СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировского района Республики Крым

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Учитель русского языка и литературы МБОУ "Партизанская ОШ" Кировского района Республики Крым»

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 6 КЛАССЕ № 73 17.12.19

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

Планируемые результаты:

Предметные: уметь анализировать и характеризовать значение, морфологические признаки имени прилагательного

Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу

Познавательные: развитие умения классифицировать явления

Коммуникативные: построение фраз с использованием лингвистических терминов

Личностные: формирование интереса, желания писать красиво и правильно.

Оборудование: учебник, раздаточный материал.


Ход урока


I.1. Организационный момент (положительный эмоциональный настрой + запись числа).

2. Мотивация.

Здравствуйте, ребята! Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение:

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы! Тогда - за работу!

Удачи желаю я Вам!

3.Откройте тетради и запишите число, классная работа.

Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня вам надо знать, беречь! (Это имя прилагательное!)

4. Постановка целей и задач урока по опорным словам

  1. Актуализация опорных знаний.

1.Мини-сценка. Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.

(текст диалога из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» зачитываются подготовленными учениками)

Правдин: (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?

Митрофан: Дверь, котора дверь?

Правдин: …Вот эта.

Митрофан: Эта? Прилагательна.

Правдин: Почему же?

Митрофан: Потому что она приложена к своему месту.

- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное?

- Дайте точное определение имени прилагательному как части речи.

- К словам какой части речи прилагается прилагательное?

- Почему к именам существительным?

Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой

2.Фронтальная работа.

Мне бы хотелось продолжить урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.


Уважаемые шестиклассники!

Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста пропали слова. Помогите восстановить их.


…………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша.

Как прекрасна ……… роща!

Особые приметы:

Отзываются на вопросы какой? чей?

Легко приспосабливаются к любому предмету.

Объявляется розыск! Пропали слова!

Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)

Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.

Скользкий

Разноцветные

Берёзовая

Поздней

Зелёной

Пушистые

Ослепительный

Свинцовая

Беловатых

Чёрные

Грязным

Добрый

восстановите текст и дайте ответ на вопрос: «Какова же роль имён прилагательных в речи?»

Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.

Получилось!!!

Сделаем вывод. Что такое имя прилагательное? Какова роль прилагательных в речи?(делает нашу речь ярче и выразительнее).

Со мною ваша речь красива и точна,
Когда же нет меня – она, увы, бедна.
Людей, зверей, мир чувств, понятий, вещь любую
Соцветье дивных слов легко определю я!

Ученики приходят к выводу, что прилагательные описывают, характеризуют предмет, значит, делают речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.

  1. Работа с таблицей «Понятие об имени прилагательном» . Используя таблицу, сформулировать определение имени прилагательного.

Понятие об имени прилагательном

тёмное небо, бабушкин платок.

Какой?

Чей?

По падежам, числам, родам (в ед.ч.): золотому кольцу – Д.п., ед.ч., ср.род.

Определение или сказуемое: Дом был светлым. В саду росли красные розы.



  1. Мотивация учебной деятельности.

Вопрос учителя к детям: Какой была бы наша речь, если бы в ней не было имён прилагательных? Предполагаемый ответ: Прилагательные помогают нарисовать живую, яркую картину действительности, в полной мере представить предметы и детали событий.

  1. Практикум.

Работа с текстом.

  1. Детям для работы на уроке предлагается текст «Соловей».

Чтение текста вслух учителем .

Соловей

Соловей – красивая и грациозная птица. Он стройный, у него высокие лапки, тонкий клюв и большие глаза. Хвост достаточно длинный, рыжий. Спинка рыжевато-бурая, шейка и грудка светло -серые с едва заметными зелёными пятнышками, животик белый. Перья мягкие, плотно прилегают к телу. Соловей очень быстрый, проворный, передвигается по земле прыжками.

  1. Анализ текста Вопросы и задания.

  • Какое настроение передаёт текст?

  • О чём/ком этот текст? Какова тема текста?

  • Если бы вы были художником, какие краски/цвета вы бы использовали для картины «Соловей»?

  • Прокомментируйте написание следующих слов: соловей, длинный, светло-серые, животик, передвигается (на слайде).

  • Подберите антонимы к таким словам: высокие (лапки) - …, тонкий (клюв) - …, длинный (хвост) - …, мягкие (перья) - …, большие (глаза) - … 

  • Каких частей речи больше всего в этом тексте? Почему?

  1. Интерактивное упражнение  (дети объединяются в малые группы по 5-6 человек). Задание: выписать из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определить род, число, падеж прилагательных. Сделать вывод.

Красивая, грациозная птица – ж.р.,ед.число,Им.падеж.

