УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ, ПРОЕКТНАЯ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ В ОБЛАСТИ БИОЛОГИИ И ЭКОЛОГИИ
Бучарова Татьяна Геннадьевна,
учитель биологии
МБОУ СШ№15 г. Ульяновск
Во все времена приоритетным направлением развития общества являлось воспитание и образование подрастающего поколения. И только через биологическое, естественнонаучное и экологическое образование и воспитание лежит путь к осознанию каждым человеком значимости сохранения природной и окружающей его среды.
Такое образование предполагает непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, умений, а также ценностных ориентаций, поведения и деятельности каждого ребенка.
В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. В русле этих процессов, образование ориентируется на позиции личностно - ориентированной педагогики, индивидуализации образовательной траектории учащихся. Ключевой задачей становится раскрытие творческого потенциала всех участников образовательных отношений. Следовательно, деятельность учащихся, дающая толчок к творчеству (исследовательская, проектная, самостоятельная), должна стать обязательным компонентом образования. Педагогике многое известно об этом. Однако остаётся актуальным поиск новых форм её стимулирования, вовлечения в неё не только избранных, ярких, одарённых детей и тех, чьи интересы известны педагогам и родителям, но и тех, кто ещё не проявил себя в творчестве, чьи интересы и творческое начало не очевидны для окружающих. Особую роль в этом занимает целенаправленное развитие творческого потенциала и способностей учащихся, применение для этого соответствующих технологий (исследовательских, проектных), конструирование разнообразных творческих и исследовательских заданий в образовательной деятельности.
Такими технологиями являются учебно-исследовательская, проектная и практическая деятельность учащихся.
Учебно-исследовательская, проектная и практическая деятельность решает ряд задач:
Развитие у учащихся познавательной активности и выявление творческих способностей в процессе углубленного изучения ими одной из отраслей науки;
Обучение учащихся методам учебно-исследовательской и проектной работы;
Знакомство учащихся с актуальными проблемами биологии и экологии, достижениями ученых;
Профессиональная ориентация учащихся и подготовка к самостоятельному творческому труду.
Из всего многообразия видов учебно – исследовательской, проектной и практической деятельности учащихся мы выделяем:
В процессе теоретических исследований работа, прежде всего, направлена на изучение литературы, подготовку докладов, рефератов, статей, тематических конференций и осуществляется она как в рамках урочной, так и внеурочной деятельности, кружковых занятий.
Школьники, в настоящее время, получают обилие книжных знаний об окружающей среде и в то же время имеют крайне мало возможностей на практике применить свои знания. Решить эту проблему можно путем организации прикладных и опытно – экспериментальных исследований.
При работе с детьми 5-7 классов особое внимание уделяется реализации мини-исследовательских проектов. Проекты могут выполняться учащимися индивидуально или в группах. Темы своих исследовательских проектов учащиеся выбирают сами, либо из предложенных педагогами, или предлагают свои. Задача педагога – направить работу ребёнка, совместно с ним разработать программу исследований, предложить самостоятельно изучить специальную литературу. Если проект выполняется индивидуально, педагог разрабатывает индивидуальный образовательный маршрут, результатом продвижения по которому будет выполнение и защита исследовательской работы или проекта.
Учебно-исследовательскую деятельность учащихся 8-11 классов мы понимаем как процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний, поиску закономерностей, описаний, объяснению, проектированию.
Виды учебно-исследовательской деятельности, используемые учителями биологии при работе с учащимися старшего школьного возраста, представлены на схеме 1.
Схема 1

МБОУ средняя школа №15 активно сотрудничает с научными учреждениями Ульяновской области и образовательными организациями всех видов и типов, через организацию и участие в научно-практических конференциях, обучающих семинарах, практикумах, мастер-классах для педагогов и различных мероприятий для детей.
