СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Творческая работа по лирике 2-й половины XIX века - урок контроля, 10 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка представляет собой итоговый  после изучения творчества Фёдора Ивановича Тютчева,  Афанасия Афанасьевича Фета, Алексея Константиновича Толстого. Цели работы: систематизировать знания по лирике Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, А.К. Толстого; научить ребят находить общее в творчестве поэтов.Урок контроля по литературе, 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Творческая работа по лирике 2-й половины XIX века - урок контроля, 10 класс»

Творческая работа по лирике русских поэтов 2-й половины XIX века


В. I


Сопоставьте стихотворения Фета "Только встречу улыбку твою..." и В. Ходасевича "Не верю в красоту земную..." В чем спор поэтов о сущности красоты?


А. А. Фет

ТОЛЬКО ВСТРЕЧУ УЛЫБКУ ТВОЮ...

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный, -

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленною трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно чиста,

Молодая владычица сада:

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

1873




В. Ходасевич

Не верю в красоту земную

Не верю в красоту земную
И здешней правды не хочу.
И ту, которую целую,
Простому счастью не учу.
По нежной плоти человечьей
Мой нож проводит алый жгут:
Пусть мной целованные плечи
Опять крылами прорастут!

1922 г.


Творческая работа по лирике русских поэтов 2-й половины XIX века


В. I


Сопоставьте стихотворения Фета "Только встречу улыбку твою..." и В. Ходасевича "Не верю в красоту земную..." В чем спор поэтов о сущности красоты?


А. А. Фет

ТОЛЬКО ВСТРЕЧУ УЛЫБКУ ТВОЮ...

Только встречу улыбку твою

Или взгляд уловлю твой отрадный, -

Не тебе песнь любви я пою,

А твоей красоте ненаглядной.

Про певца по зарям говорят,

Будто розу влюбленною трелью

Восхвалять неумолчно он рад

Над душистой ее колыбелью.

Но безмолвствует, пышно чиста,

Молодая владычица сада:

Только песне нужна красота,

Красоте же и песен не надо.

1873




В. Ходасевич

Не верю в красоту земную

Не верю в красоту земную
И здешней правды не хочу.
И ту, которую целую,
Простому счастью не учу.
По нежной плоти человечьей
Мой нож проводит алый жгут:
Пусть мной целованные плечи
Опять крылами прорастут!

1922 г.


Творческая работа по лирике русских поэтов 2-й половины XIX века


В. II


Сопоставьте позднее стихотворение «Природа -- Сфинкс...» с ранним стихотворением «Не то, что мните вы, природа...» Что изменилось во взглядах Тютчева на природу в поздней лирике?


Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа...»

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

.......
Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеи́л?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

.......
Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звезда́х нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..


Ф. И. Тютчев. «Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней. (август 1869)





Творческая работа по лирике русских поэтов 2-й половины XIX века


В. II


Сопоставьте позднее стихотворение «Природа -- Сфинкс...» с ранним стихотворением «Не то, что мните вы, природа...» Что изменилось во взглядах Тютчева на природу в поздней лирике?


Ф. И. Тютчев. «Не то, что мните вы, природа...»

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык...

.......
Вы зрите лист и цвет на древе:

Иль их садовник приклеи́л?

Иль зреет плод в родимом чреве

Игрою внешних, чуждых сил?..

.......
Они не видят и не слышат,

Живут в сем мире, как впотьмах,

Для них и солнцы, знать, не дышат,

И жизни нет в морских волнах.

Лучи к ним в душу не сходили,

Весна в груди их не цвела,

При них леса не говорили,

И ночь в звезда́х нема была!

И языками неземными,

Волнуя реки и леса,

В ночи не совещалась с ними

В беседе дружеской гроза!

Не их вина: пойми, коль может,

Органа жизнь глухонемой!

Души его, ах! не встревожит

И голос матери самой!..


Ф. И. Тютчев. «Природа – сфинкс. И тем она верней...»

Природа – сфинкс. И тем она верней

Своим искусом губит человека,

Что, может статься, никакой от века

Загадки нет и не было у ней. (август 1869)





Творческая работа по лирике русских поэтов 2-й половины XIX века



В. III



Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.

Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?

Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «Глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной».



А. К. Толстой

СЛЕЗА ДРОЖИТ В ТВОЕМ РЕВНИВОМ ВЗОРЕ...

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре –

О, не грусти, ты все мне дорога!

Но я любить могу лишь на просторе –

Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила

Толпы миров воззвала из ночи,

Любовь их все, как солнце, озарила,

И лишь на землю к нам ее светила

Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,

Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струёю хладной

И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной

И тихий шепот вербы над ручьем,

И милой девы взор, на нас склоненный,

И звездный блеск, и все красы вселенной,

И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,

Пожди еще - неволя недолга,-

В одну любовь мы все сольемся вскоре,

В одну любовь, широкую как море,

Что не вместят земные берега!

1858

Творческая работа по лирике русских поэтов 2-й половины XIX века



В. III



Докажите, что поэт считает природу, любовь и искусство проявлениями идеальной красоты мира.

Почему поэт видит несовершенство мира в разобщенности этих проявлений красоты?

Какой смысл приобретают в его стихотворении выражения «любить могу лишь на просторе», «Глагола творческая сила», «любим мы любовью раздробленной».



А. К. Толстой

СЛЕЗА ДРОЖИТ В ТВОЕМ РЕВНИВОМ ВЗОРЕ...

Слеза дрожит в твоем ревнивом взоре –

О, не грусти, ты все мне дорога!

Но я любить могу лишь на просторе –

Мою любовь, широкую, как море,

Вместить не могут жизни берега.

Когда Глагола творческая сила

Толпы миров воззвала из ночи,

Любовь их все, как солнце, озарила,

И лишь на землю к нам ее светила

Нисходят порознь редкие лучи.

И, порознь их отыскивая жадно,

Мы ловим отблеск вечной красоты;

Нам вестью лес о ней шумит отрадной,

О ней поток гремит струёю хладной

И говорят, качаяся, цветы.

И любим мы любовью раздробленной

И тихий шепот вербы над ручьем,

И милой девы взор, на нас склоненный,

И звездный блеск, и все красы вселенной,

И ничего мы вместе не сольем.

Но не грусти, земное минет горе,

Пожди еще - неволя недолга,-

В одну любовь мы все сольемся вскоре,

В одну любовь, широкую как море,

Что не вместят земные берега!

1858