№ пп | № раздела | Название раздела и темы | Кол-во часов | Обязательный минимум знаний | Требования к уровню подготовки | Вид контроля |
Основные знания | Основные умения |
| 1. | Вид | 66 | | | | |
1 | 1.1 | Развитие биологии в додарвиновский период. | 1 | История развития биологии в додарвиновский период. История эволюционных идей. Этапы развития эволюционного Эволюция и эволюционное учение. Креационизм и трансформизм. Вклад различных ученых в развитие эволюционных идей. | Представления естествоиспытателей додарвиновской эпохи о сущности живой природы и ее эволюции; представителей креационизма и трансформизма. Этапы развития эволюционного Эволюция и эволюционное учение. | Оценивать вклад различных ученых в развитие биологии и эволюционных идей. Оценивают вклад различных ученых в развитие биологии, определяют понятие «эволюционное учение» | Фронтально и индивидуально устно |
2 | 1.2 | Работа К. Линнея | 1 | Работы К. Линнея по систематике и их значение. Эволюция. Эволюционизм. Систематика. Бинарная номенклатура. | Взгляды К. Линнея на систему живого мира. Бинарная номенклатура. | Оценивать вклад К. Линнея в развитие биологии и эволюционных идей. Определяют роль К. Линнея в развитии систематики, объясняют принципы бинарной номенклатуры | Фронтально устно и письменно |
3 | 1.3 | Входная контрольная работа № 1 | 1 | Контроль знаний о методах научного познания, разнообразии жизни, представленной клеточным и организменным уровнями жизни | Знать теоретические основы курса биология 10 класс. | Уметь применять полученные ЗУН на практике | Индивидуально письменно |
4 | 1.4 | Систематика как наука. | 1 | Систематика как наука. Бинарная номенклатура. Систематические категории. | Систематика как наука. Систематические категории. | Объясняют принципы классификации живого мира. | Фронтально устно |
5 | 1.5 | Теория Ламарка: её значение и основные положения. | 1 | Теория Ламарка. Представления Ламарка о причинах, предпосылках и направлении эволюции. | Теория Ламарка. Ее значение и основные положения. | Характеризуют основные положения теория Ламарка.. | Индивидуально письменно |
6 | 1.6 | Учение Ламарка о градации, изменчивости и роли окружающей среды в эволюции. | 1 | Учение о градации живых организмов и понятие «лестница существ». Законы Ламарка (упражнение и неупражнение органов и наследование благоприобретенных признаков). Представления Ламарка об изменчивости и роли окружающей среды в эволюции. | Учение Ламарка о градации, изменчивости и роли окружающей среды в эволюции. | Анализируют учение Ламарка о градации живых организмов. | Фронтально и индивидуально устно, письменно |
7 | 1.7 | Значение эволюционной теории Ламарка. | 1 | Место теории Ламарка в современной научной парадигме. Понятие о неоламаркизме и его представителях. Теория катастроф Кювье. | Место теории Ламарка в современной научной парадигме | Характеризуют значение эволюционной теории Ламарка. | Фронтально и индивидуально письменно |
8 | 1.8 | Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина. | 1 | Вклад представителей естественно-научных и экономических дисциплин в развитие эволюционных идей Ч. Дарвина. | Предпосылки теории эволюции Ч. Дарвина. Вклад представителей естественно-научных и экономических дисциплин в развитие эволюционных идей Ч. Дарвина. Работы А. Уоллеса. | Оценивают естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения теории Дарвина. | Фронтально устно и письменно |
9 | 1.9 | Учение Дарвина об искусственном отборе. | 1 | Учение Дарвина об искусственном отборе. Путешествие Ч. Дарвина на корабле «Бигль» и его научные результаты. Работы А. Уоллеса. | Искусственный отбор. Бессознательный и методический отбор. Порода. Конкуренция. Борьба за существование. Естественный отбор. Половой отбор. | Характеризуют вклад отдельных предшественников Ч. Дарвина в развитие эволюционных идей об искусственном отборе. | Фронтально и индивидуально устно и письменно |
10 | 1.10 | Основные положения теории эволюции Дарвина. | 1 | Основные положения теории эволюции Дарвина. | Основные положения теории эволюции Дарвина. | Характеризуют содержание эволюционной теории Дарвина. Дают оценку естественному отбору как результату борьбы за существование. | Фронтально и индивидуально устно |
11 | 1.11 | Учение Дарвина об изменчивости. | 1 | Учение Дарвина об изменчивости | Групповая и индивидуальная изменчивость. Учение Дарвина об изменчивости | Сравнивают неопределенную и определенную изменчивость. | Фронтально устно и письменно |
12 | 1.12 | Предпосылки, механизмы и результаты эволюции по Ч. Дарвину. | 1 | Предпосылки, механизмы и результаты эволюции по Ч. Дарвину. | Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Ограниченность ресурсов. Борьба за существование и естественный отбор. Виды борьбы за существование. Предпосылки борьбы за существование и естественного отбора. | Сравнивают естественный и искусственный отбор, формы борьбы за существование. | Индивидуально письменно |
13 | 1.13 | Значение теории Дарвина. | 1 | Значение теории Дарвина в создании современной естественно-научной картины мира. | А. Уоллес и его вклад в разработку теории естественного отбора. Значение теории Дарвина. Понятие о синтетической теории эволюции. | Характеризуют значение теории Дарвина в создании современной естественно-научной картины мира. Оценивают вклад Ч. Дарвина и А. Уоллеса в развитие эволюционных идей. | Фронтально устно и письменно |
