Учебно-методический материал на тему
«Влияние театрализованной деятельности на всестороннее развитие личности дошкольников»
Детская театрализованная деятельность базируется на принципах развивающего обучения и закономерностях развития ребенка и проходит через все образовательные области, тем самым способствуя всестороннему развитию личности дошкольников.
ОО «Социально-коммуникативное развитие».
Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.). Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания и отождествления. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Велико значение театрализованной деятельности в духовно-нравственном воспитании. Если художественный образ вызывает у ребенка положительные эмоции, у него появляется желание подражать любимому герою, быть хотя бы в чем-то похожим на него. Так возникают механизмы нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка, ведь он активно переживает события, в которых участвует. Таким образом, театрализованная деятельность помогает решать многое задачи социально-коммуникативного развития дошкольников.
ОО «Познавательное развитие»
Театрализованная деятельность помогает знакомить детей с окружающим миром во всем его многообразии. При подготовке спектаклей и изучении литературной основы сценария, дошкольники знакомятся с особенностями жизнедеятельности животных, птиц, насекомых, упражняются в счете, сравнении предметов по размеру, учатся ориентироваться в пространстве и времени, познают качества различных материалов.
При грамотном руководстве у детей формируются представления о работе артистов, режиссера, музыкантов, театрального художника, осветителя, гримера, костюмера и др. Дети знакомятся с театральными жанрами и видами театрального искусства, устройством театра, театральными помещениями и их назначением, а также с правилами поведения в театре и во время представления.
Важную роль театрализованная деятельность играет в патриотическом воспитании. Дети знакомятся с народной культурой и бытом, устным народным творчеством и музыкой народов, населяющих Приднестровье, получают представления о сельских избах, расписном тереме, горнице, предметах старины. Таким образом, театрализованная деятельность способствует познавательному развитию дошкольников.
ОО «Речевое развитие»
Велико значение театрализованной деятельности в речевом развитии детей: совершенствуется звуковая культура и интонационная выразительность, расширяется словарный запас, совершенствуется грамматический строй и, наконец, развивается диалогическая и связная речь дошкольников. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность игр дают возможность использовать их в целях развития личности. Характерное для игры - драматизации образное, яркое изображение социальной действительности, явлений природы знакомит детей с окружающим миром во всем его многообразии. А умело поставленные вопросы при подготовке к игре побуждают их думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует умственному развитию и тесно связанному с ним совершенствованию речи.
В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний совершенствуется звуковая культура речи, интонационная выразительность. Проговаривание скороговорок, разыгрывание мини-сценок и стихотворений по ролям, - все это активно развивает дикцию, формирует навык четко, ясно, выразительно произносить реплики с различными интонациями, пользоваться при этом мимикой, жестами, пантомимикой.
В ходе театрализованных игр расширяется словарный запас помогает усвоить богатство родного языка,. Дети узнают театральные термины: сцена, кулисы, партер, оркестровая яма; названия театральных профессий (артист, кукловод, гример, костюмер, дирижер, балерина), театральные жанры (опера, балет и проч.). Игры-драматизации способствуют активизации словаря ребенка. Активная речевая деятельность во время репетиций и игр дает возможность формированию грамматических норм словоупотребления.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Художественная выразительность образов, иногда комичность персонажей усиливают впечатление от их высказываний, поступков, событий, в которых они участвуют. Таким образом осуществляется полноценное речевое развитие детей.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
От красивых костюмов, декорации, музыки дети получают эстетическое удовольствие, всё это порождает в них желание создавать и творить. Участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело, поставленные вопросы побуждают их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. А ещё, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение создавать собственные образы, развивается интуиция, смекалка и изобретательность, вырабатывается способность к импровизации. В ходе подготовки к спектаклю дети приобщаются к лучшим образцам литературы, музыки, изобразительного искусства.
Занятия театральной деятельностью и выступление перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных ценностей ребенка, раскрепощение и повышение личной самооценки. Дети осознают, что спектакль готовит творческий коллектив, а театр дарит радость и творцам и зрителям. В дальнейшем это послужит основой для формирования обобщенного представления о назначении искусства в жизни общества.
При чередовании функций исполнитель-зритель, помогает ребенку демонстрировать собственную позицию, умения, знания и фантазию. Театрализованная деятельность помогает развить творческий потенциал ребенка, сформировать устойчивый интерес к театральному искусству, что в дальнейшем определит потребность каждого ребенка обращаться к театру как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия. Итак, театрализованная деятельность способствует художественно-эстетическому развитию дошкольников.
ОО «Физическое развитие»
Заучивая роль, дошкольник развивает память, а во время управления куклами происходит развитие мелкой моторики рук. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно, то есть от лица, какого-либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, связанную с трудностями общения, неуверенностью в себе. У ребенка развивается способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонаций.
Особую актуальность, театрализованная деятельность приобретает накануне поступления ребёнка в школу. Так, например, с появлением произвольности психических процессов дети должны целенаправленно управлять не только своим поведением, но и психическими процессами (вниманием, восприятием, памятью и др.). Ученые установили, что между волевой и эмоциональной сферой существует тесная взаимосвязь. Влияние эмоций на волевую регуляцию поведения проявляется в том, что переживание успеха или неудачи вызывает, или угнетает волевые усилия. Атмосфера праздника, которая создаётся вокруг театрализованной деятельности, в известной мере способствует волевой мобилизации ребёнка. При этом эмоциональные процессы заряжают и регулируют остальные психические функции: память, внимание, мышление и др. Во время спектакля дети действуют без отвлечений, очень внимательны и самостоятельны. По окончании спектакля радость достижения цели продуцирует дальнейшее целенаправленное поведение (они ещё более организованы на репетициях, готовы к мобилизации усилий для преодоления трудностей).
Таким образом, театрализованной деятельности принадлежит большая роль в жизни и развитии детей. Театрализованная деятельность нужна, чтобы сделать жизнь детей полной и счастливой.
Литература
Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М., Сфера, 2009
Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. М., Просвещение, 1991
Буре Р.С., Воробьева М.В. и др. Дружные ребята. Воспитание гуманных чувств и отношений у дошкольников. М., Просвещение, 2004
Воспитание гуманных чувств у детей. (Котырло В.К., Кулачковская С.Е. и др. Под редакцией Прокопиенко Л.Н.) Киев, Радянська школа, 1987
Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. (методические рекомендации, конспекты занятий)
Запорожец А.В. Психология восприятия сказки ребенком-дошкольником. // Психология дошкольника. Хрестоматия. (составитель Урунтаева Г.А.) М., Академия, 2000.
Миронов Н.И. Моральное чувство: его формирование с помощью художественной литературы. // Дошкольное воспитание, 1993, №10