СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебная мультимедийная презентация урока по литературе на тему: « Жизнь и творчество Саида Ахмада. Комедия «Бунт невесток» 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебная мультимедийная презентация  поможет  учителю  познакомить учащихся 9-х классов с автобиографией и творчеством  известного  узбекского и советского писателя, сценариста  первой половины  20 века  Саида Ахмада Хусанходжаева .  А также  провести вопросно-ответную беседу; блиц-опрос  по новой теме, познакомиться с его произведениями, а также комедией «Бунт невесток».

Просмотр содержимого документа
«Учебная мультимедийная презентация урока по литературе на тему: « Жизнь и творчество Саида Ахмада. Комедия «Бунт невесток» 9 класс»

Учебная мультимедийная презентация урока  по литературе  на тему:  « Жизнь и творчество Саида Ахмада. Комедия «Бунт невесток»  9 класс Составила: учитель русского языка и литературы школы №151 Яшнабадского района города Ташкента. САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА 2020 Г.

Учебная мультимедийная презентация урока по литературе на тему: « Жизнь и творчество Саида Ахмада. Комедия «Бунт невесток» 9 класс

Составила: учитель русского языка и литературы

школы №151 Яшнабадского района города Ташкента.

САБИРОВА НАИРА НАЗИРОВНА

2020 Г.

Цели урока : 1. Образовательная: Уметь составлять хронологическую таблицу жизни и творчества Саида Ахмада. Знакомство с комедией Саида Ахмада «Бунт невесток». 2. Развивающая: Выработать компетенции знаний, умений и навыков учащихся по теме, пополнение словарного запаса, развитие креативного мышления. 3. Воспитательная: Нравственное воспитание.

Цели урока :

1. Образовательная:

Уметь составлять хронологическую таблицу жизни и творчества Саида Ахмада. Знакомство с комедией Саида Ахмада «Бунт невесток».

2. Развивающая:

Выработать компетенции знаний, умений и навыков учащихся по теме, пополнение словарного запаса, развитие креативного мышления.

3. Воспитательная:

Нравственное воспитание.

Проверка домашней работы Вопросно- ответная беседа. Расскажите об основных этапах творческого пути А. Каххара. На какие тематические группы можно разделить рассказы А, Каххара? Расскажите об основных особенностях языка рассказов А. Каххара. Проанализируйте рассказы А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и А. Каххара «Два сапога-пара» в сравнительном аспекте.  Дайте характеристику речи Камалханова и Салаймонова. Чем отличается речь персонажей?

Проверка домашней работы

Вопросно- ответная беседа.

  • Расскажите об основных этапах творческого пути А. Каххара.
  • На какие тематические группы можно разделить рассказы А, Каххара?
  • Расскажите об основных особенностях языка рассказов А. Каххара.
  • Проанализируйте рассказы А. П. Чехова «Толстый и тонкий» и А. Каххара «Два сапога-пара» в сравнительном аспекте.
  • Дайте характеристику речи Камалханова и Салаймонова. Чем отличается речь персонажей?

III. Объяснение нового материала. Саид Ахмад Хусанходжаев  -10 июня 1920,  Ташкент советский  писатель   и  драматург ,  Герой Узбекистана , народный писательУзбекистана,  Заслуженный деятель искусств Узбекистана , кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена «Дружбы».  Свои произведения публиковал под литературным именем Саид Ахмад.

III. Объяснение нового материала.

  • Саид Ахмад Хусанходжаев  -10 июня 1920,  Ташкент
  • советский  писатель  
  • и  драматург
  • Герой Узбекистана , народный писательУзбекистана, 
  • Заслуженный деятель искусств Узбекистана ,
  • кавалер ордена «За выдающиеся заслуги» и ордена «Дружбы».
  • Свои произведения публиковал под литературным именем Саид Ахмад.

