Учебное пособие
Памятки по литературному чтению
Составила Чернова Т.А
Памятка №1 «Прочитай выразительно»
1.Прочитай название произведения (фамилию автора и заголовок).
2.Прочитайте произведение. Определи жанр и тему, основную мысль (о чем или о ком в нём говорится)
3.Какие чувства вызывает у вас это произведение? Определите, в каком темпе и каким тоном нужно читать.
4.Определите задачу чтения: какую мысль нужно передать слушателям. Какие чувства выразить.
5. Перечитайте, делая паузы, выделяя главные слова логическими ударениями. Обращайте внимания на знаки препинания (запятые, точки, многоточия, вопросительные восклицательные знаки).
6. Поупражняйтесь в чтении: прочитайте вслух несколько раз.
7. Прочитайте выразительно одноклассникам.
Памятка №2 «Выучите наизусть»
1.Прочитайте всё произведение (стихотворение, загадку, песенку) или отрывок. Определите жанр, тему, основную мысль.
2.Выучите первые две строчки, потом еще 2 строчки. Повторите все четыре строчки с начала. (Отрывок из прозаического произведения учите по предложениям.)
3. Работайте так, пока не выучите всё произведение или отрывок.
4. Закройте книгу и прочитайте произведение наизусть. Если были допущены ошибки, перечитайте текст ещё несколько раз.
Памятка №3 «Читаем по ролям (коллективная работа)»
1.Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2.Прочитайте диалог.
3.Обсудите с одноклассниками образы героев произведения. (Кто они? Какие? Как себя ведут? О чём и как говорят?)
4. Распределите роли и поупражняйтесь в выразительном чтении.
5.Прочитайте произведение так, чтобы было понятно, кого из героев изображает каждый из вас.
6. Оцените своё чтение и чтение одноклассников.
Памятка №4 «Перескажи кратко»
1. Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2.Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.
3.Разделите текст на смысловые части. Озаглавьте их.
4.Перечитайте каждую часть, отмечая ключевые предложения.
5.Перескажите, выделяя главное в каждой части.
6. Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные детали, факты.
Памятка №5 «Перескажи подробно»
1.Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2.Прочитайте произведение. Определите тему, главную мысль.
3.Разделите текст на смысловые части. Составьте план.
4.Перескажите каждую часть отдельно: сначала первую, затем вторую и так далее.
5.Перечитайте и перескажите всё произведение подробно (близко к тексту).
6.Проверьте себя по книге: не упущены ли в пересказе важные эпизоды, детали, факты.
Памятка №6 «Расскажите о герое»
1.Прочитайте произведение. Назовите имена героев.
2.Кто является главным героем? Кто второстепенным? О ком из них вы хотите рассказать?
3.Каким герой показан в произведении? Как он выглядит (возраст, одежда, цвет волос и тому подобное)? Как он ведет себя? Какие поступки совершает? Как относится к другим героям?
4.Как автор относится к герою? Как говорит о нём? Как называет?
5.Выскажите своё отношение к герою и его по поступкам.
Памятка №7 «Работаем с книгой»
1.Выберите книгу, которую хотите прочитать
2.Поработайте с книгой до чтения: рассмотрите оформление обложки, прочитайте фамилию автора и заголовок, рассмотрите титульный лист, прочитайте аннотацию, познакомьтесь с оглавлением (содержанием).
3.Прочитайте книгу. Рассмотрите иллюстрации.
4.Подумайте, о ком или о чём эта книга. Что понравилось? Что не понравилось?
5.Перечитайте эпизоды, которые понравились.
6.Поделитесь своим впечатлением о книге с друзьями, родителями или напишите отзыв.
Памятка №8 «Работаем с произведением самостоятельно»
1.Прочитайте название произведения (фамилию автора и заголовок).
2.Прочитайте произведение.
3. Определите жанр, тему, основную мысль произведения (о ком или о чём в нём говорится).
4.О каких героях, событиях рассказывает автор? Найдите в тексте ключевые слова и кульминационный эпизод (самый напряженный момент).
5. Если значение какого-либо слова или выражения было непонятно, обратитесь к словарю.
6.Разделите текст на смысловые части, составьте план.
7.Выскажите своё мнение о произведении. (Что нового узнали? О чём вы думали, читая произведение? Понравились ли вам герои? Было ли интересно читать?)
Памятка №9 «Как написал синквейн»
Правила написания синквейна:
1 строка – одно слово – название, тема, обычно имя существительное;
2 строка – два прилагательных, раскрывающих тему синквейна;
3 строка – три глагола, описывающих действие по теме синквейна;
4 строка – фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту (можно использовать цитату, крылатое выражение, пословицу.)
5 строка – слово-резюме, синоним, итог, дающее, новую интерпретацию темы.
Памятка №10 «Моделирование»
графическая модель
(в прямоугольниках краткое описание сюжета- 1 предложение)
Памятка №11 Как написать аннотацию»
Выбери книгу, которая тебе нравится.
Постарайся заинтересовать будущих читателей этой книги.
Начать аннотацию можно по-разному:
В этой книге рассказывается о …
Этот рассказ о …
Писатель… рассказывает о …
Главный герой этой книги– …
Удивительные события происходят в …
Любишь ли ты читать о …
Памятка №12 «Как написать отзыв»
Отзыв - мнение, суждение о прочитанной книге, содержащее оценку поступков и происходящих событий.
Структура написания отзыва о прочитанном произведении |
1.Автор |
2. Название произведения |
3. Жанр (стихи, рассказ, повесть, фантастика, сказки) |
4. Основная тема произведения (о чём?) |
5. Какие персонажи показались вам особенно интересными? Кто из героев понравился больше? Почему? |
6. Опишите запомнившийся эпизод, поступок героя, дайте ему оценку |
7. Какое впечатление произвело на вас прочитанное произведение?__________ |
Памятка №13 «Как написать пирамиду критика»
Пирамида является основой для создания связного текста. В пирамиде пишутся ключевые слова (в ответ на вопрос), где на каждой строке на одно слово больше, чем в предыдущей.
О чем произведение? (одно слово)
Какой у произведения характер? (два слова)
Место и время действия. (три слова)
Главные события. (четыре слова)
Главные герои, какие они? (пять слов)
Что вы чувствовали, когда читали начало, середину и конец произведения? (шесть слов)
О чем произведение? (семь слов, нужно дополнить первую строку)
Ваша реклама (антиреклама), рекомендация книги (восемь слов).
6