражнения |
до изготовления макета | во время изготовления макета |
Определение потребности. Проведение исследования. Обоснование выбора проекта. Составление критериев, которым должен удовлетворять макет. Выработка идей и выбор лучшей. Планирование работы. Оценка работы. Защита проекта. | Моделирование. Оклейка бросового материала. Разметка. Вырезание. Сборка деталей. Компоновка изделия. Окраска. Декорирование изделия мелкими деталями. Установка подсветки. | Правила безопасной работы. Свойства бумаги. Графическая грамотность. Использование измерительных инструментов. Виды соединения деталей. Приемы окрашивания изделия. | Определение знаний и умений, необходимых для изготовления макета. Выбор материала и инструмента. Поиск художественного оформления. Поиск вариантов подсветки. Наблюдение отражения света от прямолинейных и криволинейных поверхностей разной формы и материала. | Графические упражнения. Окрашивание и оклеивание бумажных поверхностей. | Все операции указаны в графах "Изготовление" и "Знания и навыки". |
Понедельное планирование
№ не де ля | Процесс выполнения проекта | Деятельность педагога дополнительного образования | Деятельность обучающихся на занятии | Материальное обеспечение |
Наглядные средства | Материалы и инструменты |
1. | Запуск проекта. Краткая формулировка задачи. Начало оформления проекта. | Диалог с обучающимися о структуре проекта. Постановка задачи. Проведение анализа имеющихся макетов. Обсуждение возможности изготовления макета замка воспитанниками 2-го года обучения. Разработка критериев, которым должно удовлетворять изделие. | Конкретизация темы. Анализ имеющихся макетов. Формулировка критериев, которым должно удовлетворять изделие. Поиск идей (вариантов) макета замка. Формулировка задачи. | Макеты домов. | Чертежно-графические инструменты, бумага. |
2. | Выбор изделия. Определение критериев, которым должно соответствовать изделие. | Проведение обсуждения результатов исследования. Помощь в составлении перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие. Объяснение последовательности изготовления макета. | Обсуждение различных идей по изготовлению макета. Конкретизация темы проекта. Выбор и обоснование лучшей идеи. | Эскизы макетов замков. Плакаты с критериями, которым должно удовлетворять изделие. | Карандаши, графические инструменты. |
3-4 | Планирование работ. Изготовление частей макета. | Индивидуальное консультирование обучающихся по построению и оклеиванию части выбранного макета замка. | Изготовление части макета замка с помощью педагога дополнительного образования. | Образцы готовых изделий. | Бумага, клей, графические инструменты. |
5-7 | Изготовление изделия. | Руководство процессом изготовления. Проведение инструктажа по правилам безопасной работы. Индивидуальные консультации воспитанников по реализации проекта. | Изготовление макета в соответствии с планом. Оформление проекта. | | Ножницы, клей ПВА, клей "момент", бумага, краски, кисти. |
8 | Установка подсветки изделия. | Объяснения последовательности изготовления простой электрической цепи. Правила безопасности при сборке электрических схем. | Установка подсветки в соответствии с выбранным проектом. Наблюдение отражения света от прямолинейных и криволинейных поверхностей разной фактуры и материала. | Схемы по сборке простой электрической цепи. | 2 батарейки, лампочка, провода. |
9 | Оценка готового изделия. | Обсуждение с группой, как оценивать проектирование и изготовление изделия по отношению к разработанным критериям. | Оформление творческого проекта (окончание) | Готовое изделие | Карандаши, ручки, бумага формата А-4. |
Последовательность работы обучающихся над проектом.
1. Потребность.
2. Краткая формулировка задачи.
3. Исследования.
4. Критерии, которым должно соответствовать изделие.
5. Разработка лучшей идеи.
6. Планирование и изготовление изделия.
7. Апробирование и оценка.
Выполнение творческого проекта " Замок из бросового материала ".
1. Потребность.