14 | 1.14 | Вид. Классификация критериев вида и их содержание. | 1 | Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Критерии вида: морфологический, физиологический, биохимический, генетический, экологический, географический. | Вид, критерии вида. Классификация критериев вида и их содержание. | Определяют понятие «вид» и характеризуют критерии вида. Приводят примеры видов-двойников, космополитов и эндемиков. | Фронтально устно и письменно |
15 | 1.15 | Практическая работа № 1 «Сравнительная характеристика критериев вида». | 1 | Критерии вида их характеристика. | Вид, критерии вида. Классификация критериев вида и их содержание | Выявляют и описывают особей вида по различным критериям. | Индивидуально письменно |
16 | 1.16 | Практическая работа № 2 «Описание видов по морфологическому критерию». | 1 | Вид, критерии вида. Классификация критериев вида и их содержание | Вид, критерии вида. Классификация критериев вида и их содержание | Определяют морфологический критерий по гербарным экземплярам. | Индивидуально письменно |
17 | 1.17 | Структура вида. | 1 | Внутренняя структура вида. Сезонная изоляция. Поведенческая изоляция. Виды-двойники. Космополиты и эндемики. Ареал и его разновидности. | Структура вида. Вид. Популяция. Кариотип. Генофонд. | Характеризуют структуру вида. | Фронтально письменно |
18 | 1.18 | Популяция как структурная единица вида. | 1 | Определение популяции. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. | Популяция. Структура популяции. | Определяют понятие «популяция» и выясняют, что такое структура популяции | Индивидуально письменно |
19 | 1.19 | Численность популяции, половая и возрастная структура и факторы, определяющие эти параметры. | 1 | Демографические показатели и структура популяции. Регуляция численности популяции. Эффективная численность популяции. | Численность популяции, половая и возрастная структура и факторы, определяющие эти параметры. Рождаемость. Смертность. | Описывают популяцию по показателям, характеризующим ее численность. | Фронтально устно и письменно |
20 | 1.20 | Популяция как единица эволюции. Эволюционные процессы, протекающие в популяции. | 1 | Эволюционные процессы, протекающие в популяции. Механизм эволюционных изменений генофонда популяции. | Популяция — элементарная эволюционная единица. Элементарный эволюционный материал и элементарное эволюционное явление. Генотип. Генофонд. Фенотип. | Определяют понятия «элементарная единица эволюции», «элементарное эволюционное явление», «материал эволюции» | Фронтально устно и письменно |
21 | 1.21 | Механизм эволюционных изменений генофонда популяции. | 1 | Сущность генетических процессов в популяция Закон Харди-Вайнберга. | Закон Харди-Вайнберга и его эволюционный смысл | Описывают популяцию по критериям, соответствующим понятию «элементарная единица эволюции» | Фронтально и индивидуально устно |
22 | 1.22 | Факторы эволюции. | 1 | Элементарные эволюционные факторы (мутационный процесс, изоляция, популяционные волны, дрейф генов, естественный отбор). Доминантные и рецессивные, полезные, нейтральные и вредные мутации. Виды изменчивости. Резерв изменчивости. Эффект «бутылочного горлышка». | Мутационный процесс, изоляция, популяционные волны, естественный отбор, дрейф генов. | Определяют понятие «факторы эволюции», характеризуют отдельные факторы эволюции. | Индивидуально письменно |
23 | 1.23 | Практическая работа № 3 «Изучение изменчивости у особей одного вида». | 1 | Закономерности изменчивости и её виды | Виды изменчивости | Определяют индивидуальную изменчивость на живых растениях и гербарных экземплярах | Индивидуально письменно |
24 | 1.24 | Синтетическая теория эволюции. | 1 | Положения синтетической теория эволюции. Факторы эволюции в соответствии с представлениями синтетической теории эволюции. | Синтетическая теория эволюции. Факторы эволюции в соответствии с представлениями синтетической теории эволюции. | Характеризуют отдельные факторы эволюции в соответствии с представлениями синтетической теории эволюции. | Фронтально устно и письменно |
25 | 1.25 | Роль отдельных факторов эволюции и условия их действия. | 1 | Действия факторов эволюции в теориях Ламарка, Дарвина и синтетической теории эволюции | Действия факторов эволюции в теориях Ламарка, Дарвина и синтетической теории эволюции | Проводят сравнительный анализ факторов эволюции в теориях Ламарка, Дарвина и синтетической теории эволюции. | Индивидуально письменно |
26 | 1.26 | Естественный отбор — главная движущая сила эволюции. | 1 | Формы естественного отбора (стабилизирующий, движущий, дизруптивный). Явление индустриального меланизма и механизм его возникновения. Возникновение устойчивости насекомых к ядохимикатам. | Определение естественного отбора, его формы и их характеристика. Значение этого фактора эволюции с точки зрения современной научной парадигмы. | Определяют понятие «естественный отбор», выделяют формы естественного отбора и дают их характеристику. | Фронтально устно и письменно |
