15. Ответьте на вопросы, аргументируйте выбранный вариант ответа. 1. В чём суть комплимента? А) в преувеличении достоинств другого человека; Б) похвале и обнаружении собственного расположения к человеку, которому похвала адресована. 2. Что является предметом комплимента: какое – либо одно или несколько обстоятельств? А) лучше сконцентрировать внимание на чём – то одном; Б) оптимальное количество предметов, поводов для комплимента – 2-3. 3. В вашем присутствии сделан комплимент, с которым вы не согласны. Как поступить? А) немедленно выразить несогласие и обстоятельно его аргументировать. Б) тактично промолчать; В) пересилить себя и активно поддержать комплимент. 4. Будет ли уместен в обществе комплимент, если повод для него неизвестен посторонним? А) конечно уместен; главное, чтобы ваши слова были понятны адресату; Б) такой ситуации лучше избежать. 5. Допустимы ли комплименты в адрес друзей, которых вы давно и хорошо знаете? А) комплименты между близкими друзьями излишни; Б)искренний комплимент на пользу даже близким отношениям. 6. Может ли комплимент касаться не только настоящего, но и прошлого и будущего? А) этонежелательно; комплимент, как правило, фиксирует настоящее; Б) комплимент может относиться к любому времени. 7.Молодой человек сделал комплимент девушке. Как должна она поступить? А) спокойно возразить (например: «вы мне льстите»). Б) поблагодарить В) поблагодарить и крепко пожать руку. Г) скромно промолчать. 8. Допустимы ли комплименты с подтекстом, выговоры в форме комплимента? А) да, например: «Сегодня вы проявили несвойственную вам пунктуальность…» Б) недопустимы; комплимент – это выражение однозначно положительного отношения и симпатии; В) возможны, но при условии соблюдения в комплименте меры критичности. 9. Как реагировать на колкость, включённую в комплимент? Например: «Сегодня вы так изысканно и нарядно одеты, что просто на себя не похожи. А) лучше сразу осадить своего собеседника и высказать всё, что о нём думаешь. Б) отплатить той же «монетой»; В) проявить выдержку и поблагодарить. Тема: Обращение 16.Напишите десять обращений, которые указывают на степень родства или возраст, пол и одновременно являются эмоционально окрашенными. Например: тётечка, мальчугашка. 17. Напишите все возможные варианты вашего имени. Определите, какие варианты используются в официальной речи, а какие - в неофициальной. 18. Подготовьте выступление на тему «Имя или прозвище». Что вы расскажите ученикам младших классов, чтобы они поняли преимущество обычных имён перед грубыми кличками? 19. Найдите обращения в тексте. Проанализируйте, как обращения характеризуют того, кто обращается, и того к кому обращаются. 1) Я тут же отправился представиться генералу Зассу, и был принят очень быстро. Генерал завтракал и просил меня присоединиться. Не без робости взирал я на этого легендарного человека, не забывая ни на минуту, что слава бывает как добрая, так и дурная. Засс неудачно шутил, но все с готовностью встречали его остроты. Я с нетерпением ожидал своего назначения, но разговор никак не выходил на службу. Наконец, когда завтрак подходил к концу, генерал весьма развязно обратился ко мне: - Вечером мы собираемся пообедать у меня, ты тоже приходи, там поговорим. Подобное хамство показалось мне нестерпимым и заслуживающим возмездия, и я ответил: - К тебе – когда угодно. За столом воцарилась мертвецкая тишина. … - Что ж, господа, до вечера, - промолвил наконец Засс, поднимаясь со своего места. Все последовали его примеру. (А. Уткин «Хоровод») 2) Опришко был во всех отношениях героической личностью. Из коллектора он ни за что не хотел отправляться в колонию, и мне пришлось лично ехать за ним. Он встретил меня, лёжа на кровати, презрительным взглядом. - Мне очень неприятно вас беспокоить, сэр, - начал я, - но вынужден исполнить свой долг и очень прошу вас занять место в приготовленном для вас экипаже. Опришко был сначала поражён моим «галантерейным обращением» и даже поднялся с кровати, но потом прежний каприз взял в нём вверх: - Сказал, что не поеду!.. И