СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Джангамахи- моя малая Родина

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебное-исследовательская работа по краеведению "Джангамахи- моя малая Родина"

Просмотр содержимого документа
«Джангамахи- моя малая Родина»



МКОУ СОШ с. Джангамахи

Левашинского района

Республики Дагестан



Исследовательская работа по истории родного края на тему :

«Джангамахи - моя малая Родина»











Гамзаевой Набисат

Ученицы ___9_ класса

МКОУ СОШ с. Джангамахи

Руководитель

Учитель истории МКОУ СОШ с. Джангамахи

Муталимова Фериде Муталимовна

Адрес: РД. Левашинский район. с Джангамахи















Содержание:

Введение

  1. Окно в неведомый мир

    1. История происхождения села

    2. Занятие жителей села

  2. Джангамахи в наши дни

  3. Замечательные люди нашего села

    1. Джангамахинцы – ветераны ВОВ

3.2Джангамахинцы – ветераны трудового тыла ВОВ

Заключение





























Ведение

Актуальность работы. Каждый человек любит то место, где он родился. Моя малая Родина это село Джангамахи. Я очень люблю свою Родину. Однако, родной край становится еще более близким и родным, когда знаешь ее историю.

В настоящее время многие представители молодого поколения не достаточно хорошо знают историю своего края , а значит каждое последующее за ними поколение будут знать ее все меньше. Это может привести к тому, что история маленьких сел и вовсе будет забыта. Данная исследовательская работа помогает углубить и расширить знания учащихся по истории и географии родного края.



Цель работы. Изучить историю села с целью сохранения культурного наследия многонациональной республики – Дагестан.



Задачи исследования :

  • активизировать поисковую и учебно-исследовательскую деятельность учащихся

  • углубить и расширить знания учащихся по истории и географии родного края.



Объект исследования – село Джангамахи Левашинского района Республики Дагестан.













1.Окно в неведомый мир



1.1 История происхождения села

Прежде чем писать историю Джангамахи, необходимо вкратце изложить историю с. Мекеги и мекегинского общества, поскольку джангамахинцы со своими хуторами ранее входили в состав общества Мекеги. Поэтому они являются выходцами из с. Мекеги.

Как же все-таки образовалось Джангамахи [ план села прилагается] , при каких обстоятельствах? На это пока нет конкретного ответа в исторических документах, кроме народных преданий.

Некоторые мекегинцы и джангамахинцы утверждают, что, по словам их предков, во время нашествия арабов, персов, татар и т.д. часть людей из села Мекеги переселилась в более спокойные места, т.е. укрылась от завоевателей. Другие говорят, что у состоятельных мекегинцев тогда имелись земли, скот, лошади, пчелы, улья, и для их содержания они специально нанимали людей, работавших на так называемых кутанах. На базе этих кутанов со временем и образовались хутора.

Согласно третьему преданию, в XVI — XVII вв. из хаджа шел некий караван, и навстречу попались беженцы из Курдистана (курды), которые попросили спасти маленького сироту, оставшегося у них без родителей. Первым из каравана отозвался бездетный мекегинец, он взял ребенка, а вместе с ним один «саг» и один «барха» золота. Он привез ребенка в селение Мекеги, вырастил, воспитал. Мальчик рос красивым, высоким, смелым и сильным. Как-то, играя с сельскими ребятами, он случайно задел кого-то из них, а тот обозвал его безродным подкидышем. Мальчик вернулся домой и спросил у отца, правда ли это? Тогда отчим был вынужден рассказать ему всю правду. После чего неродной сын решил уйти из села. Отчим сумел убедить его, что родители погибли, может быть, даже погиб весь его род. Поэтому нет смысла куда-то уезжать, лучше остаться на той земле, где вырос. Взрослые дети не бросают отца и мать, которые их вырастили и воспитали.

Сын согласился. Его привели в местность (ныне селение Джангамахи), которая принадлежала отчиму, и сказали: «На этом месте мы тебе построим жилой дом, создашь семью, будешь содержать овец, коз, крупный рогатый скот и заниматься земледелием. Мы дадим тебе рабочую силу и то золото, что было передано в свое время вместе с тобой». Таким образом, курд стал основателем села Джангамахи. Дом, где он жил, по наследству переходил из поколения в поколение, и на этом месте в последнее время жил Шейх, а рядом сыновья Абдулмумина - Пайзулаг и Зайнулабид. Недавно Пайзулаг объединил дом отца и Шейха и построил новый. В народе и сейчас сохранилось прозвище их рода «курдхIажихъале», образованное от слова «курд».