27 | 1.27 | Предпосылки естественного отбора. | 1 | Борьба за существование как предпосылка естественного отбора, её формы. | Предпосылки естественного отбора. Формы борьбы за существование (межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными условиями окружающей среды). | Характеризуют борьбу за существование как предпосылку естественного отбора | Фронтально и индивидуально устно |
28 | 1.28 | Практическая работа № 4 «Сравнение процессов движущего, дизруптивного и стабилизирующего отбора» | 1 | Формы естественного отбора и их характеристика. | Определение естественного отбора, его формы и их характеристика. Значение этого фактора эволюции с точки зрения современной научной парадигмы | Характеризуют значение естественного отбора с точки зрения современной научной парадигмы. | Индивидуально письменно |
29 | 1.29 | Адаптации: классификация и их характеристика. | 1 | Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Поведенческие адаптации. Биохимические адаптации. Физиологические адаптации. Относительная целесообразность адаптаций | Адаптация. Морфологическая адаптация. Физиологическая адаптация. Биохимическая адаптация. Поведенческая адаптация. | Определяют понятие «адаптация», знакомятся с классификацией адаптаций. Приводят примеры приспособительного строения и поведения; различают морфологические, физиологические, биохимические и поведенческие адаптации; | Индивидуально письменно |
30 | 1.30 | Разновидности покровительственной окраски и формы. | 1 | Разновидности покровительственной окраски и формы. Относительная целесообразность адаптаций. | Покровительственная окраска и форма. Маскировка. Демонстрация. Мимикрия. | Приводят примеры различных морфологических адаптаций, различают разновидности покровительственной окраски и формы; объясняют, почему приспособления носят относительный характер. | Фронтально устно и письменно |
31 | 1.31 | Адаптация организма к условиям обитания как результат действия естественного отбора. | 1 | Механизмы формирования адаптаций у организма. | Адаптациогенез. Структурный след адаптаций. Стратегии адаптации. | Характеризуют поведенческие, биохимические и физиологические адаптации как результат действия естественного отбора. | Фронтально и индивидуально устно |
32 | 1.32 | Практическая работа № 5 «Выявление морфологических адаптаций на примерах различных растений». | 1 | Относительный характер адаптации | Морфологические адаптации у растений, их относительный характер. | Характеризуют морфологические адаптации растений с точки зрения их относительной целесообразности. | Индивидуально письменно |
33 | 1.33 | Видообразование как результат эволюции. | 1 | Пути (способы) и скорость видообразования; географическое (аллопатрическое) и экологическое (симпатрическое) видообразование. | Видообразование, его виды, их характеристика. Видообразование. Географическое (аллопатрическое) видообразование. Экологическое (симпатрическое) | Определяют понятие «видообразование», знакомятся с формами видообразования. | Фронтально устно и письменно |
34 | 1.34 | Способы и механизмы видообразования. | 1 | Способы и механизмы видообразования. Географическая и экологическая изоляция. Дивергенция. Гибридизация. Полиплоидизация. | Способы и механизмы видообразования. Видообразование. Генофонд. Изоляция. Географическое (аллопатрическое) видообразование. Экологическое (симпатрическое) видообразование. Дивергенция. Полиплоидизация. Гибридизация. | Дают характеристику способам и механизмам видообразования. | Фронтально и индивидуально устно |
35 | 1.35 | Направления эволюционного процесса. Причины вымирания видов. | 1 | Определение биоразнообразия и его значение для устойчивого развития биосферы. Направления эволюционного процесса, их характеристика и признаки. Причины вымирания видов | Биоразнообразие и его значение для устойчивого развития биосферы. Направления эволюционного процесса (ароморфоз. Идиоадаптация. Общая дегенерация), их характеристика и признаки. Причины вымирания видов | Характеризуют направления эволюции по А.Н. Северцову. Определяют необходимость сохранения видообразования. | Индивидуально письменно |
36 | 1.36 | Пути эволюционного процесса, их характеристика и признаки. | 1 | Пути эволюционного процесса, их характеристика и признаки. | Биологический прогресс и биологи-ческий регресс. Мор-фофизиологический (морфофункциональный) прогресс. Морфофи-зиологический (мор-фофункциональный) регресс, их характе-ристика и признаки. | Знакомятся с путями достижения биологического прогресса по А. Н. Северцову, дают их характеристику. | Фронтально устно и письменно |
37 | 1.37 | Практическая работа № 6 «Сравнительная характеристика путей эволюционного процесса» | 1 | Пути эволюционного процесса, их характеристика и признаки. | Биологический прогресс и биологический регресс, их характеристика и примеры | Сравнивают биологический и морфофункциональный прогресс и регресс, приводят примеры организ-мов, вымерших в недавнем прошлом. | Индивидуально письменно |
38 | 1.38 | Практическая работа № 7 «Выявление ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций у растений и животных» | 1 | Направления эволюционного процесса, их характеристика и признаки. | Направления эволюционного процесса, их характеристика, признаки, примеры. | Устанавливают ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации у растений и животных. | Индивидуально письменно |