годи! - В таком случае, уважаемый сэр, я, к великому сожалению, принужден буду применить к вам силу. - Смотри ты, откуда такой взялся? Так меня и легко взять силой! - Имейте в виду… Я усилил нажим в голосе и уже прибавил к нему оттенок иронии: -…дорогой Опришко.. И вдруг заорал на него: - Ну, собирайся, чего развалился! Вставай, тебе говорят! …- Вот причепились!.. Ну, что ты скажешь? Вы заведующий колонией Горького? - Да. - Ну, так бы и сказали! Давно б поехали. (А. Макаренко «Педагогическая поэма») 3) – Ну, ну, Савельевич! Полно, помиримся. - Эх, батюшка Пётр Андреевич! – отвечал он с глубоким вздохом. (А. Пушкин «Капитанская дочка») 20. Проведите исследовательскую работу «Роль обращений в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» (кто, как, при каких обстоятельствах какую форму обращения выбирает, как это его характеризует) или «Роль обращений в стихотворении Н. А. Некрасова «Крестьянские дети». 21. Прокомментируйте высказывания. 1. Много есть чудес на свете, но человек их всех чудесней. (Софокл) 2. Осторожно прикасайся к человеку… Жить среди людей – это всё равно, что ходить в сказочном саду, где вокруг тебя тончайшие лепестки цветов с дрожащими на них каплями росы; надо так прикасаться к цветам, чтобы не упала на землю ни одна капля. (В. Сухомлинский) 3. Сердце нужно беречь. И не только своё. (Э. Кроткий) 4. Разумное и нравственное всегда совпадают. (Л. Толстой) Тема: Письмо. Написание деловых писем 22. Прочитайте правила написания корреспонденции, взятых из сборника советов и наставлений «Хороший тон. Правила светской жизни и этикета» (1889г.) Какие правила написания писем существуют и в настоящее время, а какие правила перестали использоваться? Корресподенция Корреспонденция даёт возможность выражать письменно те чувства, которые разлука не позволяет выразить лично, живым словом. Откровенное письмо, в котором мы изливаем наши чувства, смягчает горечь разлуки и сближает разлучённых. Нет ни такого дела, ни такого чувства, которое нельзя было бы выразить в откровенном письме. Искусство вести переписку должно стоять в программе образования всех классов общества, однако, не смотря на крайнюю потребность для всех и каждого владеть этим искусством, им к сожалению неглижируют очень и очень многие. О письмах вообще. Слог письма должен воспроизводить в точности правильный ход разговора; он должен быть ясен, прост и сжат. В искусстве составлять письма играет весьма важную роль умение отличить того, к кому мы пишем, дать верный тон своему письму, т. е. такой тон, который вполне верно согласовывался бы с теми чувствами и отношениями, в которых мы действительно находимся с тем лицом , к которому пишем. Следует быть осторожным и никогда ни о ком не писать ничего дурного, потому что коль скоро письмо отослано, мы уже не в состоянии исправить зло: что написано пером, того не вырубишь топором. Если случится писать под влиянием чувства гнева, то лучше отправку письма отложить до следующего дня. Этим средством можно сохранить дружбу, которую иногда минутная несправедливая вспышка может уничтожить безвозвратно… Письма к отцу, матери, наставнику и наставнице должны носить характер почтительной привязанности, нежного и покорного доверия. Когда молодая особа пишет к своим подругам или к родственницам, она может, если только обстоятельства этому не препятствуют, принять приятельский и шутливый тон и доверчиво предаться излияниям дружбы; но в письме её не должно быть того смирения, которым отличается письмо к старшим. Молодая особа никогда не должна ни получать, ни писать писем без согласия на это родителей или наставницы, если она находится в учебном заведении. Когда кто-нибудь берёт на себя обязательство передать кому-либо письмо, он обязан передать его нераспечатанным. Всякое письмо, кем бы оно написано ни было, изображает нравственный облик пишущего, умственное мерило его образования. Малейшая бестактность, ничтожный промах в словах и небрежность в выражениях – ставят пишущего в неприятном свете, умаляя его нравственное