СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное пособие "Сборник памяток по литературному чтению для начальных классов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данном пособие собраны памятки по литературному чтению для организации самостоятельной работы.

Просмотр содержимого документа
«Учебное пособие "Сборник памяток по литературному чтению для начальных классов"»

Учебное пособие

















Памятки по литературному чтению











Составила Чернова Т.А



Памятка №1 «Прочитай выразительно»

1.Прочитай название произведения (фамилию автора и заголовок).

2.Прочитайте произведение. Определи жанр и тему, основную мысль (о чем или о ком в нём говорится)

3.Какие чувства вызывает у вас это произведение? Определите, в каком темпе и каким тоном нужно читать.

4.Определите задачу чтения: какую мысль нужно передать слушателям. Какие чувства выразить.

5. Перечитайте, делая паузы, выделяя главные слова логическими ударениями. Обращайте внимания на знаки препинания (запятые, точки, многоточия, вопросительные восклицательные знаки).

6. Поупражняйтесь в чтении: прочитайте вслух несколько раз.

7. Прочитайте выразительно одноклассникам.



Памятка №2 «Выучите наизусть»

1.Прочитайте всё произведение (стихотворение, загадку, песенку) или отрывок. Определите жанр, тему, основную мысль.

2.Выучите первые две строчки, потом еще 2 строчки. Повторите все четыре строчки с начала. (Отрывок из прозаического произведения учите по предложениям.)

3. Работайте так, пока не выучите всё произведение или отрывок.

4. Закройте книгу и прочитайте произведение наизусть. Если были допущены ошибки, перечитайте текст ещё несколько раз.



Памятка №3 «Читаем по ролям (коллективная работа)»

1.Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2.Прочитайте диалог.

3.Обсудите с одноклассниками образы героев произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чём и как говорят?)

4. Распределите роли и поупражняйтесь в выразительном чтении.

5.Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас.

6. Оцените своё чтение и чтение одноклассников.

Памятка №4 «Перескажи кратко»

1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2.Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.

3.Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте их.

4.Перечитайте каждую часть, отмечая ключевые предложения.

5.Перескажите, выделяя главное в каждой части.

6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные детали, факты.



Памятка №5 «Перескажи подробно»

1.Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2.Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.

3.Разделите текст на смысловые части. Составьте план.

4.Перескажите каждую часть отдельно: сначала первую, затем вторую и так далее.

5.Перечитайте и перескажите всё произведение подробно (близко к тексту).

6.Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные эпизоды, детали, факты.



Памятка №6 «Расскажите о герое»

1.Прочитайте произведение. Назовите имена героев.

2.Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них вы хотите рассказать?

3.Каким герой показан в произведении? Как он выглядит (возраст, одежда, цвет волос и тому подобное)? Как он ведет себя? Какие поступки совершает? Как относится к другим героям?

4.Как автор относится к герою? Как говорит о нём? Как называет?

5.Выскажите своё отношение к герою и его по поступкам.

Памятка №7 «Работаем с книгой»

1.Выберите книгу, которую хотите прочитать

2.Поработайте с книгой до чтения: рассмотрите оформление обложки, прочитайте фамилию автора и заголовок, рассмотрите титульный лист, прочитайте аннотацию, познакомьтесь с оглавлением (содержанием).

3.Прочитайте книгу. Рассмотрите иллюстрации.

4.Подумайте, о ком или о чём эта книга. Что понравилось? Что не понравилось?

5.Перечитайте эпизоды, которые понравились.

6.Поделитесь своим впечатлением о книге с друзьями, родителями или напишите отзыв.



Памятка №8 «Работаем с произведением самостоятельно»

1.Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).

2.Прочитайте произведение.

3. Определите жанр, тему, основную мысль произведения (о ком или о чём в нём говорится).

4.О каких героях, событиях рассказывает автор? Найдите в тексте ключевые слова и кульминационный эпизод (самый напряженный момент).

5. Если значение какого-либо слова или выражения было непонятно, обратитесь к словарю.

6.Разделите текст на смысловые части, составьте план.

7.Выскажите своё мнение о произведении. (Что нового узнали? О чём вы думали, читая произведение? Понравились ли вам герои? Было ли интересно читать?)




Памятка №9 «Как написал синквейн»


Правила написания синквейна:

1 строка – одно слово – название, тема, обычно имя существительное;

2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;

3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;

4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.)

5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.




Памятка №10 «Моделирование»

графическая модель

(в прямоугольниках краткое описание сюжета- 1 предложение)



Памятка №11 Как написать аннотацию»

  1. Выбери книгу, которая тебе нравится.

  2. Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.

  3. Начать аннотацию можно по-разному:
    В этой книге рассказывается о …
    Этот рассказ о …
    Писатель… рассказывает о …
    Главный герой этой книги– …
    Удивительные события происходят в …
    Любишь ли ты читать о …

Памятка №12 «Как написать отзыв»

Отзыв - мнение, суждение о прочитанной книге, содержащее оценку поступков и происходящих событий.

Структура написания отзыва о прочитанном произведении

1.Автор

2. Название произведения

3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки)

4. Основная тема произведения (о чём?)

5. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему?

6. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку

7. Какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение?__________



Памятка №13 «Как написать пирамиду критика»

Пирамида является основой для создания связного текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.

  1. О чем произведение? (одно слово)

  2. Какой у произведения характер? (два слова)

  3. Место и время действия. (три слова)

  4. Главные события. (четыре слова)

  5. Главные герои, какие они? (пять слов)

  6. Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)

  7. О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)

  8. Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов).



6