39 | 1.39 | Цитологические и молекулярно-биологические доказательства эволюции органического мира. | 1 | Классификация, характеристика и примеры доказательств эволюционного процесса. Биогенетический закон. | Цитология. Молекулярная биология. Классификация, характеристика и примеры доказательств эволюционного процесса. Основной биогенетический закон Мюллера-Геккеля. Онтогенез и филогенез. | Повторяют понятия «эволюция», «результат эволюции», классифицируют доказательства эволюционного процесса, приводят примеры цитологических и молекулярно-биологических доказательств. | Фронтально письменно |
40 | 1.40 | Сравнительно-анатомические и палеонтологические доказательства эволюции органического мира. | 1 | Сравнительно-анатомические и палеонтологические доказательства эволюции органического мира. | Палеонтология. Гомологичные и аналогичные органы. Рудименты и атавизмы. | Классифицируют доказательства эволюционного процесса, приводят примеры сравнительно-анатомических и палеонтологических доказательств. | Фронтально устно и письменно |
41 | 1.41 | Эмбриологические доказательства эволюции органического мира. | 1 | Эмбриологические доказательства эволюции органического мира. | Закон зародышевого сходства. Онтогенез. Филогенез | Классифицируют доказательства эволюционного процесса, приводят примеры эмбриологических доказательств. | Фронтально и индивидуально устно |
42 | 1.42 | Биогеографические доказательства эволюции органического мира. | 1 | Биогеографические доказательства эволюции органического мира. | Дрейф континентов. Биогеография. | Классифицируют доказательства эволюционного процесса, приводят примеры биогеографических доказательств. | Фронтально устно и письменно |
43 | 1.43 | Контрольная работа за I полугодие | 1 | Контроль знаний о разнообразии жизни, представленной популяционно-видовым уровнем жизни | Знать теоретические основы темы 1. | Уметь применять полученные ЗУН на практике | К.р. в форме ЕГЭ |
44 | 1.44 | Гипотезы представлений о происхождении жизни на Земле. | 1 | Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотезы о происхождении жизни. | Гипотезы о происхождении жизни. Абиогенез. Биогенез. Панспермия. Теория стационарного состояния. | Знакомятся с существующими взглядами на происхождение жизни. | Фронтально и индивидуально устно |
45 | 1.45 | Гипотезы, опровергающие абиогенез. | 1 | Гипотезы о происхождении жизни. Опыты Ф. Реди, Л. Спаланцани и М. М. Тереховского, Л. Пастера | Опыты Ф. Реди, Л. Спаланцани и Тереховского, Л. Пастера, доказывающие невозможность абиогенеза в современных условиях. | Знакомятся с опытами, доказывающими невозможность абиогенеза в современных условиях. | Фронтально устно и письменно |
46 | 1.46 | Органический мир как результат эволюции. | 1 | Современные представления о происхождении жизни. Усложнения организмов в процессе эволюции. | Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. | Знакомятся со схемами возникновения прокариот и эукариот | Фронтально устно и письменно |
47 | 1.47 | Теория Опарина – Холдейна. | 1 | Химический, предбиологический и биологический этапы развития живой материи. | Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина) и биологический этапы развития живой материи. Появление коацерватов, пробионтов, мембранных структур, прокариотов, эукариотов, гетеротрофов, автотрофов. | Знакомятся с современными взглядами на происхождение жизни. | Фронтально и индивидуально устно |
48 | 1.48 | Теория биопоэза. | 1 | Абиогенное происхождение органических мономеров. Эксперимент С. Миллера. | Теория биопоэза. Абиогенное происхождение органических мономеров. Эксперимент С. Миллера. | Описывают процесс возникновения коацерватов, пробионтов, мембранных структур, одноклеточных прокариот и эукариот | Фронтально и индивидуально устно |
49 | 1.49 | Анализ и оценка гипотез о происхождении жизни на Земле. | 1 | Современные представления о происхождении жизни. Усложнения организмов в процессе эволюции. | Справедливость или несостоятельность отдельных гипотез о происхождении жизни на Земле. | Обобщают полученные при изучении учебного материала сведения о происхождении жизни на Земле, представляют их в структурированном виде, оценивают вклад учёных. | Фронтально устно и письменно |
50 | 1.50 | Этапы эволюции. | 1 | Этапы эволюции. Усложнения организмов в процессе эволюции. | Этапы эволюции. Усложнения организмов в процессе эволюции. | Характеризуют этапы биохимической и ранней биологической эволюции. | Фронтально устно и письменно |
51 | 1.51 | Виртуальная экскурсия «История развития жизни на Земле» | 1 | Этапы эволюции. Усложнения организмов в процессе эволюции. | Этапы эволюции. Усложнения организмов в процессе эволюции. | Знакомятся в ходе виртуальной экскурсии с историей развития жизни на Земле. | Фронтально устно |
52 | 1.52 | Геохронологическая шкала | 1 | Геохронологическая шкала. Периодизация эволюции. Характеристика органического мира в различные эпохи, эоны, эры и периоды. | Эон. Эра. Период. Эпоха. Ароморфоз. Геохронологическая шкала. Периодизация эволюции. Характеристика органического мира в различные эпохи, эоны, эры и периоды. | Знакомятся с геохронологической шкалой, эонами, эрами и периодами, характеризуют органический мир в различные эры и периоды. Перечисляют в хронологическом порядке эры и периоды геохронологической шкалы | Фронтально устно и письменно |