превосходство. Для дельной переписки нужен ум, талантливость, житейская наблюдательность и плавность изложения. Она достигается путём усиленной практики. Вежливость приписывает не задерживать ответного письма, чего всеми силами надо избегать. Каждое письмо состоит из четырёх частей, составляющих связную целостность: Обращение – начинается титулом, когда обращаемся к лицу титулованному, или просто отчеством и фамилией. Приступ – начинается разнообразно: с какой-нибудь любезности, пожелания или извинения в утруждении письмом. Изложение о предметах, интересующих адресата. Оно неопределённо до бесконечности, как неопределённы и многочисленны предметы рассуждения. Заключение состоит в изъявлении чувств преданности, почтения и собственноручной подписи. Посткриптум. При законченном уже письме иногда вспомнится то, что в него по забвению не вошло, а упомянуть непременно следует. Тогда, в конце письма, обыкновенно под подписью, ставится знак: PS или NB и за ним приписывается забытое. Приличие требует, чтобы письмо писать чётко, во избежание затруднения читать его получившему. Небрежность уничтожает всякий интерес. Особенно внятно и выразительно, без ненужных росчерков, должно писать свою фамилию. Часто случается, что получивший письмо не может догадаться, от кого оно именно. Этикет, соблюдаемый в письмах. Письма, поздравляющие с Новым годом, посылаются обычно заранее. Бумагу для поздравительных писем всегда нужно выбирать хорошую и оставлять обратные страницы не записанными. Очень невежливо и даже грубо вместо подписи ставить одну лишь букву и затем точки. Только знаменитости имеют право подписываться крючками или чёрточками. Если вы употребляете в письме второе лицо, т.е. личное местоимение «Вы», «Ваш» и т.д., то всегда пишите большое В. Подписываться в письмах необходимо таким образом: «готовый к услугам», или «преданный Вам», «примите уверение в моём почтении и искреннем к вам расположении» (к родственнику или хорошему приятелю можно написать «любящий…» или «преданный…»). Какого бы рода письмо ни было никогда не забывайте ставить адрес и число. 23. Составьте ответ на письма, в которых рассматриваются различные проблемные вопросы, предложенные ниже. 1) Ваш знакомый считает, что лучше предпочесть одиночество (не иметь каких-либо дружеских связей), чем встречаться с кем попало и просто болтать языком. 2) Ваша подруга разочаровалась в жизни: в вуз не поступила, отношения с родителями и друзьями не складываются, на работу устроиться не может, в общем, ничего в её жизни не получается. 3) Ваш знакомый считает, что эмоции сейчас не в моде, самое важное – это трезвый ум и холодный расчёт. 4) Ваш друг написал вам, что он не занимается спортом, так как и без того здоров. 5) Ваш друг считает, что профессия педагога доступна всем. 6) Ваша подруга пишет, что она с трудом усваивает новый учебный материал, быстро забывает прочитанное, учиться ей тяжело, ничего не успевает делать. 24. Составьте текст писем соответственно указанным структурным элементам. Структурная схема делового письма Структура текста | Речевые конструкции | Обращение Используется стандартное обращение (должность, ФИО). Возможно использование прилагательных. Если не предполагается конкретное лицо, обращение можно опустить. | Уважаемый (многоуважаемый, высокоуважаемый (высокопоставленным чиновникам)) Дорогой (к хорошо знакомому адресату) Уважаемые | господин Иванов! господин директор! Александр! господа! дамы и господа! коллеги! | 2.Вводная часть Излагается повод для письма | В связи с… Согласно контракту от 21.01. 02. №15/ 10… Нами рассмотрены Ваши предложения… | 3.Основная часть Формулируется главная цель письма: Сообщение; Предложение Отказ; Ответ Запрос Просьба Благодарность и т.д. Суть дела излагается от первого лица в ед. ч. или мн. ч., а также от третьего лица. Необходимо чёткое деление на абзацы. | Рады сообщить Вам…Информируем Вас о том, что… Извещаю, что… Ставлю Вас в известность, что… Сообщаю Вам, что… Имеем честь предложим Вам… К сожалению, мы не можем принять… Прошу ответить… Просим выслать… Просим рассмотреть вопрос /подтвердить заказ/ сообщить о решении… и т.