Жизнь и творчество Саид Ахмад родился в 1920 году в городе  Ташкенте  в семье служащего. Окончив среднюю школу в 1937 году, Саид Ахмад продолжил образование в  Ташкентском государственном педагогическом институте . С середины 30-х годов Саид Ахмад работает журналистом, активно участвует в процессах  коллективизации  и ликвидации  безграмотности  на селе.  В конце 30-х годов он публикует свои первые публицистические очерки и рассказы в газете «Кизил Узбекистон» и журналах «Муштум» и «Шарк Юлдузи».

Жизнь и творчество

  • Саид Ахмад родился в 1920 году в городе  Ташкенте  в семье служащего. Окончив среднюю школу в 1937 году, Саид Ахмад продолжил образование в  Ташкентском государственном педагогическом институте .
  • С середины 30-х годов Саид Ахмад работает журналистом, активно участвует в процессах  коллективизации  и ликвидации  безграмотности  на селе.
  • В конце 30-х годов он публикует свои первые публицистические очерки и рассказы в газете «Кизил Узбекистон» и журналах «Муштум» и «Шарк Юлдузи».

Жизнь и творчество  Первый сборник рассказов Саид Ахмада — «Дар» вышел в 1940 году и был довольно прохладно принят  критиками . В последующих сборниках — «Мужественное сердце» (1942), «Ферганские рассказы» (1948), «Мухаббат» (1949), наиболее полно раскрылся талант Саида Ахмада, как мастера лирического и сатирического  рассказа , сыгравшего значительную роль в развитии этого жанра в узбекской  литературе .

Жизнь и творчество

  • Первый сборник рассказов Саид Ахмада — «Дар» вышел в 1940 году и был довольно прохладно принят  критиками .
  • В последующих сборниках — «Мужественное сердце» (1942), «Ферганские рассказы» (1948), «Мухаббат» (1949),
  • наиболее полно раскрылся талант Саида Ахмада, как мастера лирического и сатирического  рассказа , сыгравшего значительную роль в развитии этого жанра в узбекской  литературе .

Жизнь и творчество С середины 50-х годов творчество Саида Ахмада обретает новые формы. Публикуются первые  повести  писателя «Родные просторы» (1957) и «Приговор» (1958). В начале 60-х годов Саид Ахмад начинает свою  трилогию  «Горизонт», ставшую значительным произведением узбекской литературы. Работа над произведением продолжалась более десяти лет — первая книга трилогии «Дни расставания» была опубликована в 1964 году, в 1969 году вышла вторая книга «На пороге горизонта» и в 1974 году публикуется  первая по времени  действия книга «Сорок пять дней».  В 1988 году выходит  роман  писателя «Безмолвие».

Жизнь и творчество

  • С середины 50-х годов творчество Саида Ахмада обретает новые формы. Публикуются первые  повести  писателя «Родные просторы» (1957) и «Приговор» (1958).
  • В начале 60-х годов Саид Ахмад начинает свою  трилогию  «Горизонт», ставшую значительным произведением узбекской литературы.
  • Работа над произведением продолжалась более десяти лет — первая книга трилогии «Дни расставания» была опубликована в 1964 году, в 1969 году вышла вторая книга «На пороге горизонта» и в 1974 году публикуется  первая по времени  действия книга «Сорок пять дней».
  • В 1988 году выходит  роман  писателя «Безмолвие».

Жизнь и творчество  Наибольшую известность Саиду Ахмаду принесли его  пьесы , среди которых особенно выделяется комедия «Бунт невесток». Это произведение сразу после выхода поставило имя Саида Ахмада в один ряд с классиками узбекской литературы.  Комедия Саида Ахмада была поставлена в 14 странах мира, по ней были сняты два художественных фильма киностудией  Узбекфильм   и  Лаосской  киностудией.