По четвертой легенде, во избежание кровной мести нарушителей шариатских законов обычно выселяли из села и создавали им такие же условия, как наемным чабанам, скотоводам, и предупреждали, чтобы они не появлялись в родном селе до истечения меры наказания. Вначале они поселялись на кутанах, а потом жили на хуторах. Сегодня у историков нет сомнения, что все жители сел Джангамахи, Верхнего и Нижнего Лабко, Аялакаб, Цурри (Кадиркент) являются выходцами из села Мекеги. Это доказывает и сходство обычаев, нравов, языка. В Джангамахи тяжело найти тухум, где нет родства с мекегинцами, здесь разговаривают на мекегинском диалекте.

По утверждению этнографов, «ши» - это селения, которые возникли самостоятельно, без указания, откуда вышли его основатели. Таковыми считаются, например, Акуша, Урахи, Муги, Усиша, Мекеги, Цудахар, Губден и др. Приставки «махи», «маши», «ая» означают хутора, основанные выходцами из определенных существующих поселений, например: Джангамахи, Верхнее и Нижнее Лабко, Аялакаб, Цурримахи и другие.

«Ши» — это более ранние поселения, образовавшиеся повсеместно в XI — XIV вв. Они являются переходным этапом от родовых поселений к территориальным. «Махи» же образовались в XVII — XIX вв. в результате развития производительных сил и распада патриархальных семей на чисто территориальной основе.











    1. Занятие жителей села

Основными занятиями в селе Джангамахи, как и во всем Дагестане, были земледелие и скотоводство. Здесь не было крупных землевладельцев, но были состоятельные люди: Акушан Ада, Муртазали-кади, Алихабаганд, его брат Сарингерей. Они имели нескольких лошадей, ишаков, быков, десять — двенадцать коров и телят и 150 — 200 баранов. Но такие богачи были редки, большая часть сельчан довольствовалась одной лошадью или ишаком, быком, парой коров и 10-12 баранами. Многие же и вовсе ничего не имели. Вблизи жилищ располагались искусственно устроенные сельхозтеррасы для сева зерна. Нужно видеть эти террасы, чтобы судить об огромном труде, требовавшемся для их устройства. Землю надо было постоянно удобрять, чтобы она могла приносить хороший урожай. На ней выращивали пшеницу, ячмень, овес и т.д. Кроме искусственных террас были и естественные, представляющие собой скудные клочки земли.

Собираемый ежегодно урожай, по словам старшего поколения, не обеспечивал семьи в течение круглого года. Поэтому более состоятельные люди докупали недостающий хлеб на плоскости или арендовали там земли. Бедные часто просили у своих плоскостных родственников хлеба, отрабатывая его потом поденным трудом во время уборки посевов. Многие не имели своих земельных наделов, хозяйств и работали батраками (наемными работниками) на местах или на равнине. Часто случалось, что сильные бури, град величиной с голубиное яйцо, засуха разрушали хозяйства, истребляли посевы. В этом случае джангамахинцы были вынуждены продавать имеющийся у них скот. Кроме того, они, как и все горцы, продавали скот на базарах осенью, когда начинался сезон заготовки мяса. Из коровьего молока готовили масло, сыр и др., из овечьего - только сыр. Ведро молока надаивали за день от 60-80 овец и из него получали 5 фунтов сыра. Буйволов как теплолюбивых домашних животных содержали даргинцы из нижнего предгорья. Каждый сельчанин имел осла, их было больше, чем лошадей. Ишак выполнял больше работы, чем какое-либо животное. Это было самое неприхотливое безобидное животное, его содержание обходилось дешево. Также разводили кур и гусей, уток, индеек. Таким образом, животноводство являлось одним из главных занятий горцев в XIX-начале XX в.









2.Джангамахи в наши дни



Селение Джангамахи Левашинского района Республики Дагестан расположено в 107 км от г. Махачкалы, на высоте 1140 м над уровнем моря от него 79 км до ближайшей железной дороги и в 9 км до райцентра Леваши (по прямой дороге — 6 км), граничит на юге с мекегинцами, аялакабцами, на западе — левашинцами и уллуаяинцами. Село образовалось в свое время из 6 населенных пунктов (хуторов): Халакатмахи, Элакатмахи, Карчамахи (Нижний и Верхний), Гуюмахи, Гармукамахи.

Ныне Джангамахи состоит из двух населенных пунктов: Халакат и Элакат. Между ними расстояние 2,5-3 км. Жителей на сегодняшний день насчитывается около 500 человек.

Административным центром является село Халакат. Здесь находится единственная на село школа, где насчитывается около 100 учащихся. В селе имеется старая мечеть, построенная еще в начале 20 века [ фото прилагается]. Рядом со школой находится Новая Джума-мечеть, построенная в 2000х годах [фото прилагается ]. Мечеть рассчитана на 250 мест. В селе так же имеется культурно-досуговый цент с библиотекой и музеем.

Основным занятием жителей села сегодня ,как и много лет назад, является земледелие и скотоводство. Выращивают капусту, картофель, пшеницу, ячмень. Правда, среди молодежи популярно отходничество. В поисках заработка молодые люди уезжают в города Дагестана и России.















