СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

У.Шекспир. Слово о поэте

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Ι. Образовательные: проанализировать сонеты Шекспира,  формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение  делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Просмотр содержимого документа
«У.Шекспир. Слово о поэте»

Урок литературы в 8 классе ( в формате ФГОС )

Учитель: Комарова Лариса Александровна ( МОУ "СОШ п.Красный Текстильщик Саратовского района Саратовской области")

Класс: 8

Предмет: литература

Тема: У.Шекспир. Слово о поэте.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Деятельностная цель: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия.

Содержательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов

Ι. Образовательные: проанализировать сонеты Шекспира,  формировать умение анализировать текст художественного произведения; развивать умение  делать выводы; формировать представление о художественных образах произведения; обогащать словарный запас.

ΙI. Развивающие: развивать устную речь учащихся; навыки анализа поэтического текста; развивать умения обобщать изученное.

ΙII. Воспитательные: воспитывать чуткое отношение к художественному слову; умение видеть в обычном необычное.

Личностные УУД: формирование уважительного отношения к иному мнению; развитие мышления, внимания, фонематического слуха; развитие самостоятельности и личной ответственности за результаты своей деятельности, доброжелательности.

Метапредметные результаты:

регулятивные УУД: самостоятельно формулировать тему и цели урока;        

познавательные УУД: формировать умения осознавать значимость чтения для дальнейшего обучения, понимать цель чтения; излагать содержание прочитанного текста.

коммуникативные УУД: формировать умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать, умение договариваться, находить общее решение; владеть монологической и диалогической формами речи; умение слушать одноклассников. 

Методы: проблемно-поисковые (побуждающий и подводящий к диалогу), метод самостоятельной работы с текстом.

Приемы: диалог, комментированное выразительное чтение, работа в парах и группах ,  фронтальный опрос.

Этап урока

Деятельность учащихся

Задания для учащихся на этапах урока

Этап мотивации


Приветствие. Проверка готовности к уроку. Организация внимания учащихся

Актуализация знаний




Целеполагание


-Сегодня мы поговорим о человеке, жизнь которого полна загадок и тайн, о писателе, произведения которого уже много веков не оставляют равнодушными читателей всего мира.

Запись темы, получение карточек и текстов

Чтение стихотворения Д. Мильтона ( подготовленным учеником).

Нуждается ль, покинув этот мир

В труде каменотесов мой Шекспир,

Чтоб в пирамиде, к звездам обращенной,

Таился прах, веками освещенный?

Наследник славы, для грядущих дней

Не просишь ты свидетельства камней.

Ты памятник у каждого из нас

Воздвиг в душе, которую потряс.

К позору нерадивого искусства

Твои стихи текут, волнуя чувства,

И в памяти у нас из книг твоих

Оттиснут навсегда дельфийский стих.

Воображенье наше до конца

Пленив и в мрамор превратив сердца,

Ты в них покоишься. Все короли

Такую честь бы предпочли.

-Так какова же тема урока?(Тема нашего урока : У.Шекспир. Слово о поэте). - О чем мы будем с вами говорить? (На уроке мы попробуем разобраться в загадочной биографии поэта, познакомимся с основным творческим наследием драматурга мировой известности, узнаем об особенностях театра его времени, относящемуся к эпохе Возрождения).

Запишите тему урока в тетрадях.

Усвоение новых знаний

Устные ответы

- Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом, что значит «быть человеком»? Трудно ли быть человеком? В чём заключается ценность человеческой жизни? Как стать справедливым в своём отношении к людям? Почему человек стремится иметь идеал? Что значит «любить человека»?

Поисками ответов на «вечные» вопросы, волнующие человеческую душу, занимались писатели эпохи Возрождения. Они утверждали, что самую большую ценность на земле представляет человек. Такие люди назывались гуманистами, к ним принадлежал Шекспир. Что вам известно о нем и его творчестве?

( Сообщения 2 учащихся о жизни и творчестве У.Шекспира)

Проверка понимания

Групповая работа.

А теперь поработаем в группах.

Работа в группах, составление кластеров, комментарии к ним

1 группа « Литературоведы – «Театр шекспировской эпохи»
2 группа « Знатоки» – «Жизнь и творчество Шекспира»
3 группа « Искусствоведы» – «Культура и искусство эпохи Возрождения».
1группа «Знатоки». Презентация проекта «Театр шекспировской эпохи».

- Представим себе, что вам удалось попасть на спектакль в театр «Глобус». Что вы увидели?

Творческая работа. Устное словесное рисование.

Например: Публики много, перед спектаклем стоит шум: обсуждают драгоценности посетителей, запасаются пудингом и яблоками, которые можно купить у снующих между рядами торговок. Скоро все галереи заполнятся. Сцена окружена зрителями. Декорации практически отсутствуют, их заменяют два-три предмета, просто холсты, наспех раскрашенные художниками. Перед спектаклем — шум, гвалт, обсуждают новости, наряды. Зрители, мы надеемся, будут с напряжением слушать, следить за каждым словом, поворотом судьбы героев, ловить каждую фразу.