Важную роль играет планирование и реализация исследовательского компонента в рамках рабочих программах учителей биологии и рабочих программ внеурочной деятельности. В связи с чем, в рамках внеурочной деятельности в школе реализуются программы «Мудрый совёнок» для учащихся 5-7 классов, разработанная учителем биологии Зиминой А.А. и «ЮНИС» для учащихся 8 -11 классов, разработанная учителем биологии Бучаровой Т.Г..
Спецификой программы «Мудрый совёнок» является подход к выбору педагогических средств реализации содержания программы. Основная роль отводится практической деятельности учащихся, осуществляемая через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу. Особый интерес учащихся вызывают практические работы и фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы знаний о целостности природы. На занятиях учащиеся с интересом выполняют мини – исследовательские проекты и учебно – исследовательские работы, с которыми принимают участие в конкурсах и конференциях различного уровня.
Программа внеурочной деятельности «ЮНИС» (юные исследователи) направлена на изучение вопросов загрязнения и охраны окружающей среды, причем отражает современный подход к трактовке загрязнения окружающей среды, через раскрытие основных характеристик веществ-загрязнителей и их способности к миграции в системе «источник загрязнения – воздух – вода – почва – растение - человек». Содержание этой программы охватывает изучение и оценку учащимися экологического состояния окружающей среды: почвы, водоемов, воздуха, растительности, животного мира, социологические исследования отношения жителей к проблемам окружающей среды.
Целью всех проводимых исследований является:
овладение учащимися разнообразными методами сбора и обработки материала;
углубление знаний по изучаемым дисциплинам;
формирование умений анализировать окружающую ситуацию и обобщать полученные сведения и оказывать активную практическую помощь окружающей среде.
Содержание обучения базируется на общенаучных знаниях, полученных при изучении предметов федерального государственного образовательного стандарта и федерального компонента государственного образовательного стандарта. Реализация данной программы осуществляется при тесном сотрудничестве с Ульяновским государственным педагогическим университетом им. И.Н.Ульянова и другими научными государственными учреждениями.
Одной из наиболее интересных и перспективных форм учебно – исследовательской и практической деятельности являются исследования различных объектов природной среды. Такие исследования позволяют расширить и углубить теоретические знания, и способствует формированию социальной активности старшеклассников. Учебно - исследовательская работа ставит следующие задачи: конкретизация знаний о влиянии урбанизации и социоприродном окружении; знакомство с экологическими проблемами; изучение многообразия растительного и животного мира; развитие познавательной активности; индивидуализация образовательного маршрута учащегося в условиях свободы выбора; обучение учащихся методам научного исследования; формирование умений и навыков первичного сбора материала; участие в практических делах по охране природы; разработка конкретных предложений по улучшению экологической ситуации на примере создания собственного экологического проекта. Эти общие задачи дополняются конкретными. Исследования, проводимые учащимися разрабатываются индивидуально или группами ребят из трех, пяти человек под руководством учителя. Полученные результаты представляются в письменном виде в форме учебно-исследовательской работы и докладываются на конференциях и конкурсах.
Учебно – исследовательская, проектная и практическая деятельность старшеклассников ведет к активному познанию и овладению профессиональными навыками, развивает у учащихся мотивацию, личные качества, осознанное восприятие основных понятий, формирует гражданскую позицию.
Внедрение исследовательского метода в педагогическую практику учителей позволяет повысить качество образовательной деятельности, оптимизирует исследовательскую работу с учащимися.
Опыт организации исследовательской деятельности учащихся в школе показал, что учебно – исследовательская и проектная работа создаёт такие условия, при которых знания и умения становятся не целями обучения, а средством развития и саморазвития личности, когда учащиеся сами заинтересованы в том, чтобы активно принимать, а не отталкивать обучающее и воспитывающее воздействие.
Б.Шоу сказал: «Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность». Наш опыт работы показывает, что исследовательский метод – высшая форма воспитания творческой инициативы учащихся, их самостоятельности. Применяя исследовательский метод, учащиеся становятся не потребителями готовой информации, а соучастниками творческого процесса.