йцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсмитьбюйцукенгшщзхъчсмитьбюйцукенгшщзхъфывапролджэячсукенгшщзхъфывапролджэячс
МБОУ «Абрамовская основная общеобразовательная школа» Проектно-исследовательская работа ТЕМА ОДИНОЧЕСТВА В ЛИРИКЕ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА И МОЁ МИРООЩУЩУНИЕ Выполнила: ученица 6 класса Горобец Виктория Андреевна Научный руководитель: Калинина Наталья Николаевна учитель русского языка и литературы 2016 – 2017 учебный год |
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность выбранной темы и решаемые задачи
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Трагические эпизоды жизни М.Ю.Лермонтова
Аналитическое прочтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «На севере диком…»
Аналитические прочтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Утёс»
Аналитические прочтение стихотворения М.Ю.Лермонтова «Листок»
Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю.Лермонтова «На севере диком…», «Утёс» и «Листок»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Обобщение рассмотренных проблем одиночества в лирике поэта и отражение душевных переживаний лирического героя на моё мировосприятие действительности.
БИБЛИОГРАФИЯ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
В этой работе я хотела бы рассказать о моём восприятии лирики
великого русского поэта первой половины XIX века Михаила Юрьевича Лермонтова. Мне стала интересна тема одиночества, отражённая в его поэзии. Почему же такие картины и образы рождались в его душе? Как и чем его лирика завораживает нас до сих пор и заставляет сопереживать и сострадать лирическому герою? Какое отражение в нашей и конкретно в моей душе нашли образы, навеянные поэтом? Современна ли его лирика сегодня?
Изучая на уроках литературы биографию и поэзию М.Ю.Лермонтова и А.С.Пушкина, я узнала, что в «Частном словаре языка М.Ю.Лермонтова» и в «Частном словаре А.С.Пушкина» более трехсот тысяч слов.
Но меня поразило то, что слово «веселье» у Лермонтова встречается 55 раз, а у Пушкина – 96; слово «досуг» у Лермонтова – 8 раз, а у Пушкина – 74; слово «лень» у Лермонтова я вижу 12 раз, а у Пушкина – 74, слово «забава» у Лермонтова – 27 раз, а у Пушкина же – 70! А ведь Лермонтов преемник Пушкина!
Роясь в биографических данных того и другого поэтов, готовясь к урокам литературы по данным темам, я увидела их жизнь, которая отличается во многом. Лермонтов – поэт практически того же века, но совершенно другой эпохи, другого воспитания и совершенно другого душевного склада. Это великие люди, и каждый по себе велик и индивидуален.
Да и поэзия Александра Сергеевича Пушкина отличается мажорным звучанием, а у Михаила Юрьевича Лермонтова – минорным. Отчего? Отчего мотив одиночества так часто звучит в его поэзии?
Причин, конечно, много. Я постараюсь проанализировать одну из многих и решить поставленные в данной работе задачи.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
В 1814 году в каменном доме у Красных ворот в Москве поселилась молодая чета Лермонтовых: Юрий Петрович – капитан в отставке, принадлежавший к старинной дворянской семье, и Мария Михайловна – единственная дочь Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, происходившей не только из знатного, но и богатого дворянского рода Столыпиных.
В ночь со второго на третье октября 1841 года у Лермонтовых родился сын Михаил. Крестили ребёнка одиннадцатого октября 1841 года в церкви Трёх Святителей, расположенной неподалёку от Красных ворот. Но в Москве семья прожила недолго, и вскоре она переехала в имение бабушки Арсеньевой Е.А. в Тарханы Пензенской губернии. Возможно, именно отсюда начались душевные переживания поэта в связи с драматическими событиями его семьи.
