УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ № 73 17.12.19
Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.
Планируемые результаты:
Предметные: уметь анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного
Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу
Познавательные: развитие умения классифицировать явления
Коммуникативные: построение фраз с использованием лингвистических терминов
Личностные: формирование интереса, желания писать красиво и правильно.
Оборудование: учебник, раздаточный материал.
Ход урока
I.1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа).
2. Мотивация.
Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение:
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
3.Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь! (Это имя прилагательное!)
4. Постановка целей и задач урока по опорным словам
Актуализация опорных знаний.
1.Мини-сценка. Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.
(текст диалога из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» зачитываются подготовленными учениками)
Правдин: (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: …Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту.
- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное?
- Дайте точное определение имени прилагательному как части речи.
- К словам какой части речи прилагается прилагательное?
- Почему к именам существительным?
Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой
2.Фронтальная работа.
Мне бы хотелось продолжить урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.
Уважаемые шестиклассники!
Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста пропали слова. Помогите восстановить их.
…………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша.
Как прекрасна ……… роща!
Особые приметы:
Отзываются на вопросы какой? чей?
Легко приспосабливаются к любому предмету.
Объявляется розыск! Пропали слова!
Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)
Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.
Скользкий
Разноцветные
Берёзовая
Поздней
Зелёной
Пушистые
Ослепительный
Свинцовая
Беловатых
Чёрные
Грязным
Добрый
восстановите текст и дайте ответ на вопрос: «Какова же роль имён прилагательных в речи?»
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Получилось!!!
Сделаем вывод. Что такое имя прилагательное? Какова роль прилагательных в речи?(делает нашу речь ярче и выразительнее).
Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветье дивных слов легко определю я!
Ученики приходят к выводу, что прилагательные описывают, характеризуют предмет, значит, делают речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.
Работа с таблицей «Понятие об имени прилагательном» . Используя таблицу, сформулировать определение имени прилагательного.
Понятие об имени прилагательном
тёмное небо, бабушкин платок.
Какой?
Чей?
По падежам, числам, родам (в ед.ч.): золотому кольцу – Д.п., ед.ч., ср.род.
Определение или сказуемое: Дом был светлым. В саду росли красные розы.
Мотивация учебной деятельности.
Вопрос учителя к детям: Какой была бы наша речь, если бы в ней не было имён прилагательных? Предполагаемый ответ: Прилагательные помогают нарисовать живую, яркую картину действительности, в полной мере представить предметы и детали событий.
Практикум.
Работа с текстом.
Детям для работы на уроке предлагается текст «Соловей».
Чтение текста вслух учителем .
Соловей
Соловей – красивая и грациозная птица. Он стройный, у него высокие лапки, тонкий клюв и большие глаза. Хвост достаточно длинный, рыжий. Спинка рыжевато-бурая, шейка и грудка светло -серые с едва заметными зелёными пятнышками, животик белый. Перья мягкие, плотно прилегают к телу. Соловей очень быстрый, проворный, передвигается по земле прыжками.
Анализ текста Вопросы и задания.
Какое настроение передаёт текст?
О чём/ком этот текст? Какова тема текста?
Если бы вы были художником, какие краски/цвета вы бы использовали для картины «Соловей»?
Прокомментируйте написание следующих слов: соловей, длинный, светло-серые, животик, передвигается (на слайде).
Подберите антонимы к таким словам: высокие (лапки) - …, тонкий (клюв) - …, длинный (хвост) - …, мягкие (перья) - …, большие (глаза) - …
Каких частей речи больше всего в этом тексте? Почему?
Интерактивное упражнение (дети объединяются в малые группы по 5-6 человек). Задание: выписать из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определить род, число, падеж прилагательных. Сделать вывод.
Красивая, грациозная птица – ж.р.,ед.число,Им.падеж.
Он стройный – м.р.,ед.число,Им.падеж.
Высокие лапки – мн.число,Им.падеж.
Тонкий клюв – м.р.,ед.число,Им.падеж.
Большие глаза – мн.число,Им.падеж.
Хвост длинный, рыжий – м.р.,ед.число,Им.падеж
Спинка рыжевато-бурая – ж.р.,ед.число,Им.падеж.
Зелёными пятнышками – мн.число,Тв.падеж.
Животик белый – м.р.,ед.число,Им.падеж.
Перья мягкие – мн.число,им падеж.
Соловей быстрый, проворный – м.р.,ед.число, Им.падеж
Вывод: дети должны сказать, что прилагательное зависит в предложении от существительного или местоимения. Род, число и падеж прилагательного будут такими же, как и у существительного/местоимения, от которого зависит прилагательное.
Группы читают миниатюру С. Сахарнова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”.
Восстановите пропущенное имя прилагательное.
Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну. И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко. А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.
Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная
Розовое озеро
Когда наш самолёт пролетал над границей Уганды и Танзании, я увидел, что под крылом лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, розовое озеро.
– Смотрите, смотрите, – сказал я соседу, – розовая вода!
– Не может быть. – Он пожал плечами и потянулся к окну.
И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, поднялось в воздух и рассыпалось вихрем розовых искр. Тысячи птиц – розовые фламинго. Они до того стояли в воде – испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко!
А впрочем, ничего. Улетит самолёт, успокоятся птицы, вернётся стая, и снова замерцает, закипит бледно-красное замечательное озеро.(С. Сахарнов)
Вопросы и задания:
Какое удивительное зрелище наблюдали пассажиры самолёта? Приходилось ли тебе видеть розовых фламинго? Расскажи, какие это птицы. Прочитай отрывок, как розовое озеро превратилось в серое.
Не случайно прилагательные говорят о себе так:
С существительными подчас
Не жизнь, а просто скука.
Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука.
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Тестирование. ученики записывают в тетради буквы-ответы. Самые внимательные найдут в ответах прилагательное «белый, ключ к тесту для самопроверки.
Тест
Имя прилагательное означает:
А) действие предмета
Б) признак предмета
В) количество предметов.
2. В предложении имя прилагательное может выступать:
Г) только определением
Д) только сказуемым
Е) и определением, и сказуемым.
3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:
Л) какой? чей?
К) сколько?
М) кто? что?
4. Найти имя прилагательное:
П) говорить
Р) пятнадцать
Ы) весёлый.
5. В каком предложении есть прилагательное:
Й) Мне купили красивое платье.
У) Идёт дождь.
Я) Мне весело с друзьями.
Ключ к тесту для самопроверки: 1-б, 2-е, 3-л, 4-ы, 5-й.
Игра «Аукцион» (10 мин.)
Итоги урока. Рефлексия
Что сегодня на уроке мы повторили?
Что нового узнали?
- Что вам понравилось?
- Ребята, оцените себя (детям разрешается оценивать себя по 5-балльной шкале или написать небольшой комментарий по поводу работы на уроке
Оценивание учащихся
IX. Домашнее задание . Выполнить одно задание (на выбор ученика): 1. Из учебника литературы выписать 5 предложений с прилагательными, определить род, число, падеж, синтаксическую роль. 2. Подобрать 15 прилагательных для словарного диктанта. 3. Составить небольшой рассказ на тему «Зимнее приключение», используя прилагательные: весёлый, снежный, солнечный, хмурый, зимний, красивый, умный, мокрый, холодный, сонный. Можно также использовать и другие прилагательные.