Он стройный – м.р.,ед.число,Им.падеж.

Высокие лапки – мн.число,Им.падеж.

Тонкий клюв – м.р.,ед.число,Им.падеж.

Большие глаза – мн.число,Им.падеж.

Хвост длинный, рыжий – м.р.,ед.число,Им.падеж

Спинка рыжевато-бурая – ж.р.,ед.число,Им.падеж.

Зелёными пятнышками – мн.число,Тв.падеж.

Животик белый – м.р.,ед.число,Им.падеж.

Перья мягкие – мн.число,им падеж.

Соловей быстрый, проворный – м.р.,ед.число, Им.падеж

Вывод: дети должны сказать, что прилагательное зависит в предложении от существительного или местоимения. Род, число и падеж прилагательного будут такими же, как и у существительного/местоимения, от которого зависит прилагательное.

  1. Группы читают миниатюру С. Сахарнова “Розовое озеро” без прилагательного “розовое”.

Восстановите пропущенное имя прилагательное.

Когда наш самолет пролетал над границей Уганды и Танзании, я видел, что под крылом самолета лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, озеро.– Смотрите, смотрите, … вода, – сказал я соседу.– Не может быть, – пожал он плечами и потянулся к окну. И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, потянулось в воздух и рассыпалось вихрем …. искр. Тысячи … … фламинго, которые до того стояли в воде, испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко. А впрочем, ничего. Улетит самолет, успокоятся птицы, вернется стая, и снова замерцает, закипит … замечательное озеро.

Если ребята знают, какого цвета фламинго, они легко определят цвет озера – розовое.– Каким синонимом можно заменить слово розовый? – это слово употреблено в последнем предложении – бледно-красная

Розовое озеро

        Когда наш самолёт пролетал над границей Уганды и Танзании, я увидел, что под крылом лежит удивительное, вытянутое цветной тарелкой, розовое озеро.
– Смотрите, смотрите, – сказал я соседу, – розовая вода!
– Не может быть. – Он пожал плечами и потянулся к окну.
    И тут озеро дрогнуло. Оно шевельнулось, поднялось в воздух и рассыпалось вихрем розовых искр. Тысячи птиц – розовые фламинго. Они до того стояли в воде – испуганные самолетом, закружились над степью. Озеро сразу потеряло цвет и стало серым, скучным. Жалко, ах как жалко!
    А впрочем, ничего. Улетит самолёт, успокоятся птицы, вернётся стая, и снова замерцает, закипит бледно-красное замечательное озеро.(С. Сахарнов)
Вопросы и задания:

Какое удивительное зрелище наблюдали пассажиры самолёта? Приходилось ли тебе видеть розовых фламинго? Расскажи, какие это птицы. Прочитай отрывок, как розовое озеро превратилось в серое.


Не случайно прилагательные говорят о себе так:

С существительными подчас

Не жизнь, а просто скука.

Ни цвета нет у них без нас, Ни запаха, ни звука.

Но если нас к ним приложить,

Им веселее станет жить.

  1. Тестирование. ученики записывают в тетради буквы-ответы. Самые внимательные найдут в ответах прилагательное «белый, ключ к тесту для самопроверки.

Тест

  1. Имя прилагательное означает:

А) действие предмета

Б) признак предмета

В) количество предметов.

2. В предложении имя прилагательное может выступать:

Г) только определением

Д) только сказуемым

Е) и определением, и сказуемым.

3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:

Л) какой? чей?

К) сколько?

М) кто? что?

4. Найти имя прилагательное:

П) говорить

Р) пятнадцать

Ы) весёлый.

5. В каком предложении есть прилагательное:

Й) Мне купили красивое платье.

У) Идёт дождь.

Я) Мне весело с друзьями.

Ключ к тесту для самопроверки: 1-б, 2-е, 3-л, 4-ы, 5-й.

  1. Игра «Аукцион» (10 мин.)

  2. Итоги урока. Рефлексия 

Что сегодня на уроке мы повторили?

Что нового узнали?

- Что вам понравилось?

- Ребята, оцените себя (детям разрешается оценивать себя по 5-балльной шкале или написать небольшой комментарий по поводу работы на уроке

Оценивание учащихся 

IX. Домашнее задание . Выполнить одно задание (на выбор ученика): 1. Из учебника литературы выписать 5 предложений с прилагательными, определить род, число, падеж, синтаксическую роль. 2. Подобрать 15 прилагательных для словарного диктанта. 3. Составить небольшой рассказ на тему «Зимнее приключение», используя прилагательные: весёлый, снежный, солнечный, хмурый, зимний, красивый, умный, мокрый, холодный, сонный. Можно также использовать и другие прилагательные.