Мальчику не исполнилось и трёх лет, как умирает его молодая мать. В Тарханы вместе с горем пришла и вражда. Хотя бабушка Арсеньева боготворила своего внука и жила им одним, она завещала своё состояние внуку только в том случае, если его отец покинет семью и будет жить один. Мальчик до совершеннолетия остался на попечении бабушки. Да, Елизавета Алексеевна любила и баловала внука. Для воспитания и образования нанимала достойных людей, постоянно в доме жили другие воспитанники. Бабушка старалась, чтобы маленькому Михаилу Юрьевичу было не скучно расти. Однажды она приказала, чтобы к дому для игры привели маленького олененка и лосенка. Маленький Лермонтов с ними быстро подружился и кормил сеном, березовыми вениками и хлебом. Но через года полтора олень так стал лягаться во время игры, так бодать людей своими огромными рогами, что многие стали от него прятаться. Да и лось тоже стал опасным, и поэтому их отвели в лес. А Мишелю бабушка выписала из Москвы крошечную черкесскую лошадку. Ему сделали детское седло, и он стал носиться верхом на ней по поместью, а бабушка смотрела в окно, очень переживала, постоянно крестилась, тихо повторяя слова молитвы, чтобы Бог поберег ее внука, но лошадку не отнимала. Лермонтов был довольно болезненным мальчиком, и бабушка трижды возила его на Кавказ к Горячим водам…
Однако семейные распри терзали его чуткое сердце. Вспоминая детские годы, он писал:
Я сын страданья. Мой отец
Не знал покоя по конец,
В слезах угасла мать моя;
От них остался только я,
Ненужный член в пиру людском.
Младая ветвь на пне сухом. («Стансы».1831)
Хотя он и рос в любви и ласке бабушки, но ранняя смерть матери и разлука с отцом наложили след на его характер. После смерти отца в том же 1831 году он подводит итог семейным раздорам:
Ужасная судьба отца и сына
Жить розно и в разлуке умереть…
Мысли об одиночестве воплощены в целом ряде ярких аллегорических образов многих стихотворений. Я же хочу проанализировать три миниатюры: «На севере диком…», «Утёс» и «Листок». Но прежде чем обращусь к анализу, хочу дополнить свою речь о детстве Лермонтова. Кроме поэтического дара, он обладал прекрасным музыкальным слухом, рисовал, лепил… Старые журналы донесли до нас прелюбопытное известие: на « испытаниях в искусствах» воспитанников Благородного пансиона при Московском университете 25 декабря 1829 года выступил «полупансионер пятого класса Михайло Лермонтов». Как гласит журнальная хроника, юный воспитанник при многочисленном стечении посетителей исполнил на скрипке Аллегро из концерта популярного в те времена композитора и виртуоза Людвига Маурера. Скупые рецензии отмечали, что Лермонтов «играл с успехом». Почему на многие стихи Лермонтова написана музыка? Может быть, потому, что поэт сам был очень музыкальным человеком, и стихи его были как песни.
Ещё с младенчества мальчик мог часами, не шелохнувшись слушать игру и пение матери - музыкантши тонкой и чуткой. Первое воспоминание у маленького Лермонтова было такое. Ему два с половиной, и он на постели играет в игрушки. А мама стоит у окна, смотрит на унылую осеннюю природу, на мелкий дождь, который растекается по стеклу, и поет печальную песню. А маленький Лермонтов слушает мамину песню, и так на душе его сладко, грустно и одиноко, что он тихо плачет. Если же мама перестает петь, он сразу просит: «Мама, мамочка, голубчик, спой, пожалуйста, еще». И мама поет снова. В поместье Тарханы, где окончилась недолгая жизнь Марии Михайловны Лермонтовой, она любила сумерничать вместе с маленьким сыном. Старожилы долго помнили, как мать поэта, «посадив ребёнка своего к себе на колени, заигрывалась на фортепиано, а он, прильнув к ней головкой, сидел неподвижно, звуки как бы потрясали его младенческую душу». Поэтому его лирика мелодична, музыкальна, живописна. Недаром его миниатюры положены на музыку, а его живопись прекрасна и вдохновенна.
Стихотворение «На севере диком…» написано поэтом в 1841 году и является вольным переводом стихотворения Генриха Гейне «Ein Fichtenbaum steht einsam» из цикла «Лирическое интермеццо», входящего в «Книгу песен». Любовную тему Гейне - судьбу влюбленных, осужденных на вечную разлуку (сосна в немецком языке - слово мужского рода), - Лермонтов заменил темой одиночества. Вот эти строки:
На севере диком стоит одиноко
На голой вершине сосна,
И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим
Одета, как ризой, она.
И снится ей все, что в пустыне далекой,
В том крае, где солнца восход,
Одна и грустна на утесе горючем
Прекрасная пальма растет.