53 | 1.53 | Практическая работа № 8 «Решение биологических задач с использованием геохронологической шкалы» | 1 | Характеристика органического мира в различные эпохи, эоны, эры и периоды. Ароморфозы эр и периодов | Характеристика органического мира в различные эпохи, эоны, эры и периоды. Ароморфозы эр и периодов | Используя рисунки вымерших организмов и фрагменты геохронологической таблицы, устанавливают эру и период, в который вымерли данные организмы, а также тип/отдел, класс к которому относятся изображённые организмы. | Индивидуально письменно |
54 | 1.54 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. | 1 | Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Появление ядра, полового размножения, многоклеточности, фотосинтеза. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений. Ароморфозы архея и протерозоя. | Характеристика органического мира в различные эпохи, эоны, эры и периоды. Ароморфозы эр и периодов | Характеризуют первые следы жизни на Земле: появление всех современных типов беспозвоночных животных. Развитие водных растений. | Фронтально и индивидуально устно |
55 | 1.55 | Ароморфозы палеозойской эры и её периодов. | 1 | Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся. Выход на сушу растений и животных. Ароморфозы палеозоя. | Характеристика органического мира в различные эпохи, эоны, эры и периоды. Ароморфозы эр и периодов | Выявляют основные ароморфозы палеозойской эры в растительном и животном мире. Приводят примеры растений и животных, живших в различные эры; Описывают развитие жизни на Земле в различные эры. | Фронтально устно и письменно |
56 | 1.56 | Ароморфозы мезозойской эры и её периодов. | 1 | Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Теплокровность. Ароморфозы мезозоя. | Характеристика органического мира в различные эпохи, эоны, эры и периоды. Ароморфозы эр и периодов | Выявляют основные ароморфозы мезозойской эры в растительном и животном мире. Приводят примеры растений и животных, живших в различные эры. Описывают развитие жизни на Земле в различные эры. | Фронтально и индивидуально устно |
57 | 1.57 | Ароморфозы кайнозойской эры и её периодов. | 1 | Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Распространение покрытосеменных растений. Появление и развитие приматов. Появление человека. Ароморфозы мезозоя и кайнозоя. | Характеристика органического мира в различные эпохи, эоны, эры и периоды. Ароморфозы эр и периодов | Описывают основные ароморфозы кайнозойской эры в растительном и животном мире. Приводят примеры растений и животных, живших в различные эры. Описывают развитие жизни на Земле в различные эры. | Фронтально устно и письменно |
58 | 1.58. | Практическая работа № 9 «Установление соответствия между ароморфозами и эрами» | | Характеристика органического мира в различные эпохи, эоны, эры и периоды. Ароморфозы эр и периодов | | Выявляют соответствия между ароморфозами и эрами и периодами | Индивидуально письменно |
59 | 1.59 | Гипотезы происхождения человека. | 1 | Существующие гипотезы происхождения человека. Основные антропоморфозы: общественный образ жизни, приспособления к перемещению по ветвям, общественное воспитание потомства. | Антропогенез и его движущие силы. Представления о происхождении человека в разные периоды истории науки. Труды Дарвина «Происхождение человека и половой отбор» и «О выражении эмоций у животных и человека». Доказательства животного происхождения человека. | Анализируют существующие гипотезы происхождения человека | Фронтально устно и письменно |
60 | 1.60 | Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. | 1 | Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. | Положение человека в системе органического мира. Признаки человека как представителя различных систематических категорий. Отличительные особенности вида Человек разумный. Хордовые. Млекопитающие. Приматы. Рудименты. Атавизмы. | Анализируют признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Характеризуют место человека в живой природе | Фронтально устно и письменно |
61 | 1.61 | Практическая работа № 10 «Сходства и различия в строении животных и человека». | 1 | Признаки человека как представителя различных систематических категорий. Отличительные особенности вида Человек разумный | Признаки человека как представителя различных систематических категорий. Отличительные особенности вида Человек разумный | Выявляют признаки сходства и различия в строении и поведении животных и человека, а также отличительные особенности человека. | Индивидуально письменно |
62 | 1.62. | Антропогенез. Этапы становления человека как биологического вида. | 1 | Стадии эволюции человека: приматы — предки человека, австралопитек, человек умелый, древнейший человек, древний человек, первые современные люди. Роль социальных факторов антропогенеза в становлении человека. | Стадии и этапы эволюции человека и их характеристика. Факторы антропогенеза и их роль. Дриопитеки. Австралопитеки. Архантропы. Палеоантропы. Неоантропы. | Выявляют основные характеристики стадий эволюции человека: австралопитек, человек умелый, древнейший человек, древний человек, первые современные люди. | Фронтально устно и письменно |
63 | 1.63. | Человеческие расы. | 1 | Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы. | Определение рас. Характеристика больших рас. Малые расы. Нация. | Анализируют приспособительное значение расовых признаков. | Фронтально и индивидуально устно |