д. | 4. Заключение Выражается надежда на ответ, на положительное решение вопроса, выражается признательность, пожелание, чтобы переписка была продолжена и т.п. | Надеемся получить ответ в ближайшее время.. Просим ответить в двухнедельный срок… Ожидаем Вашего согласия.. Выражаем надежду (надеемся) на дальнейшее сотрудничество…С уважением… Искренне Ваш… Заранее благодарны… | 25. Прочитайте деловое письмо, назовите реквизиты и структурные элементы письма. Москва, 107045, ул. Каланчевская, 21, АО «Салют» 3 марта 2013 г. Уважаемые господа! Прошу известить нас, сможете ли вы поставить мебель для офиса нашей фирмы. Поставку необходимо осуществить в течение двух месяцев после размещения заказа. При условии конкурентоспособных цен и гарантии быстрой доставки мы хотели бы разместить заказ в Вашей компании. Ждём скорейшего ответа. Надеемся на положительный ответ и на то, что наши будущие деловые связи окажутся взаимовыгодными. С уважением П. А. Сергеев, заместитель директора по маркетингу 26. Составьте и напишите деловому партнёру. 1. Письмо-просьбу, используя все реквизиты делового письма. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевого глагола «просить». В тексте возможна стандартная формула мотивации «В целях ознакомления с…» 2. Письмо-ответ. С содержанием данного письма согласуется употребление ключевой формулы «В ответ на Ваше письмо от…» Если не можете выполнить просьбу, употребите вводное слово «к сожалению», что является предельной возможностью выражения эмоции в деловой документации. 3. Письмо-благодарность. Основу такого письма может быть следующей: «Благодарим Вас за приглашение участвовать в работе Вашего семинара, а также за присланную Вами программу…» Тема: Телефонный этикет 27.Определите, какие ошибки были допущены при ведении телефонного разговора. 1) – Алло! Алло! Кто это? - А вам кого надо? - Куда это я попал? - А куда вы хотели попасть? Вы скажите, кто вы наконец… 2) - Алло! - Позовите Надю! - Кого? - Надю! - У нас такой нет! - Как нет? Это кто говорит? - Какой вы набрали номер? - 35-64-70 - Смотреть надо, когда набираешь. 28. Составьте разговор по телефону соответственно ситуациям общения. Вы – работник администрации. Вам необходимо по телефону попросить: -ветерана Великой Отечественной войны принять участие в празднике; - учёного из университета выступить на научно-практической конференции; - преподавателя вуза выступить с лекцией перед работниками администрации; -руководителя предприятия оказать помощь в проведении городского мероприятия. Вы - классный руководитель. Позвоните родителям Вашего ученика, пригласите их прийти на родительское собрание. Тема: Невербальные средства общения 29. Прокомментируйте высказывания. 1. Человеческий голос может быть и привлекательным и отталкивающим. Это же самое, что «туше» при игре на рояле, что звук у скрипача или виолончелиста…(А. Рубинштейн) 2. Слово принадлежит наполовину тому, кто говорит, и наполовину тому, кто слышит. (М. Монтень) 3. Всяк своим голосом скажется. (Русская пословица) 4. Дело не в слове, а в тоне, в каком это слово произносится. (В. Белинский) 5. Только интонация убеждает. (Д. Жирарден) 30.Проиграйте предложенные ситуации общения. 1) Начался урок. Вы за столом. Открывается дверь. Смотрите на вошедшего. Произносите: - «Быстрее садись»(требовательно). -«Не ожидал» (удивлённо). - «Отвлекаешь» (с досадой.) - «Что-нибудь случилось?» (спрашивая). - «Мешаешь работать» (укоризненно). - «Наконец-то!» (радостно). 2) Вы вызываете ученика. Он заявляет: «Я не выполнил задание». Ваша реакция «Понимаю, как тебе это неприятно» (с сочувствием) «Это недопустимо!» (с осуждением) «Что будет дальше, чем объяснить?» (с ожиданием) «Да, тебе помешало отсутствие по болезни» (с готовностью заступиться) «Не ожидал от тебя такого!» (с удивлением) «Это уже в который раз» (с удивлением) 3) Вы пишете на доске. Ученики должны писать вместе с вами в тетрадях одновременно. «Вдруг» раздаётся какой-то шум, оборачиваетесь, выражая удивление: «Что случилось?» осуждение: «Кто ещё не начал работать?» требование: «Перестаньте, пора успокоиться». выжидание: «Я жду тишины». 