Строки этой миниатюры завораживают и неподдельной грустью, и сладостным ощущением музыки, мелодии хотя и печальной, но увлекающей воображение. Мне жалко одинокую сосну, жалко и печальную пальму. У них разные судьбы, их разделяют огромные пространства, которые не преодолеть никому. И мы понимаем, почему! Но несмотря на это, они знают друг о друге и тоскуют. Им остаётся только мечтать. И эта мечта наполняет смыслом их жизнь. Они не только существуют, они живут и любят. А значит, несмотря на одиночество, не одиноки. Поэтому и присутствует в лирике мотив сна как реальности. И вера сосны, как лирического героя, поражает своей убеждённостью в то, что любовь может преодолеть все преграды. Вот такие мысли возникли у меня при прочтении стихотворения «На севере диком…». А достоверность образа достигается такими художественными приёмами, как, во-первых, олицетворением. Поэт одушевляет сосну: она «дремлет, качаясь», «снится ей». Да и пальма «грустна». Во-вторых, чувства героев переданы эпитетами: «севере диком», «стоит одиноко», «на голой вершине», «снегом сыпучим», «пустыне далекой», «на утесе горючем»… Инверсия прилагательных подчёркивает музыкальность и поэтичность. И «прекрасная пальма» - символ чистоты этого образа. Сравнение «как ризой», возможно, говорит о богатом убранстве северного героя, которое счастья не может принести нашим возлюбленным. Написано стихотворение трёхсложным размером – амфибрахием. В сочетании с согласными и гласными звуками («р», «л», «м» и «а», «о») это создаёт особую напевность и музыкальность.
Стихотворение «Утёс», написанное в том же 1841 году, продолжает тему одиночества в лирике поэта. Знаменитый литературный критик пушкинской эпохи В.Г.Белинский относил «Утес» к лучшим стихам Лермонтова; высоко оценил его и Максим Горький. Две первые строки послужили эпиграфом к рассказу А.П.Чехова «На пути». Вот эти строки:
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко
И тихонько плачет он в пустыне.
Чувство одиночества исходит из неразделённой любви. Но если в первой миниатюре чувство одного героя не отвергается другим, то в «Утёсе» резкая антитеза, которая создаётся с помощью олицетворений. Если тучка «умчалась, весело играя», то утёс «стоит одиноко», «задумался глубоко» и «тихонько плачет». Образ утёса основателен, это воплощение мощи, суровости, неприступности и неподвижности. Огромный утёс статичен. Тучка в отличие от него динамична. Она способна передвигаться и перемещаться туда, куда захочет, куда её понесёт ветер перемен. И это состояние передают глагола движения тучки. Тучка символизирует лёгкое и беззаботное отношение к жизни, она молодая, своенравная, беспечная, а утёс постоянен в своих чувствах, уже не так молод. Могут ли быть вместе утёс и тучка? К сожалению, нет. Две совершенно противоположные стихии, это и определяет невозможность их соединения, подчеркивается одиночество старого утеса. Стихотворение «Утёс» написано пятистопным хореем, двусложным размером стиха с ударением на первом слоге. И автор использовал опоясывающую рифму. Особую выразительность придают и метафоры: «по лазури», «утёс-великан»; эпитеты: «золотая тучка», «старый утёс». Эпитет «золотая» придаёт образу привлекательность, подчёркивает его красоту. Эпитет же «старый» одухотворяет, придаёт лирическому герою основательность, мудрость. А вот «влажный след» - это слезы (перифраз), которые непроизвольно текут по морщинам «старого утёса», встревоженного и разбуженного случайно залетевшей тучкой, легкомысленной и ветреной. Эта несовместимость и рождает одиночество.
Стихотворение «Листок» написано тоже в 1841 году, в последнем году жизни великого поэта. Время написания – весна. Но и оно поражает одиночеством и глубокой грустью, даже какой-то безысходностью существования. Вот эти строки:
Дубовый листок оторвался от ветки родимой
И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;
Засох и увял он от холода, зноя и горя
И вот, наконец, докатился до Черного моря.
У Черного моря чинара стоит молодая;
С ней шепчется ветер, зеленые ветви лаская;
На ветвях зеленых качаются райские птицы;
Поют они песни про славу морской царь-девицы.
И странник прижался у корня чинары высокой;
Приюта на время он молит с тоскою глубокой,
И так говорит он: "Я бедный листочек дубовый,
До срока созрел я и вырос в отчизне суровой.
Один и без цели по свету ношуся давно я,
Засох я без тени, увял я без сна и покоя.
Прими же пришельца меж листьев своих изумрудных,
Немало я знаю рассказов мудреных и чудных".
"На что мне тебя? - отвечает младая чинара,-
Ты пылен и желт - и сынам моим свежим не пара.
Ты много видал - да к чему мне твои небылицы?
Мой слух утомили давно уж и райские птицы.
Иди себе дальше; о странник! тебя я не знаю!