64 | 1.64 | Расообразование. | 1 | Видовое единство человеческих рас. Происхождение рас. Приспособительное значение расовых признаков. Доказательства видового единства человечества | Происхождение рас. Механизм расогенеза. Доказательства видового единства человечества | Знакомятся с механизмом расогенеза Homo sapiens используя знания географии о населении мира и на этой основе делают вывод о видовом единстве человечества и приспособительном значении расовых признаков | Фронтально и индивидуально устно |
65 | 1.65 | Контрольная работа по темам «Происхождение жизни на Земле. Антропогенез». | 1 | Контроль знаний о происхождении жизни на Земле, антропогенез | Знать теоретические основы тем «Происхождение жизни на Земле. Антропогенез». | Уметь применять полученные ЗУН на практике | К.р. в форме ЕГЭ |
| 2. | Экосистема | 36 | | | | |
66 | 2.1 | Среды обитания организмов. | 1 | Экология как наука. Предмет и задачи экологии. Организм и среда. Среды жизни и их характеристика. | Экология. Предмет и задачи экологии. Экосистема. Среда обитания. | Характеризуют среды жизни по предложенному плану. | Фронтально устно и письменно |
67 | 2.2 | Экологические факторы и закономерности их действия. | 1 | Определение экологических факторов и их классификация. Прямое и косвенное влияние факторов среды на организм. Изменчивость экологических факторов. Пределы выносливости. Зона оптимума, зона угнетения. Стенобионты и эврибионты. Ограничивающий фактор. Закон минимума Либиха. Экологическая ниша. | Экологический фактор. Основные закономерности влияния экологических факторов на организм. Пределы выносливости. Ограничивающий фактор. Стенобионты. Эврибионты. | Объясняют влияние экологических факторов на организмы. Приводят доказательства (аргументацию) взаимосвязей организмов и окружающей среды. | Фронтально устно и письменно |
68 | 2.3 | Свет как экологический фактор. | 1 | Значение абиотических факторов для организма. Приспособления организма к различным абиотическим факторам | Абиотические факторы. Светолюбивые растения. Теневыносливые растения. Тенелюбивые растения. Фотопериодизм. | Выделяют и характеризуют абиотические факторы, определяют адаптации различных организмов к абиотическим факторам среды, приводят примеры адаптаций к интенсивности действия различных абиотических факторов | Фронтально и индивидуально устно |
69 | 2.4 | Температура как экологический фактор. | 1 | Значение абиотических факторов для организма. Приспособления организма к различным абиотическим факторам | Абиотические факторы. Теплокровные организмы. Холоднокровные организмы. Гомойотермия. Пойкилотермия. Адаптации | Выделяют и характеризуют абиотические факторы, определяют адаптации различных организмов к абиотическим факторам среды, приводят примеры адаптаций к интенсивности действия различных абиотических факторов | Фронтально устно и письменно |
70 | 2.5 | Влажность как экологический фактор. | 1 | Значение абиотических факторов для организма. Приспособления организма к различным абиотическим факторам | Экологические группы растений по отношению к влаге: гидрофиты, мезофиты, ксерофиты. Экологические группы животных по отношению к влаге: гидрофилы, мезофилы, ксерофилы. | Выделяют и характеризуют абиотические факторы, определяют адаптации различных организмов к абиотическим факторам среды, приводят примеры адаптаций к интенсивности действия различных абиотических факторов | Фронтально устно и письменно |
71 | 2.6 | Газовый и ионный состав среды. | 1 | Значение абиотических факторов для организма. Приспособления организма к различным абиотическим факторам | Состав воздуха, воды и почвы. Почва и рельеф. Погодные и климатические факторы. Адаптации | Выделяют и характеризуют абиотические факторы, определяют адаптации различных организмов к абиотическим факторам среды, приводят примеры адаптаций к интенсивности действия различных абиотических факторов | Индивидуально письменно |
72 | 2.7 | Биологические ритмы. | 1 | Приспособления организмов к сезонным изменениям условий среды. | Фотопериодизм. Биологические ритмы. Спячка. | Определяют и характеризуют приспособления организмов к сезонным изменениям условий среды | Фронтально устно и письменно |
73 | 2.8 | Биотические взаимодействия: конкуренция, хищничество, паразитизм. | 1 | Биотические факторы среды. Классификация межвидовых отношений. Антибиоз. Паразитизм. Хищничество. Значение биотических факторов для организма. Приспособления организмов к различным биотическим факторам: к паразитизму, хищничеству, конкуренции | Формы взаимоотношений между организмами. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Приспособления хищников и жертв. Адаптации паразитов. Принцип Гаузе (принцип конкурентного исключения). | Характеризуют различные симбиотические и антибиотические взаимоотношения организмов. Приводят примеры конкуренции, хищничества, паразитизма. приводят примеры различных паразитов. | Фронтально и индивидуально устно |
