СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учебное сотрудничество в процессе обучения и воспитания пятиклассников на уроках «Изобразительное искусство»

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность работы «Учебное сотрудничество в процессе обучения и воспитания пятиклассников на уроках «Изобразительное искусство» для эффективной реализации ФГОС в 5-ых классах.

Просмотр содержимого документа
«Учебное сотрудничество в процессе обучения и воспитания пятиклассников на уроках «Изобразительное искусство»»

Учебное сотрудничество в процессе обучения и воспитания пятиклассников на уроках «Изобразительное искусство»

Творчество – это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности,

это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку.

В.А. Сухомлинский.



  1. Актуальность работы «Учебное сотрудничество в процессе обучения и воспитания пятиклассников на уроках «Изобразительное искусство» для эффективной реализации ФГОС в 5-ых классах.

В настоящее время существующая в образовании тенденция рассматривает весь педагогический процесс как педагогику сотрудничества, и при этом обнаруживает себя проблема учебного сотрудничества, т. е. парных, групповых и коллективных форм работы. Формирование культуры общения и творческого отношения к общему делу – являются наиболее актуальными проблемами воспитания подрастающего поколения. В практике педагоги отмечают тот факт, что современные школьники испытывают трудности в общении, не умеют сотрудничать, договариваться, понимать и ценить художественное творчество других.


Чем же привлекает педагогов обучении в сотрудничестве? Как решить эту проблему?

Ответ на эти вопросы следует из выявленной специфики общения детей со сверстниками по сравнению с общением с взрослым. Дело в том, что способы деятельности, которые ребенок постигает с взрослыми, он воспроизводит со сверстниками в совместной познавательной, учебной, игровой и другой деятельности, где отсутствует регламентированное взаимодействие, и школьник строит свое поведение на основе собственных побуждений и учета своих индивидуальных возможностей.

Программа Б.М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» предполагает использование принципа – единство восприятия и созидания через любую деятельность: изображение, украшение или постройку мастер-художник выражает свое отношение к тем или иным явлениям жизни. Поэтому дети изначально учатся не только видеть конечный продукт, но и оценивать личностное выражение отношения к выполненному заданию.

В процессе обучения и воспитания пятиклассников учебному сотрудничеству на уроках «Изобразительное искусство» активно используются методы данной учебной программы:

  • метод привлечения во время урока личного эмоционального, визуального и бытового опыта детей;

  • метод внеклассной индивидуальной и коллективной поисковой деятельности;

  • метод коллективных и групповых работ;

  • метод оформления работами учеников совместного панно, выставки и др.

Использование современных технологий и достижений педагогической науки.

Педагогика сотрудничества имеет некоторое сходство с креативной педагогикой, которая учит детей творчески относиться к процессу обучения и самим становиться созидателями своего будущего. В обоих этих направлениях педагогики ребенок рассматривается как индивидуальная творческая личность, потребности и способности которой необходимо помочь раскрыть в полной мере.

Среди основных идей педагогики сотрудничества можно выделить такие как учение без принуждения, опережение, свобода выбора, совместная деятельность учителей и учеников, развитие творческих способностей и самоуважение школьника. Педагоги и ученики рассматриваются в учебно-воспитательном процессе педагогики сотрудничества как равноправные партнеры. При этом педагоги выступают в качестве опытных советчиков и наставников, а ученики получают самостоятельность, достаточную для приобретения необходимых знаний и опыта, а также для формирования собственной жизненной позиции.

Сотрудничество - это совместная работа нескольких человек, направленная на достижение общих целей.

Формы учебного сотрудничества

В педагогике выделяют несколько форм учебного сотрудничества:

  1. Сотрудничество со сверстниками;

  2. Сотрудничество с учителем;

  3. Сотрудничество с самим собой.

Динамику форм учебного сотрудничества рассматривают как последовательное движение ученика: от сотрудничества со сверстниками, к сотрудничеству с учителем и далее – к сотрудничеству с самим собой.

  1. Сотрудничество со сверстниками.