Жизнь и творчество

  • Наибольшую известность Саиду Ахмаду принесли его  пьесы , среди которых особенно выделяется комедия «Бунт невесток».
  • Это произведение сразу после выхода поставило имя Саида Ахмада в один ряд с классиками узбекской литературы.
  • Комедия Саида Ахмада была поставлена в 14 странах мира, по ней были сняты два художественных фильма киностудией  Узбекфильм
  •   и  Лаосской  киностудией.

Жизнь и творчество  С обретением  Узбекистаном   независимости, Саид Ахмад продолжает активно работать, в этот период выходят его произведения «Потерянные и обретенные», «Черноглазый Меджнун», «Утро на ресницах». Саид Ахмад Хусанходжаев скончался на 87 году жизни 5 декабря 2007 года в городе  Ташкент

Жизнь и творчество

  • С обретением  Узбекистаном  

независимости, Саид Ахмад продолжает активно работать,

  • в этот период выходят его произведения «Потерянные и обретенные», «Черноглазый Меджнун», «Утро на ресницах».
  • Саид Ахмад Хусанходжаев скончался на 87 году жизни 5 декабря 2007 года в городе  Ташкент

Жизнь и творчество  Супруга Саида Ахмада — узбекская советская поэтесса  Саида Зуннунова , дочь — Нодира Хусанходжаева 10 июня 2013 года в  Национальном парке  Узбекистана в Ташкенте был установлен памятник Саиду Ахмаду и Саиде Зуннуновой. 10 июня 2015 года в  Национальной библиотеке  Узбекистана была открыта выставка «Писатель – герой нашего народа», приуроченная к 95-летию Саида Ахмада.

Жизнь и творчество

  • Супруга Саида Ахмада — узбекская советская поэтесса  Саида Зуннунова , дочь — Нодира Хусанходжаева
  • 10 июня 2013 года в  Национальном парке  Узбекистана в Ташкенте был установлен памятник Саиду Ахмаду и Саиде Зуннуновой.
  • 10 июня 2015 года в  Национальной библиотеке  Узбекистана была открыта выставка «Писатель – герой нашего народа», приуроченная к 95-летию Саида Ахмада.

Память

Память

 Теория литературы   Литературный жанр комедия Комедия   (от гр. comos - толпа гуляк и oide - песнь) - один из  жанров  драматического рода, в котором изображается комический конфликт, основанный на каком-либо недоразумении, ошибке, совпадении. В  комедии  воссоздаются жизненные ситуации или характеры, вызывающие смех. Поэтому в литературоведении различают ее жанровые разновидности: комедия положений и комедия характеров. В зависимости от организации и оценки содержательного материала выделяют также лирическую комедию , сатирическую комедию, комедию интриги и комедию нравов.

Теория литературы

  • Литературный жанр комедия
  • Комедия   (от гр. comos - толпа гуляк и oide - песнь) - один из  жанров  драматического рода, в котором изображается комический конфликт, основанный на каком-либо недоразумении, ошибке, совпадении. В  комедии  воссоздаются жизненные ситуации или характеры, вызывающие смех.
  • Поэтому в литературоведении различают ее жанровые разновидности: комедия положений и комедия характеров.
  • В зависимости от организации и оценки содержательного материала выделяют также лирическую комедию , сатирическую комедию, комедию интриги и комедию нравов.

 Комедия «Бунт невесток»   Сюжет. Главная героиня фильма старая Фарман-биби правит большой семьей.  Она честная, мудрая и любящая мать, но очень строгая и консервативная. У неё сорок один внук. Младший сын женится на Нигоре, которая идет против семейного деспотизма Фарман-биби и привлекает на свою сторону остальных невесток.