74 | 2.9 | Биотические взаимодействия: мутуализм, комменсализм, аменсализм, нейтрализм. | 1 | Биотические факторы. Мутуализм. Комменсализм. Симбиоз. Классификация межвидовых отношений. Значение биотических факторов для организма. Приспособления организмов к различным биотическим факторам: к мутуализму, аменсализму, нейтрализму | Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Нейтральные отношения — нейтрализм. Конкуренция. Принцип конкурентного исключения. | Знакомятся с многообразием межвидовых отношений. Приводят примеры мутуализма, комменсализма, аменсализма, нейтрализма. | Фронтально устно и письменно |
75 | 2.10 | Практическая работа № 11 «Биотические взаимодействия». | 1 | Биотические взаимодействия | Значение биотических факторов для организма. Приспособления организмов к различным биотическим факторам | Определяют тип межвидовых отношений. Приводят примеры мутуализма, комменсализма, аменсализма, нейтрализма. | Индивидуально письменно |
76 | 2.11 | Экологические характеристики популяций. | 1 | Экологические характеристики популяций: количественные, структурные, динамические. Их взаимосвязь. | Количественные, структурные, динамические экологические характеристики популяций. Их взаимосвязь. | Знакомятся с основными показателями популяции, их биотическим потенциалом. | Фронтально и индивидуально устно |
77 | 2.12 | Экологическая структура популяций. | 1 | Экологическая структура популяций, характеристики и их взаимосвязи с функционированием экосистемы | Характеристики и типы экологических структур популяций | Устанавливают соответствия между характеристиками и типами экологических структур популяций. | Индивидуально письменно |
78 | 2.13 | Сообщества организмов: структуры и связи. | 1 | Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса. Видовая и пространственная структуры экосистемы. Роль отдельных компонентов экосистемы. Климатические, географические и почвенные параметры экосистемы. | Естественные сообщества живых организмов. Роль отдельных компонентов экосистемы. История формирования природных сообществ. | Приводят примеры биоценозов разного масштаба, перечисляют основные компоненты биоценоза. Устанавливают соответствия между характеристиками и типами структур биоценоза. | Фронтально устно и письменно |
79 | 2.14 | Круговорот веществ и поток энергии. | 1 | Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Способность экосистем к самоподдержанию. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Способность экосистем к самоподдержанию. | Составляют схемы круговорота веществ. | Фронтально и индивидуально устно |
80 | 2.15 | Пищевые взаимоотношения: уровни, цепи, сети. | 1 | Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. | Цепи и сети питания. Трофические уровни. Первичная и вторичная продукция. | Определяют понятия «пищевая цепь», «пищевая сеть» и «трофический уровень», приводят примеры организмов, расположенных на разных трофических уровнях. Составляют пастбищные и детритные пищевые цепи. | Индивидуально письменно |
81 | 2.16 | Экологические пирамиды численности, биомассы, энергии. | 1 | Первичная и вторичная продукция. Экологические пирамиды | Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Круговорот веществ и энергии в экосистемах. | Характеризуют экологические пирамиды численности, биомассы и энергии, формулируют правило экологической пирамиды. | Фронтально устно и письменно |
82 | 2.17 | Практическая работа № 12 «Решение экологических задач». | 1 | Закономерности действия экологических факторов | Знать экологическую терминологию; сущность экологических законов | Решают экологические задачи по теме «Трофические взаимоотношения» | Индивидуально письменно |
83 | 2.18 | Свойства биогеоценозов и динамика сообществ. | 1 | Причины устойчивости и смены экосистем | Причины устойчивости и смены экосистем | Знакомятся с основными показателями популяции, их биотическим потенциалом. | Фронтально и индивидуально устно |
84 | 2.19 | Законы организации экосистем. | 1 | Компоненты экосистем Структурная и функциональная организация экосистем. Законы организации экосистем. | Взаимосвязь компонентов экосистем. Структурная и функциональная организация экосистем. Законы организации экосистем. | Устанавливают соответствия между структурной и функциональной организациями экосистем | Индивидуально письменно |
85 | 2.20 | Природные и антропогенные экосистемы. | 1 | Влияние человека на экосистемы. Агроценозы — искусственные сообщества, создаваемые и поддерживаемые человеком | Агроценоз. Особенности существования агроценозов. Аборигенные виды. Виды-пришельцы. Интродукция. | Характеризуют агроценозы и особенности их существования. Сравнивают природные и антропогенные экосистемы. | Фронтально устно и письменно |
86 | 2.21 | Законы биологической продуктивности. | 1 | Биологическая продуктивность экосистем. | Первичная и вторичная биологическая продукция. Биомасса. Классы продуктивности биогеоценозов. | Формулируют законы биологической продуктивности. | Фронтально устно и письменно |
87 | 2.22 | Саморазвитие экосистем – сукцессия. | 1 | Изменение сообществ. Смена экосистем. Закономерности смены экосистем. | Сукцессия. Первичная сукцессия. Вторичная сукцессия. Причины устойчивости и смены экосистем; классификация сукцессий. | Определяют понятие «сукцессия», выясняют причины и общие закономерности смены экосистем | Фронтально и индивидуально устно |
88 | 2.23 | Принципы устойчивости популяций, биоценозов и экосистем. | 1 | Механизмы устойчивости экосистем. Динамическое равновесие. Гомеостаз. | Устойчивость и развитие биогеоценозов. Саморегуляция экосистем. | Знакомятся с экологическими нарушениями, приводят примеры саморегуляции, смены экосистем. | Индивидуально письменно |