Совместная учебная работа учащихся предполагает их непосредственное обращение друг к другу за советом и помощью. В сотрудничестве со сверстниками дети учатся помогать товарищу, обращаться за помощью друг к другу, формулировать свою точку зрения, выяснять точку зрения своих партнеров, обнаруживать разницу точек зрения, пытаться разрешить разногласия с помощью аргументов. Сотрудничество со сверстниками необходимо для формирования:

  • способности строить своё действие с учётом действий партнёра, понимать и принимать мнение друг друга, уметь учитывать индивидуальное эмоциональное состояние партнёров;

  • обладать инициативностью, способностью добывать недостающую информацию;

  • обладать готовностью к составлению плана совместной деятельности;

  • уметь решать конфликт, проявляя самокритичность и дружелюбие в оценке участника совместного действия.

При учебном сотрудничестве со сверстниками прямая помощь учителя вредна, так как он берёт на себя рефлексивную часть работы.

  1. Сотрудничество с учителем.

Сотрудничество со сверстником предполагает умение сотрудничать с учителем. Ситуации учебного сотрудничества с педагогом возникают, когда группа учащихся при решении поставленной учителем практической задачи замечают причины своей некомпетентности и указывает их учителю. Учебное сотрудничество характеризуется активностью учащегося, который, решая практическую задачу, осознаёт, что для её решения ему не хватает определённых знаний или способов действий. Ребёнок формулирует вопрос о конкретной помощи, которая ему необходима для решения задания и обращается к учителю. Ученик, умеющий отделять известное от ещё неизвестного и умеющий формулировать свой вопрос по теме обучения, становится субъектом учебной деятельности, умеющим учить себя с помощью учителя. Учитель вступает в сотрудничество с учащимся только по его инициативе, по запросу о конкретной помощи. Умение ученика вступать в отношения сотрудничества становится условием формирования ребёнка как субъекта учебной деятельности, способного к самообразованию и самовоспитанию.

Учебное сотрудничество коренным образом изменяет роль учителя на уроке. Прямое обучение и инструктирование сокращается. Основная задача учителя-координатора состоит в стимулировании и направлении процесса самостоятельного поиска информации учащимися. Учитель, находящийся в позиции координатора обучения создаёт познавательные проблемные ситуации, направляет усилия учеников в определённое русло, сталкивает различные мнения, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, выводов.

  1. Сотрудничество с самим собой.

Сотрудничество ученика с самим собой предполагает умение фиксировать, анализировать и оценивать изменения собственной точки зрения в результате приобретения новых знаний. Чтобы научить ребёнка определять границы известного и неизвестного, необходимо развивать у него способность к определению границ собственных возможностей, что он знает и умеет и чего не знает или не умеет.

Полноценное учебное сотрудничество возможно при использовании разнообразных форм его организации, направлено на развитие у учащегося личностных и коммуникативных универсальных учебных действий, на воспитание ученика, способного учить, менять самого себя, на умение общаться, умение сотрудничать, умение решать проблемы, умение осуществлять самоуправление. 

Известны основные формы организации учебного сотрудничества – работа в парах, группах постоянного и сменного состава, коллективное взаимодействие. 

Групповая работа - одна из самых продуктивных форм организации учебного сотрудничества детей, так как она позволяет:

  • дать учащемуся эмоциональную и содержательную поддержку;

  • дать каждому ребёнку возможность утвердиться в себе, попробовать свои силы в дискуссиях;

  • дать каждому учащемуся опыт выполнения тех универсальных учебных действий, которые составляют основу умения учиться (функций контроля и оценки, целеполагания и планирования);

  • дать учителю дополнительные мотивационные средства вовлечения детей в содержание обучения.

Организация учебного сотрудничества по признаку количества участников

  • Парные – работа учащихся, сидящих за одной партой;

  • Групповые – в небольших группах по 4-5 человек;

  • Коллективные – большой группой ребят (один ряд или весь класс).

Работа в группах требует нетрадиционного размещения рабочих мест учащихся в классе. Для парной работы удобны обычные ряды, для групповой же работы парты надо ставить так, чтобы каждый ребенок видел своих собеседников, не сидел спиной к доске, мог легко дотянуться до общего листа бумаги, был в пределах досягаемости от членов групп.