Комедия «Бунт невесток»

  • Сюжет.
  • Главная героиня фильма старая Фарман-биби правит большой семьей.
  • Она честная, мудрая и любящая мать, но очень строгая и консервативная.
  • У неё сорок один внук.
  • Младший сын женится на Нигоре, которая идет против семейного деспотизма Фарман-биби и привлекает на свою сторону остальных невесток.
Особенности композиции комедии.   Сюжет, конфликт, описываемые ситуации подчинены комедийному за­мыслу. Среди стилистических особенностей комедии — элемен­ты художественного преувеличения, аллегории, метафоры, ис­пользование приемов народного жанра — аския. Сам автор ут­верждал, что в его комедии почти нет преувеличений, но сконцентрированы смешные черты людских характеров.

Особенности композиции комедии.

  •   Сюжет, конфликт, описываемые ситуации подчинены комедийному за­мыслу.
  • Среди стилистических особенностей комедии — элемен­ты художественного преувеличения, аллегории, метафоры, ис­пользование приемов народного жанра — аския.
  • Сам автор ут­верждал, что в его комедии почти нет преувеличений, но сконцентрированы смешные черты людских характеров.
Особенности композиции комедии. Примечательно начало каждого из трех действий — появле­ние башмачника Уста Баки, который рассказывает об участниках событий, дает им оценку.  Уста Баки является и непосред­ственным участником пьесы. Из его рассказа мы узнаем про обитателей

Особенности композиции комедии.

  • Примечательно начало каждого из трех действий — появле­ние башмачника Уста Баки, который рассказывает об участниках событий, дает им оценку.
  • Уста Баки является и непосред­ственным участником пьесы.
  • Из его рассказа мы узнаем про обитателей "государства в государстве" — семье, которой ко­мандует "генеральша", "маршал" Фармон-биби, мать семи сы­новей и бабушка сорока одного внука.
Особенности композиции комедии. В первой сцене появляется самая младшая невестка Фармон-биби Нигора и начинает заниматься гимнастикой. Вид молодой невестки в легкой спортивной одежде приводит Фармон-биби в ужас. Она ставит перед своим младшим сыном почти

Особенности композиции комедии.

  • В первой сцене появляется самая младшая невестка Фармон-биби Нигора и начинает заниматься гимнастикой.
  • Вид молодой невестки в легкой спортивной одежде приводит Фармон-биби в ужас.
  • Она ставит перед своим младшим сыном почти "гамлетов­ский" вопрос — "мать или жена".
  • Так начинается основной кон­фликт пьесы — борьба за уважение свободы личности человека, против нелепых пережитков, рабской психологии.
Особенности композиции комедии. Большая уда­ча драматурга в том, что все персонажи комедии неоднозначны. Так, Фармон-биби,

Особенности композиции комедии.

  • Большая уда­ча драматурга в том, что все персонажи комедии неоднозначны.
  • Так, Фармон-биби, "генеральша", скупая и властная повелитель­ница большой семьи, одновременно и любящая, заботливая мать и бабушка, воспитывающая в детях и внуках честность, трудо­любие и принципиальность.
Особенности композиции комедии. Особый смеховой эффект создается автором в сценах, когда все невестки разом берутся за работу, а сыновья стройными рядами расходятся по своим комнатам. Однако при всей внеш­ней одинаковости (даже домашнюю одежду Фармон-биби поку­пает всем одинаковую), каждый из персонажей индивидуализи­рован, легко узнаваем.

Особенности композиции комедии.

  • Особый смеховой эффект создается автором в сценах, когда все невестки разом берутся за работу, а сыновья стройными рядами расходятся по своим комнатам. Однако при всей внеш­ней одинаковости (даже домашнюю одежду Фармон-биби поку­пает всем одинаковую), каждый из персонажей индивидуализи­рован, легко узнаваем.
Особенности речи персонажей. Замечательным достижением драматурга является речь пер­сонажей. Она яркая, выразительная, наполненная мягким юмо­ром, едкой иронией, комическим преувеличением, пословицами и поговорками. Так, характеризуя Фармон-биби, невестки ут­верждают, что даже самолеты, пролетая над их домом, глушат моторы, чтобы не разозлить свекровь, а соседский петух от стра­ха перед ней перестал кричать по утрам.