3.Замечательные люди нашего села

3.1 Джангамахинцы – ветераны ВОВ



Вместе с жителями Левашинского района и всего Дагестана джангамахинцы с негодованием встретили весть о вероломном нападении гитлеровской Германии. В эти дни в селе, как и в других районах прошли митинги и собрания. Одними из первых выразили готовность защищать родную землю бывшие красные партизаны , ветераны Первой мировой и Гражданской войн, демобилизованные воины, молодежь. Они записались добровольцами для отпрвки на фронт.

За годы войны только из Левашинского района ушло на фронт около 4 тысяч человек. Из села Джангамахи в райвоенкомате встали на учет 105 [ список прилагается ] из 126 жителей села на тот момент. 40 из них остались на полях сражений.

Почти все ветераны ВОВ имели правительственные награды за боевые заслуги.

1.Амедов Хабибулаг, 1925 г. р., сын красного партизана Рабаданова Ахмеда, доброволец. Погиб при освобождении Калининграда. Посмертно нпгражден орденом Боевого Красного Знамени.

3. Гаджиев Залумхан, 1921 г. р., имеет награды: орден Отечественной войны 1 и 2 степеней и одиннадцать медалей. Освобождал Кавказ, Белоруссию, Будапешт и дошел до Берлина. Свою трудовую деятельность Залумхан начал еще юношей в родном колхозе им. Свердлова и оттуда добровольцем ушел на фронт в 1942 г. С фронта вернулся в родное село и стал работать бригадиром. Неоднократно был членом пленума Левашинского РК КПСС, умер в 1998 г., похоронен в родном селе.

4. Зайдиев Гасан 1923 г. р., призван Левашинским РВК 23 марта 1943 г., рядовой. Погиб в боях 8 сентября 1943 г., похоронен в Краснодарском крае (Славянский район). Посмертно награжден орденом Красной Звезды, медалями и благодарственными грамотами Верховного главнокомандующего И. В. Сталина.

5. Магомедов Ахмед [ фото прилагается ] 1912 г. р., все годы войны был на фронте, ранен несколько раз, инвалид ВОВ. Свой боевой путь начал на Украине и дошел до Калининграда. Имеет награды: орден Красной Звезды , Великой Отечественной войны и 8 медалей.

И это еще не весь список…



    1. Джангамахинцы – ветераны трудового тыла ВОВ



В период Великой Отечественной войны и в послевоенные годы в колхозном производстве в основном работали несовершеннолетние. Они выполняли непосильную работу , помогая старшим – дедам, отцам, матерям, сестрам. Все трудоспособное население находилось на фронтах и оборонительных работах. Много было детей –сирот и для них в селе был открыт детский дом.

Вот некоторые имена школьников, которые заменили своих отцов, находившихся на фронтах и оборонительных работах, и работали на полях колхоза по призыву Родины : « Работать от зари до зари», « За Родину, за Сталина»:

  1. Муртузалиевы Джапар, Джалил, Кагир

  2. Зульпукаров Зульпукар

  3. Агаев Багатыр

  4. Шихалиевы Осман и Басыр

  5. Муминов Абдулманап

  6. Магдиевы Султанбей, Амирбей

  7. Гасановы Запир и Набиюлаг

  8. Абдулманаповы Пайзулаг и Зайнулабид

  9. Зайдиевы Сунгурбей и Абдулмаджид и многие другие.



Среди них было немало и девушек, которые выполняли работу по посадке, уборке и прополке картофеля, кукурузы, косили урожай озимых и яровых, чистили зерна в токе, готовили семенной фонд, выполняли домашнюю работу:

          1. Абдулгалимова Узлижат

          2. Ахмедова Муслимат

          3. Гаджиева Хадижат[ фото прилагается ]

          4. Джамаева Патимат

          5. Арсланханова Адай

          6. Айдиева Зузу

          7. Багандалиева Патимат

          8. Иманалиева Патимат

          9. Рабаданова Ханисат и многие другие.











Заключение

На протяжении долгих – долгих веков наша Родина благородно впитывала в себя радость и печаль, боль и страх. Она как мать, верный и преданный друг, терпела, надеялась, мечтала. Мечтала о будущем своих детей.

Любовь к тому месту, где ты родился , нельзя измерить ничем, разве только слезами тоски. Нужно постараться знать свою Родину, ее историю, ее героев. Знать кто мы такие и от кого произошли, знать кто наши предки, и как они жили. Не менее важно передать эти знания следующим поколениям. В этом я хочу быть полезна своей Родине.







































Список литературы:

  1. Абдулбеков К.Г. Джангамахи и джангамахинцы ( воспоминания и размышления) – Махачкала 2006 г.

  2. О.М. Муртазалиев. Книга памяти «Назовем поименно» том 7- Махачкала 2002 г.

  3. Абдулбеков К.Г Истоки рода Гасановых – Махачкала 2001 г.

  4. www.odnoselchane.ru