СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учите детей разгадывать загадки.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей 

Просмотр содержимого документа
«Учите детей разгадывать загадки.»

МБДОУ «Детский сад №17»

__________________________________________________________________

Консультация для родителей

УЧИТЕ ДЕТЕЙ РАЗГАДЫВАТЬ ЗАГАДКИ

Загадка доставляет уму

ребёнка полезное упражнение.

К.Д.Ушинский

Всем нам в детстве загадывали загадки! Ведь это так здорово – поломать голову над чем-то интересным, проявить эрудицию и блеснуть знаниями!

Загадка – это один из видов фольклорного жанра, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов и явлений. В. И. Даль писал: «Загадка — краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки».

На первый взгляд может показаться, что разгадывание загадок — всего лишь забава, не больше того. Но это не так. Любая загадка, а народная в особенности — это маленькое произведение искусства. Загадка умна, поэтична, часто несет в себе нравственную идею, развивают чувство юмора.

Разгадывание загадок – весёлый и интересный процесс, который приносит удовольствие и детям, и взрослым, дарит богатые возможности для развития речи, внимания, мышления и воображения ребенка.

Прежде чем начать загадывать ребенку загадки, полезно узнать, какие они бывают. Существует несколько видов загадок.

Описательные загадки

Такие загадки подходят для самых маленьких. Для таких загадок необходимо перечислить важные особенности и характерные детали предмета, явления или живого существа, о котором идет речь. Описательные загадки можно упрощать или усложнять, давая более краткий или развернутый варианты описаний.

Это животное самое большое на нашей планете. Кто это? (слон)

У нее четыре колеса. Она едет по дороге и сигналит: БИ-БИ! Что это? (машина)

Загадки-стихотворения

Стихотворные загадки бывают разного уровня сложности.

– Ускользает, как живое,

Но не выпущу его я.

Белой пеной пенится,

Руки мыть не лениться. (мыло)

– Летом ходит без дороги

Возле сосен и берез,

А зимой он спит в берлоге,

От мороза прячет нос. (медведь)



Рифмованные загадки

В некоторых загадках-стихотворениях предлагается назвать в качестве отгадки последнее слово в строке. Рифма подскажет отгадку и поможет ребенку почувствовать себя успешным, поверить в свои силы. Такие занятия доступны самым маленьким и малыши очень любят такие загадки. Рифмованные могут быть совсем короткие – всего по две строки, и подлиннее.

– Быстро прячется от страха

В панцирь твердый… (черепаха)

– До чего огромный рот!

Пасть разинул… (бегемот)


Загадки-обманки

Загадки-обманки также предлагают в качестве ответа слово-рифму, вот только это подсказка наоборот – путаница, неправильное слово. Отгадывание таких загадок требует от ребенка внимательности и сосредоточенности: ребенок должен не поддаться на подсказку-обманку и не позволить себя запутать, дать правильный ответ, который не созвучен стихотворению.

–На заборе поутру Кукарекал… (не кенгуру, а петух)

– Дочерей и сыновей Учит хрюкать… (не соловей, а свинья)

Образные загадки

В более сложных стихотворных загадках смысл представлен образно, он завуалирован. Для отгадывания таких загадок необходимо обладать большим словарным запасом, высоким уровнем мышления и воображения. Обратите внимание, что дети любят отгадывать такие загадки, только если они уже знакомы, а при отгадывании новых загадок испытывают трудности. Стихотворные загадки со скрытым смыслом можно предложить детям среднего и старшего дошкольного возраста.

– Без рук, без ног, а ворота отворяет (ветер)

– Четыре братца под одной крышей стоят (стол)


Загадки:

  • обогащают словарь детей за счет многозначности слов;

  • помогают увидеть вторичные значения слов;

  • формируют представления о переносном значении слова;

  • помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи.



Причины ошибок при отгадывании загадок детьми

Несмотря на то, что старшие дошкольники обладают уже определенными знаниями и интеллектуальными умениями при отгадывании загадок они все же допускают ошибки:

  • невнимательно слушают текст загадки;

  • не запоминают полностью содержание загадки;

  • полностью или частично не понимают текст загадки;

  • при отгадывании и сравнении используют не все признаки, имеющиеся в загадке;

  • не имеют достаточных знаний о загаданном;

  • не могут правильно проанализировать, сравнить и обобщить признаки, указанные в загадке.

Обучение детей отгадыванию загадок начинают не с их загадывания, а с предварительного ознакомления детей с теми предметами и явлениями, о которых пойдёт речь в загадках через наблюдение, беседу, дидактические игры, чтение художественной литературы (она обостряет наблюдательность и одновременно учит детей умению пользоваться словом, точным и образным). Загадка становится не просто развлечением, а упражнением в рассуждении и доказательстве, приближает ребёнка к пониманию народной и литературной речи.