Я солнцем любима, цвету для него и блистаю;
По небу я ветви раскинула здесь на просторе,
И корни мои умывает холодное море".
Хочется сказать, что это стихотворение отличается от предыдущих своим построением. Оно состоит их пяти строф, где четыре – четверостишья, а пятая строфа - восьмистишье. Почему же так оно построено? Ответ, я думаю, состоит в том, что стихотворение сюжетно, и первые четыре строфы рассказывают о судьбе дубового листка, который «оторвался от ветки родимой», а последние восемь строк – это жизнь холодной и гордой чинары, её образа жизни, где нет места другим «пришельцам» из далёких стран. Она гордится лишь своими сыновьями и считает только их своим миром. Другие судьбы ей безразличны и не увлекают героиню ни своими страданиями, ни своими рассказами. Без тени сомнения она прямо об этом говорит: «… да к чему мне твои небылицы?» Холодная, эгоистичная, равнодушная чинара глуха к страданию другого существа. Образ её статичен и выбран удачно, так как само это экзотическое дерево произрастает только на юге. Она нигде не была, дружит с морем, которое её «умывает», с солнцем и ветром, которым она «любима», которые её нежат и ласкают. А герой наш раскрыт в антитезе героине. Он подвижен. Он «пылен и жёлт». Судьба гонит его по миру, ведь он сброшен с ветки родимой, которая в нём больше не нуждается, и не находит он нигде покоя и понимания. А нуждается он в сочувствии. В приюте и ласке. Он полон надежд и желаний, но для этого нужно душевное тепло, которого так не хватает уставшему герою. И кульминацией повествования являются слова: «Иди себе дальше, о странник!». Это крушение надежд героя на обретение покоя и счастья, на которые он так опирался и, может быть, втайне надеялся. Герой обречён на неминуемую смерть или на вечные скитания в чужом краю бездушного и чёрствого мира… Написано стихотворение трёхсложным размером – амфибрахием, как и первое – «На севере диком…», но рифма смежная. Много художественных образов: олицетворений – «докатился до Чёрного моря», «приюта молит», «с ней шепчется ветер, зелёные ветви лаская»; эпитетов - «жестокою бурей», «в отчизне суровой», «ветки родимой», «чинара молодая», «сыны свежие», «листьев изумрудных», «холодное море»; метафор - «сынам свежим», «засох я без тени», «увял я без сна», которые помогают раскрыть тему и идею лирической миниатюры. И мы понимаем, что образ листка – это аллегория, раскрывающая душевные муки самого героя – автора проникновенных строк. Недаром в одном из своих стихотворений поэт горько восклицает:
Никто не дорожит мной на земле;
И сам себе я в тягость, как другим.
Тоска блуждает на моём челе,
Я холоден и горд,
И даже злым в толпе кажусь…
Рассмотрев и проанализировав стихотворения «На севере диком…», «Утёс» и «Листок», я пришла к такому выводу. Данные произведения имеют общую тематику, а именно тему одиночества, что их объединяет, несмотря на разницу в сюжете повествований. В каждом из перечисленных стихотворений присутствует слово «один», «одиноко». Это и определяет творчество М.Ю.Лермонтова и раскрывает тему моей работы. Основная тема стихотворения «На севере диком» - это трагическая непреодолимость одиночества. В «Утёсе» - неразделённость любви. А в «Листке» - и одиночество, и изгнанничество, и страдание, и тоска. В «Утесе» Лермонтов рассказывает о непрочности человеческих отношений. Утес страдает от одиночества, поэтому ему так дорого посещение тучки, умчавшейся поутру, «по лазури весело играя». В стихотворении «На севере диком» рассказывается о сосне, стоящей «одиноко на голой вершине». Ей снится пальма, которая «в пустыне далекой, в том крае, где солнца восход», стоит, как и сосна, «одна и грустна». Эта сосна мечтает о родственной душе, находящейся в далеких теплых краях. Но эта мечта – основа жизни сосны. А в стихотворении «Листок» мы видим мотивы одиночества и поиска родной земли. Дубовый листок ищет себе пристанища. Он «прижался у корня чинары высокой», но она прогнала его. И опять он один на белом свете, бесприютный и одинокий. Ему намного труднее, ведь даже мечта - не его удел!