Нас с детства привлекает творческая деятельность по созданию игрушек и моделей из бумаги. В этом году решили принять участие в областной выставке по начальному техническому моделированию в разделе "макетирование", поэтому решили сделать макет замка.
2. Краткая формулировка задачи.
Нам нужно разработать и изготовить макет замка (из бросового материала и бумаги) с подсветкой и посмотреть, как будет отражаться свет от различных поверхностей.
3. Исследование, анализ проблемы.
Что необходимо продумать, прежде чем приступить к работе по изготовлению макета?
После того как мы проанализировали несколько имеющихся макетов домов, храмов, мы разработали критерии, которым должно соответствовать наш макет.
4. Критерии, которым должен удовлетворять макет замка.
Оригинальный.
Подходящий для участия в выставке.
Изготовлен из бросового материала и плотной бумаги.
Приемы должны быть доступными нам, обучающимся 2-го года.
Для подсветки использовать лампочку, выключатель, провода, батарейку.
Макет должен получится интересным и красивым.
Безопасный в использовании.
Первоначальные идеи
составления эскизов макета "Замок из бросового материала"
Окончательный выбор эскиза макета
" Замок из бросового материала "
Проанализировав эскизы мы пришли к выводу, что наш макет замка будет таким
Цветовое решение
Мы выбрали, что макет "Волшебного замка" будет окрашен: одна часть в желтый цвет, а другая – в оранжевый, так как в этом цветовом решении он будет более ярким.
Технологическая карта изготовления макета замка.
| Операция | Инструменты, оборудование |
1. | Подобрать бросовый материал согласно эскизу. | |
2. | Вырезать заготовки. | Ножницы |
3. | Оклейка заготовок бросового материала согласно эскизу. | Ножницы, линейка, клей ПВА. |
4. | Прорезать окна, двери. | Ножницы |
5. | Склеить детали замка. | Клей ПВА, "Момент". |
6. | Скомпоновать макет замка. | Клей ПВА, "Момент". |
7. | Поставить замок на возвышенность. | Клей "Момент", чертежная бумага. |
8. | Покраска макета замка. | Гуашь, кисточки. |
9. | Продекорировать макет мелкими деталями. | Гелевая ручка с черными чернилами, самоклеющаяся пленка черного и жёлтого цвета. |
10. | Сборка электрической цепи. | Батарейка, провода, лампочки, выключатель. |
11. | Установка электрической цепи в макет. | Клей "Момент", скотч, пинцет. |
12. | Проверка работы подсветки. | |
Макет "Волшебный замок"
Литература
1. Павлова М.Б., Питт Дж., Гуревич М.И., Сасова И.А. Методическое проектирование в технологическом образовании школьников – М.: Вентана-Граф, 2003.
2. Гуревич М.И., Павлова М.Б., Петрова И.Л., Питт Дж., Сасова И.А. Сборник проектов по курсу "Технология – 5" – М.: Вентана – Граф, 2003.
3. Самородский П.С., Симоненко В.Д., Правдюк В.Н. Технология: Рабочая тетрадь – М.: Вентана – Граф, 2005.
4. Павлова М.Б., Сасова И.А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология: Учебное пособие для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений.
М.: Вентана – Граф, 2004.
5. Елисеева Е.В., Правдюк В.Н., Симоненко В.Д. Технология: Учебник для учащихся 5 класса сельских общеобразовательных школ. – М.: Вентана – Граф, 2002.
6. Н.Докучаева "Мастерим бумажный мир. Строим город." – Санкт-Петербург "Диамант", 1997.
7. Лабунская Г.В."Изобразительное творчество детей" – М: Просвещение, 1965.
8. Парамонова Л.А. "Детское творческое конструирование" – М: Карапуз, 1999.
9. Соловьева Т.А. "Дидактические основы интеллектуально-развивающего образовательного процесса в начальной школе"- Псков, 1999.