Особенности речи персонажей.

  • Замечательным достижением драматурга является речь пер­сонажей. Она яркая, выразительная, наполненная мягким юмо­ром, едкой иронией, комическим преувеличением, пословицами и поговорками.
  • Так, характеризуя Фармон-биби, невестки ут­верждают, что даже самолеты, пролетая над их домом, глушат моторы, чтобы не разозлить свекровь, а соседский петух от стра­ха перед ней перестал кричать по утрам.
Особенности речи персонажей. Под предводительством Нигоры невестки и их мужья показы­вают Фармон-биби спектакль

Особенности речи персонажей.

  • Под предводительством Нигоры невестки и их мужья показы­вают Фармон-биби спектакль "Бунт невесток", в котором в ост­рой, пародийной форме разыгрывают ситуацию, сложившуюся в их семье.
  • Узнав себя в своенравной зловредной старухе, Фармон-биби сдается.
  • Комедия заканчивается счастливым примире­нием конфликтующих сторон, веселой пляской. Лирическая комедия Сайда Ахмада "Бунт невесток" занима­ет достойное место среди произведений узбекской драматургии.
Образная система комедии «Бунт невесток» БУНТ НЕВЕСТОК  Шутка в трех действиях ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:  Ф а р м о н – б и б и, глава семьи  Б а ш о р а т , жена Уринбая  Б у с т о н , жена Махкама  Л у т ф и , жена Аскара  С а т т и , жена Камила  М у х а и ё , жена Мамура  М е х р и, жена Хакима, медсестра  Н и г о р а, жена Тухты

Образная система комедии «Бунт невесток»

  • БУНТ НЕВЕСТОК Шутка в трех действиях
  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Ф а р м о н – б и б и, глава семьи Б а ш о р а т , жена Уринбая Б у с т о н , жена Махкама Л у т ф и , жена Аскара С а т т и , жена Камила М у х а и ё , жена Мамура М е х р и, жена Хакима, медсестра Н и г о р а, жена Тухты
Образная система комедии «Бунт невесток» ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:  Чужая женщина  У р и н б а и , старший сын, экономист  М а х к а м , бухгалтер  А с к а р, офицер милиции  К а м и л , преподаватель  М а ъ м у р, артист  X а к и м , врач  Т у х т а , младший сын  У с т а Б а к и, сапожник  Корреспондент

Образная система комедии «Бунт невесток»

  • ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА: Чужая женщина У р и н б а и , старший сын, экономист М а х к а м , бухгалтер А с к а р, офицер милиции К а м и л , преподаватель М а ъ м у р, артист X а к и м , врач Т у х т а , младший сын У с т а Б а к и, сапожник Корреспондент
  IV. Закрепление.   Вопросно- ответная беседа. 1 Какое место творчество Саида Ахмада занимает в современном литературном процессе?  2 Охарактеризуйте творчество Ахмада как комедиографа на материале пьесы «Бунт невесток».  3. Особенности композиции комедии.  4. Охарактеризуйте образную систему комедии.  5. Определите специфическую особенность языка комедии.  6. Каково значение образа Уста Баки для понимания замысла комедии?  7. Охарактеризуйте центральный женский образ Фармон-биби.  8. Роль финала комедии.  9. Современное звучание комедии.

IV. Закрепление.

  • Вопросно- ответная беседа.
  • 1 Какое место творчество Саида Ахмада занимает в современном литературном процессе? 2 Охарактеризуйте творчество Ахмада как комедиографа на материале пьесы «Бунт невесток». 3. Особенности композиции комедии. 4. Охарактеризуйте образную систему комедии. 5. Определите специфическую особенность языка комедии. 6. Каково значение образа Уста Баки для понимания замысла комедии? 7. Охарактеризуйте центральный женский образ Фармон-биби. 8. Роль финала комедии. 9. Современное звучание комедии.
 Домашнее задание

Домашнее задание

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!