4)Контрольная работа. Вы за столом. Видите, как ученик пытается воспользоваться шпаргалкой. Ваши взгляды встречаются. Ваш взгляд с укоризной (с настойчивым запретом, с ожиданием дальнейших действий, с лукавым сочувствием, с безмерным удивлением). 5) Ученик у доски выполнил задание. Ваша реакция Спокойная: «Всё правильно» Радостная: «Молодец!» Удивление: «Ты уверен, что у тебя всё правильно?» Тема: Правила ведения беседы 31. Прокомментируйте высказывания. 1. У нас один рот и два уха, чтобы меньше говорить и больше слушать.(Народная мудрость). 2. Причина, по которой так мало людей находит общий язык в разговоре, заключается в том, что каждый думает больше о том, что он собирается сказать сам, чем о том, что говорят другие. (Шопенгауэр) 3.Придумать меткое, но острое замечание и всё же не произнести его – признак истинного благородства. (Ларошфуко) 4.Кто пускает на ветер свою тайну, не сохранит и чужую. (Испанская пословица) 5. Человек редко раскаивается в том, что он мало говорил, и, напротив, очень часто раскаивается в том, что говорил слишком много: эта истина старая, всем известная и всеми забываемая. (Лабрюйер) 6. Красно говорит, а слушать нечего (Русская поговорка) 7. Лишнее слово в досаду вводит. (Русская пословица) 8. Кто молчать не умеет, тот и говорить не способен.. (Сенека) 9. Не позволяй твоему языку опережать твою мысль. (Хилон)10. Если болтают двое – не будь третьим. (Турецкая пословица) 32. Прочитайте отрывки из приведённых ниже произведений. Определите условия успешного общения. 1) Они ехали в вагоне со мною, сидели напротив меня. Он - пожилой офицер. Она – барышня. Он занимал её разговором о даче и деревне. Офицер говорил: -Ну, конечно, вы скажете, что природа и там вообще… А дачная жизнь – это всё-таки… -Многие любят ездить верхом, - отвечала барышня, смело смотря ему в глаза. - А соседей, по большей части, мало. На даче сосед – пять минут ходьбы, а в де… - Ловить рыбу очень занимательно, только не… -…деревне пять вёрст езды! - …неприятно снимать с крючка. Она мучится… …Разве можно при таких условиях поправиться? -Нужно пить молоко. Офицер посмотрел на барышню подозрительно: -Уж какое там молоко! Просто какая-то окись! -Ах нет, у нас всегда чудесное молоко! -Это из Петербурга –то в вагонах привозят чудесное? Признаюсь, вы меня удивляете! Барышня обиделась. -У нас имение в Смоленской губернии. При чём же тут Петербург? (Н. Тэффи «Разговоры»). 2) Одинцова сидела, прислоняясь к спинке кресел, и, положив руку на руку, слушала Базарова…Базаров толковал о медицине, о ботанике. Оказалось, что Одинцова не теряла времени в уединении: она прочла несколько хороших книг и выражалась правильным русским языком. Она навела речь на музыку, но, заметив, что Базаров не признаёт искусства, потихоньку возвратилась к ботанике, хотя Аркадий и пустился было толковать о значении народных мелодий… Часа три с лишком длилась беседа, неторопливая, разнообразная и живая. (И. Тургенев «Отцы и дети») 33. Прокомментируйте высказывания. Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое.(Шопенгауэр) Ничего нет драгоценнее уз, соединяющих человека с человеком. (А. де Сент - Экзюпери) Друг – это другой я. (Зенон) Отец любит своё дитя. Мать любит своё дитя. Дитя любит отца и мать, но это не то, братцы, любит и зверь своё дитя, но породниться родством по душе, а не по крови может только человек. (Н. Гоголь) Друг всем – друг ничей (Аристотель) Кто хочет иметь друзей, тот и сам должен дружелюбным; и бывает друг, более привязанный, нежели брат. (Библия. Притчи Соломона) 34.Проведите в своей группе беседу на тему «Дружба». Возможно рассмотрение в вашей беседе следующих вопросов: -Что, по вашему мнению, объединяет людей в дружбе? - Какое место в вашей жизни занимает дружба? настоящим другом? - Наличие каких нравственных качеств предполагает дружба? и т.д. - Способен ли каждый человек быть |