В данных произведениях Лермонтов передаёт свое одиночество через разные образы природы (Сосна, Пальма, Утес, Листок), поэтому сквозным является приём олицетворения. Их объединяет сходное состояние души: «стоит одиноко» сосна, «одна и грустна» пальма; утёс «одиноко ...стоит, задумался глубоко», «тихонько плачет»; «один и без цели по свету носится» листок, «без сна и покоя» . Замечаем повтор слов, придающих произведениям грустное звучание. В каждом стихотворении видим антитезу: «север» - «пустыня» ; «весело играя» - «плачет» ; тучка молодая - старый утес; листок, «гонимый бурей», - чинара, с которой «шепчется ветер», «лаская»; засохший лист – свежие листья. Контраст усиливает настроение печали, создаваемое и трехсложным размером стиха – амфибрахием. У каждого стихотворения не только свои образы, но и разный ритмический рисунок. Обращаем внимание на длину строк: в первом («На севере диком...» ) - четырех- и трехстопный амфибрахий, во втором («Утёс» ) - пятистопный хорей, в третьем («Листок» ) - пятистопный амфибрахий. Такое варьирование говорит о художественном мастерстве Лермонтова, находящего разные образы и формы для передачи схожих настроений. То, что поэт отождествляет деревья с людьми, не вызывает сомнений, так как он наделяет их вполне человеческими чувствами и мыслями. Так, одинокая сосна способна видеть сны, в которых и встречает «прекрасную пальму». Подобный литературный прием позволяет Лермонтову открыто и честно рассказать о своих чувствах, признавшись не только в собственном одиночестве, но и в том, что подобное положение дел его сильно угнетает. Однако, по мнению поэта, человек, с которым он сможет общаться на равных и понимать с полуслова, существует лишь в его художественном воображении. Тем более, если речь идет о женщинах, в коварстве и вероломстве которых Лермонтов смог убедиться на собственном опыте. Но мне кажется, что автор всё же надеется, что где-то на другом краю мира есть именно тот человек, которому так же, как и ему, в данную минуту грустно и одиноко. Просто он ещё не нашёл родственную душу! И это духовное единство сквозь пространство и время вселяет в поэта надежду, что он будет понят и признан людьми, и человек увидит и поймёт его тонкую и романтическую натуру. Мы же с полным правом оценили совершенство и притягательную силу его поэзии. Русский писатель и литературовед Ираклий Андроников о М.Ю.Лермонтове говорил так: «Как всякий настоящий, а тем более великий поэт, Лермонтов исповедовался в своей поэзии, и, перелистывая томики его сочинений, мы можем прочесть историю души и понять его как поэта и человека». А затем продолжал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, нежного, властного, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделённого могучими страстями и волей и проницательным беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Чем же нас завораживают эти казалось бы индивидуальные строки индивидуальной судьбы? Почему не оставляет меня равнодушной тема одиночества в нашем двадцать первом веке прогресса? Да дело в том, что никогда и ни при каких обстоятельствах нельзя забывать живое человеческое слово, живую человеческую душу. Нельзя быть холодным и равнодушным к чужому горю, к чужим страданиям, к чужой судьбе. Человек не должен быть одиноким, не должен быть забыт. Чувство сострадания – это признак проявления души человеческой. Будь то любовь к родителям, к ребёнку или к «братьям нашим меньшим». Надо ценить и любить жизнь и людей в этой жизни. И я верю, что и в эпоху Михаила Юрьевича Лермонтова были такие люди, способные оценить его и как человека, и как поэта. Больно, когда тебя не понимают близкие люди, когда не с кем поделиться своими мыслями. А сколько таких примеров преподносит жизнь! Человек порой суров и жесток с близкими людьми, груб с окружающими, безразличен к бездомным животным. Мне повезло родиться в семье с доверительными отношениями друг к другу. Я счастлива в моей поре отрочества и была счастлива в детстве. Мне повезло. Но и я сопереживаю тем, кто одинок и бесприютен. Хочется сказать всем: «Люди, дарите друг другу тепло души от всего сердца! Будьте добры и человечны!». Плохо человеку, когда он один. И не должен он быть один.
БИБЛИОГРАФИЯ
Учебник-хрестоматия «Литература. 6 класс. I часть» под редакцией Т.Ф.Курдюмовой. Издательство «Дрофа». Москва. 2014
Рабочая тетрадь к учебнику-хрестоматии Т.Ф.Курдюмовой. Часть I. Издательство «Дрофа» Москва. 2014.
М.Ю.Лермонтов. Сочинения в двух томах. Составитель И.С.Чистова. Вступительная статья И.С.Андроникова. М.: Правда, 1988.
Материал из Википедии — свободной энциклопедии Интернет.