Н.П. Погудина
Волгоградский государственный педагогический университет
Оригами: через игру к творческому развитию
Бумажный журавлик с длинной шеей – свободная птица, символ здоровья, жизни и мира. Если больной человек сделает тысячу бумажных журавликов, он обязательно выздоровеет. Двенадцатилетняя девочка, жертва атомной бомбардировки в Хиросиме, успела сделать только 644 журавлика. Но дети всего мира поверили в эту прекрасную легенду. В Японию стали приходить миллионы посылок с бумажными журавликами, собранными в гирлянды по 1000 штук. И сегодня, после страшного землетрясения в Японии, в эту страну снова со всех континентов полетели бумажные птицы, неся на своих крыльях надежду, мир, здоровье и веру.
История складывания из бумаги всевозможных фигурок берет в Японии еще в VII–VII веках. Предназначенные божествам овощи и рыбу складывали в санбо, подобие бумажных коробочек. Спустя время способность красиво складывать фигурки из бумаги стала одним из признаков высоких манер и образованности. Постепенно искусство оригами покорило весь мир. Сегодня взрослые и дети в каждой стране земного шара делают из бумаги игрушки, сувениры, детали интерьера.
Бесспорная польза для детей от занятий оригами не могла не привлечь и нашего внимания. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами: чем больше мастерства в детской ладошке, тем умнее ребенок».
Тренировка мелкой моторики пальцев рук способствует увеличению скорости мыслительных процессов, развитию воображения, логики, речи, гибкости и оригинальности мышления. Во время создания фигурки оригами задействуются самые разнородные психофизиологические механизмы: моторика, память, глазомер, наблюдательность, логическое и пространственное воображение, творческие и исследовательские способности, фантазия, концентрация внимания, психоэмоциональное состояние, коммуникативные способности, стимул быстрого результата. От складывания легко можно перейти к игре с готовой фигуркой, изучению последовательности складывания понравившегося оригами, сборке готовых элементов, чтению новых схем, рисованию. Такое переключение внимания исключает переутомление и перенапряжение при и разнообразной и насыщенной работе.
Огромный интерес вызывает техника модульного оригами и его возможности. При модульном оригами в процессе складывания используется модули, которые соединяются путем вкладывания их друг в друга. Сила трения, появляющаяся при этом, не даёт конструкции рассыпаться. С помощью модулей можно легко складывать большие модели со сложной структурой.
Бумага – самый доступный для всех материал. Возможность при минимальных материальных затратах, без возрастных ограничений и особых способностей создать целый мир, привлечь детей к личному и индивидуальному творчеству обусловило актуальность нашей работы с учащимися четвертого класса Октябрьского лицея, которые выступили объектом исследования. Предметом нашей работы стало создание поделок в технике модульного оригами. Цель нашего исследования – с помощью занятий оригами повысить интеллектуальное и эстетическое развитие младших школьников, а также улучшить эффективность их обучения. Для достижения поставленной цели потребовалось решение ряда задач:
– познакомить детей с основным приемом складывания модульного треугольника;
– научить читать технологическую карту, чертежные схемы;
– формировать аналитические способности, пространственное воображение, образное и логическое мышление, художественный вкус школьников;
– улучшать память, внимание, волю, глазомер;
– развивать мелкую моторику рук, соразмерность движения рук, сенсомоторику;
– воспитывать терпение, аккуратность, трудолюбие, усидчивость, критичность, целенаправленность, эстетический вкус, самостоятельность в работе, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, навыки коммуникации, волевые качества.
На занятиях мы использовали индивидуальные, групповые и коллективные формы работы. Учащиеся узнали, что такое «оригами» и историю его возникновения, овладели основными приемами работы, способом складывания базового треугольника (модуля), научились пользоваться инструментами для обработки бумаги, схемой, технологической и пооперационной картой, собирать готовую поделку, ознакомились с техникой безопасности. По окончании сборки дети, анализировали свою работу, учились красиво, выразительно оформлять игрушку.
Практическим результатом нашей работы стала победа на районном фестивале проектов в г. Калач-на-Дону. Учащиеся презентовали свои поделки, рассказали о проведенной работе и о полученных навыках.
В будущем мы планируем организовать кружок модульного оригами для младших школьников и разработать собственную систему занятий. Наш опыт доказывает, что оригами – великолепная дидактическая игра, которая развивает творческую фантазию, логику, пространственное мышление, интеллект, воображение.
Список используемой литературы.
Афонькин С.Ю., Афонькина Е.Ю. Игрушки из бумаги. Санкт-Петербург, «Литера», 1997
Интернет сайт http://stranamasterov.ru
Интернет сайт www.origami.ru
Преснякова Т.Н. Забавные игрушки. Модульное оригами. Москва, «Аст-Пресс», 2008