СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебно-производственная карта № 31. по теме: «Разметка пространственная» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит дидактический материал, направленный на самообразование и развитие самостоятельности учащихся. В соответствии с программой производственного обучения слесарей в профессионально-технических учебных заведениях в пособии приводятся учебно-производственные карты для проведения упражнений по выполнению приёмов общеслесарных работ.  Учебно-производственные карты содержат указания «как делать?», иллюстрируемые рисунками приёмов работ и методов контроля. Большое место отводится вопросам пользования тренажёрами и механизации ручного труда слесаря. 

Просмотр содержимого документа
«Учебно-производственная карта № 31. по теме: «Разметка пространственная» по УП.02. Учебной практики по ПМ.02 СЛЕСАРНАЯ ОБРАБОТКА ДЕТАЛЕЙ»

Учебно-производственная карта 31.
Разметка пространственная


Учебная цель: научиться приёмам настройки и пользования инстру­ментами и приспособлениями, приме­няемыми при пространственной раз­метке, а также приёмам, разметки де­талей без перекантовки и с перекан­товкой.

Объекты работ:

А. Учебно-технические требования к работам:

Детали: различные приспособле­ния, слесарно-монтажный инструмент и другие детали, имеющие различную форму.

Масса деталей и заготовок в пределах 5 кг,

Материал: сталь, чугун,

Б. Примеры работы: учебные плит­ки, кубики; планшайбы; отливки гу* бой тисков; корпус воротка; корпус дрели; корпус подшипников; резцедер­жатель к токарному станку, различные производственные детали, требующие пространственной разметки.

Оборудование и приспо­собления: разметочные плиты; разметочные призмы; ящики разметоч­ные; клинья деревянные; подкладки; металлические щётки; домкратики.

Инструменты и материалы: рейсмасы одноигольчатые; штангенрейсмасы; угольники разметочные с широким основанием; вертикальные миллиметровые линейки; металличе­ские измерительные линейки; центроискатели; чертилки; кернеры, слесар­ные молотки массой 200 г; медный ку­порос; лак; мел.

Упражнение 1. Подготовка заготовок к разметке

Внимательно изучить чертёж. Ознакомиться с назначением и рабо­той детали.

Очистить заготовку от грязи, окалины, остатков формовочной зем­ли, наплывов, неровностей.

Обмерить заготовку (длину, ши­рину, высоту, диаметры, расстояние между центрами и т. п.). Сличить раз­меры с чертежом по форме и припус­кам на обработку.

Проверить заготовку:

а) наружным осмотром, нет ли ра­ковин, отколов углов, рёбер и других дефектов;

б) подвесить заготовку на метал­лическом крючке или куске проволоки и, ударяя по заготовке молотком или каким-либо металлическим предметом, определить по звуку, нет ли в заготов­ке внутренних трещин;

в) корпусные детали, цилиндры,

стаканы подвергать гидростатическим испытаниям: закрыть отверстия за­глушками и нагнетать внутрь воду. Просачивание воды или увлажнение стенок свидетельствует о наличии тре­щин. Мелкие детали опустить в воду и внутрь нагнетать воздух. Наличие пузырьков указывает на отсутствие герметичности;

г) до нанесения рисок устранить недостатки: срубить наплывы, неров­ности; зачистить поверхности металли­ческой щёткой; заготовки с трещина­ми, раковинами, расположенными внутри контура детали, выбраковать.

Наметить план разметки:

а) в каких положениях деталь бу­дет устанавливаться на плиту?

б) каким способом будет произво­диться разметка, какие риски нано­сить и при каком положении детали?

в) проверить припуски на обработ­ку (должны быть равномерными со всех сторон).

Выбрать базовые поверхности. За базу принимать:

а) наибольшую обработанную по­верхность;

б) поверхности, которые не будут обрабатываться;

в) выступающие части заготовок: приливы, бобышки, платики (рис. 97, о);

г) заготовки цилиндрической фор­мы или заготовки с отверстиями.

Пустотелые заготовки подгото­вить к разметке:

а) опилить деревянную центровую планку (или пробку) и отрезать их по размеру отверстия;

б) набить на деревянную центро­вую планку 1 (рис. 97, б) металличе­скую (жестяную, латунную или свин­цовую) планку 2 размером 10x10 мм для опоры ножек циркуля 3.