89 | 2.24 | Биосфера – живая оболочка Земли. | 1 | Определение биосферы и ее границы. Состав и структура биосферы. Учение В. И. Вернадского о биосфере. Жизненные пленки. Сгущения жизни. | Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Границы биосферы. | Определяют понятие «биосфера», выясняют состав, структуру и границы биосферы. | Фронтально устно и письменно |
90 | 2.25 | Основные биомы Земли. | 1 | Биом. Разнообразие биомов Земли. Распределение живого вещества. | Биом. Разнообразие биомов Земли. Закономерности распределения живого вещества в биосфере | Определяют закономерности распределения живого вещества в биосфере | Индивидуально письменно |
91 | 2.26 | Биогеохимические циклы воды, азота и углерода. | 1 | Круговорот веществ в природе. Геохимические процессы. | Круговорот важнейших веществ в природе. Геохимические процессы. | Знакомятся с круговоротом различных веществ в биосфере | Индивидуально письменно |
92 | 2.27 | Роль живых организмов в биосфере. | 1 | Роль живого вещества в биосфере. Биомасса Земли и закономерности ее распределения на планете. | Компоненты живого вещества и его функции. Круговорот веществ в природе. | Характеризуют роль живого вещества в биосфере. Различают функции живого (например, газовую и окислительно-восстановительную функции | Фронтально и индивидуально устно |
93 | 2.28 | Человечество в биосфере Земли. | 1 | Влияние человека на экосистемы. Влияние человека на биосферу. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Прямое и косвенное влияние человека на биосферу. Природные ресурсы и их использование. | Антропогенные факторы, характер воздействия человека на биосферу | Характеризуют влияние человека на биосферу, приводят примеры прямого и косвенного влияния человека на биосферу. | Индивидуально письменно |
94 | 2.29 | Эволюция биосферы и ее превращение в ноосферу. | 1 | Эволюция биосферы и ее превращение в ноосферу | Характер воздействия человека на биосферу Ноосфера. | Определяют понятие «ноосфера» и этапы эволюции биосферы. | Фронтально устно и письменно |
95 | 2.30 | Загрязнение воздушной и водной среды. | 1 | Загрязнение атмосферы и гидросферы. Кислотные дожди. Парниковый эффект. Экологическая катастрофа. | Характер воздействия человека на атмосферу и гидросферу; источники загрязнения атмосферы и гидросферы; причины кислотных дождей, парникового эффекта и появления озоновых дыр | Знакомятся с основными экологическими проблемами воздушной и водной среды, стоящими перед человечеством | Фронтально и индивидуально устно |
96 | 2.31 | Охрана воздуха и водных ресурсов. | 1 | Влияние человека на атмосферу и гидросферу. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. | Пути решения экологических проблем. Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов. Охрана природы. | Определяют пути решения экологических проблем воздушной и водной среды. | Фронтально устно и письменно |
97 | 2.32 | Разрушение почвы и изменение климата. | 1 | Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Биогеохимическая роль человека. Современные промышленные производства. Последствия деятельности человека для окружающей среды | Эрозия почв. классификация эрозии почвы; неисчерпаемые и исчерпаемые природные ресурсы. | Знакомятся с основными экологическими проблемами почвенной среды и климатическими проблемами, стоящими перед человечеством. | Фронтально и индивидуально устно |
98 | 2.33 | Охрана почвенных ресурсов и защита климата. | 1 | Охрана природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. | Способы и методы охраны природы основы рационального природопользования; | Определяют пути решения экологических проблем почвенной среды и изменений климата. | Фронтально и индивидуально устно |
99 | 2.34 | Антропогенное воздействие на растительный и животный мир. | 1 | Влияние человека на биосферу. Последствия деятельности человека для окружающей среды. Глобальные экологические проблемы и их причины. Правила поведения в природной среде. Природные ресурсы и их использование. | Смысл сохранения видового разнообразия. Заповедник. Заказник. Национальный парк. Красная книга. | Знакомятся с основными экологическими проблемами антропогенного воздействия на флору и фауну и определяют пути сохранения биоразнообразия. | Фронтально устно и письменно |
100 | 2.35 | Контрольная работа № 4 (итоговая) | 1 | Контроль знаний по темам «Вид» и «Экосистема» | Знать теоретические основы курса. | Уметь применять полученные ЗУН на практике. | Тест в форме ЕГЭ |
101 | 2.36 | Пути решения экологических проблем | 1 | Проблемы охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. | Пути решения экологических проблем. Охрана природы. Заповедник. Заказник. Национальный парк. Красная книга | Намечают возможные пути решения экологических проблем. | Доклады |
102 | 2.37. | Рациональное природопользование и устойчивое развитие. | 1 | Проблемы рационального природопользования Основы рационального природопользования. Международные природоохранные организации и программы ЮНЕСКО по охране природы. | Рациональное природопользование. Севооборот. | Определяют понятие «устойчивое развитие», | Фронтально и индивидуально устно |
Итого 102 |