СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учетная карточка педагогического опыта учителя начальных классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учетная карточка педагогического опыта учителя начальных классов»

Учетная карточка педагогического опыта учителя начальных классов


1

Автор

Мусинова Ольга Васильевна, учитель начальных классов

2

Адрес

Республика Коми, г. Сыктывкар, МАОУ «Средняя общеобразовательная школа №35 с углублённым изучением отдельных предметов»

3

Тема

Технология проблемно-диалогического обучения как средство реализации ФГОС

4

Аннотация

Введение

Актуальность данного опыта заключается в том, что знания, полученные в результате поиска, исследования запомнятся на всю жизнь. Технология проблемно-диалогического обучения, представляет собой современную образовательную технологию деятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС.

Учителем отслежены все результаты, которые были оформлены в таблицы или диаграммы. Представим несколько получившихся результатов.

Результаты промежуточной аттестации учащихся по предметам.

Средний балл по результатам итоговой промежуточной аттестации за 2013-2016 учебный год.

Таблица учебной мотивации. Из таблицы следует, что учебная мотивация учащихся устойчиво положительная. Реализация проблемно-диалогической технологии позволили повысить уровень учебной мотивации, увеличить познавательные интересы обучающихся.

Представлена динамика развития интереса. Из диаграммы видно, что динамика роста интереса к предметам образовательного цикла стабильно положительная, изменяется в соответствии с возрастными особенностями учащихся начального общего уровня образования. Список предпочитаемых предметов расширился, что позволяет сделать вывод о заметной положительной динамике развития интереса к изучаемым предметам. Эти результаты подтверждают эффективность работы по развитию познавательного интереса учащихся.

Представлена диаграмма развития социальных и познавательных мотивов учащихся 2013-2016 учебные года. Из диаграммы видно, что у учащихся в 2013 году на момент обследования преобладают социальные мотивы в учёбе. Кроме того из диаграммы видно, что системная работа по развитию познавательных процессов у школьников принесла положительный результат.

Основная часть

Данный педагогический опыт основывается на утверждении Сергея Леонидовича Рубинштейна: «Начальным моментом мыслительного процесса обычно является проблемная ситуация. Мышление начинается с проблемы, с удивления или недоумения, с противоречия». Проблемная ситуация создаётся с учётом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Постановку проблемы и поиск решения должны выполнять ученики в специально организованном учителем диалоге. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий. Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, такую логическую цепочку, где из одного звена плавно вытекает другое. Он ведёт мысль детей пошагово. Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, вопросов, которые подводят учеников к осознанию противоречия и формулирования проблемы.

Компоненты системы работы.

В данном педагогическом опыте используются центральные компоненты технологии: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решений – подлинное понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение. Традиционная методика не даёт полноценного усвоения учебного материала: сообщение темы не вызывает к ней интереса, сообщение знания не гарантирует его понимания, репродуктивные задания оборачиваются бессмысленным зазубриванием. После проведения проблемного диалога материал закрепляется быстро и легко, а после традиционного урока нередко приходится всё заново объяснять.

Заключение

Данный опыт в массовой практике стоит применять. Так как проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь.

5

Источник информации и публикации

Данный педагогический опыт опубликован на сайте: ОТКРЫТОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ, Республиканские и муниципальные методические объединения педагогов.

Интернет-источник: https://komiedu.ru/pedagogam/rmo/nachalnye-klassy/metod-bank/detail.php?ID=16510

Опыт был апробирован самим учителем в форме урока по УМК «Школа России» в 2017 году во 2 «Г» классе.

Опираясь на представленный учителем педагогический опыт можно реализовывать свою педагогическую деятельность, ознакомившись с результатами применения данной технологии как при работе с УМК «Школа 2100», так и при работе с УМК «Школа России». Учитель предоставляет несколько разработанных технологических карт урока. Например, по русскому языку представлены технологические карты на такие темы, как «Правописание букв звонких и глухих согласных на конце слова», «Знакомство с орфограммой», «Звонкие и глухие согласные на конце слова». Также представлена технологическая карта урока по окружающему миру на тему: «Человек и человечество». Опираясь на данные технологические карты можно чётко понять, как же реализовывается технология проблемно-диалогического обучения.

6

Экспертное заключение

Научная ценность и практическая значимость очень чётко определена педагогом данного опыта. Для нас, как для будущих педагогов данный опыт является очень значимым. Проблемное обучение – сегодняшний и завтрашний день нашего образования, поэтому овладевать этой технологией необходимо каждому педагогу. Ситуация затруднения школьника в решении задач приводит к пониманию учеником недостаточности имеющихся у него знаний, что в свою очередь вызывает интерес к познанию и установку на приобретение новых. Проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить, развивает их интеллектуальные способности и активность, так как для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность. Кроме того, в работу включается практически весь класс, что гарантирует усвоение нового материала большинством учеников. При выходе из проблемной ситуации учитель побуждает ребят осознать противоречие и сформулировать проблему, в результате развиваются творческие способности и, конечно, речь.

7

Внедрение опыта

Учитель внедряет в образовательный процесс данный опыт с 2013 года и использует его в своей профессиональной деятельности.