Окраска мест, где будут нано­ситься разметочные линии:

а) необработанные поверхности от­ливок и поковок — меловым раство­ром;

б) обработанные поверхности стальных и чугунных заготовок — ра­створом медного купороса, быстросох­нущими красками и лаками;

в) просушить окрашенные поверх­ности.

Организовать рабочее место.

Упражнение 2. Установка и выверка заготовок на разметочной плите

Тщательно протереть разметоч­ную плиту.

Установить заготовку на домкра­ты или на одну подкладку, одну или две призмы (рис. 97, в).

Установить заготовку с провер­кой по рейсмасу (рис. 98). Ось заго­товки должна быть параллельна по­верхности плиты.

Нанести на торце горизонталь­ную линию, проходящую через центр валика.

Повернуть валик на угол 90°. Проверить вертикальность прочерчен­ной разметочной линии по угольнику.

Нанести на торце рейсмасом го­ризонтальную линию.

Разметить шпоночный паз 8.

Упражнение 3. Разметка заготовок с перекантовкой

Изучить чертёж, определить пригодность заготовки в соответствии с размерами чертежа.

Определить базу (за базу при­нять отверстие).

Установить в отверстие деревян­ную планку с прибитой на неё метал­лической пластиной.

Окрасить поверхность фланцев 1 и 2 раствором купороса. Установить две призмы на раз­меточную плиту.

Установить деталь на две призмы так, чтобы средний фланец опирал­ся на подкладки 4, 3 (рис. 99, а).

Проверить рейсмасом по верхней или нижней кромке отверстия положе­ние детали на разметочной плите.

Таким же способом установить в горизонтальное положение отверстие среднего фланца.

Окончательно проверить рейсма­сом горизонтальность по всем флан­цам. Угольником с широкой пяткой проверить перпендикулярность всех плоскостей фланцев к плоскости раз­меточной плиты.

Нанести горизонтальные риски А— Б на всех поверхностях фланцев,

Развернуть (перекантовать) деталь на угол 90° (рис. 99,6).

Выверить угольником перпендикулярность риски А—Б к плоскости плиты.

Проверить параллельность по­ложения отверстия (горизонтальность плите) рейсмасом.

Провести на плоскости флан­цев взаимно перпендикулярные риски. Точки пересечения будут центровыми отверстиями.

Накернить центровые отвер­стия.

Безопасность работы при разметке

Следует осторожно обращаться с острыми концами чертилки.

Удары молотком по кернеру должны быть не сильными.

При заточке разметочных инст­рументов следует пользоваться защит­ными очками.

Затачивать разметочные инстру­менты следует с охлаждением.

Корпус заточного станка должен быть заземлён.

При заточке инструментов кор­пус учащегося должен быть несколько наклонен к плоскости круга.

Типичные затруднения и ошибки учащихся и их предупреждение.

К затруднениям следует отнести сбивание с размера рейсмаса при про­ведении рисок, а к ошибкам — непра­вильный отсчёт размеров при работе с рейсмасом и штангенрейсмасом.

Сбивание с размера происходит из- за неисправности рейсмасов, а также от неправильного положения его иглы, У рейсмасов надо устранять люфт между пазом стойки и пальцем игло­держателя (между иглой и иглодер­жателем) .

При отсчёте размеров во время разметки рейсмасом или штангенрейс­масом нужно учитывать то, что изде­лие не всегда стоит основанием на плите, а располагается на призмах, подкладках, клиньях и домкратах. Расстояние от плиты до основания из­делия всегда должно суммироваться с размерами чертежа. При проведении рисок каждый размер должен плюсо­ваться к предыдущему.

Лучше всего при работе с рейсма­сом или штангенрейсмасом произво­дить расчёт на бумаге.

Следует избегать и сдвигания ри­сок. Для этого нужно проводить риску лишь за один проход, а не за два или три.

В результате изучения темы уча­щийся должен:

А. Знать:

назначение и способы выполне­ния пространственной разметки;

применение инструментов и при­способлений;

правила подготовки заготовки к разметке и выбор разметочных баз;

правила безопасности работы при разметке.

Б. Уметь:

проверять годность заготовок и подготавливать их к разметке;

размечать заготовки, не требу­ющие перекантовки и с перекантовкой;

производить заточку и заправку чертилок, кернеров и ножек разметоч­ного Циркуля;

соблюдать правила безопаснос­ти при разметочных работах,











Используемая литература


Макиенко Н. И.

«Практические работы по слесарному делу»: Учеб, пособие для сред, проф.-техн. училищ. — М.: «Высшая школа», 1982.