При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще недостаточно, поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык. При введении новой формы сотрудничества необходимо дать ее образец. При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие качества: терпеливость, доброжелательность, дружелюбие, вежливость. Оценивать можно лишь общую работу группы, ни в коем случае не ставить детям, работавшим вместе, разных оценок.

При организации групповой работы необходимо учитывать противопоказания:


  • Недопустима пара из двух «слабых» учеников;

  • Не стоит объединять в группу детей, которые по каким бы то ни было причинам отказываются сегодня работать вместе (сегодня нельзя принуждать к общей работе, а завтра стоит им предложить вновь работать вместе);

  • Нельзя требовать абсолютной тишины во время совместной работы: дети должны обмениваться мнениями, высказывать свое отношение к работе товарища.



По мнению Т.С.Комаровой и В.И.Колякиной, одним из эффективных средств обучения и воспитания в сотрудничестве является организация коллективного творчества на уроках изобразительного искусства. Б.М.Неменский, автор программы «Изобразительное искусство и художественный труд» в книге « Мудрость красоты» дал высокую оценку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но и еще опыт понимания места и роли искусства в жизни.

Формы организации коллективной деятельности

в учебно-воспитательном процессе


  • Совместно-индивидуальная - каждый ученик индивидуально выполняет изображение или изделие, которое на завершающем этапе становится частью, элементом коллективной композиции.

  • Совместно-последовательная - последовательное выполнение детьми определенной технологической операции, когда результат работы одного ученика становится предметом деятельности другого.

  • «Групповой конвейер»

  • «Изобразительная эстафета»

  • Совместно-взаимодействующая - одновременная совместная работа всех участников коллективного творчества (работа на одном листе, плоскости), постоянное согласование действий в процессе деятельности.

Коллективные виды работы делают урок более интересным, живым, воспитывают у учащихся сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса при минимальной затрате времени учителя. В то же время коллективное обучение развивает эстетическое и нравственное воспитание личности учащегося.

Таким образом, учебное сотрудничество в процессе обучения имеет огромное значение в художественном воспитании школьников, как средство, активизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее потребности в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как прием способствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений обучающихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепления.

Литература

  1. Алексеева В.В. Изобразительное искусство в школе. - М.,1985 г.

  2. Бельмер В.А. Коррекционная направленность уроков изобразительного искусства в школе для слабовидящих детей (I-IV кл.) // Дефектология. – 1998. - № 6. – с. 32-36.

  3. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству: из опыта работы. – М.,1982 г.

  4. Иванова Н.Н. Коррекция зрительно – двигательной и моторной координации у младших школьников с нарушением зрения.// Дефектология. – 1998. -№4.-с. 72-77.

5. Керимшеева О.А. «Изобразительное искусство и детский рисунок» - Новосибирск, 1999 г.

6. Керимшеева О.А. Формирование способности к художественно – образной характеристике изображаемого в рисунках младших школьников: Дис. …канд. пед.наук. М., 1984 г.

7. Кершенштейнер Г. Развитие художественного творчества ребенка. – М., 1985

8. Колякина В.И. «Методика организации уроков коллективного творчества» - М., «Владос», 2002 г.

9. Комарова Т.С., Савенков А.И. «Коллективное творчество детей» (учебное пособие) - М., 1998 г.

10. Неменский Б.М. «Мудрость красоты. О проблемах эстетического воспитания» (книга для учителя) - М., 1987 г.

11. Новоселова В.П. «С кисточкой по белу свету» - Кемерово, 2002 г.

12. Островская О.В. «Уроки изобразительного искусства в начальной школе» - М., «Владос», 2003 г.

13 Полуянов Ю.А. Изобразительное искусство: Пособие для учителя. –М., «ИНТОР», 1995.

14. Туро И.Н. «Коллективные работы по изобразительному искусству в системе обучения и воспитания младших школьников» - М., 1980 г.

15. Юсов Б.П. Восприятие искусства и возрастные особенности школьников.-М., 1989 г.

16. Юсов Б.П. Проблемы художественного воспитания и развития школьников. - М., 1984 г.