Проблемный вопрос от группы «Знатоков»:

-Марк Твен не верил в авторство Шекспира, называл великого драматурга самым знаменитым из никогда не существовавших на свете людей.

Выдающиеся знания Шекспира в области античной литературы, географии, иностранных языков, философии, психологии, истории заставили многих исследователей усомниться: по плечу ли всё это сыну простого перчаточника? Возник так называемый «шекспировский вопрос»…

- Каких претендентов на место автора шекспировских произведений вы можете назвать? Что вы прочли по этому вопросу на просторах интернета? (ответы учащихся)

Заключительное слово: В Англии авторство Шекспира не подвергается сомнению и всячески пресекаются попытки «решения» «шекспировского вопроса».

- Как вы для себя решили «шекспировский вопрос»? Дайте аргументированный ответ

2 группа «Литературоведы». Презентация проекта об эпохе Возрождения.
- Возрождение, или Ренессанс, - эпоха в истории культуры и искусства 14-16 ст. Родина Возрождения – Италия. Это эпоха великих географических открытий, эпоха бурного развития науки, искусства и становления высоких общечеловеческих идеалов.

Возрождение знаменует собой переход от средневековой культуры, для которой характерен был аскетизм с его пренебрежением ко всему земному и телесному, к культуре Нового времени. Подкрепление своим идеям гуманисты – писатели и художники – находили в античном искусстве и литературе, где изображался прекрасный и сильный человек. Гуманисты как бы возрождали античную культуру, отсюда и название всей эпохи – Возрождение.

Сначала деятели Ренессанса свою главную задачу видели в возрождении идеалов античности, но со временем идейной основой Возрождения стал гуманизм – учение, основанное на признании ценности человека, её права на развитие и проявление своих способностей. Ведущей стала идея личности, достоинство которой определялось не знатностью происхождения, не званиями и богатством, а личной доблестью, благородством в делах и мыслях.

В средневековом искусстве в центре внимания всегда был Бог, а в искусстве Возрождения центральное место занимает человек во всей своей физической, моральной, интеллектуальной красоте. Беззаветная вера в человека, его безграничные возможности были основополагающими в идеологии Ренессанса.

Проблемный вопрос от группы:

-Какими произведениями прославилась эпоха Ренессанса?

(Это лирика Петрарки, «Декамерон» Боккаччо, романы «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Дон Кихот» Сервантеса, драматургия и лирика Шекспира).

3 группа «Искусствоведы» Презентация проекта «Живопись Ренессанса», демонстрация и комментирование слайдов с репродукциями картин.

- Бурное развитие живописи, скульптуры и архитектуры эпохи Ренессанса в первую очередь связано с Италией. Среди всемирно известных шедевров этого времени можно назвать картины «Джоконда» Леонардо да Винчи, «Сикстинская мадонна» Рафаэля», «Даная» Тициана, скульптуры «Давид» и «Моисей» Микеланджело. (конспект в тетрадях).


Закрепление

Выполнение заданий устно и письменно. Работа в парах с текстом

Выполнение заданий 1,2 стр .239 учебника

1)Что вы узнали о жизни и творчестве Шекспира?

2)Рассмотрите гравюру М.Друхсоута портрета Шекспира (1623). Согласны ли вы с оценкой, которую дал портрету доктор Рауз: "Какое сильное впечатление он производит, этот внимательный взгляд всепонимающих глаз, и что за лоб, что за мозг"

Чтение сонета

Не хвастай, время, властью надо мной.
Те пирамиды, что возведены
Тобою вновь, не блещут новизной.
Они - перелицовка старины.

Наш век недолог. Нас немудрено
Прельстить перелицованным старьем.
Мы верим, будто нами рождено
Все то, что мы от предков узнаем.
Цена тебе с твоим архивом грош.
Во мне и тени удивленья нет
Пред тем, что есть и было.
Эту ложь плетешь ты в спешке суетливых лет.
И если был я верен до сих пор,
Не изменюсь тебе наперекор.

Задания:1.О чем этот сонет? Действительно ли "Наш век недолог. Нас немудрено Прельстить перелицованным старьем"?

2.Как вы понимаете слова: "Не хвастай , время властью надо мной"

3.Какие чувства вы отнесли бы к вечным и всегда обретающим новизну с каждым человеком?

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Запись в дневнике

Д/з: Знать содержание трагедии У.Шекспира "Ромео и Джульетта" , подготовиться к развернутому ответу на вопрос "Любовь сильнее смерти?"

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Обобщение и систематизация знаний

Обсуждение итогов урока

Интерактивное упражнение «Микрофон».

Учащиеся оценивают свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, высказываясь одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного текста на листочках. Оценки за урок.